КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Лекция 10. Макроэкономический кругооборот
Бухгалтерские документы и их классификация Учетные регистры и формы бухгалтерского учета Бухгалтерские документы и их классификация Вопросы 3. Компьютеризация бухгалтерского учёта Документирование является одной из основных отличительных особенностей бухгалтерского учета. Оно позволяет осуществлять сплошное наблюдение за хозяйственными процессами. Первичный документ - это бухгалтерский документ, который составляется в момент совершения хозяйственной операции и является первым свидетельством происшедших фактов. Данный документ придает юридическую силу произведенной хозяйственной операции и устанавливает ответственность отдельных исполнителей за выполненные ими хозяйственные операции. Информация о совершенных или разрешенных к проведению операциях может фиксироваться на разных носителях, таких как: дискеты, магнитные ленты и др. Однако организация обязана в любом случае изготавливать копии документов на бумажных носителях и представлять их участникам хозяйственных операций и контролирующим органам по требованию. Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать следующие обязательные реквизиты: а) наименование документа; б) дату составления документа; в) наименование организации, от имени которой составлен документ; г) содержание хозяйственной операции; д) измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении; е) наименование должностных лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления; ж) личные подписи указанных лиц. Перечень лиц, имеющих право подписи первичных документов, утверждает руководитель организации по согласованию с главным бухгалтером. Документы, которыми оформляются хозяйственные операции с денежными средствами, подписываются руководителем организации и главным бухгалтером или уполномоченными ими на то лицами. Первичный учетный документ должен быть составлен в момент совершения операции, а если это не представляется возможным - непосредственно после ее окончания. Своевременное и качественное оформление первичных учетных документов, передачу их в установленные сроки для отражения в бухгалтерском учете, а также достоверность содержащихся в них данных обеспечивают лица, составившие и подписавшие эти документы. Внесение исправлений в кассовые и банковские документы не допускается. В остальные первичные учетные документы исправления могут вноситься лишь по согласованию с участниками хозяйственных операций, что должно быть подтверждено подписями тех же лиц, которые подписали документы, с указанием даты внесения исправлений. Для осуществления контроля и упорядочения обработки данных о хозяйственных операциях на основе первичных учетных документов составляются сводные учетные документы. Первичные и сводные учетные документы могут составляться на бумажных и машинных носителях информации. В последнем случае организация обязана изготовлять за свой счет копии таких документов на бумажных носителях для других участников хозяйственных операций, а также по требованию органов, осуществляющих контроль в соответствии с законодательством РФ суда и прокуратуры. Первичные учетные документы могут быть изъяты только органами дознания, предварительного следствия и прокуратуры, судами и налоговыми инспекциями на основании их постановлений в соответствии с законодательством РФ. Главный бухгалтер или другое должностное лицо организации вправе с разрешения и в присутствии представителей органов, проводящих изъятие документов, снять с них копии с указанием основания и даты изъятия. Первичные учетные документы делятся на внешние и внутренние. Внешние первичные документы поступают в организацию со стороны (от учредителей, банков, поставщиков, покупателей и т. п.). Внутренние первичные документы составляются непосредственно в организации. Они бывают: распорядительными, оправдательными, комбинированными, бухгалтерского оформления. Распорядительные - это такие первичные документы, в которых содержатся распоряжения, указания о производстве, выполнении тех или иных хозяйственных операций. Оправдательные первичные документы удостоверяют факт совершения хозяйственных операций. К ним относятся: приходные ордера; акты приемки материалов; акты приемки-выбытия основных средств; первичные документы о приемке от рабочих выработанной продукции и т. п. Комбинированные — это такие первичные документы, которые одновременно являются и распорядительными, и исполнительными. К ним относятся: приходные и расходные кассовые ордера; расчетно-платежные ведомости на выдачу заработной платы работникам предприятия; авансовые отчеты подотчетных лиц и др. Документы бухгалтерского оформления составляются тогда, когда для записей хозяйственных операций нет типовых документов, или при обобщении и обработке оправдательных и распорядительных документов. К ним относятся: справки, ведомости распределения косвенных расходов и др. Кроме того, первичные документы делятся также на разовые и накопительные. Разовыми первичными документами оформляют каждую хозяйственную операцию и составляются они в один прием. Накопительные первичные документы составляются в течение определенного периода путем постепенного накапливания однородных хозяйственных операций. В конце периода в этих документах подсчитываются итоги по соответствующим показателям. К ним относятся: лимитные карты на отпуск материалов; наряды на работу и т. п. Порядок составления и обработки документов. Документы следует составлять на бланках установленной формы с заполнением всех реквизитов. Если некоторые реквизиты не заполнены, то свободное место прочеркивают. Запись в документах делают чернилами, шариковой ручкой или на пишущих и счетных машинах. В денежных документах сумму указывают цифрами и прописью. Документы должны быть оформлены аккуратно, текст и цифры написаны четко и разборчиво. Если в тексте или цифрах допущена ошибка, то ее следует зачеркнуть (так, чтобы можно было прочесть зачеркнутое) и написать сверху правильный текс или сумму. Затем, правильный текст или сумму повторяют на поля; документа и заверяют подписью лица, оформляющего документ. Текс оговорки таков: Написанному в исправление ошибки............. ……………верить (новый текст или сумма) Дата Подпись В кассовых и банковских документах исправления делать не разрешается. Движение первичных учетных документов от момента их появления в организации до сдачи в архив после их принятия к учету и обработки принято называть документооборотом. Внутренняя регламентация организацией сроков обработки и представления первичных учетных документов называется графиком документооборота. Отсутствие четкого графика или его несоблюдение может приводить к различным нарушениям требований к ведению бухгалтерского учета. Документы текущего отчетного периода должны храниться в бухгалтерии в специальных помещениях или закрывающихся шкафах под ответственностью лиц, уполномоченных главным бухгалтером. Кассовые ордера, авансовые отчеты, выписки банка, с относящимися к ним документами, должны быть подобраны в хронологическом порядке и переплетены. Обработанные первичные документы текущего месяца должны комплектоваться в хронологическом порядке по признаку отношения к определенному учетному регистру и сопровождаться справкой для архива. В установленные самой организацией сроки первичные документы, учетные регистры и бухгалтерская отчетность подлежат передаче в архив организации. Сохранность документов, учетных регистров, бухгалтерской отчетности, оформление и передачу их в архив обеспечивает главный бухгалтер. Руководитель организации обязан обеспечивать финансовые, материально-технические и иные условия, необходимые для комплектования, хранения, учета и использования архивных документов. Организации обязаны хранить первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета и бухгалтерскую отчетность в течение сроков, устанавливаемых в соответствии с правилами организации государственного архивного дела, но не менее пяти лет.
2. Учётные регистры и формы бухгалтерского учёта Учетные регистры - это счетные таблицы, соответствующие экономической группировке данных об имуществе и источниках его образования. Они служат для отражения хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета. Учетные регистры ведутся в различных формах: в книгах, журналах, ведомостях, на карточках и др. Синтетический учет ведется в так называемых синтетических регистрах, а аналитический учет — в аналитических регистрах. Записи по синтетическим счетам, как правило, ведутся в журналах-ордерах и в Главной книге, а по аналитическим счетам - в книгах, ведомостях или на карточках. При ведении аналитического учета на карточках каждая вновь открываемая карточка регистрируется в реестре карточек. Форма бухгалтерского учета — это совокупность учетных регистров для отражения хозяйственных операций в определенной последовательности и группировке соответствующими приемами записей. Форма бухгалтерского учёта определяется структурой учётных регистров, способом записи в них, последовательностью связи между документами и регистрами. Форма «Журнал-главная». Используется на малых предприятиях. Ведётся Книга (журнал) учёта фактов хозяйственной деятельности, в которой каждая операция в хронологическом порядке с указанием номера, суммы и содержания сразу отражается на счетах бухгалтерского учёта. Кроме того, ведутся ведомости учёта основных средств, затрат на производство, денежных средств и фондов, реализации, расчётов с поставщиками, учёта оплаты труда. Остатки средств в отдельных ведомостях сверяются с данными первичных документов и Книги учёта фактов хозяйственной деятельности. Обобщение итогов ведомостей производится в шахматной ведомости, на основании которой составляется оборотная ведомость, которая является основанием для составления бухгалтерского баланса предприятия. Мемориально-ордерная форма. Хронологические и систематические записи ведутся отдельно. Хронологические в регистрационном журнале, систематические в главной книге на основании предварительно составленных мемориальных ордеров. Форма счетов в Главной книге, называемой контрольно-шахматной ведомостью, строится с разбивкой дебета и кредита по каждому корреспондирующему счёту. На основании записей в главной книге составляется оборотная ведомость и баланс. Является устаревшей формой, рассчитанной на использование большого количества учётных работников низкой квалификации. Журнально-ордерная форма. Сейчас имеет широкое распространение. Данные первичных документов регистрируются в журнале хозяйственных операций (хронологические записи) и систематически накапливаются в журналах ордерах и ведомостях. Журналы-ордера, составленные по кредитовому признаку, открываются на отчётный период на отдельный синтетический счёт или на группу их. Записи в журналы-ордера и ведомости производятся на основании первичных документов в хронологическом порядке. После подведения итогов по журналу-ордеру его кредитовый оборот переносится в Главную книгу по соответствующему счёту, куда также записываются обороты по дебету его, но из ведомостей, которые составляются по дебетовому признаку. По счетам с небольшим количеством записей используются комбинированные учётные регистры – оборотные ведомости, совмещающие журнал-ордер и ведомость. На основании данных Главной книги составляется оборотная ведомость и баланс. Автоматизированные формы учёта повторяют технологию журнально-ордерной формы учёта. Создаются два массива информации – постоянный и переменный. На их основании в любой момент времени формируются журнал хозяйственных операций, учётные регистры (журналы-ордера и ведомости), оборотная ведомость и формы отчётности. 3. Компьютеризация бухгалтерского учёта Использование компьютера в бухгалтерской практике стало необходимостью. Специалист, не умеющий работать на компьютере, сейчас вряд ли может рассчитывать на успех. В настоящее время существует большое количество различных бухгалтерских программ. Все они имеют свои достоинства и свои недостатки. Программы, предоставляющие больше возможностей для специфических видов учета, обычно проигрывают по причине излишней перегруженности деталями. Другие программы проще и доступнее в работе, но каких-то функций при работе с ними может не хватать. Чаще всего выбор программного обеспечения зависит от конкретных задач, которые вам предстоит решать. Основа у всех бухгалтерских программ одна: все они построены по принципу двойной записи, которая применяется в бухгалтерском учете. Непременными элементами бухгалтерского учёта являются баланс, счета и двойная запись. Эти же элементы используются и в бухгалтерских программах. В настоящее время практически все программы бухгалтерского учета адаптированы к операционной среде Windows. Наибольшее распространение получили программы «Парус» и «1С:Предприятие». Программа «Парус» имеет несколько несомненных преимуществ по сравнению с многими другими бухгалтерскими программами. К ним можно отнести, в первую очередь, компактность программы и невысокие требования к памяти компьютера. Последовательность действий в программе в точности повторяет действия бухгалтера при обработке документов вручную, без использования компьютера. Кроме того, в ней используется совершенно очевидная последовательность оформления документов, просто и понятно ведется журнал операций. Несомненным достоинством программы «1С: Предприятие» является возможность оформления большого количества бухгалтерских документов. Всевозможные отчеты, которые можно создавать в этой программе, позволяют взглянуть на счет с разных сторон. Кроме того, овладев общими принципами работы в одном из модулей программного пакета «1С:Предприятие», вы сможете легко освоить работу и в других специализированных программах фирмы «1С». Способы исправления в учетных записях. Исправление ошибок в учетных регистрах осуществляется корректурным способом, способом дополнительных проводок и способом «красное сторно». Корректурный способ применяется в тех случаях, когда ошибка не затрагивает корреспонденции счетов или она быстро обнаружена и не отразилась на итогах учетных записей. Сущность данного способа состоит в том, что ошибочный текст или сумму зачеркивают и над зачеркнутым пишут правильный текст или сумму. Зачеркивание производят тонкой линией так, чтобы можно было прочесть зачеркнутое. При этом зачеркивается все число, если даже ошибка допущена только в одной цифре. Исправление ошибки оговаривается и подтверждается: в документах - подписями лиц, подписавших документ; в учетных регистрах - подписью лица, производящего исправление. Оговорку об исправлении делают на полях или в конце страницы, записывая в ней «Исправлено» и правильный текст или сумму. Способ дополнительных проводок применяется в тех случаях, Если в учетных записях указана неправильная корреспонденция счетов, то для исправления ошибок применяется способ «красное сторно». Сущность данного способа состоит в том, что для снятия ошибочной записи неправильную проводку повторяют красными чернилами и записывают ее в учетные регистры. После этого составляют правильную проводку.
1. Макроэкономические агенты. 2. Кругооборот в двухсекторной модели экономики. 3. Кругооборот в трех- и четырехсекторных моделях.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 364; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |