Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Статус местных органов исполнительной власти




Исполнительную власть в областях, районах, районах АРК, в городах Киеве и Севастополе осуществляют областные, районные, Киевская и Севастопольская городские государственные администрации. Местные государственные администрации являются єдиноначальними органами общей компетенции.

Особенностью осуществления исполнительной власти в городе Киеве является то, что городские и районные в городе Киеве советы организационно совмещены с местными государственными администрациями, поскольку последние являются одновременно исполнительными комитетами соответствующих советов. Председатели же советов, которые по Закону "О местном самоуправлении в Украине" возглавляют исполнительные комитеты, автоматически назначаются Президентом Украины главой соответствующей местной государственной администрации.

Основные задания местных государственных администраций:

1) выполнение Конституции, законов Украины, актов Президента Украины, Кабинета Министров Украины, других органов исполнительной власти высшего уровня;

2) соблюдение законности и правопорядка, соблюдения прав и свобод граждан;

3) выполнение государственных и региональных программ социально-экономического и культурного развития, программ охраны окружающей среды, а в местах компактного проживания коренных народов и национальных меньшинств – также программ их национально-культурного развития;

4) подготовка и выполнение соответствующих бюджетов;

5) отчет о выполнении соответствующих бюджетов и программ;

6) взаимодействие с органами местного самоуправления;

7) реализация других предоставленных государством, а также делегированных соответствующими советами полномочий.

Состав местных государственных администраций формируют главы местных государственных администраций.

В пределах бюджетных ассигнований, выделенных на содержание соответствующих местных государственных администраций, их председатели определяют структуру местных государственных администраций.

Примерные перечни управлений, отделов и других структурных подразделений местных государственных администраций, а также типичные положения о них утверждаются Кабинетом Министров Украины.

Глава местной государственной администрации в пределах своих полномочий издает распоряжения, а руководители управлений, отделов и других структурных подразделений – приказы.

Распоряжения глав местных государственных администраций, принятые в пределах их компетенции, являются обязательными для выполнения на соответствующей территории всеми органами, предприятиями, учреждениями и организациями, должностными лицами и гражданами.

Особенности административно-правового статуса Совета министров Автономной Республики Крым

Вопрос принадлежности Совета министров АР К к органам исполнительной власти достаточно дискуссионным: с одной стороны, из анализа Конституции АРК выплывает, что Совет министров выполняет функции местного органа исполнительной власти в автономии, а также учитывая установленный порядок назначения и освобождения Председателя Совета министров АРК (по согласованию с Президентом Украины — ст. 37 Конституции АРК) и полномочий Президента Украины отменять акты Совета министров АРК (п. 16 ст. 106 Конституции Украины), этот орган следует признать реально соединенным с системой органов исполнительной власти. С другой стороны, Верховная Рада АРК является представительским органом "особенного" местного самоуправления, который в пределах территориальной автономии осуществляет полномочия в сфере государственного властвования". Совет министров АРК соответственно должен восприниматься как исполнительный орган такого самоуправления.

К тому же, Ю. Тодика отмечает, что кроме государственных органов исполнительной власти, в Украине действуют исполнительные органы местного самоуправления и органы исполнительной власти АРК (Совет министров, министерства, республиканские комитеты), на которые также положено осуществление исполнительных функций, но которые по своей природе не являются государственными органами. Конституционный Суд Украины в своем Решении от 17 октября в 2002 г. № 16-рп/2002 "Дело о совмещении служебной деятельности руководителей органов исполнительной власти" также придерживается такой мысли, поскольку в своем решении в деле о совмещении служебной деятельности руководителей органов исполнительной власти, определяя круг лиц, которые считаются руководителями органов исполнительной власти, не включает в него ни одного из должностных лиц правительства АРК.

В то же время Конституция АРК устанавливает определенную подконтрольность и подотчетность глав районных государственных администраций Совету министров АРК по вопросам выполнения государственных функций и полномочий (ч. 5 ст. 35), а также предоставляет право Совету министров АРК отменять распоряжение председателей соответствующих районных государственных администраций, если они приняты с нарушением актов Президента Украины, постановлений Кабинета Министров Украины, Конституции, законов Украины, других законодательных актов Украины.

В учебнике "Государственное строительство и местное самоуправление" под редакцией Б. Свирского мы находим в разделе об органах исполнительной власти следующее утверждение: "Совет Министров АРК как орган исполнительной власти самостоятельно осуществляет исполнительные функции и полномочия по вопросам, отнесенным к ведению АРК". Очевидно, что автор относит к органам исполнительной власти и Совет министров АРК, причем прямо на это указывая. Еще можем привести в пример вытяжку из Регламента Кабинета Министров Украины, в котором отмечается: "Кабинет Министров является высшим органом в системе органов исполнительной власти, который направляет, координирует и контролирует деятельность министерств, других центральных органов исполнительной власти, Совета министров АРК, областных, Киевской и Севастопольской городских госадминистраций".

То есть Совет министров АРК в установленной Конституцией Украины трехуровневой системе исполнительной власти занимает место между Кабинетом Министров Украины и местными государственными администрациями, "рядом с центральными органами исполнительной власти, кое-где выполняя функции областной государственной администрации (преимущественно в кадровых вопросах).

Следовательно, складывается представление о "двойном" статусе Совета министров АРК, по которому этот орган принадлежит одновременно и к государственной власти и к власти автономии как административно-территориальному образованию.

На наш взгляд, Совет министров АРК не должен входить в вертикаль исполнительной власти, поскольку, как нами уже было отмечено, Совет министров АРК и органы исполнительной власти имеют разные по своей юридической природе назначения, разные функции и задания. Принимать участие в исполнении государственных функций Совет министров АРК, так же как министерства и ведомства автономии могут лишь опосредствовано. Это возможно реализовать с помощью делегированных полномочий от Кабинета Министров Украины, центральных органов исполнительной власти. Ведь именно так решается проблема с решением вопросов, отнесенных к компетенции государственных органов на местах – решение этих вопросов делегируется органам местного самоуправления.

Кстати, кардинальных реформ законодательства по этому поводу проводить не придется. Достаточно лишь четко осознать и в дальнейшем учитывать и придерживаться норм уже действующего законодательства, ведь Конституция АРК закрепляет положение о том, что Совет министров АРК осуществляет исполнительные функции и полномочия по вопросам, отнесенным к самостоятельному ведению АРК, а также осуществляет государственные исполнительные функции, делегированные в соответствии с Конституцией Украины.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 353; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.006 сек.