Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция № 4

Развитие торговли между странами ведет к формированию осо­бой сферы рыночных отношений - мирового рынка. Международная торговля существовала и в древности, но мировой рынок, охвативший торговлю значительной части стран, а затем и всех стран мира, возник только в процессе развития товарно-денежных отношений (о мировом рынке можно было говорить уже в XVI в.). Сегодня необходимо разли­чать национальные рынки отдельных стран и мировой рынок. Послед­ний имеет ряд отличительных особенностей. На национальном рынке движение товаров обусловливается лишь экономическими факторами. Оно не ограничено между разными территориями страны, цены на одинаковую продукцию имеют тенденции к выравниванию. В каждой стране складываются национальный уровень производительности тру­да, заработной платы, средняя норма прибыли и ставки процента, об­щий уровень налогового обложения и т. д. На мировой рынок товаров существенное влияние оказывают границы между государствами, внешнеэкономическая политика последних. Движение товаров между национальными хозяйствами ограничено, и некоторые товары, произ­водимые в отдельных странах, вообще не участвуют в мировом това­рообороте. На мировой рынок поступают товары, изготовленные в странах с разными экономическими условиями, т. е. с разным уровнем производительности труда, заработной платы, нормой прибыли и др.

В данной теме рассматриваются сущность, структура, особенности мирового товарного рынка (МТР), а также классификация МТР.

Понятие рыночной экономики и связанных с ее характерис­тикой категорий утвердились как в нашей обыденной жизни, так и в науке. Однако, говоря о рынке, многие имеют в виду различные по смыслу понятия. Однозначного определения рын­ка, которое признавали бы все экономисты мира, не существу­ет. В широком смысле слова рынок можно определить как сис­тему организационно-экономических отношений, которая осу­ществляется через куплю-продажу во всех звеньях воспроизвод­ства: в сфере производства, распределения, обмена и потребле­ния. Одним из наиболее общепринятых, своего рода обобщающим определением является следующее: рынокэто сфера товар­но-денежных отношений, которые складываются в процессе купли-продажи товаров, работ и услуг. Это определение может быть распространено как на национальные, так и на мировые рынки. Различными будут субъекты этих отношений — отдель­ные юридические лица, фирмы одной страны (национальный рынок) или разных стран и сами страны (мировые рынки). Не­обходимо также подчеркнуть, что, чем более развит внутренний рынок, регулирующийся рыночными законами, тем легче и лучше страна включается в отношения на мировом рынке, тем более прочные позиции она там занимает.

I. Рынок - это совокупность экономических отношений по поводу купли продажи товаров, услуг по ценам устанавливаемым на основании взаимодействия спроса и предложения в результате конкуренции.

Вся совокупность хозяйственных связей, присущих рынку находится в постоянном движении в соответствии с действием присущих им законам, 4 основные элемента образуют рынок: спрос, предложение, цена, конкуренция.

Субъекты рынка - это физические и юридические лица вступающие в экономические отношения товарообмена в одном случае как продавцы, а в другом как покупатели. Это индивидуальные товаропроизводители, фирмы, семьи, государство.

Объекты рыночных отношений - это все блага и услуги, по поводу которых возникают рыночные отношения, к ним относятся: товары потребительского значения, рабочая сила.

1. Товарная структура международной торговли

КЛАССИФИКАЦИЯ ОТРАСЛЕЙ. ОТРАСЛЕВАЯ СТРУКТУРА ПРОМЫШЛЕННОСТИ

Охарактеризовать межотраслевые связи, уровень развития различных отраслей и их вклад в валовый внутренний продукт (ВВП) позволяет отраслевая классификация.

Отраслевая классификация (рис. 1) основывается на Международной стандартной отраслевой классификации всех видов деятельности - МСОК (International Standard Industrial Classification of all Economic Activities - ISIC). Отраслевая классификация в России до 1 января 2003 г. определялась Общесоюзным классификатором отраслей народного хозяйства (ОКОНХ). Ему на смену пришел Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД).

Рис.1. Классификация отраслей промышленности

По характеру воздействия на предмет отрасли делятся на две группы: добывающие и обрабатывающие.

Добывающие отрасли обеспечивают получение природных ресурсов минерального и растительного происхождения, а обрабатывающие отрасли обеспечивают переработку исходного сырья, полученного в добывающей промышленности, а также в сельском хозяйстве.

Таким образом, к добывающей промышленности относят горнодобывающие предприятия - по добыче руд цветных и черных металлов и нерудного сырья для металлургии, горнохимического сырья, нефти, газа, угля, торфа, сланцев, соли, нерудных строительных материалов, а также гидроэлектростанции, предприятия по лесоэксплуатации, по улову рыбы и добыче морепродуктов.

К обрабатывающей промышленности относят предприятия по производству черных и цветных металлов, проката, химических и нефтехимических продуктов, машин и оборудования, продуктов деревообработки и целлюлозно-бумажной промышленности, цемента и других строительных материалов, продуктов легкой и пищевой промышленности, а также теплоэлектростанций и предприятий по ремонту промышленных изделий.

Важным условием повышения эффективности общественного производства является совершенствование отраслевой структуры промышленности. Под отраслевой структурой промышленности понимается состав отраслей или комплексов, входящих в промышленность, и их доля в общем объеме промышленного производства. Для анализа отраслевой структуры промышленности обычно используются следующие показатели:

· доля отдельной отрасли или комплекса в общем объеме промышленного производства и ее изменение в динамике;

· доля прогрессивных отраслей в общем объеме промышленного производства и ее изменение в динамике;

· коэффициент опережения;

· соотношение между добывающими и перерабатывающими отраслями.

К прогрессивным относятся отрасли, развитие которых обеспечивает ускорение научно-технического прогресса во всем народном хозяйстве. От их развития в значительной степени зависит эффективность общественного производства. В число прогрессивных отраслей обычно включают машиностроение, электроэнергетику и химическую промышленность. Рост их доли означает, что в отраслевой структуре происходят прогрессивные сдвиги, и это благотворно сказывается на экономике страны.

Коэффициент опережения выражает темп роста отрасли или отдельного комплекса Тотр к темпу роста всей промышленности Тпром:

Опережающее развитие перерабатывающих отраслей промышленности по сравнению с добывающими обычно характеризует положительные тенденции в экономике в страны (табл. 1).

Т а б л и ц а 1

Отраслевая структура экономики 2001 г., %

Отрасль Россия США Германия Франция Великобритания
Обрабатывающая промышленность 65,6 90,5 95,7 92,7 88,4
Коммунальное хозяйство 7,0 4,6 2,0 5,6 4,0
Добывающая промышленность 27,4 4,9 2,3 1,5 7,6

Отраслевая структура промышленности характеризует уровень индустриального и технического развития страны, степень ее экономической самостоятельности и уровень производительности общественного труда.

При анализе отраслевой структуры промышленности целесообразно рассматривать не только отдельные ее отрасли, но и группы отраслей, представляющие собой межотраслевые комплексы.

Под промышленным комплексом понимается совокупность определенных групп отраслей, для которых характерны выпуск схожей (родственной) продукции или выполнение работ (услуг).

В настоящее время отрасли промышленности объединены в следующие комплексы: топливно-энергетический, металлургический, машиностроительный, химико-лесной, агропромышленный, социальный, строительный комплекс и военно-промышленный.

Топливно-энергетический комплекс (ТЭК) включает угольную, газовую, нефтяную, торфяную и сланцевую промышленности, энергетику, отрасли по производству энергетического и других видов оборудования. Все эти отрасли объединены общей целью - удовлетворение потребностей народного хозяйства в топливе, тепле, электроэнергии.

Россия является единственной крупной промышленно развитой страной, которая полностью обеспечивает себя топливом и энергией за счет собственных природных ресурсов и экспортирует топливо и энергию в значительных объемах. В настоящее время этот комплекс играет существенную роль в обеспечении страны иностранной валютой.

Металлургический комплекс (МК) представляет собой интегрированную систему отраслей черной и цветной металлургии, металлургического, горного машиностроения и ремонтной базы. Развитие металлургической промышленности России предопределяет ее экономическую и политическую независимость, индустриальный и оборонный потенциал.

Машиностроительный комплекс может быть поставлен на первое место в развитии экономики. В развитых странах на его долю приходится от 35 до 50 % общего объема промышленной продукции.

Машиностроительный комплекс представляет собой совокупность отраслей машиностроения, металлообработки и ремонтного производства. Ведущими отраслями комплекса являются общее машиностроение, электротехника и радиоэлектроника, транспортное машиностроение, а также производство ЭВМ. Современный уровень отрасли не отвечает требованиям экономического и социального развития страны. Машиностроение занимает лишь 20 % общепромышленного производства.

Химико-лесной комплекс представляет собой интегрированную систему химической, нефтехимической, лесной, деревообрабатывающей, целлюлозно-бумажной и лесохимической промышленности, машиностроения и других отраслей. По запасам древесины (около 82 млрд м3) Россия занимает ведущее место в мире и в 3 раза превосходит США, в 30 раз - Швецию и в 40 раз - Финляндию. При этом лесопромышленный комплекс (ЛПК) дает в ВВП лишь 2,6 %, а в валютной выручке от экспорта - 4,3 %.

Агропромышленный комплекс (АПК) характеризуется тем, что в его состав входят разнородные по своей технологии и производственной направленности отрасли экономики: система сельского хозяйства, отрасли перерабатывающей промышленности, комбикормовая и микробиологическая промышленность, сельскохозяйственное машиностроение, машиностроение для легкой и пищевой промышленности. В деятельности АПК принимает прямое или косвенное участие около 80 отраслей. Аграрно-промышленный комплекс можно рассматривать как совокупность технологически и экономически связанных звеньев народного хозяйства, конечным результатом деятельности которых является наиболее полное удовлетворение потребностей населения в продовольствии и непродовольственных товарах, производимых из сельскохозяйственного сырья.

Строительный комплекс включает систему отраслей строительства, промышленность строительных материалов, машиностроение, ремонтную базу. Отрасли комплекса объединены общей целью - ввод в действие объектов основных фондов.

Социальный комплекс объединяет отрасли легкой промышленности, производящие товары народного потребления.

Военно-промышленный комплекс (ВПК) представлен отраслями и видами деятельности (прежде всего НИОКР), ориентированными на удовлетворение потребностей Вооруженных Сил.

В последние десятилетия происходили значительные структурные сдвиги в экономике России, определившие ее современное состояние.

Товарная структура международной торговли. Международная торговля-это процесс купли и продажи, осуществляемый между покупателями, продавцами и посредниками разных стран. Межд. Торговля включает экспорт и импорт товаров, соотношение между которыми называют торговым балансом. Значительную роль в ускорении темпов роста мировой торговли сыграло и активное включение в нее новых групп стран, ранее экономически отсталых. Многие из них после завоевания независимости встали на путь индустриализации, что вызвало расширение их импорта машин и оборудования из промышленно развитых стран. Товарная структура мировой торговли изменяется под воздействием НТР, углубления международного разделения труда. В настоящее время наибольшее значение в мировой торговле имеет продукция обрабатывающей промышленности. Особенно быстро растет доля таких видов продукции, как машины, оборудование, транспортные средства, химическая продукция.

Доля продовольствия, сырья и топлива составляет примерно 1/4.Наиболее динамично развивается торговля наукоемкими товарами и высокотехнологической продукцией, что стимулирует межстрановой обмен услугами, особенно научно-технического, производственного, коммуникативного и финансово-кредитного характера. Торговля услугами (особенно такими, как информационно-вычислительные, консалтинговые, лизинговые, инжиниринговые) стимулирует мировую торговлю товарами производственного назначения Для географического распределения мировой торговли характерно преобладание стран с развитой рыночной экономикой, промышленно развитых стран. Развитые страны торгуют больше всего друг с другом.

Торговля развивающихся стран ориентирована в основном на рынки промышленно развитых стран. Их доля в мировой торговле составляет около 25% мирового товарооборота. Значение в мировой торговле стран-экспортеров нефти в последние годы значительно снижается; все заметнее становится роль так называемых новых индустриальных стран, особенно азиатских. В современных...

МЕЖДУНАРОДНАЯ СТАНДАРТНАЯ ТОРГОВАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ

 

(МСТК) - международная классификация товаров, которая служит основой сравнительного экономического анализа внешней торговли. Используется в 90% стран. Впервые принята в 1950 г., с 1988 г. МСТК действует в ее третьей редакции. Данная классификация группирует товары по степени их обработки, назначению и ряду других принципов. Она состоит из 10 разделов (с нулевого по девятый включительно), 67 групп, 261 товарной подгруппы, 1033 базисных товарных позиций и 3118 субпозиций. При необходимости товарные субпозиции могут быть дополнительно детализированы для национального использования.

 

2.Сущность, структура и основные черты мирового товарного рынка. История его формирования(XVII-XX вв.)

Мировой товарный рынок (МТР)это сфера товарно-денежных отношений между странами или хозяйствующи­ми субъектами этих стран. Исторически МТР возникает раньше, чем мировое хозяйство. Мировой рынок как система со сложившейся структурной организацией, товарной специа­лизацией отдельных стран, центрами мировой торговли и дру­гими определяющими его чертами начал формироваться уже в XVII в., а во второй половине XIX в. он приобрел все вышеука­занные черты.

Рассмотрим коротко основные моменты истории формиро­вания МТР.

Как относительно повсеместное, хотя и не полностью рас­крывшееся явление, рынок существовал уже в период феодализ­мав XII—XIV вв., когда шел активный рост количества горо­дов. Причем городская экономика была сразу ориентирована на денежный обмен. Все то, что сельский житель производил в собственном хозяйстве, горожанин вынужден был покупать на рынке. Поначалу большинство городов представляли собой зам­кнутые сообщества, в которых преобладали мелкие внутренние рынки, характеризующиеся небольшим числом, как продавцов, так и покупателей. Немногочисленны были и разновидности продуктов, обращавшихся на местном рынке как товары. Пред­ложение не могло значительно выходить за рамки спроса, оп­ределяемого численностью (средневековые города были мало­населенными: самые крупные города — Париж и Лондон — насчитывали около 100 и 40 тыс. чел. соответственно, в боль­шинстве же остальных проживало не более 8-10 тыс. человек) и доходами городского населения, а также образом жизни (ос­новными потребностями в пище, одежде, топливе и т. д.). Боль­шинство горожан было занято неаграрным специализирован­ным производством. Профессиональная специализация и нали­чие денежных отношений породили в Европе цеховую ремес­ленную систему. В XIV-XV вв. произошло усложнение и мо­дернизация ремесленной промышленности, которые отразились в изменениях организации производства и рыночных свя­зях. Цеховая система постепенно сменяется мануфактурной. Это обеспечило настолько заметный рост производительности труда, что городские рамки стали тесны увеличившимся объе­мам товаров. На смену им приходили межгородские рынки, характеризующиеся большим числом продавцов, сравнитель­но массовым спросом и быстрым ростом товарной номенклату­ры. Покупатели уже не ограничивались местным рынком, они ехали на более крупные рынки, ярмарки за более современны­ми, новыми товарами; уже в XIV-XV века многие товары приоб­ретались в портовых городах. В этот период активизируется торговля с другими странами.

В силу произошедших изменений в рыночном механизме, по мере ослабления феодальных связей, происходил заметный поворот в сторону развития конкуренции: возникало множество независимых производителей с товарами разного качества.

В XV—XVIII ее. одновременно развертывались значитель­ные процессы в сфере экономики: распространение новых про­изводственных технологий; становление индустриальной отрас­левой структуры; переход к массовому использованию наемно­го труда; развитие форм частной собственности; активное на­копление капитала; создание сырьевой базы европейских ин­дустриальных центров на колониальной периферии; зарожде­ние машинного производства.

Ускорившееся в XVIIначале XVIII в. развитие науки и техники создавало основу будущего промышленного переворо­та. Ежегодно возникали и проходили рыночную апробацию множество новых видов продукции. В производство внедрялись передовые технологии, орудия труда и технические приспособ­ления, организационные принципы.

При этом разработка и внедрение машин и технологий про­исходили крайне неравномерно как по отраслям и странам, так и с точки зрения производственных и рыночных позиций от­дельных фирм. Стали выделяться компании-лидеры. Характер­ное еще для Средних веков стремление проникнуть на рынки других стран и закрепиться на них в XVII-XVIII вв. часто реализовывалось в виде завоевательных войн и захвата колоний в целях эксплуатации природных богатств и населения стран периферии. Подобную политику проводили все наиболее раз­витые к тому времени государства, в частности Франция и Анг­лия. Постепенно возрастала взаимозависимость государств друг от друга по линии поставок сырья и других товаров. Нацио­нальным производителям становятся тесны границы нацио­нальных рынков: объемы производства растут.

К середине XIX в. в странах Европы (в Англии на сто лет раньше), а также в Северной Америке и Японии возникли и упрочились индустриальные системы национального произ­водства, возглавлявшиеся группой крупнейших национальных производителей (многие из которых действуют по настоящее время) в каждой из формировавшихся промышленных отрас­лей. Им требовались рынки сбыта, сырье, материалы.

В результате всех рассмотренных выше процессов к се­редине XIXв. между наиболее развитыми странами стали скла­дываться постоянные, упорядоченные отношения по поводу торговли товарами: сырьем, продовольствием, отдельными ви­дами машин и оборудования, предметами роскоши. К этому времени определились также основные торговые пути, центры торговли, некоторые правила международной торговли, товар­ная номенклатура мировой торговли, страны-производители и покупатели; окончательно выделились в отдельные слои насе­ления купцы-торговцы; появились крупные торговые компа­нии с собственным флотом и т. д. Таким образом, мировой то­варный рынок в основном сформировался в середине XIX в. Его возникновение непосредственно связано с развитием всей системы международных экономических отношений, поэтому его формирование продолжается вплоть до настоящего времени.

Мировой рынок как таковой — это собирательное, абстракт­ное понятие, то есть, образно говоря, «проехать» на этот рынок нельзя.

При изучении процессов, происходящих на мировом рынке, следует учитывать его характерные особенности:

♦ Объем и направления товарных потоков мирового рынка отражают характер и структуру международного разделения труда.

♦ Мировой рынок является областью действия особой сис­темы цен — мировых.

♦ ♦ МТР выступает сферой противоречий между его субъек­тами, что отражает весь спектр экономических и политических отношений, складывающихся в мировом хозяйстве.
Определяющее влияние на процессы, происходящие на МТР, и развитие его структуры оказывают те же факторы, кото­рые влияют на международную торговлю как общемировой про­цесс. В том числе: глобализация и интернационали­зация мирового хозяйства; процессы, связанные с НТР (через формирование новой структуры потребностей); внешняя поли­тика отдельных стран (в том числе внешнеторговая политика); политические процессы, происходящие в мире; деятельность интеграционных группировок (ЕС, НАФТА и др.) и междуна­родных торговых организаций (ВТО, ЮНКТАД и др.).

В настоящее время происходит также глобализация боль­шинства мировых товарных рынков и мирового рынка в целом. Причем для некоторых товарных рынков характерны также процессы регионализации. Процесс глобализации мирового рынка идет по ряду направлений: глобализация правовой и нор­мативной базы международной торговли; расширяющийся про­цесс формирования свободного потока товаров, услуг, капита­лов между всеми странами мира; появление глобализирован­ных клиентов и глобальных и унифицированных контрактов; конкуренция на международном уровне за выгодные (по цене и/или качеству) сырьевые источники; формирование единой статистической базы мировой торговли.

Структура МТР постоянно развивается путем форми­рования новых рынков как вширь (этот процесс обусловлен по­явлением принципиально новых видов продукции — например, искусственных материалов, удобрений и т. д.), так и вглубь (путем выделения из уже существующих рынков сегментов, на которых динамично возрастают объемы продаж какой-либо продукции из номенклатуры данного рынка — например, ры­нок средств связи выделился из рынка машин и оборудования и т. д.). Структурно-образующими факторами являются:

♦ изменения в структуре мирового производства и между­народного разделения труда, происходящие под влиянием НТР;

♦ общественный спрос.

Всем рынкам присущи определенные принципы и функции.

Принципы функционирования рынка:

1.Свобода предпринимательской деятельности.

2.Свободная конкуренция.

3.Свобода перелива капитала.

4.Свободное ценообразование.

Функции рынка:

1.Посредническая- производитель –потребитель.

2.Контролирующая- выявляет общественную полезность тех или иных видов товара из затраченного на их производство труда.

3.Регулирующая- через рынок происходит распределение средств производства и рабочей силы по отдельным отраслями сферам производства.

4.Стимулирующая – рынок стимулирует снижение затрат на производство единиц продукции

5.Санирующая- рынок выталкивает тех предпринимателей, которые не возмещают своих издержек и производят товары не пользующиеся спросом.

6.Информационная- рынок даёт информацию об объёмах производства, ценах на них.

 

После изучения МТР как целостной системы со своими закономерностями и особенностями следует перейти к иссле­дованию его структуры, к анализу рынков отдельных товаров.

3. Мировые рынки отдельных товаров и услуг: сущность и классификация. Рынки традиционных товаров

Существуют различные подходы к классификации товар­ных рынков. Однако наиболее часто в научной литературе можно встретить два:

· по степени готовности продукции (в этом случае выделяют две группы рынков — сырья и готовой продукции);

· в зависимости от начала употребления данного товара в про­цессе развития мирового хозяйства — рынки традиционных (то есть употребляющихся как необходимые для существования че­ловеческого общества) товаров и рынки наукоемкой продукции (товаров, которые удовлетворяют новые потребности, появляющи­еся в результате достижений научно-технического прогресса).
Мы будем придерживаться этой классификации, которая по­зволяет более наглядно показать сам процесс развития МТР как вширь, так и вглубь. При этом следует отметить, что, воз­можно, через 100-200 лет многие из рынков новейшей для нас продукции (компьютеров, телекоммуникационного оборудова­ния и т. д.) перейдут в разряд традиционных, и эти товары бу­дут присутствовать в жилище любого человека подобно метал­лам, лесобумажным товарам, продовольствию и т. д.

Развитие рынков услуг произошло быстрее, чем других ми­ровых рынков. Услуга приобрела характер товара в междуна­родной торговле уже в конце XIX — начале XX в., тем не менее, мировой рынок услуг со всеми присущими ему чертами образо­вался к середине XX в. и продолжает быстро развиваться.

Таким образом, структура мирового рынка включает в себя следующие группы рынков:

рынки традиционных товаров (топлива, машин и обору­дования, сельскохозяйственной продукции, одежды, обуви, пи­щевой продукции, фармацевтических товаров, черных и цвет­ных металлов, драгоценных металлов и драгоценных камней

и др.);

рынки новейшей (наукоемкой) продукции (электронно-вычислительной техники, вооружений и военной техники, но­сителей информации, товаров для домашних животных и др.). Эта группа рынков в процессе развития мирового хозяйства под действием НТП и изменения структуры потребностей постоянно расширяется. В качестве новых рынков, как отме­чалось, либо оформляются отдельные сектора традиционных, приобретая все черты товарного рынка (продукции судострое­ния; отдельных цветных металлов, например, платины, меди; специализированных пищевых товаров, например, детского питания и т. д.), либо возникают рынки принципиально новых товаров (ЭВМ, носителей информации, специализированной одежды, предметов гигиены и т. д.). Этот процесс приобрел су­щественное ускорение во второй половине XX в. под действием НТР;

рынки услуг (транспортных, туристических и др.);

рынки результатов интеллектуальной деятельности.

 

Отдельный товарный рынокэто сфера товарно-денеж­ных отношений, складывающихся между странами или хо­зяйствующими субъектами этих стран в процессе купли-про­дажи какого-либо одного вида товаров (например, кофе, саха­ра и т. д.) или достаточно однородной их группы (рынок не­фти и нефтепродуктов).

При исследовании отдельных товарных рынков необходи­мо учитывать, что:

♦ отдельные товарные рынки характеризуются присущими им особенностями, связанными с характеристиками соответст­вующего товара, отраслевой структуры его производства, а так­ же субъектов этого рынка;

♦ рынки отдельных товаров испытывают влияние как об­щих для МТР в целом, так и специфических для них факторов;

♦ степень монополизации отдельных рынков выше, чем на МТР в целом;

♦ уровень конкуренции на отдельных рынках также выше, чем на МТР;

♦ при исследовании взаимовлияния мировых рынков друг на друга необходимо рассматривать характер их связей на двух уровнях: верхнем (определение места любого рынка в системе мирового рынка) и нижнем (определение особенностей взаимо­действия с другими рынками, т. е. выявление тех важнейших структурных элементов самого рынка или характеристик то­варов, которые выступают в качестве конкретных носителей этих связей. Через эти элементы происходит «сцепка» одних рынков с другими на верхнем и нижнем уровнях, а также осу­ществляется влияние одного рынка на другой).

Изучение отдельных рынков так же, как и МТР в целом, сле­дует проводить с учетом исторического фактора.

К сожалению, аудиторные часы не позволяет рассмот­реть большое количество рынков, входящих в структуру миро­вого рынка. Поэтому в этом курсе рассматриваются наиболее обшир­ные и значимые для мирового хозяйства рынки.

Рынки традиционных товаров В группе рынков традиционных товаров значительное место занимают мировые рынки сырьевых товаров.

Все разнообразные виды сырья, потребляемого в мировом хозяйстве, можно подразделить на 2 большие группы:

1) промышленное сырье;

2) сельскохозяйственное сырье.

Первая группа включает в себя:

- сырье минерального происхождения (руды, уголь, нефть, соль, нерудные ископаемые);

- сырье, полученное искусственным путем (синтетически! каучук, искусственные волокна, пластмассы и др.).

Ко второй группе относятся!

- продовольственные ресурсы;

- продовольственные культуры;

- продукция рыболовства;

- сырье для пищевой промышленности и т. д.
Неравномерность распределения природных богатств по странам, истощение в ряде стран собственных запасов полезных ископаемых и быстрый рост потребностей в топливно-сырьевых товарах сделали объективно необходимым обмен сырьевыми и продовольственными ресурсами. В связи с этим удельный вес топливных и продовольственных товаров в международной тор­говле остается высоким. Экспорт этих товаров составляет око­ло четверти всего мирового экспорта.

Выделим важнейшие тенденции международной торгов­ли сырьевыми товарами:

- рост объемов торговли полуфабрикатами, изготовленны­ми на базе минерального и растительного сырья;

- снижение удельного веса сырьевых товаров в стоимости мирового экспорта;

- быстрый рост экспорта продукции глубокой переработки и сырьевых полуфабрикатов повышенного качества. Влияние на формирование повышенного спроса на продукцию более глу­бокой переработки оказывают ужесточение экологических тре­бований импортеров, а также введение современных стандар­тов качества продукции в соответствии с системой ISO-9000.

В развитии мирового экспорта преобладающими являются более низкие темпы роста торговли продовольственным и сельс­кохозяйственным сырьем по сравнению с топливом и сырьем минерального происхождения.

Особое значение международная торговля сырьем имеет для развивающихся государств, поскольку экспорт топливно-сырь­евых товаров, продовольствия и полуфабрикатов обеспечивает им 50-100% экспортных доходов.

На конъюнктуру рынков сырья и топлива оказывают воз­действие следующие факторы:

1. Постоянно действующие:
- НТП;

- регулирование рынков;

- сезонность в потреблении топливно-энергетических товаров.

2. Временные:

- стихийные бедствия;

- политические конфликты.

НТП, например, способствовал открытию и появлению но­вых видов и источников энергии, применению энерго - и материалосберегающих технологий. Развитие НТП позволяет раз­ведать, освоить и ввести в хозяйственный оборот новые районы добычи сырья.

Важнейшее значение для мировой экономики в группе тради­ционных имеют рынки топливно-энергетических ресурсов: не­фти, природного газа, твердого топлива (угля, горючих сланцев).

Цели и содержание обучения ИЯ

План

1. Цель обучения ИЯ как социально-педагогическая и методическая категория.

2. Практическая цель обучения ИЯ.

3. Общеобразовательная цель обучения ИЯ.

4. Воспитательная цель обучения ИЯ.

5. Содержание обучения ИЯ.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Основные вопросы. Понятие метода управления как элемента управленческого процесса | Тема 4. Образование русского централизованного государства
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 489; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.