Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Антропосоциогенез как результат и этап эволюции человека

Человек – морфофункциональная единица (МФЕ) с точки зрения устройства общества. МФЕ в любой системе является основой её строения и функции, а при наличии у системы способности к саморазвитию (у живой системы) – МФЕ определяет скорость и качество развития системы через свое собственное развитие.

Исходя из данной предпосылки, можно выстроить версию, что процесс развития человеческого общества является результатом развития индивидуумов и происходит качественными скачками в результате накопления достаточного количества индивидуального материала. Функциональная роль социума по отношению к индивидууму заключается в двух важных взаимодополняющих аспектах: 1) передаче определенной дозы информации и 2) создании определенных условий для её усвоения.

Ответная реакция индивидуума проявляется в форме психофизиологической и социальной адаптации (если развитие индивидуума состоялось) или её отсутствии (если развитие индивидуума не состоялось).

Данная версия антропосоциогенеза предполагает, что индивидуальное развитие на данном этапе эволюции человека приобретает более высокую значимость по сравнению с предыдущими периодами. Процессы онтогенеза, включая закономерности развития внутреннего духовного мира, требуют дополнительного, более пристального внимания исследователей, нетрадиционных методов изучения, нетрадиционных аспектов решения.

Онтогенетический цикл следует рассматривать в качестве хронологической и функциональной единицы процессов антропогенеза и антропосоциогенеза. Смена суммы онтологических циклов одного поколения суммой онтологических циклов последующих поколений создают череду поколений в историческом развитии человечества – антропогенезе. Смена общественного устройства и общественных отношений в историческом развитии создают череду форм общественного строя, или антропосоциальное развитие, в связи с появлением личностей, сознательная деятельность которых выходила за рамки существующего социального устройства.

Процесс эволюции человека основывается на изменчивости его составляющих элементов – физического и психического тел. В основе изменчивости физического тела положены процессы трансформации и структурных изменений генотипа индивидуума.

В основе изменчивости психического тела заложен процесс ступенчатого формирования и развития рефлексии как определенного уровня сознании человека. Важно подчеркнуть, что в историческом плане биогенетическое и психическое развитие индивидуумов осуществляется разными темпами, с разными соотношениями качественных и количественных характеристик. Генетическая и психическая индивидуальность человека подчиняется объективным жестким биологическим законам, положена в основу процесса индивидуализации антропогенеза и определяет качество и темпы формирования антропосоциогенеза. Процесс индивидуализации проявляется на всех этапах развития социума, и может служить основной характеристикой, объясняющей с точки зрения современной антропологии принципы и отличия устройства всех общественных систем в истории человечества.

Нарастание биологической индивидуализации в эволюционном процессе сочетается с развитием и расширением психической составляющей сознания человека [8].. Расширение и углубление рефлексивного сознания определит дальнейшие эволюционные изменения человеческого общества - антропосоциогенез от биосферы к состоянию ноосферы.

Существующие трудности социально-антропологического и социально-философского исследования процесса антропогенеза и антропосоциогенеза имеют объективные причины: давность во времени; необратимость и неповторимость исторического процесса; отсутствие достаточной информации об условиях, которые сопровождали определенные этапы развития человека; недоказательность формирования специфических человеческих качеств под влиянием трудовой деятельности и использовании языка как средства общения (В.В.Шаронов).

Принятие информации о двух основах существования в свой внутренний мир – необходимое условие дальнейшего развития человека. Взгляд на себя как на существо временного порядка ограничивает понимание масштаба и значимости деятельности человека, особенно на уровне деятельности бытового плана. Незнание истинного предназначения человека замедляет эволюционный процесс человечества.

С точки зрения дуального строения человека и особенностей эволюции его сознания и психики, массовые усилия общества помочь внутреннему становлению и духовной реализации индивидуумов, в том числе лиц с функциональными ограничениями здоровья, могут решить двойную задачу. Первую – качественное изменение и рост общественного сознания за счет преодоления в сознании его членов безразличного или негативного отношения к лицам, отличающимся от привычного норматива: с некомфортными для окружающих внутренними убеждениями, с некомфортным для окружающих внешним видом. Вторую – качественное изменение и рост сознания у лиц с непривычными, «ненормативными» характеристиками: жесткими ограниченными собственными принципами-убеждениями; ограниченным здоровьем, - за счет включения их в активную индивидуальную, а при возможности, и социальную жизнь. При положительном развитии обоюдозависимых социально-оздоровительных процессов полученные результаты по масштабу действенности и значимости для развития человека и общества будут многократно выше в сфере перестройке массового сознания, так как создадут мощный толчок духовного развития общества.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Роль онтогенеза в формировании свободы деятельности человека | Свобода как антропологическая категория
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1087; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.