КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Лекция № 4
Развитие торговли между странами ведет к формированию особой сферы рыночных отношений - мирового рынка. Международная торговля существовала и в древности, но мировой рынок, охвативший торговлю значительной части стран, а затем и всех стран мира, возник только в процессе развития товарно-денежных отношений (о мировом рынке можно было говорить уже в XVI в.). Сегодня необходимо различать национальные рынки отдельных стран и мировой рынок. Последний имеет ряд отличительных особенностей. На национальном рынке движение товаров обусловливается лишь экономическими факторами. Оно не ограничено между разными территориями страны, цены на одинаковую продукцию имеют тенденции к выравниванию. В каждой стране складываются национальный уровень производительности труда, заработной платы, средняя норма прибыли и ставки процента, общий уровень налогового обложения и т. д. На мировой рынок товаров существенное влияние оказывают границы между государствами, внешнеэкономическая политика последних. Движение товаров между национальными хозяйствами ограничено, и некоторые товары, производимые в отдельных странах, вообще не участвуют в мировом товарообороте. На мировой рынок поступают товары, изготовленные в странах с разными экономическими условиями, т. е. с разным уровнем производительности труда, заработной платы, нормой прибыли и др. В данной теме рассматриваются сущность, структура, особенности мирового товарного рынка (МТР), а также классификация МТР. Понятие рыночной экономики и связанных с ее характеристикой категорий утвердились как в нашей обыденной жизни, так и в науке. Однако, говоря о рынке, многие имеют в виду различные по смыслу понятия. Однозначного определения рынка, которое признавали бы все экономисты мира, не существует. В широком смысле слова рынок можно определить как систему организационно-экономических отношений, которая осуществляется через куплю-продажу во всех звеньях воспроизводства: в сфере производства, распределения, обмена и потребления. Одним из наиболее общепринятых, своего рода обобщающим определением является следующее: рынок — это сфера товарно-денежных отношений, которые складываются в процессе купли-продажи товаров, работ и услуг. Это определение может быть распространено как на национальные, так и на мировые рынки. Различными будут субъекты этих отношений — отдельные юридические лица, фирмы одной страны (национальный рынок) или разных стран и сами страны (мировые рынки). Необходимо также подчеркнуть, что, чем более развит внутренний рынок, регулирующийся рыночными законами, тем легче и лучше страна включается в отношения на мировом рынке, тем более прочные позиции она там занимает. I. Рынок - это совокупность экономических отношений по поводу купли продажи товаров, услуг по ценам устанавливаемым на основании взаимодействия спроса и предложения в результате конкуренции. Вся совокупность хозяйственных связей, присущих рынку находится в постоянном движении в соответствии с действием присущих им законам, 4 основные элемента образуют рынок: спрос, предложение, цена, конкуренция. Субъекты рынка - это физические и юридические лица вступающие в экономические отношения товарообмена в одном случае как продавцы, а в другом как покупатели. Это индивидуальные товаропроизводители, фирмы, семьи, государство. Объекты рыночных отношений - это все блага и услуги, по поводу которых возникают рыночные отношения, к ним относятся: товары потребительского значения, рабочая сила. 1. Товарная структура международной торговли КЛАССИФИКАЦИЯ ОТРАСЛЕЙ. ОТРАСЛЕВАЯ СТРУКТУРА ПРОМЫШЛЕННОСТИ Охарактеризовать межотраслевые связи, уровень развития различных отраслей и их вклад в валовый внутренний продукт (ВВП) позволяет отраслевая классификация. Отраслевая классификация (рис. 1) основывается на Международной стандартной отраслевой классификации всех видов деятельности - МСОК (International Standard Industrial Classification of all Economic Activities - ISIC). Отраслевая классификация в России до 1 января 2003 г. определялась Общесоюзным классификатором отраслей народного хозяйства (ОКОНХ). Ему на смену пришел Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД). Рис.1. Классификация отраслей промышленности По характеру воздействия на предмет отрасли делятся на две группы: добывающие и обрабатывающие. Добывающие отрасли обеспечивают получение природных ресурсов минерального и растительного происхождения, а обрабатывающие отрасли обеспечивают переработку исходного сырья, полученного в добывающей промышленности, а также в сельском