Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Относительность




Тема 12. Ценности жизни - их становление, императивность и

Р а з д е л 4. Свобода и ценности жизни

Понятие «ценность» как положительное отношение человека к феноменам (объектам и явлениям) своего бытия. То есть проявления (мысли, жесты, слова, поступки) внутреннего духовного мира человека по отношению к внешним и внутренним условиям жизни проявляют ценности жизни. Сами по себе объекты и явления не обладают ценностным статусом; этот статус им придается выбором человека (не путать с материальными ценностями, стоимость которых существует для упорядочения материально-трудовых отношений людей в социуме). Понятие «ценность» имеет только социальную обусловленность, так как возникает на стыке отношений индивидуумов в системе своего сообщества.

Определение ценностных качеств жизни – это внутренняя потребность индивидуума в ощущении комфортности и надежности своего бытия, то есть в ощущении фиксированной стабильност и в окружающем мире, которое возникает при наличии привязок к определенным лицам, явлениям, вещам, принципа у человека находящегося на определенной стадии своего развития,.

Определение шкалы ценностных качеств жизни – устойчивое положительное отношение индивидуума и сообщества к определенному набору бытийных явлений, ситуаций, объектов (любых, сущностных и не очень; в зависимости от уровня развития внутреннего духовного мира субъеков).

Шкала жизненных ценностей и её качественная относительность во времени и сообществе.

В историческом процессе одного и того же длительно существующего сообщества фиксировалась закономерная смена ценностных приоритетов – этот процесс объяснялся сменой поколений индивидуумов. В разных сообществах, исторически существовавших в одном временном периоде, фиксировалось закономерное отличие ценностных приоритетов – этот факт объяснялся разными условиями жизни сообществ. У разных индивидуумов, живших в разные исторические эпохи и в разных по общественному строю государствах, фиксировалось сходное отношение к явлениям и объектам и одинаковая оценка этих явлений и объектов. В данном случае снижается роль и значимость внешней обусловленности шкалы жизненных ценностей индивидуума и на первый план выходит внутренняя обусловленност ь жизненных приоритетов человека, индивидуальность их формирования силами внутреннего духовного мира.

Смена ценностей жизни в процессе антропогенеза. Основной механизм смены ценностных качеств жизни в процессе антропогенеза - саморазвитие сознания как материи.

Условия положительного и отрицательного влияния ценностей жизни на процесс антропогенеза - на развитие индивидуума и его жизненного пути. Ценности жизни, принятые в конкретном сообществе, становятся практически обязательными для новых индивидов, включаемых в это сообщество. Возникает внешняя императивность ценностей. При этом важно, чтобы эта общественная система ценностей совместилась с индивидуальной системой ценностей и стала внутренней потребностью новых индивидуумов. В этом случае общественная ценностная система будет прямо или косвенно, но всегда положительно влиять на жизнь индивидуума в данном сообществе (семья, друзья, одноклассники, сокурсники, сотрудники, земляки, т.д.). В случае неприятия общественной системы ценностей индивидуум будет постоянно испытывать их отрицательное влияние, так как его собственные убеждения (система индивидуальных ценностей) побуждают его действовать вопреки традиционным представлениям (ценностям). Возможность компромисса в связи с относительностью ценностей жизни индивидуума. Возможность смены ценностей жизни индивидуума. Компромисс и/или смена системы ценностей по разному проходят у индивидуумов с разными нервно-конституциональными типами. Главное - в гармоничном соотношении общих ценностей и индивидуального жизненного пути субъектов общества.

Условия положительного и отрицательного влияния ценностных качеств жизни на процесс антропосоциогенеза – на развитие общественных отношений в различных сферах человеческой деятельности. Полное отсутствие смены традиционных ценностей – общественный стаз с перспективой дегенерации общества; беспрерывная смена ценностей – дестабилизация, анархия и невозможность осуществления элементарных процессов организации направленного развития общества. Гармония развития – посредине.

Выбор ценностей – всегда индивидуален. В любом случае общие ценности не могут отменить главного – индивидуальности жизненного пути субъекта общества.

Внешние формы (уровни) жизненных ценностей: а) индивидуальные; б) групповые;

в) национальные; г) этнические; д) общечеловеческие. Функции ценностей – познавательные; воспитательные; эстетические; образовательные.

- императивность жизненных ценностей - внешняя и внутренняя.

Классификация ценностных качеств внутреннего духовного мира человека

(социально обусловленная).

1.Ценности созидания – качества для реализации продуктивных творческих актов (трудолюбие, усердие, старательность, прилежность, аккуратность).

2. Ценности переживания – качества для восприятия состояния и красоты естественной природы и человеческих творений (способности видеть необычное, замечать изменения, удивляться, радоваться).

3. Ценности общения – качества для отношений человека с человеком – сочувствие, дружба, любовь.

4. Ценности отношения к себе, преодоления себя – качества для изменения своего отношения к ситуации (рассудительность, самокритичность, человечность, понимание неоднозначности существующего бытия, уважение к другому).

Условность формирования классификации ценностных качеств внутреннего духовного мира человека – подразделение на группы условно, так как все качества взаимно дополняют друг друга, но такое разделение помогает анализировать индивидуальные характеристики в зависимости от преобладающей группы свойств (художественный тип; эмоциональный тип; рациональный тип; коммуникабельный тип) Социальность основы жизненных ценностей – проявление индивидуальных и общих предпочтений возможно только при наличии общения субъектов. Индивидуальность обладания и проявления ценностных качеств – аксиома(?), концептуально субъект всегда проявляет т о л ь к о собственные убеждения, позиции (даже при наличии юридических прав представлять другое лицо).

Четвертая группа ценностей как подтверждение постулата, что бессмысленной человеческой жизни нет. Классификация ценностей как путь поиска смысла жизни. Жизнь как явление (набор событий) имеет свою ценность и определяется в общих рамках ценностей, то есть отношением человека (субъекта) к жизни вообще и собственной жизни в частности. Ценность жизни также индивидуальна, как и ценность любых событий в процессе жизни.

Поскольку отношение человека к любому феномену жизни индивидуально, то смысл любого явления относителен и зависит от понимания данного события данным человеком. Содержание всего периода жизни индивидуума или человеческого сообщества относительно по той же причине – оно соотносится с уровнем понимания субъекта, оценивающего и о смысл яющего это явление.

Ценность жизни - это отношение человека к содержанию своего жизненного пути (или Жизни вообще), признание наполнености её смыслом или бессмысленности жизни.

Антропологический смысл жизни – это понимание мироустройства в целом и места и роли человека в этом Мире. «Счастье – это когда тебе больше ничего не нужно, кроме того, что уже есть».

 

Контрольные вопросы к теме 12.

1. Суть понятия «ценность» как отношение человека к феноменам своего бытия.

2. Социальная обусловленность понятия «ценность».

3. Относительность общественных и индивидуальных ценностных характеристик жизни.

4. Условия (механизм) формирования шкалы ценностных качеств жизни.

5. Механизм смены ценностных качеств жизни

6. Формы жизненных ценностей.

7. Функции ценностных качеств жизни.

8. Классификация ценностных качеств внутреннего духовного мира человека.

9. Классификация ценностей как структура смысложизненого поиска.

10. Влияние ценностных качеств жизни на процесс антропосоциогенеза.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 265; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.