Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Модель ценового лидерства

Модель Бертрана (олигополистические ценовые войны).

Бертран подходил к проблеме с т.з. покупателя, который реально сравнивает цены, назначенные 2-мя фирмами. По его мнению, каждая фирма устанавливает свою цену на основе предположения, что цена у её соперника остается фиксированной.

Ценовая война – это цикл последовательных изменений цены соперничающими на олигополистическом рынке фирмами.

Война цен продолжается до тех пор пока цена не упадет до уровня средних издержек. После этого ни 1 фирма не сможет получать выгоды от снижения цен.

Таким образом, в состоянии равновесия оба продавца назначают одну и ту же цену:

Р = АС = МС

МС – предельные издержки;

АС – средние издержки.

Обычно олигополисты устанавливают цены и делят рынок таким образом, чтобы избежать перспективы ценовых войн и их неблагоприятных воздействий на прибыль. Поэтому такие войны скоротечны и в настоящее время бывают редко. Конкурентная борьба чаще всего приводит к соглашениям.

Обе модели – и Бертрана и Курно, не учитывают возможное влияние собственных действий на действия соперников.

С т.з. участников, олигополистическое ценообразование обладает чертами состязания или игры. Фирмы – это игроки. Каждый стремится выиграть, выбирая стратегию которая обеспечивает максимизацию прибыли. Каждый признает, что его прибыль непосредственно зависит от стратегии конкурентов.

Логика такого соперничества является предметом теории игр.

Рис. 1 помогает понять, почему сговор является трудным делом.

 

Фирма 1 Фирма 2 Назначает 3 $ Назначает 5 $
Назначает 3 $ 10 млн. 10 млн. 6 млн. 18 млн.
Назначает 5 $ 18 млн. 6 млн. 15 млн. 15 млн.

 

Две фирмы являются единственными продавцами на рынке. Каждая может установить высокую (5$) цену или низкую (3$) цену.

Если фирмы будут действовать сообща, то ясно, что они обе назначат высокую цену.

Если каждая фирма действует независимо, стремясь максимизировать только свою собственную прибыль, то каждая устанавливает цену более низкую независимо оттого, что будет делать по её мнению другая фирма.

У каждой фирмы есть желание сбить цены конкурентам, зная что конкуренты стремятся к тому же. Каково бы ни было желание сотрудничать, каждая фирма беспокоится, что если она будет конкурировать пассивно, то её соперник может действовать агрессивно, захватывая львиную долю на рынке.

Если игра не однократная, то есть ходы участников повторяются несколько раз, то её участники получают дополнительную информацию и учатся сотрудничать даже без прямого сговора.

Рассматривавшиеся до сих пор модели относились к конкуренции среди примерно равных участников. В то же время крупнейшие фирмы отрасли могут во много раз превосходить по размерам своих мелких конкурентов. В некоторых отраслях единственная фирма или совместно действующая группа фирм удерживают доминирующее положение на рынке.

Ценообразование за лидером – это разновидность ценообразования на олигополистическом рынке, устанавливающем максимизирующую его прибыль цену, которой добровольно придерживаются остальные производители.

Модель лидерства в ценах называют ещё частичной монополией, поскольку лидер устанавливает монопольную цену, основанную на её предельном доходе и предельных издержках. Прочие фирмы принимают эту цену как данную.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Модель дуополии Курно | Ценообразование ограничивающее вход в отрасль
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 498; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.