КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Еще раз о смысле жизни
Вера Философия и религия В соотношении философии и религии интересны, прежде всего, два момента: проблема веры и проблема смысла жизни. Обе эти проблемы, с одной стороны, составляют важнейшую часть любой религии и, с другой стороны, имеют глубоко философское значение. Вера, с точки зрения русских религиозных философов, – это возможность сверхчувственного опыта. Но что представляет собой такой опыт? Есть ли, например, религиозно одаренные люди? Рассмотрим религиозный опыт, сравнивая его с опытом эстетическим (музыкальным). Слушая прекрасное музыкальное произведение, человек, музыкально одаренный, кроме звуков и мелодии слышит еще что-то за пределами звуков, то невыразимое, что называется красотой, то, что непосредственно воспринимает наша душа. Видимая форма, писал русский философ Семен Франк (1877-1950), потому прекрасна, что она воспринимается как знак незримой, но опытно данной реальности. Невидимой, но абсолютно реальной. Звуки музыки, стихотворение, красота человеческого лица - вдруг! – ударяют в самое сердце, пробуждают в нас волнение, смутную весть об иной жизни. Мы абсолютно достоверно сталкиваемся с силой высшего порядка. И эстетический, и духовный опыт связаны с опытом религиозным. Но поскольку внимание человека приковано к видимому, осязаемому, то все незримое склонно от него ускользать. Был знак - реальное присутствие сверхчувственного - в любви, музыке, молитве – и оказался утерянным. В том числе по закону энтропии – рассеивания духовной энергии. Для глухих нет красоты в музыке, но гораздо больше людей не глухих, но не музыкальных. То есть для очень большого числа людей сверхчувственный опыт – пустой звук. Можно наслаждаться музыкой и при этом считать, что ее суть – это «приятные» эмоции. Можно верить в Бога, но сомневаться в возможности встречи с Ним. Можно вообще превратить веру в акт послушания, покорность религиозных фанатиков. Франк же считал, что вера – это прямое усмотрение истины веры, то есть личная, достоверная встреча с Богом. Это возможно, если мы, живя целиком в настоящем (а не в мечтах и религиозном млении), живя глубиной сердца, будучи «собранными» людьми (прежде всего, в духовной практике молитвы), сможем воспринять сверхчувственное присутствие Его. Современный ученый и философ Сергей Аверинцев (1937-2004) предупреждает – не надо в религиозном опыте искать мистики: «…Всуе мудрецы Об адамантовых учили гранях, О стенах из огня, о кривизне пространства: тот незнаемый предел, что отделяет ум земной от Бога, есть наше невнимание. Когда б нам захотеть всей волею – тотчас открылось бы, как близок Бог. Едва достанет места преклонить колена» (из стихотворения «Благовещение») Вера – не только связь с невидимыми вещами, с Богом. Само существование внешнего мира зачастую утверждается верой, держится на ней. Все, что лежит в основе знания, - недоказуемо (как аксиома о параллельных прямых, без которой не построить основание науки). Кстати, многие выдающиеся ученые XX века были искренно верующими людьми. Мы также достоверно знаем о том, что глубокие отношения не построить с человеком, если в него не верить. В блестящей работе «Смысл истории» Бердяев показал, что в XX веке стала очевидной неудача всей истории человечества. Не выполнен ни один замысел, ни одна задача и цель ни одной исторической эпохи. Не удалась эпоха Возрождения. Неудача постигла Реформацию, стремившуюся к великой цели утверждения религиозной свободы и приведшую к полному безбожию (атеизму) в современном мире. Французская революция вместо братства, равенства и свободы создала буржуазное общество, новые формы неравенства и ненависти людей друг к другу. Социализм, утверждал Бердяев, никогда не приведет человека к богатству и равенству, а создаст новые формы угнетения. Не удалось и христианство, - те задания, которые были поставлены христианской верой 2000 лет назад, никогда еще не были осуществлены. В мире всегда, полагают русские религиозные философы, будет творить слепая случайность, глупость и зло. И все же человеку ничего не остается делать, как творить добро, бороться с силами разрушения, противостоять им духовно. Обычно, говорит Франк, про глубоко религиозных людей думают, что они ничего не делают и заняты только своим личным спасением. Религиозных людей даже противопоставляют общественным деятелям, занятым устройством судьбы множества людей. Давайте, мол, делать реально добро, а не спасаться! Это рассуждение, говорит философ, в корне неверно. Чтобы творить добро людям, надо это добро еще накопить в себе. Так, главную заслугу великого русского святого Сергия Радонежского (XIV век) обычно видят в том, что он благословил на решающую битву с монголами Дмитрия Донского, ездил примирять русских князей и т.д. Люди забывают о том, что этому предшествовали десятилетия упорного молитвенного и аскетического труда, уникального с точки зрения даже мировой истории того времени! Именно эта незаметная жизнь в уединении оказалась решающей в противостоянии со страшным злом – монгольским игом. Поэтому есть смысл вспомнить старое-престарое утверждение о том, что если в стране живут хотя бы два-три святых человека, ей ничего не угрожает. Без святого, художника, философа, вообще любого человека, задумывающегося о смысле жизни, - без этих людей мир давно бы рухнул в пропасть хаоса и бессмысленности
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 409; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |