КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Феномен просоциального (помогающего, альтруистического) поведения
Формирование просоциального поведения. Теоретические подходы к анализу феномена просоциального поведения Феномен просоциального поведения и мотивы альтруизма. 3. Психологические детерминанты развития альтруистического поведения: ситуативные и личностные
Сразу нужно сказать, что термины просоциальное, помогающее, альтруистическое поведение мы (как и авторы учебников по СП) будем использовать как взаимозаменяемые. Эти термины описывают взаимодействие между людьми, оказывающими помощь и теми, кто ее принимает.
Психология в своих лучших образцах всегда думала об улучшении человеческой природы. И всегда перед исследователями открывались два принципиально различных пути: бороться с человеческими недостатками или создавать условия для проявления и закрепления наилучших качеств. Посмотрим на эту проблему в рамках конкретной и весьма актуальной темы – альтруизм в человеческих отношениях. Почти вся научная информация, касающаяся альтруизма, в русскоязычной литературе имеет американское происхождение. Однако и в американской психологической науке изучение помогающего поведения, по мнению Х. Хекхаузена, шло по боковым, крайне заросшим путям, а на психологических магистралях – изучение ненормальных и неприглядных сторон человеческой натуры. Причин столь пренебрежительного отношения к изучению просоциального поведения много. Господствовавшие психологические школы, психоанализ и классическая теория научения достаточно скептически относились к возможности проявления собственно альтруистического поведения, т. к. считали, что даже в конечном счете оно служит достижению тех или иных собственных целей субъекта. Психоанализ искал стоящие за альтруистическим поведением вытесненные влечения. Согласно же фундаментальному для теории научения гедонистическому принципу, помогающий субъект всегда должен был иметь позитивный баланс подкрепления. В частности, отмечается феномен, который получил название "парадокс альтруизма ". Это обычно действия, когда помогающий причиняет своим действием ущерб себе лично, причем, что особенно примечательно, часто даже предвидя этот ущерб заранее, он не отказывается от оказания помощи. Возможным объяснением этого может быть то, что при отсутствии внешних подкреплений помогающий (испытывая сочувствие, сострадание, эмпатию) в конечном счете сам подкрепляет себя за свое бескорыстное действие.
Во второй половине 60-х годов количество исследований поведения помощи возросло в связи с событиями, вызвавшими сильный общественный резонанс. Первое событие – процесс над нацистским преступником Эйхманом, котрый привлек внимание к людям, которые во время Второй мировой войны спасали евреев от уничтожения в условиях глубочайшей секретности и огромного риска для себя и своих близких. Их было значительно больше, но смогли выжить и эмигрировать только 27человек. Они не собирались рассказывать о своем прошлом, но, к счастью, тайное становится явным не только в случаях грязных и низких поступков. В результате в США было учреждено психологическое общество с целью выяснения личностных особенностей этих 27 удивительных людей (попытка, сделанная в русле психологии личности, оказалась бесплодной, хотя в ходе интервью были выяснены некоторые общие для них особенности – жажда приключений, идентификация с родительскими моральными образцами, социальная критичность). Другое событие, давшее ход исследованиям просоциального поведения,- убийство Кэтрин Дженовэз. Она была убита в ночь на 13 марта 1964 года в Нью-Йорке, не вокзальной площади в Бронксе. Обитатели окрестных домов, 38 человек, прильнув к темным окнам, наблюдали, как в течение получаса убийца боролся с кричащей женщиной, лишив ее жизни только третьим ножевым ударом. Никто из наблюдавших не вмешался и даже не вызвал полицию. Эта криминальная история всколыхнула всю Америку. Вслед за выпуском новостей, рассказавшем об этом поведении наблюдателей, развернулась широкая дискуссия о том, почему никто не оказал женщине помощь. Были эти люди апатичны, холодны и равнодушны к чужим проблемам? Или что-то не так в нашем обществе? Может, городская жизнь сделала людей бесчувственными? Когда человек сидит в удобном кресле и читает о чрезвычайных происшествиях, у него нет никаких сомнений относительно того, что нужно