хозяйстве. Таким образом, к добывающей промышленности относят горнодобывающие предприятия - по добыче руд цветных и черных металлов и нерудного сырья для металлургии, горнохимического сырья, нефти, газа, угля, торфа, сланцев, соли, нерудных строительных материалов, а также гидроэлектростанции, предприятия по лесоэксплуатации, по улову рыбы и добыче морепродуктов. К обрабатывающей промышленности относят предприятия по производству черных и цветных металлов, проката, химических и нефтехимических продуктов, машин и оборудования, продуктов деревообработки и целлюлозно-бумажной промышленности, цемента и других строительных материалов, продуктов легкой и пищевой промышленности, а также теплоэлектростанций и предприятий по ремонту промышленных изделий. Важным условием повышения эффективности общественного производства является совершенствование отраслевой структуры промышленности. Под отраслевой структурой промышленности понимается состав отраслей или комплексов, входящих в промышленность, и их доля в общем объеме промышленного производства. Для анализа отраслевой структуры промышленности обычно используются следующие показатели: · доля отдельной отрасли или комплекса в общем объеме промышленного производства и ее изменение в динамике; · доля прогрессивных отраслей в общем объеме промышленного производства и ее изменение в динамике; · коэффициент опережения; · соотношение между добывающими и перерабатывающими отраслями. К прогрессивным относятся отрасли, развитие которых обеспечивает ускорение научно-технического прогресса во всем народном хозяйстве. От их развития в значительной степени зависит эффективность общественного производства. В число прогрессивных отраслей обычно включают машиностроение, электроэнергетику и химическую промышленность. Рост их доли означает, что в отраслевой структуре происходят прогрессивные сдвиги, и это благотворно сказывается на экономике страны. Коэффициент опережения выражает темп роста отрасли или отдельного комплекса Тотр к темпу роста всей промышленности Тпром: Опережающее развитие перерабатывающих отраслей промышленности по сравнению с добывающими обычно характеризует положительные тенденции в экономике в страны (табл. 1). Т а б л и ц а 1 Отраслевая структура экономики 2001 г., %
Отраслевая структура промышленности характеризует уровень индустриального и технического развития страны, степень ее экономической самостоятельности и уровень производительности общественного труда. При анализе отраслевой структуры промышленности целесообразно рассматривать не только отдельные ее отрасли, но и группы отраслей, представляющие собой межотраслевые комплексы. Под промышленным комплексом понимается совокупность определенных групп отраслей, для которых характерны выпуск схожей (родственной) продукции или выполнение работ (услуг). В настоящее время отрасли промышленности объединены в следующие комплексы: топливно-энергетический, металлургический, машиностроительный, химико-лесной, агропромышленный, социальный, строительный комплекс и военно-промышленный. Топливно-энергетический комплекс (ТЭК) включает угольную, газовую, нефтяную, торфяную и сланцевую промышленности, энергетику, отрасли по производству энергетического и других видов оборудования. Все эти отрасли объединены общей целью - удовлетворение потребностей народного хозяйства в топливе, тепле, электроэнергии. Россия является единственной крупной промышленно развитой страной, которая полностью обеспечивает себя топливом и энергией за счет собственных природных ресурсов и экспортирует топливо и энергию в значительных объемах. В настоящее время этот комплекс играет существенную роль в обеспечении страны иностранной валютой. Металлургический комплекс (МК) представляет собой интегрированную систему отраслей черной и цветной металлургии, металлургического, горного машиностроения и ремонтной базы. Развитие металлургической промышленности России предопределяет ее экономическую и политическую независимость, индустриальный и оборонный потенциал. Машиностроительный комплекс может быть поставлен на первое место в развитии экономики. В развитых странах на его долю приходится от 35 до 50 % общего объема промышленной продукции. Машиностроительный комплекс представляет собой совокупность отраслей машиностроения, металлообработки и ремонтного производства. Ведущими отраслями комплекса являются общее машиностроение, электротехника и радиоэлектроника, транспортное машиностроение, а также производство ЭВМ. Современный уровень отрасли не отвечает требованиям экономического и социального развития страны. Машиностроение