Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Использование теории для измерения и изменения трудовой мотивации

 

А) Измерение мотивации. Как уже говорилось выше, мы операционализировали отдельные предположения теории постановки целей в форме вопросов стандартизованного мотивационного интервью. Мы приводим ниже полный перечень этих вопросов, о предназначении которых было сказано выше.

 

1. Перечислите, пожалуйста, 5 основных целей (или задач) своей работы в течение текущего квартала.

2. Укажите в отношении каждой из этих целей степень ее трудности для Вас по 10-балльной шкале (10 баллов - «очень трудная», 1 балл – «очень легкая»).

3. Оцените то, насколько конкретной, по Вашему мнению, является каждая из таких целей по 10-балльной шкале (10 баллов - «очень конкретная, 1 балл – «очень общая»).

4. Укажите, в какой мере каждая из этих целей отвечает, на Ваш взгляд, существующему у Вас уровню знаний и умений (Используйте для оценки %).

5. Оцените, пожалуйста, степень Вашей уверенности в достижении каждой из поставленных целей (Используйте для оценки %).

6. Оцените, пожалуйста, важность достижения для Вас каждой из поставленных целей по 10-балльной шкале (10 баллов - «крайне важно», 1 балл – «абсолютно неважно»).

7. Укажите, пожалуйста, степень Вашего участия в постановке каждой из перечисленных целей (Используйте для оценки %).

 

Хотя подобная процедура безусловно нуждается в усовершенствовании, даже в таком виде, как свидетельствуют результаты наших исследований, она оказывается полезной для прогнозирования мотивации и продуктивности работников.

 

Б) Изменение мотивации. Наиболее перспективными на сегодня выглядят две стратегии. Их можно условно обозначить как эмпирическую и систематическую стратегии изменения процесса постановки целей.

 

Эмпирическая стратегия предполагает предварительное изучение процесса постановки целей работниками организации при помощи описанной выше процедуры. В результате такого исследования выделяются группы работников в первую очередь с низкими оценками по показателям трудности целей (2-й вопрос), их понимания (4-й вопрос) и степени участия в их постановке (7-й вопрос). Как показали наши исследования, именно эти характеристики постановки целей оказывают наибольшее влияние на мотивацию и продуктивность. Затем изучаются возможные причины столь низких оценок. Они могут быть связаны с самим работником, с коллективом, в котором он трудится, или с характером руководства. В зависимости от результатов разрабатываются предложения по устранению или нейтрализации негативного влияния обнаруженных факторов.

 

Систематическая стратегия связана с налаживанием самого процесса постановки целей. Наиболее популярной стратегией такого типа в практике менеджмента является «управление по целям». Более подробно с ней можно ознакомиться в учебниках по менеджменту (напр., М. Мескон и др. Основы менеджмента. М., 1996). Здесь же мы изложим лишь ее основную идею. Она состоит в том, чтобы согласовать видение целей и задач руководителями и их подчиненными. Она начинается «снизу», с так называемого «письма начальнику». В таком письме подчиненный сначала определяет то, как он видит цели работы своего начальника и цели своей работы. Затем он описывает критерии оценки, которые, как он считает, применяются к его работе. Далее он перечисляет все, что он должен сделать для достижения этих целей. Здесь он также перечисляет все, что, по его мнению, служит основными препятствиями на пути к этим целям в его подразделении, а также какие действия начальника и компании ему помогают и какие мешают. В заключение он кратко описывает, что он собирается сделать в следующем году для достижения своих целей. После такого рода письма происходит встреча, в ходе которой начальник и подчиненный приходят к взаимному компромиссу. В результате и начальник, и подчиненный вырабатывают общую стратегию работы на последующий период времени (обычно на год). Теория постановки целей может использоваться в качестве дополнения к такой стратегии, поскольку она указывает на те характеристики постановки цели, которые в наибольшей степени влияют на конечную продуктивность (напр., сравнительная трудность и понятность целей). Кроме того, процедура измерения постановки целей позволяет выявлять из всех работников тех, для кого стратегия «управления по целям» может оказаться наиболее полезной.

 

В заключение следует подчеркнуть на то, что теория постановки целей не охватывает все факторы, влияющие на трудовую мотивацию работников. В своих исследованиях мы проверяли параллельно несколько теорий трудовой мотивации. Обнаружилось, что каждая вносит свой, уникальный и отличный от остальных теорий, вклад в общую трудовую мотивацию и продуктивность. Это говорит о том, что эффективные программы изменения трудовой мотивации должны опираться на прогнозы различных теорий, а не какой-либо одной. Кроме того, теория Лока учитывает отнюдь не все факторы, которые могут влиять на процесс постановки целей. В одном из исследований мы разработали программу организационных изменений по усилению трудовой мотивации и продуктивности. Она опиралась на оценки стандартизированного мотивационного интервью, которое мы перед этим провели с работниками двух подразделений. При ее разработке мы не учли оценки работников по тому разделу интервью, который был связан с теорией постановки целей. Спустя месяц после внедрения программы мы снова измерили мотивацию и продуктивность работников. Оказалось, что позитивным изменениям подверглись не только те мотивационные факторы, на которые мы сделали упор при разработке программы, но и процесс постановки целей, который мы специально не затрагивали. У работников увеличилось понимание своих задач, их цели стали более конкретными, усилилась их приверженность к своим целям, возросло личное участие в постановке целей.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Исследования теории постановки целей | Лекция 5. И, наконец, третья теория высокоэластичности – классическая статистическая теория высокоэластичности полимеров была разработана не применительно к отдельным
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 262; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.