Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности административной ответственности юридических лиц




Существуют определенные особенности юридических лиц как субъектов правоотношений сравнительно с физическими лицами. К ним относят:

- отсутствие у юридических лиц собственных психических характеристик;

- участие юридических лиц в правоотношениях через уполномоченных представителей;

- наличие у юридических лиц внутренней организационной структуры;

- специфические параметры оценивания деятельности юридических лиц.

Следует отметить, что институт административной ответственности юридических лиц постепенно, но достаточно системно развивается. Для примера, в Российской Федерации новый Кодекс об административных правонарушениях (действует от 2002 г.) содержит положение относительно правовых оснований такой ответственности юридических лиц. Проекты нормативно правовых актов в сфере административной ответственности в Украине также базируются на признании административной ответственности юридических лиц, которая дает основания говорить об этом в рамках изучения административного права.

Обстоятельствами, которые свидетельствуют о наличии административной ответственности юридических лиц, являются:

- социально-экономические и политические изменения в Украине, начало которых датируется 90-ми годами прошлого века, привели к становлению рыночных отношений, развития предпринимательства и модернизации разрешения юридических конфликтов при участии юридических лиц;

- наличие законов Украины, которые содержат положения относительно административной ответственности юридических лиц (от 14 октября в 1994 г. «Об ответственности предприятий, их объединений, учреждений и организаций за правонарушение в сфереградостроительства»», от 7 июня в 1996 г. «О защите от недобросовестной конкуренции», от 3 июля в 1996 г. «О рекламе» и др.);

- наличие подзаконных актов, положения которых детализируют механизм привлечения к административной ответственности юридических лиц (например, постановление Кабинета Министров Украины от 6 апреля в 1995 г. № 244 «Об утверждении Положения о порядке наложения штрафов за правонарушение в сфере градостроения» или постановление Кабинета Министров Украины от 17 августа в 2002 г. № 1177 «Об утверждении Положения о порядке наложения и взыскания штрафов за нарушение законодательства о защите прав потребителей»);

- наличие конкретных примеров наложения административных взысканий на юридические лица (например, постановление Национальной комиссии регулирования электроэнергетики Украины от 17 августа в 2005 г. № 674 «О наложении штрафа на ОАО «Запорожье - облэнэрго» за нарушение лицензионных условий по снабжению и передаче электрической энергии»).

Характерные черты административной ответственности юридических лиц:

1. Деликтоспособность возникает с момента государственной регистрации.

2. Деликтоспособность теряется с момента исключения из реестра юридических лиц.

3. Свидетельствует о возможности государства существенно влиять на хозяйственную деятельность юридических лиц и экономические процессы в целом.

4. Большое количество и разнообразие вариантов взысканий, которые как предусмотрены, так и не предусмотрены в КУоАП (штраф, прекращение или приостановка определенного вида или всей деятельности, изъятие имущества и тому подобное).

5. Может выступать как общим (все юридические лица), так и специальным субъектом (юридические лица, которые действуют в сфере общественного питания, в сфере бытовых услуг и тому подобное) административного правонарушения.

Целесообразно указать на появление в 2003 г. Хозяйственного кодекса Украины (ГК), где, в частности, предусматривается применение хозяйственных и административно-хозяйственных санкций. Хозяйственные санкции применяются в установленном законом порядке по инициативе участников хозяйственных отношений, а административно-хозяйственные санкции - уполномоченными органами государственной власти или органами местного самоуправления.

Статья 239 ГК содержит перечень видов административно-хозяйственных санкций. К ним относят:

- изъятие прибыли (дохода);

- административно-хозяйственный штраф;

- взимание сборов (обязательных платежей);

- применение антидемпинговых мероприятий;

- прекращение экспортно-импортных операций;

- применение индивидуального режима лицензирования;

- остановка действия лицензии (патента) на осуществление субъектом хозяйствования определенных видов хозяйственной деятельности;

- аннулирование лицензии (патента) на осуществление субъектом хозяйствования отдельных видов хозяйственной деятельности;

- ограничение или остановка деятельности субъекта хозяйствования;

- отмена государственной регистрации и ликвидация субъекта хозяйствования;

- другие административно-хозяйственные санкции, установленные ГК и другими законами.

Важным является то, что административно-хозяйственные санкции могут быть примененные к субъекту хозяйствования на протяжении шести месяцев со дня выявления нарушения, но не позднее как через один год содня нарушения этим субъектом установленных законодательными актами правил осуществления хозяйственной деятельности.

Анализируя же действующее законодательство, можно найти большое количество санкций, которые могут считаться административными взысканиями, которые применяются к юридическим лицам. В целом их можно разделить на:

1. Меры имущественного характера:

а) финансовые санкции;

б) конфискация имущества;

в) изъятие прибыли (дохода) или других незаконно полученных сумм.

2. Меры, связанные с ограничением дееспособности юридических лиц:

а) остановка действия или аннулирование лицензии;

б) ограничение в осуществлении определенных видов деятельности.

3. Меры организационного характера:

а) принудительная реорганизация юридического лица;

б) ликвидация юридической особи1.

Среди существующих проблем административной ответственности юридических лиц целесообразно выделить основные:

- отсутствие в действующем КУоАП (как основном документе, который посвящен вопросам административной ответственности) норм, которые касаются административной ответственности юридических лиц;

- необходимость конструирования и закрепления в единственном нормативно-правовом акте полного перечня административных взысканий, которые могут применяться к юридическим лицам, с определением общих правил наложения указанных взысканий;

- необходимость определения места и роли административно-хозяйственных санкций в общей структуре административной ответственности юридических лиц;

- потребности теоретико-правового обоснования вины юридического лица (как необходимой составляющей субъективной стороны административного правонарушения) и тому подобное.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1056; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.