занимает лишь 20 % общепромышленного производства. Химико-лесной комплекс представляет собой интегрированную систему химической, нефтехимической, лесной, деревообрабатывающей, целлюлозно-бумажной и лесохимической промышленности, машиностроения и других отраслей. По запасам древесины (около 82 млрд м3) Россия занимает ведущее место в мире и в 3 раза превосходит США, в 30 раз - Швецию и в 40 раз - Финляндию. При этом лесопромышленный комплекс (ЛПК) дает в ВВП лишь 2,6 %, а в валютной выручке от экспорта - 4,3 %. Агропромышленный комплекс (АПК) характеризуется тем, что в его состав входят разнородные по своей технологии и производственной направленности отрасли экономики: система сельского хозяйства, отрасли перерабатывающей промышленности, комбикормовая и микробиологическая промышленность, сельскохозяйственное машиностроение, машиностроение для легкой и пищевой промышленности. В деятельности АПК принимает прямое или косвенное участие около 80 отраслей. Аграрно-промышленный комплекс можно рассматривать как совокупность технологически и экономически связанных звеньев народного хозяйства, конечным результатом деятельности которых является наиболее полное удовлетворение потребностей населения в продовольствии и непродовольственных товарах, производимых из сельскохозяйственного сырья. Строительный комплекс включает систему отраслей строительства, промышленность строительных материалов, машиностроение, ремонтную базу. Отрасли комплекса объединены общей целью - ввод в действие объектов основных фондов. Социальный комплекс объединяет отрасли легкой промышленности, производящие товары народного потребления. Военно-промышленный комплекс (ВПК) представлен отраслями и видами деятельности (прежде всего НИОКР), ориентированными на удовлетворение потребностей Вооруженных Сил. В последние десятилетия происходили значительные структурные сдвиги в экономике России, определившие ее современное состояние. Товарная структура международной торговли. Международная торговля-это процесс купли и продажи, осуществляемый между покупателями, продавцами и посредниками разных стран. Межд. Торговля включает экспорт и импорт товаров, соотношение между которыми называют торговым балансом. Значительную роль в ускорении темпов роста мировой торговли сыграло и активное включение в нее новых групп стран, ранее экономически отсталых. Многие из них после завоевания независимости встали на путь индустриализации, что вызвало расширение их импорта машин и оборудования из промышленно развитых стран. Товарная структура мировой торговли изменяется под воздействием НТР, углубления международного разделения труда. В настоящее время наибольшее значение в мировой торговле имеет продукция обрабатывающей промышленности. Особенно быстро растет доля таких видов продукции, как машины, оборудование, транспортные средства, химическая продукция. Доля продовольствия, сырья и топлива составляет примерно 1/4.Наиболее динамично развивается торговля наукоемкими товарами и высокотехнологической продукцией, что стимулирует межстрановой обмен услугами, особенно научно-технического, производственного, коммуникативного и финансово-кредитного характера. Торговля услугами (особенно такими, как информационно-вычислительные, консалтинговые, лизинговые, инжиниринговые) стимулирует мировую торговлю товарами производственного назначения Для географического распределения мировой торговли характерно преобладание стран с развитой рыночной экономикой, промышленно развитых стран. Развитые страны торгуют больше всего друг с другом. Торговля развивающихся стран ориентирована в основном на рынки промышленно развитых стран. Их доля в мировой торговле составляет около 25% мирового товарооборота. Значение в мировой торговле стран-экспортеров нефти в последние годы значительно снижается; все заметнее становится роль так называемых новых индустриальных стран, особенно азиатских. В современных... МЕЖДУНАРОДНАЯ СТАНДАРТНАЯ ТОРГОВАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ
(МСТК) - международная классификация товаров, которая служит основой сравнительного экономического анализа внешней торговли. Используется в 90% стран. Впервые принята в 1950 г., с 1988 г. МСТК действует в ее третьей редакции. Данная классификация группирует товары по степени их обработки, назначению и ряду других принципов. Она состоит из 10 разделов (с нулевого по девятый включительно), 67 групп, 261 товарной подгруппы, 1033 базисных товарных позиций и 3118 субпозиций. При необходимости товарные субпозиции могут быть дополнительно детализированы для национального использования.
2.Сущность, структура и основные черты мирового товарного рынка. История его формирования(XVII-XX вв.) Мировой товарный рынок (МТР) — это сфера товарно-денежных отношений между странами или хозяйствующими субъектами этих стран. Исторически МТР возникает раньше, чем мировое хозяйство. Мировой рынок как система со сложившейся структурной организацией, товарной специализацией отдельных стран, центрами мировой торговли и другими определяющими его чертами начал формироваться уже в XVII в., а во второй половине XIX в. он приобрел все вышеуказанные черты. Рассмотрим коротко основные моменты истории формирования МТР. Как относительно повсеместное, хотя и не полностью раскрывшееся явление, рынок существовал уже в период феодализма — в XII—XIV вв., когда шел активный рост количества городов. Причем городская экономика была сразу ориентирована на денежный обмен. Все то, что сельский житель производил в собственном хозяйстве, горожанин вынужден был покупать на рынке. Поначалу большинство городов представляли собой замкнутые сообщества, в которых преобладали мелкие внутренние рынки, характеризующиеся небольшим числом, как продавцов, так и покупателей. Немногочисленны были и разновидности продуктов, обращавшихся на местном рынке как товары. Предложение не могло значительно выходить за рамки спроса, определяемого численностью (средневековые города были малонаселенными: самые крупные города — Париж и Лондон — насчитывали около 100 и 40 тыс. чел. соответственно, в большинстве же остальных проживало не более 8-10 тыс. человек) и доходами городского населения, а также образом жизни (основными потребностями в пище, одежде, топливе и т. д.). Большинство горожан было занято неаграрным специализированным производством. Профессиональная специализация и наличие денежных отношений породили в Европе цеховую ремесленную систему. В XIV-XV вв. произошло усложнение и модернизация ремесленной промышленности, которые отразились в изменениях организации производства и рыночных связях. Цеховая система постепенно сменяется мануфактурной. Это обеспечило настолько заметный рост производительности труда, что городские рамки стали тесны увеличившимся объемам товаров. На смену им приходили межгородские рынки, характеризующиеся большим числом продавцов, сравнительно массовым спросом и быстрым ростом товарной номенклатуры. Покупатели уже не ограничивались местным рынком, они ехали на более крупные рынки, ярмарки за более современными, новыми товарами; уже в XIV-XV века многие товары приобретались в портовых городах. В этот период активизируется торговля с другими странами. В силу произошедших изменений в рыночном механизме, по мере ослабления феодальных связей, происходил заметный поворот в сторону развития конкуренции: возникало множество независимых производителей с товарами разного качества. В XV—XVIII ее. одновременно развертывались значительные процессы в сфере экономики: распространение новых производственных технологий; становление индустриальной отраслевой структуры; переход к массовому использованию наемного труда; развитие форм частной собственности; активное накопление капитала; создание сырьевой базы европейских индустриальных центров на колониальной периферии; зарождение машинного производства. Ускорившееся в XVII — начале XVIII в. развитие науки и техники создавало основу будущего промышленного переворота. Ежегодно возникали и проходили рыночную апробацию множество новых видов продукции. В производство внедрялись передовые технологии, орудия труда и технические приспособления, организационные принципы. При этом разработка и внедрение машин и технологий происходили крайне неравномерно как по отраслям и странам, так и с точки зрения производственных и рыночных позиций отдельных фирм. Стали выделяться компании-лидеры. Характерное еще для Средних веков стремление проникнуть на рынки других стран и закрепиться на них в XVII-XVIII вв. часто реализовывалось в виде завоевательных войн и захвата колоний в целях эксплуатации природных богатств и населения стран периферии. Подобную политику проводили все наиболее развитые к тому времени государства, в частности Франция и Англия. Постепенно возрастала взаимозависимость государств друг от друга по линии поставок сырья и других товаров. Национальным производителям становятся тесны границы национальных рынков: объемы производства растут. К середине XIX в. в странах Европы (в Англии на сто лет раньше), а также в Северной Америке и Японии возникли и упрочились индустриальные системы национального производства, возглавлявшиеся группой крупнейших национальных производителей (многие из которых действуют по настоящее время) в каждой из формировавшихся промышленных отраслей. Им требовались рынки сбыта, сырье, материалы. В результате всех рассмотренных выше процессов к середине XIXв. между наиболее развитыми странами стали складываться постоянные, упорядоченные отношения по поводу торговли товарами: сырьем, продовольствием, отдельными видами машин и оборудования, предметами роскоши. К этому времени определились также основные торговые пути, центры торговли, некоторые правила международной торговли, товарная номенклатура мировой торговли, страны-производители и покупатели; окончательно выделились в отдельные слои населения купцы-торговцы; появились крупные торговые компании с собственным флотом и