Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Модель урока изучения новой грамматико-орфографической темы на основе коммуникативно-деятельностного подхода

Цель и задачи воспитания коммуникативной культуры

 

Важнейшее направление деятельности педагога - словесника – воспитание думающего, связно, точно, логично и грамотно выражающего свои мысли и чувства, умеющего выбирать языковые средства в соответствии с ситуацией общения, с учётом специфики различных видов общения, способного адекватно воспринимать и оценивать информацию ученика – человека нравственного – привыкшего считаться с другими людьми. В этом заключается цель формирования коммуникативных умений, умений общения, т.е. коммуникативной культуры.

При определении задач этого блока будем основываться на функциях общения, определённых В.А. Кан-Каликом, К.Д. Никандровым. 1

§ Социально ориентированное общение (доклад, сообщение, выступление на собрании, митинге, телевизионное выступление, статья в журнал, газету и другие жанры публицистического, научного и делового стиля), направленное на решение социальных задач. Коммуникативное намерение адресанта – побуждение слушателей к непосредственной деятельности, объединение их вокруг социально – значимой идеи. В этом общении непосредственно реализуются общественные отношения, организуется социальное взаимодействие.

§ Групповое предметно-ориентированное общение (общение в процессе трудовой деятельности). Здесь на первом месте производственные отношения. Предмет и цель такого общения – организация коллективного взаимодействия в процессе труда.

Личностно-ориентированное общение – общение одного человека с другим. Это может быть деловое общение, направленное на какую-то совместную деятельность, совпадающее с предметно ориентированным, а может быть конфликтное «выяснение отношений».

Учёт функций общения необходим не только для определения и систематизации учителем списка коммуникативных умений, но и для правильного выбора методов, приёмов и средств воспитания культуры речевого поведения, способности к сотрудничеству.

Работа в микрогруппах базируется на знаниях, умениях и навыках, определенных этой программой, и развивает их.

«1. Коммуникативная направленность курса позволяет:

— сформировать процессы чтения и письма как виды письменной речи, а не только как простейшие навыки;

— дать представление о тексте как продукте речевой деятельности;

— осознать язык как средство общения;

— сформировать умение ориентироваться в ситуации общения: адекватно воспринимать речь собеседника, правильно строить свое высказывание, контролировать и корректировать его в зависимости от ситуации общения.

2. Познавательная ориентация курса позволяет:

— изучать язык как культурно-исторический процесс — от устных форм общения к письменным, т. е. от игры, жеста»

Комплект «Перспектива» Программы для начальной школы Москва «Просвещение» 2007 – 112 стр._С.12

Основные задачи формирования коммуникативных умений - умения определять тему и соблюдать её границы; выделять основную мысль и учитывать её при создании текста; отбирать языковые средства в соответствии с содержанием и целью высказывания; излагать материал логично и последовательно в соответствии с правилами построения определённой речевой формы или жанра; редактировать и совершенствовать речевое высказывание в соответствии с задачей речи. [1].

Коммуникативные умения необходимо систематизировать в соответствии с видами ревой деятельности:

1. Умения воспринимать речь на слух и зрительно:

владеть базовыми фонетическими умениями на рецептивном уровне;

определять цель слушания (чтения); акцентировать внимание на главном: определять предмет речи и речевую установку говорящего (автора текста), эмоциональное содержание речи, оценивать точность и выразительность, эстетические достоинства речи; владеть умениями прогнозировать содержание высказывания, текста по интонации, экстралингвистическим характеристикам речевого поведения, заголовку текста, иллюстрациям к тексту и др.;

выделять компоненты речевой ситуации, определяющей содержание высказывания;

оценивать последовательность, логичность и точность высказывания;

терпеливо, не перебивая, слушать, прямо сидеть или стоять во время разговора, поддерживая контакт с собеседником (собеседниками) при помощи взгляда, мимики, жестов;

тактично, но однозначно проявлять свое отношение к оценке говорящим предмета речи;

оперативно, деликатно помогать говорящему возвращаться к обсуждаемому вопросу в случае отклонения от темы, вести себя корректно по отношению к высказывающим противоположную точку зрения.;

владеть приемами самоконтроля при слушании: постановкой вопросов по обсуждаемой теме для уточнения последовательности микротем, понимания позиции говорящего и т.п.

2. Умения высказываться, принимать участие в обсуждении:

говорить достаточно громко, уверенно, четко, орфоэпически и грамматически правильно произносить слова; выбирать тон и темп речи в соответствии с ситуацией;

слушать самого себя, оценивать фонетическое содержание своей речи; в случае необходимости изменять интонационные характеристики своего высказывания;

своевременно реагировать на реплики собеседника, т.е. начинать говорить, не нарушая этических норм; при вынужденном прерывании речи собеседника обязательно извиняться; употреблять слова, выражающие вежливую просьбу, благодарность, тактичное несогласие, отказ;

воспроизводить и создавать тексты: описание, в том числе сравнительные описания из двух частей, элементарные рассуждения, объяснение, повествование; включать в диалог пересказы (подробные, выборочные, сжатые, пересказы с определенными изменениями, с дополнениями, пересказы от другого лица и т. п.); использовать межфразовые средства связи;

владеть выразительными средствами речи; продуцировать тексты официально-делового и научного стиля (задания для других групп), формулировать свою точку зрения; уточняющими вопросами узнавать о мнении партнеров, уметь вести учебную дискуссию в корректной форме, уметь аргументировать свою точку зрения.

 

Харченко О.О. Через постижение «тайн языка» — к текстовой компетенции // ж-л НШ № 5. С. 36.

Микерова Г.Ж. Лингвистические основы изучения грамматики при обучении по технологии укрупнения дидактических единиц // № 9. С. 114.

 

 

Лекция № 20

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Strittige Fragen innerhalb des deutschen Vokalismus | III. В процессуальном плане
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 427; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.