Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Организация СЭБ, ее задачи и функции

Решение о формировании Службы безопасности целесообразно принять задолго до того момента, когда у предприятия возникнут проблемы, связанные с воздействием внутренних или внешних угроз (см. главу 1). Более того, воздействие этих угроз может быть незаметным для предпринимателя в течение длительного времени, достаточного для того, чтобы его последствия на момент обнаружения оказались необратимыми.

Поэтому наиболее правильно поступает тот предприниматель, который задумывается о проблемах обеспечения безопасности своего предприятия на этапе подготовки бизнес-плана. Прав будет и тот руководитель, который, ознакомившись с этой книгой, не дожидаясь неприятностей, приступит к детальному изучению состояния безопасности предприятия (с привлечением специалистов, если их нет на самом предприятии) и планированию первоочередных мероприятий по созданию Службы экономической безопасности.

Целью обеспечения безопасности предприятия является комплексное нейтрализующее воздействие на потенциальные и реальные угрозы, позволяющее ему успешно функционировать в нестабильных условиях внешней и внутренней среды.

Соотнесение угроз экономической безопасности предприятия и задач системы экономической безопасности, приведенных в теме 1, с анализом реальной обстановки на вашем предприятии, отношений с партнерами, поставщиками и клиентами, особенностей конкурентной среды и т.д. и т.п. позволит выявить задачи, которые должна решать СЭБ вашего предприятия для достижения этой цели.

Деятельность по обеспечению экономической безопасности предприятия включает в себя четыре основных направления: — защиту материальных и финансовых ценностей;

—защиту персонала;

—защиту интеллектуальной собственности (в том числе коммерческой тайны);

—информационное обеспечение коммерческой деятельности предприятия в рыночных условиях.

Таким образом, в самом общем виде основные задачи СЭБ можно определить как осуществление мер по указанным направлениям. Рассмотрим их подробнее.

Защита имущественной и финансовой собственности предприятия:

—разработка и постановка системы охраны предприятия, предусматривающей оптимальное размещение постов! использование технических средств охраны, а также противопожарных систем, сигнализации и связи;

—выделение помещений для хранения материальных ценностей и денежных средств, принятие мер для повышения надежности их физической защиты:

—организация пропускного и внутриобъектового режима (порядок прохода персонала, посетителей, перемещения материальных ценностей, документов);

—разработка документов, регламентирующих административно-правовую основу деятельности по охране имущественных ценностей предприятия (положение об охране, инструкции о порядке обеспечения и сохранности материальных и документальных ценностей предприятия, инструкции о пропускном режиме);

—проведение инструктажей сотрудников предприятия по вопросам охраны, пропускного режима;

—анализ состояния материальных и финансовых ценностей, эффективности охраны и пропускного режима, контроль за их надежностью;

—проведение служебных расследований по фактам нарушений;

—организация взаимодействия с правоохранительными органами по обеспечению экономической безопасности предприятия.

Обеспечение безопасности персонала предприятия:

— организация охраны (личной и средств передвижения, при необходимости — квартир), отработка пропускного и внутриобъектового режима, порядка приема посетителей, работы секретарей-референтов и т. п.;

—обеспечение персонала средствами технической защиты от несанкционированного проникновения в рабочие помещения, автомашины, квартиры;

—определение перечня сведений (не относящихся к категории коммерческой тайны), подлежащих защите от разглашения посторонним лицам;

—сбор информации по признакам, характерным для возможного возникновения конкретных угроз персоналу;

—контроль за проведением на предприятии ремонтных, профилактических работ сторонними организациями; в необходимых случаях после завершения работ — проведение специальных обследований помещений, транспорта, вычислительной техники, средств связи и др. на предмет выявления возможных «закладок»;

—подготовка сотрудников к действиям в экстремальных ситуациях (выработка навыков оценки информации, адекватного поведения, принятия решений);

—обучение сотрудников и членов их семей выявлению признаков, указывающих на возможную подготовку против них нежелательных действий;

—правовое обучение сотрудников: правовые возможности защиты от преступников, пределы необходимой обороны, крайней необходимости;

—выработка практических форм взаимодействия с правоохранительными органами по обеспечению безопасности персонала.

Обеспечение защиты коммерческой тайны (КТ) на предприятии:

—выработка критериев отнесения информации к сведениям, составляющим КТ;

—анализ всех сторон деятельности предприятия с целью определения собственной ценной информации, которую необходимо включить в утверждаемый «Перечень сведений, составляющих коммерческую тайну» (возможны «Дополнения к Перечню сведений...»);

—разработка комплекса (программы) постоянно осуществляемых мероприятий по защите КТ. предусматривающих организационные методы защиты, учитывающие все возможные каналы утечки защищаемой информации;

—разработка системы допуска сотрудников к сведениям, составляющим КТ, и учета этих сотрудников, а также порядка доступа к конкретным документам;

—установление правил и процедур присвоения соответствующего грифа документам, содержащим КТ, исполненным на бумаге и других носителях информации, а также порядка их рассекречивания;

—установление надлежащего порядка обращения с носителями информации — во время создания документов, их учета, работы с ними, хранения, пересылки, копирования, уничтожения;

—выделение и оборудование специальных помещений для хранения носителей документов, содержащих КТ, для работы с такими документами, а также для проведения конфиденциальных совещаний и бесед; разработка порядка проведения закрытых совещаний и контроль за его соблюдением;

—планирование, осуществление и контроль за реализацией необходимых мероприятий при проведении всех работ, связанных с использованием закрытой информации, — совместно с руководителями структурных подразделений и другими сотрудниками, имеющими доступ к документам, содержащим сведения, составляющие КТ;

—разработка и осуществление мер по недопущению разглашения КТ в процессе подготовки материалов для опубликования в печати, для использования на конференциях, в рекламе, для передачи заказчику или партнеру;

—оказание методической и иной помощи руководителям подразделений предприятия в разработке и реализации мер защиты КТ в процессе деятельности этих подразделений;

—разработка и осуществление мер безопасности в процессе использования компьютерных сетей, технических средств передачи информации, средств связи, а также создание системы противодействия техническим средствам промышленного шпионажа;

—организация охраны помещений предприятия, введение пропускного режима, в том числе внутриобъектового;

—на основе анализа уязвимых, с точки зрения безопасности, помещений — выработка предложений по установке технических средств охраны, организация контроля за работами по их монтажу, наладке, эксплуатации и ремонту;

—организация обучения сотрудников соответствующим нормам работы с документами, содержащими сведения, составляющие КТ;

—участие в процессе подбора и расстановки сотрудников, допускаемых к работе с документами, содержащими КТ;

—контроль соответствия существующей на предприятии нормативной базы требованиям защиты КТ, разработка необходимых инструкций, приказов, методик и т. п. как для исполнителей работ, так и для сотрудников СЭБ;

—контроль за исполнением существующих требований режима: проведение аналитических исследований по оценке надежности принимаемых мер защиты КТ и выработка предложений по повышению их эффективности:

—проведение служебных расследований по фактам нарушения режимных требований;

— организация профилактической работы с лицами, допущенными к работе с документами, содержащими КТ.

Обеспечение безопасности коммерческой деятельности предприятия:

—прогнозирование развития отношений и обеспечение надежности производственных связей, позволяющее избежать состояния односторонней зависимости, исключение деловых контактов с недобросовестными партнерами и посредниками;

—совместно с другими подразделениями предприятия получение информации о фактах или намерениях недобросовестной конкуренции, выработка мер по их нейтрализации;

—выявление организаций и фирм, в том числе иностранных, которые Moiyr быть заинтересованы в овладении КТ или другой конфиденциальной информацией вашего предприятия;

—планирование и координация сбора, анализа и оценки информации в интересах обеспечения стабильной и эффективной деятельности предприятия (разработка вопросников, распределение обязанностей между подразделениями: кто, где, как, когда собирает информацию);

—разработка системы накопления, хранения, использования, своевременного доведения до исполнителей важной информации, в том числе документов, содержащих конфиденциальные сведения;

—информационное обеспечение деятельности службы безопасности;

—изучение материалов (включая открытые источники информации) по организации деятельности служб безопасности, в том числе — служб безопасности других предприятий, выработка на этой основе предложений руководству;

—изучение, анализ и оценка состояния системы обеспечения экономической безопасности предприятия, разработка предложений, технико-экономических обоснований и необходимой документации в целях ее совершенствования;

—выявление лиц. проявляющих интерес к информации, в том числе составляющей КТ, ознакомление с которой не вызвано необходимостью выполнения служебных обязанностей;

—разработка необходимых инструкций, регламентирующих взаимоотношения с государственными контролирующими организациями для предотвращения возможных преступных посягательств под видом этих организаций.

Для решения такого широкого спектра (в общем случае) разнообразных задач Служба экономической безопасности должна выполнять на предприятии различные функции, наиболее полный перечень которых приведен ниже.

Функции Службы экономической безопасности;

—административно-распорядительная;

—учетно-контрольная;

—хозяйственно-распорядительная;

—социально-кадровая:

—организационно-управленческая;

—планово-производственная;

—организационно-техническая:

—научно-методическая;

—информационно-аналитическая.

Рассмотрим конкретное содержание этих функций:

Административно-распорядительная — заключается в подготовке решений по созданию и поддержанию системы безопасности: распределению обязанностей, прав, полномочий; установлению ответственности сотрудников предприятия за обеспечением экономической безопасности.

Учетно-контрольная — реализуется выделением наиболее важных направлений финансово-коммерческой деятельности и работой по выявлению внешних и внутренних угроз финансовой стабильности и устойчивости объекта; оценкой их источников: налаживанием контроля за критическими ситуациями-, ведением учета негативных факторов, влияющих на безопасность предприятия; накоплением информации о недобросовестных конкурентах, ненадежных партнерах, лицах и организациях, посягающих на жизненно важные интересы предприятия.

Хозяйственно-распорядительная — предусматривает участие СЭБ в определении необходимых материальных и иных ресурсов; в подготовке и реализации мероприятий по обеспечению сохранности имущества, финансов, защиты коммерческой тайны и т.д.

Социально-кадровая — подразумевает участие СЭБ в подборе и расстановке персонала: изучении причин и локализации возможных конфликтов; выявлении предпосылок социальной напряженности; в инструктаже сотрудников по вопросам своей компетенции: контроле за соблюдением правил режима и безопасности.

Организационно-управленческая — заключается в участии СЭБ в создании и поддержании эффективного функционирования структуры, управляющей процессом обеспечения безопасности, а также гибких временных структур по отдельным направлениям работы; в организации взаимодействия и координации между отдельными звеньями системы /тля достижения поставленных целей.

Планово-производственная — реализуется в разработке комплексной программы и отдельных целевых планов обеспечения безопасности предприятия; в подготовке и проведении мероприятии по их осуществлению и поддержке режима безопасности;

Организационно-техническая — осуществляется путем материально-технического и финансового обеспечения системы безопасности предприятия; освоением специальной техники.

Научно-методическая — реализуется в накоплении и освоении опыта обеспечения безопасности; организации обучения сотрудников предприятия, в научном анализе возникающих проблем обеспечения безопасности и методическом сопровождении деятельности подразделений предприятия в этой сфере.

Информационно-аналитическая — заключается в целенаправленном сборе и обработке информации, относящейся к сфере безопасности; в создании и использовании необходимых технических и методических средств аналитической обработки информации; в организации информационного обеспечения заинтересованных подразделений и отдельных сотрудников сведениями, имеющимися в Службе экономической безопасности.

Теперь, исходя из ваших приоритетов, финансовых и других возможностей, специфических особенностей вашего предприятия, можно формировать структуру СЭБ. ее состав, определять функциональные обязанности сотрудников.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Борьба с недобросовестной конкуренцией | Структура и деятельность СЭБ
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 10615; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.036 сек.