делать. Свидетели убийства Кэтрин Геновезе должны были, по крайней мере, закричать и вызвать полицию. Однако все оказывается по-другому, когда вы сами сталкиваетесь с подобными ситуациями; не так-то просто сделать именно то, что требуется. Столь шокирующее событие побудило многих социальных психологов к созданию теорий и проведению экспериментов в полевых условиях, для изучения действий помощи, для выяснения, почему сторонние наблюдатели иногда реагируют, а иногда не реагируют на чрезвычайное происшествие. Перед тем, как перейти к этим исследованиям, рассмотрим, что имеется в виду под просоциальным поведением. Социальные психологи предлагают в основном два разных типа определений просоциального поведения. 1. Одни исключают эгоистически мотивированное поведение (как, например, ответ на услугу) и выделяют поведение, мотивированное сочувствием (например, прекращение страдания жертвы). Так, Дж. Макоули и И. Берковитц определяют альтруизм как «поведение, осуществляемое ради блага другого человека без ожидания какой-либо внешней награды». 2. Другие возражают, что давать определение альтруизма на основе предположительной мотивации невозможно, потому что невозможно в каждом конкретном случае решить, мотивировано ли поведение именно сочувствием. В соответствии со вторым подходом Бьерхофф (1990) выделил два условия, определяющих просоциальную реакцию: 1) намерение действовать на благо другому и 2) свобода выбора (то есть действия не по профессиональной обязанности). Таким образом, под просоциальным поведением обычно понимаются любые действия, направленные на благополучие других людей. Поведение, обладающее позитивными социальными последствиями и привносящее вклад в физическое и психологическое благополучие других людей (И. Виспе). Х. Хекхаузен, просмотрев множество научных определений, пришел к выводу, что великолепный пример альтруистического поведения – притча о добром самаритянине, описанная в Евангелии: «… Некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставивши его едва живым. Самаритянин, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился и перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, посадив его на своего осла, привез в гостиницу и позаботился о нем; а на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю и сказал ему: позаботься о нем; и если издержишь что более, я, когда вернусь, отдам тебе». Альтруистический поступок самаритянина так примечателен потому, что · он осуществлялся при отсутствии социального давления; · не на глазах у способного оценить его зрителя; · ему не были предписаны жесткие моральные нормы (как священнику); · потому, что он взял на себя труд и затраты, не надеясь на вознаграждение. Просоциальное поведение может быть оценено и измерено по затратам помогающего. Например, по интенсивности внимания, объему времени, количеству труда, значительности денежных расходов, отодвиганию на задний план или отказу от своих желаний и планов, самопожертвованию. Действия эти часто весьма многообразны. Их диапазон может простираться от спасения человека ценой собственной жизни. Вспомним Дорогу праведников на холме в Иерусалиме, вдоль которой высажено 800 деревьев. Под каждым деревом лежит плита с именем европейского христианина, спасшего жизнь одного или нескольких евреев во время нацистского холокоста. Эти «праведные иноверцы» знали, что в случае обнаружения беглецов они, согласно нацистским законам, подвергаются не меньшей опасности, чем те, кого укрывают. И все-таки многие шли на такой риск. До менее драматических актов заботы и проявлений любезности: не требуя ничего взамен, люди показывают дорогу, вносят денежные пожертвования, сдают кровь, тратят свое время. Со времен создания великих гуманистических учений – Христа, Будды, Магомета – альтруизм был и остается величайшей ценностью человечества, его воспевают в литературе и передают на словах своим детям как наилучший образец для подражания родители почти всех континентов и стран.
Почему и когда люди совершают альтруистические поступки? И что следует сделать, чтобы уменьшить безразличие? Психологи хотят понять и научиться прогнозировать просоциальное поведение — действия, которые приносят пользу другим людям, но не имеют очевидной пользы для людей, их совершающих
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1078; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |