Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Глобальные проблемы современности. Славянофилы и западники о судьбах России

Славянофилы и западники о судьбах России

Видными представителями западников были Александр Иванович Герцен (1812-1870) и Николай Платонович Огарев (1813-1877).

По мнению западников, отдельного от остальной цивилизации, «уникального» исторического пути России нет. Россия просто отстала от мировой цивилизации и законсервировалась сама в себе. Благо для России — освоить западные ценности и стать нормальной цивилизованной страной.

Оппонентами западников являлись славянофилы. Самым яркими представителями славянофильства были Алексей Степанович Хомяков (1804-1860) и Иван Васильевич Киреевский (1806-1856). Согласно славянофилам основу исторического бытия России составляют православие и общинный образ жизни, а русский народ принципиально отличается по своему менталитету от народов Запада (святость, соборность, набожность, коллективизм, взаимовыручка взамен бездуховности, индивидуализма, конкуренции Запада).

По их мнению, любые реформы, попытки насадить на русскую почву западные традиции рано или поздно оканчивались для России трагически.

Современные философы убеждены в том, что Россия должна способствовать диалогу между Западом и Востоком, и, при этом, вырабатывать свои собственные ценности, сочетающиеся с идеалами гуманизма, бережного отношения к природе, свободного, справедливого и безопасного мира.

 

XX век стал веком глобальных проблем. Глобальные проблемы — это совокупность острейших жизненных вопросов, от которых зависит прогресс и само выживание человечества: экологический кризис, поро­ждаемый катастрофическим по своим последствиям вторжением чело­века в биосферу; нарастающее исчерпание невозобновимых природных ресурсов, стремительный рост численности населения («демографиче­ский взрыв») в бедных странах и резкое падение рождаемости в странах развитых.

В настоящее время ко всем этим бедам добавилась еще антрополо­гическая катастрофа: повреждение генофонда и как следствие этого — появление все большего числа умственно отсталых и физически непол­ноценных детей. Это вызвано и загрязнением окружающей среды, и ростом потребления алкоголя, и уничтожением лучших людей общества. В России в XX веке огромный ущерб гено­фонду был нанесен войной, голодом и репрессиями: первыми погибали всегда самые лучшие, самые инициативные, самые талантливые.

Еще одной глобальной проблемой стал уже в XXI веке междуна­родный терроризм. За вспышками насилия, убийствами заложников, взрывами до­мов с людьми в разных странах стоит, возможно, целая разветвленная организация, финансируемая крупными промышленными группами или даже целыми государствами. Борьба с международным терроризмом стала самой важной глобальной проблемой современности, для се ре­шения объединяются сейчас все демократические государства мира.

Глобальной проблемой стали современные средства массовой ком­муникации. Раньше разные группы людей в разных странах могли интерпрети­ровать происходящее по-своему. Теперь все информационные потоки распространяются по всему миру, по существу, из одного центра и чаще всего дают искаженные интерпретации происходящего.

Для огромных масс людей весь мир сконцентрирован па экране те­левизора. Говорят даже о новом типе человека «homo videns» (че­ловек смотрящий), для которого то, что он видит на экране, и является единственной реальностью, который глотает любую идеологическую жвачку и каждый день требует новую порцию. Все это очень тревожные симптомы современного процесса глобализации.

Мы живем в эпоху массового функционирования развернутой сис­темы «симулякров». Симулякры — это такие копии, или подобия, кото­рые вытесняют собой оригинал, становятся важнее оригинала. Объект рекламы имеет весьма отдаленное отношение к «реальному» предмету. Покупая его, мы по­купаем не сам предмет, а его образ.

Общество как бы перестает существовать всерьез. Симулякры, игра, фантазмы поглощают все. Возможно, это свидетельствует о конце человеческой истории, — если люди не найдут в себе силы обрести или открыть новые глобальные смыслы своего существования и предназначения.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
П.Чаадаев: исторические судьбы России | Тема №1. Введение в доказательную медицину (ДМ). Принципы клинической эпидемиологии
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 360; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.