Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Проблема гения

Философия искусства

Главное призвание искусства в том, чтобы творить мир как вторую - символическую реальность. В этом смысле человек - соавтор Бога. Человек есть творец, но он и творение, он – часть культуры. Человеку, для того чтобы жить, необходимо творчество, умение придавать своей жизни целостность, сюжетную завершенность. Жизнь создается по тем же законам, что и произведение искусства. Не случайно умение жить достойно символично называется «искусством жизни».

Человек – это произведение искусства, которое он создает всю свою жизнь.

И. Кант делил мир на две части: мир природы и мир свободы. И видел между ними единственный соединяющий их мостик – искусство. По Канту, произведения искусства выше природы и выше свободы. В лице великого ученого он видел проявление таланта, и только в лице художника – проявление гения.

Проблеме различия понятий гения и талантатакжепосвятил свою книгу «Гений и талант» Юрген Мейер. Он видит различие в том, что «…фантазия талантливого человека воспроизводит уже найденное, фантазия гения - совершенно новое».

В XIX веке стали говорить о проблеме гениальности и безумия. Итальянский антрополог и криминалист Ч.Ломброзо в своей знаменитой книге "Гениальность и помешательство", опираясь на высказывания Платона, Аристотеля, Паскаля, напрямую связывал безумие и вдохновение, сумасшествие и пророчество. Выделял он также в гениальных людях непомерное самолюбие и мрачность характера: «Меланхолия, уныние, застенчивость, эгоизм - вот жестокая расплата за высшие дарования». Многие с Ломброзо не согласны, считая, что ни психические странности, ни физические недуги не составляют истинной сущности гениальной личности. Никакая болезнь не может стимулировать творчество; талант проявляется не благодаря, а вопреки болезни.

В чем-то сходную позицию проявил в своей психоаналитической теории творчества Зигмунд Фрейд. Согласно Фрейду, в детстве у людей возникает страсть к играм, которая впоследствии переходит в страсть к фантазированию, на основе чего и возникает творчество. В своих лекциях о психоанализе он писал: «Художника обуревают очень сильные порывы влечений, он хотел бы иметь почести, могущество, богатство, славу и женскую любовь, но у него не хватает средств достигнуть этих удовольствий, поэтому он уходит, как и всякий неудовлетворенный, от действительности и переносит все свое либидо …в область фантазии». Таким образом, для Фрейда художественное творчество становится чем-то вроде душевной терапии, а художник – чем-то вроде нервнобольного, борющегося со своим безумием посредством создания художественных образов.

Согласно Карлу Юнгу, отношение между гением и безумием – это ложная проблема. Она возникла в силу того, что существуют два типа творчества – психологический и визионерский. Психологическ ий тип творчества отражает «индивидуальное бессознательное», личный опыт художника, он психологически понятен людям. Визионерский тип отражает «коллективное бессознательное», такое творчество пугает и озадачивает людей жуткими картинами темных уголков души.

Нужно различать гения и гениальность, считает Николай Бердяев. Каждый человек гениален. Гениальной может быть любовь мужчины к женщине, матери к ребенку, гениальной может быть забота о ближних, гениальной может быть внутренняя интуиция людей, ни в чем себя не выражающая. Гений – это соединение гениальности и таланта.

Сегодня многие приходят к убеждению в том, что гений – высшая стадия развития человека, это просто совершенный человек. Человек всегда пытается стать кем-то: ученым, художником, строителем, и только став по-настоящему кем-то, постигнув все тонкости профессии, он начинает понимать, что дело не в том, чтобы стать кем-то, а в том, чтобы в любой профессии оставаться самим собой – человеком, живущим в режиме подлинно человеческого бытия: в любви, красоте, сострадании.

Гениальность есть внутреннее творчество человека.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Еще раз о смысле жизни | Культура и культ
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1627; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.