т. д. Таким образом, мировой товарный рынок в основном сформировался в середине XIX в. Его возникновение непосредственно связано с развитием всей системы международных экономических отношений, поэтому его формирование продолжается вплоть до настоящего времени. Мировой рынок как таковой — это собирательное, абстрактное понятие, то есть, образно говоря, «проехать» на этот рынок нельзя. При изучении процессов, происходящих на мировом рынке, следует учитывать его характерные особенности: ♦ Объем и направления товарных потоков мирового рынка отражают характер и структуру международного разделения труда. ♦ Мировой рынок является областью действия особой системы цен — мировых. ♦ ♦ МТР выступает сферой противоречий между его субъектами, что отражает весь спектр экономических и политических отношений, складывающихся в мировом хозяйстве. В настоящее время происходит также глобализация большинства мировых товарных рынков и мирового рынка в целом. Причем для некоторых товарных рынков характерны также процессы регионализации. Процесс глобализации мирового рынка идет по ряду направлений: глобализация правовой и нормативной базы международной торговли; расширяющийся процесс формирования свободного потока товаров, услуг, капиталов между всеми странами мира; появление глобализированных клиентов и глобальных и унифицированных контрактов; конкуренция на международном уровне за выгодные (по цене и/или качеству) сырьевые источники; формирование единой статистической базы мировой торговли. Структура МТР постоянно развивается путем формирования новых рынков как вширь (этот процесс обусловлен появлением принципиально новых видов продукции — например, искусственных материалов, удобрений и т. д.), так и вглубь (путем выделения из уже существующих рынков сегментов, на которых динамично возрастают объемы продаж какой-либо продукции из номенклатуры данного рынка — например, рынок средств связи выделился из рынка машин и оборудования и т. д.). Структурно-образующими факторами являются: ♦ изменения в структуре мирового производства и международного разделения труда, происходящие под влиянием НТР; ♦ общественный спрос. Всем рынкам присущи определенные принципы и функции. Принципы функционирования рынка: 1.Свобода предпринимательской деятельности. 2.Свободная конкуренция. 3.Свобода перелива капитала. 4.Свободное ценообразование. Функции рынка: 1.Посредническая- производитель –потребитель. 2.Контролирующая- выявляет общественную полезность тех или иных видов товара из затраченного на их производство труда. 3.Регулирующая- через рынок происходит распределение средств производства и рабочей силы по отдельным отраслями сферам производства. 4.Стимулирующая – рынок стимулирует снижение затрат на производство единиц продукции 5.Санирующая- рынок выталкивает тех предпринимателей, которые не возмещают своих издержек и производят товары не пользующиеся спросом. 6.Информационная- рынок даёт информацию об объёмах производства, ценах на них.
После изучения МТР как целостной системы со своими закономерностями и особенностями следует перейти к исследованию его структуры, к анализу рынков отдельных товаров. 3. Мировые рынки отдельных товаров и услуг: сущность и классификация. Рынки традиционных товаров Существуют различные подходы к классификации товарных рынков. Однако наиболее часто в научной литературе можно встретить два: · по степени готовности продукции (в этом случае выделяют две группы рынков — сырья и готовой продукции); · в зависимости от начала употребления данного товара в процессе развития мирового хозяйства — рынки традиционных (то есть употребляющихся как необходимые для существования человеческого общества) товаров и рынки наукоемкой продукции (товаров, которые удовлетворяют новые потребности, появляющиеся в результате достижений научно-технического прогресса). Развитие рынков услуг произошло быстрее, чем других мировых рынков. Услуга приобрела характер товара в международной торговле уже в конце XIX — начале XX в., тем не менее, мировой рынок услуг со всеми присущими ему чертами образовался к середине XX в. и продолжает быстро развиваться. Таким образом, структура мирового рынка включает в себя следующие группы рынков: ♦ рынки традиционных товаров (топлива, машин и оборудования, сельскохозяйственной продукции, одежды, обуви, пищевой продукции, фармацевтических товаров, черных и цветных металлов, драгоценных металлов и драгоценных камней и др.); ♦ рынки новейшей (наукоемкой) продукции (электронно-вычислительной техники, вооружений и военной техники, носителей информации, товаров для домашних животных и др.). Эта группа рынков в процессе развития мирового хозяйства под действием НТП и изменения структуры потребностей постоянно расширяется. В качестве новых рынков, как отмечалось, либо оформляются отдельные сектора традиционных, приобретая все черты товарного рынка (продукции судостроения; отдельных цветных металлов, например, платины, меди; специализированных пищевых товаров, например, детского питания и т. д.), либо возникают рынки принципиально новых товаров (ЭВМ, носителей информации, специализированной одежды, предметов гигиены и т. д.). Этот процесс приобрел существенное ускорение во второй половине XX в. под действием НТР; ♦ рынки услуг (транспортных, туристических и др.); ♦ рынки результатов интеллектуальной деятельности.
Отдельный товарный рынок — это сфера товарно-денежных отношений, складывающихся между странами или хозяйствующими субъектами этих стран в процессе купли-продажи какого-либо одного вида товаров (например, кофе, сахара и т. д.) или достаточно однородной их группы (рынок нефти и нефтепродуктов). При исследовании отдельных товарных рынков необходимо учитывать, что: ♦ отдельные товарные рынки характеризуются присущими им особенностями, связанными с характеристиками соответствующего товара, отраслевой структуры его производства, а так же субъектов этого рынка; ♦ рынки отдельных товаров испытывают влияние как общих для МТР в целом, так и специфических для них факторов; ♦ степень монополизации отдельных рынков выше, чем на МТР в целом; ♦ уровень конкуренции на отдельных рынках также выше, чем на МТР; ♦ при исследовании взаимовлияния мировых рынков друг на друга необходимо рассматривать характер их связей на двух уровнях: верхнем (определение места любого рынка в системе мирового рынка) и нижнем (определение особенностей взаимодействия с другими рынками, т. е. выявление тех важнейших структурных элементов самого рынка или характеристик товаров, которые выступают в качестве конкретных носителей этих связей. Через эти элементы происходит «сцепка» одних рынков с другими на верхнем и нижнем уровнях, а также осуществляется влияние одного рынка на другой). Изучение отдельных рынков так же, как и МТР в целом, следует проводить с учетом исторического фактора. К сожалению, аудиторные часы не позволяет рассмотреть большое количество рынков, входящих в структуру мирового рынка. Поэтому в этом курсе рассматриваются наиболее обширные и значимые для мирового хозяйства рынки. Рынки традиционных товаров В группе рынков традиционных товаров значительное место занимают мировые рынки сырьевых товаров. Все разнообразные виды сырья, потребляемого в мировом хозяйстве, можно подразделить на 2 большие группы: 1) промышленное сырье; 2) сельскохозяйственное сырье. Первая группа включает в себя: - сырье минерального происхождения (руды, уголь, нефть, соль, нерудные ископаемые); - сырье, полученное искусственным путем (синтетически! каучук, искусственные волокна, пластмассы и др.). Ко второй группе относятся! - продовольственные ресурсы; - продовольственные культуры; - продукция рыболовства; - сырье для пищевой промышленности и т. д. Выделим важнейшие тенденции международной торговли сырьевыми товарами: - рост объемов торговли полуфабрикатами, изготовленными на базе минерального и растительного сырья; - снижение удельного веса сырьевых товаров в стоимости мирового экспорта; - быстрый рост экспорта продукции глубокой переработки и сырьевых полуфабрикатов повышенного качества. Влияние на формирование повышенного спроса на продукцию более глубокой переработки оказывают ужесточение экологических требований импортеров, а также введение современных стандартов качества продукции в соответствии с системой ISO-9000. В развитии мирового экспорта преобладающими являются более низкие темпы роста торговли продовольственным и сельскохозяйственным сырьем по сравнению с топливом и сырьем минерального происхождения. Особое значение международная торговля сырьем имеет для развивающихся государств, поскольку экспорт топливно-сырьевых товаров, продовольствия и полуфабрикатов обеспечивает им 50-100% экспортных доходов. На конъюнктуру рынков сырья и топлива оказывают воздействие следующие факторы: 1. Постоянно действующие: - регулирование рынков; - сезонность в потреблении топливно-энергетических товаров. 2. Временные: - стихийные бедствия; - политические конфликты. НТП, например, способствовал открытию и появлению новых видов и источников энергии, применению энерго - и материалосберегающих технологий. Развитие НТП позволяет разведать, освоить и ввести в хозяйственный оборот новые районы добычи сырья. Важнейшее значение для мировой экономики в группе традиционных имеют рынки топливно-энергетических ресурсов: нефти, природного газа, твердого топлива (угля, горючих сланцев). Цели и содержание обучения ИЯ План 1. Цель обучения ИЯ как социально-педагогическая и методическая категория. 2. Практическая цель обучения ИЯ. 3. Общеобразовательная цель обучения ИЯ. 4. Воспитательная цель обучения ИЯ. 5. Содержание обучения ИЯ.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 489; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |