КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Проведение уклонов
Уклоны, в отличие от бремсбергов, предназначены для подъема по ним угля и породы. По своему назначению и сроку службы они делятся на капитальные и панельные. Формы и размеры их поперечного сечения выбираются согласно общим положениям. Для капитальных уклонов наиболее характерна сводчатая форма при бетонной крепи, арочная — при металлической и трапециевидная (прямоугольная) — при креплении сборным железобетоном. Уклоны проводятся обычно по пластам угля и реже по породам. В зависимости от мощности пласта и размеров поперечного сечения уклоны по пластам угля проводят с подрывкой или без подрывки породы. Способ проведения уклонов по углю с подрывкой породы выбирают исходя из тех же условий, что и при проведении штреков и бремсбергов. Обычно уклоны проводят узким забоем, так как в большинстве случаев они являются капитальными выработками. При проведении уклонов сложным забоем целесообразно производить подрывку почвы пласта, что обеспечивает большую устойчивость выработки и упрощает водоотлив из передового угольного забоя. Уклоны чаще всего проводят в направлении сверху вниз, поскольку в большинстве случаев они предназначены для вскрытия нижних горизонтов, на которых еще не ведут горные работы. При проведении уклонов возникают трудности, определяемые в основном величиной угла наклона и связанные с необходимостью применения различных подъемных средств для выдачи угля и породы из забоя, с притоками в забой воды, усложняющей ведение работ и снижающей производительность труда, с отсутствием средств механизации погрузки породы и угля при угле наклона более 25°. Трудности ведения работ в первом уступе (при сложном забое) возрастают с увеличением угла наклона и практически исключают применение сложного забоя при угле наклона более 15—20°. Выемка угля и породы при проведении уклонов и ходков производится буровзрывным способом; в мягких породах возможно применение отбойных молотков. Параметры буровзрывных работ определяются так же, как и при проведении штреков по неоднородным породам. Бурение шпуров по углю обычно осуществляется ручными электросверлами, а по породе — колонковыми электросверлами или пневматическими бурильными машинами. В пластах мощностью 0,8—1,5 м с углом падения до 15° выемку угля можно производить нарезными комбайнами КН-3. При этом уголь вынимают на всю длину уклона или ходка, после чего подрывают почву и возводят постоянную крепь. При углах наклона до 12—15° для проведения уклонов при соответствующей крепости угля и породы могут применяться проходческие комбайны ПК-9р, ЗПУ («Караганда-7/15»). Наиболее трудоемким процессом при проведении уклонов является погрузка угля и породы. Для погрузки угля и породы при проведении уклонов и наклонных стволов, проводимых сверху вниз с наклоном до 25°, серийно выпускаются отечественные погрузочные машины ППН-7 и ПНБ-5. Машина ППН-7 относится к классу машин ковшового типа со ступенчатой погрузкой. Передвижение машины в наклонной выработке обеспечивается лебедкой. В комплект машины входят два манипулятора для установки бурильных машин. Машина ПНБ-5 с рабочим органом непрерывного действия снабжена навесным бурильным оборудованием и может производить погрузку слабых и средней крепости пород в любые транспортные средства. На рис. 143 показана схема проведения уклона с применением погрузочной машины ППН-7. Погрузку угля и породы производят в вагонетки.
Схема проведения уклона с раздельной выемкой угля и породы с применением погрузочной машины ПНБ-5 показана на рис. 144. Уголь и породу раздельно машиной грузят на конвейер. При углах наклона выработок до 35—40° уголь и породу можно грузить при помощи скреперной установки в скипы. При этом скреперы применяют гребкового типа. При проходке уклонов по углю и смешанным забоем на строительстве шахты «Распадская-1» Томусинского месторождения (Кузбасс) в первое время для погрузки горной массы использовались машины УП-3. Однако их применение в забоях уклонов, проводимых по пластам VI—Via, VII и IX с углами падения 7—8°, осложнялось значительными (до 60—100 м3/ч) притоками воды. Так, при притоках воды 15—20 м3/ч на погрузку 25 т угля затрачивалось не менее 2,5 ч. При этом до 20% угля грузилось вручную из-за образования пульпы, которую машина грузить не могла. С целью устранения отмеченных недостатков начиная с 1964 г. проведение уклонов осуществляется с применением легких ручных скреперов 5 (рис. 145, а) емкостью 0,04—0,07 м3. Скрепер весом 7—10 кг изготовляли из листовой стали толщиной 1—1,5 мм и усиливали ребрами жесткости 1 (уголковая сталь малого профиля); к нему приваривали рукоятку 2. Перемещение скрепера осуществляется движущейся цепью конвейера посредством троса 3 диаметром 6,5—7,9 мм и длиной 8—10 м и рычага 4. При погрузке угля на конвейер (рис. 145, б) один проходчик удерживает скрепер за рукоятку, другой проходчик вставляет, а затем вытаскивает рычаг 6 из звена скребковой цепи 7.
На натяжной головке конвейера прикрепляется болтами металлический полок 8, направляющий груженый скрепер и исключающий его задевание за головку. В первую очередь грузится уголь, находящийся в центральной части забоя. При этом устраивается канава до почвы выработки. Вода собирается в ней и откачивается насосом. Применение легких ручных скреперов в обводненных забоях дало возможность сократить время на погрузку угля (по сравнению с машиной УП-3). Так, при проведении уклона сечением в проходке 12,9 м2, в свету 10,1 м2 по пласту VI—VIa мощностью 4—4,5 м с углом падения 7—8° была достигнута среднемесячная скорость 127 м. Опыт применения легких ручных скреперов показывает, что при подрывке пород кровли хорошо раздробленную породу средней крепости можно также грузить этими скреперами. Подъем угля и породы при проведении уклонов обычно обусловлен способом транспортирования, принятым на период эксплуатации. В соответствии с этим подъем может осуществляться в вагонетках или скипах, а также с помощью конвейеров. Подъем вагонетками может быть принят при углах наклона не более 25° и осуществляется подъемными лебедками с одноконцевыми канатами. Одноконцевой канатный подъем обеспечивает наибольшую маневренность, простоту оборудования верхней приемной площадки, легкость обслуживания и возможность использования в уклоне только одного рельсового пути. Двухконцевой канатный подъем при проведении уклонов менее целесообразен в связи со сложностью оборудования приемных площадок, большого загромождения поперечного сечения уклона и менее удобной погрузки в забое. Вагонетки применяют емкостью 1-2 т. Подъем в скипах применяется при проведении уклонов с углом наклона более 25°, при этом целесообразно использовать скипы • с открытой передней стенкой и разгрузкой при помощи разгрузочных направляющих. Емкость скипов может быть 1,1—3,0 м3. При углах наклона до 18—20° наиболее целесообразным следует считать конвейерный транспорт. При конвейерном транспорте скребковый конвейер, обеспечивающий более простое наращивание, устанавливают у забоя, а ленточный, на который перегружается порода или уголь скребковым, служит основным транспортом до штрека. Материалы и оборудование доставляют в вагонетках, для чего параллельно конвейеру укладывают рельсовый путь. В целях обеспечения безопасности работ в забое уклона и устранения несчастных случаев при обрыве подъемного каната или самонепроизвольного скатывания вагонеток на поднимающиеся вагонетки навешивают упорные вилки и на некотором расстоянии от забоя устанавливают ограждающий барьер. На верхней приемной площадке устраивают барьеры и устанавливают опорные устройства, которые должны открываться только для пропуска поднимаемых fили опускаемых по уклону вагонеток. Забой уклона должен быть связан с верхней приемной площадкой двусторонней сигнализацией. Наличие воды при проведении уклона ухудшает условия работы в забое, в результате чего снижается производительность труда и скорость проведения выработки. Источниками притока воды при проведении уклона могут быть: просачивание воды из канавки верхнего штрека; просачивание воды из почвы угольного пласта, по которому проводится уклон; выделение воды из пласта угля или из его кровли. Поступление в уклон воды из канавки верхнего штрека устраняют путем изоляции ее на участке в непосредственной близости от уклона путем бетонирования канавки или пропуска воды по трубам. Для улавливания воды, поступающей из почвы пласта, по уклону через каждые 10—15 м прорывают поперечные канавки с уклоном в сторону продольной канавки, по которой вода направляется в промежуточный водосборник. При притоке в забой до 5—б м3/ч вода откачивается забойными переносными насосами в вагонетку или скип и выдается вместе с горной массой. При больших притоках воды водоотлив осуществляется насосами или гидроэлеваторами непосредственно в канавку штрека или через промежуточную перекачную станцию (двухступенчатый водоотлив). Одноступенчатая схема водоотлива применяется при поступлении воды непосредственно из забоя при углах наклона до 25°и длине уклона до 200—300 м. В этом случае насос устанавливают вблизи забоя (см. рис. 143). По мере подвигания забоя насос передвигают после достижения им предельной высоты всасывания (5—6 м по вертикали). Расстояние, на которое необходимо при этом переносить насос по уклону, может быть определено из выражения:
где х — 1,5—2 — коэффициент неравномерности притока воды; qa — нормальный приток воды, м3/ч. Мощность электродвигателя насоса будет
где L — наклонная высота нагнетания, м; η— общий к. п. д. всей установки, равный 0,65-0,85.
Перекачные насосы на промежуточных станциях устанавливаются полустационарно, так как переноска их производится сравнительно через значительный период времени. Для перекачки воды применяют центробежные насосы, производительность которых обычно принимается в 2—2,5 раза больше ожидаемого максимального притока воды. Перекачные насосы устанавливаются на фундаменте или на металлической раме. Вода, поступающая в перекачную станцию, скапливается в водосборнике, который устраивают в виде колодца в почве насосной камеры или в пласте угля по его падению. Емкость водосборника определяется величиной притока воды и обычно достигает 5—10 м3. Так как вода, поступающая в водосборник, загрязнена механическими примесями, от которых затрудняется работа насоса и засоряется водосборник, то целесообразно воду, поступающую из забоя уклона, сбрасывать в рудничную вагонетку, стоящую рядом с водосборником. Вода, несколько отстаиваясь в вагонетке, будет протекать через ее борта осветленной. По мере заполнения вагонетки шламом ее можно выдавать на поверхность для очистки, а на ее место устанавливать чистую. При совместном проведении уклона и людского ходка, когда эти выработки между собой периодически соединяются просеками, перекачные станции с насосом располагаются в просеке. Трубопровод от перекачных насосов во избежание его повреждения необходимо подвешивать к крепи уклона или прокладывать по людскому ходку. Наращивание трубопровода производят снизу вверх. Электрический кабель необходимо подвешивать к крепи. Во избежание частого наращивания кабеля целесообразно у насоса иметь запасные витки кабеля, подвешенные на штырях к крепи. В случае выхода из строя рабочих насосов необходимо иметь однотипные резервные насосы. Управление насосами водоотливной установки должно быть автоматизировано. Действующие в угольной промышленности нормативы проведения уклонов и ходков предусматривают следующую скорость их проведения в месяц: с породным и смешанным забоями, проводимые с углом наклона: до 25°—60 м; 25—45° — 50 м; свыше 45°—45 м; с угольным забоем, проводимые с углом наклона: до 25°—75 м; 25—45° — 60 м; свыше 45°—55 м. Многими проходческими бригадами при правильном использовании оборудования и хорошей организации труда указанные нормативы значительно перекрываются. В основу организации работ при проведении уклонов принимаются те же основные положения, что и при проведении бремсбергов. Вместе с тем необходимо учитывать дополнительные затруднения, связанные с организацией водоотлива и подъема, более сложными условиями погрузки породы и т. п. На шахте «Комсомолец» (Кузбасс) по пласту мощностью 1,6— 1,8 м с углом падения 12—14° проводили уклон с подрывкой породы кровли и уборкой ее в раскоску. Поперечное сечение уклона в свету 13,3 м2, в проходке 17,9 м2. Режим работы в забое был установлен четырехсменный с прерывной рабочей неделей. Графиком организации работ предусматривалось выполнение одного цикла в смену с подвиганием забоя за цикл 1,5 л. Цикл начинался с бурения шпуров по углю (14 шт.) глубиной 1,8 м электросверлами ЭР-16. После взрывания уголь грузился погрузочной машиной УП-3 на скребковый конвейер КСА-1, который по мере подвигания забоя наращивался. Конвейерная линия из забоя до места погрузки была автоматизирована. После выгрузки угля устанавливали временную крепь. Затем производилось бурение 12 шпуров в раскоске. После взрывания, уборки угля и крепления раскоски бурились четыре шпура по породе. Взорванная порода целиком вмещалась в раскоску. Забой крепили неполными деревянными рамами, которые устанавливались через 0,7 м. Бока и кровля выработки затягивались всплошную деревянными затяжками. На этой операции цикл заканчивался. Среднемесячная производительность одного проходчика достигала 8,6 м. Скорость проведения уклона в месяц составляла 137,5 м. На шахте «Ново-Бутовская» (Донбасс) для быстрого вскрытия и подготовки горизонтов южного крыла было организовано скоростное проведение вспомогательного уклона. Уклон поперечным сечением в свету 10 м2, в проходке 13 мг проводили по пласту мощностью 1,7 м с углом падения 3—5° с подрывкой пород кровли. Выемка угля в забое уклона осуществлялась комбайном ПК-Зм, а породы — с помощью буровзрывных работ. Крепился уклон металлическими арками из спецпрофиля, расстояние между арками 0,9 м. Графиком организации работ предусматривалось выполнение в смену одного цикла (четыре цикла в сутки). Скорость подвигания забоя составила 8,7 м/сутки. Ежесменно в забое работали 8—9 проходчиков. Проходческий цикл начинался с погрузки породы, которая осуществлялась комбайном ПК-Зм в вагонетки ВШ-128 емкостью 1,1 м3. Как показал хронометраж, на загрузку породой одной вагонетки уходило 2,5 мин, а на обмен ее на порожнюю — 3 мин. Всего на уборку породы за цикл (18 вагонеток) затрачивалось в среднем 100 мин. Подъем вагонеток осуществлялся двумя лебедками. Параллельно с погрузкой породы два проходчика в течение 60 мин разгружали затяжки, заготовляли элементы арочной крепи. Установка крепи, начинавшаяся по окончании уборки породы, занимала в среднем 74 мин. Одновременно с креплением велись работы по устройству водоотливной канавки, наращиванию става орошения и вентиляционных труб. На этих операциях было занято 4 проходчика в течение 30 мин. После установки всех рам крепи и затяжки кровли выработки звено приступало к выемке и погрузке угля комбайном. За цикл выдавалось 22 вагонетки с углем; на загрузку одной вагонетки уходило в среднем 2 мин, а на обмен ее на порожнюю — 3 мин. Общие затраты времени на выемку угля составляли за цикл 110 мин. Затем 4 проходчика приступали к обуриванию породной части забоя, а пятеро других — к настилке постоянного и временного путей. В забое уклона по породе бурили 7 шпуров длиной 2,5 м. Бурение вели одновременно двумя ручными электросверлами СЭР-19Д. Средняя продолжительность операции определялась в 25 мин. Заряд состоял из 0,9 кг аммонита ПЖВ-20. К. и. ш. равен 0,9. На заряжание, взрывание и проветривание затрачивалось 36 мин, на орошение забоя и приведение его в безопасное состояние — 10 мин. На этом проходческий цикл заканчивался. Для проветривания уклона применяли вентилятор СВМ-6, установленный на свежей струе. Производительность труда проходчика составила на выход 0,246 м, в месяц — 6,15 м.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 4311; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |