Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Свобода как антропологическая категория

В традиционной антропологии понятие свободы увязывалось с уровнем познания объективной реальности, и такая позиция изначально ставила эту научную категорию в рамки существующего познания (познание ограничено – свобода тоже). Кроме того, такая позиция была отражением изначального восприятия человеком присутствующей ощущаемой внешней реальности как более значимое, чем он сам, природное явление и как рамки собственного существования. Детерминизм внешней среды (обусловленной необходимости) по отношению к себе воспринимался человеком доминантно жестко. Фатализм и волюнтаризм – философские теории с элементами избыточности и абсолютизма, согласно которым человек максимально предопределен в своей деятельности: или абсолютно несвободен, или абсолютно свободен.

С точки зрения современной антропологии это означало, что сознание человека (в том числе, сознание авторов различных концептуальных версий мироустройства) воспринимало свое окружение как несвободу в силу недостаточного осознания самого себя (начальный этап психоэволюции) и соответственно описывало это состояние. Изменение уровня развития сознания приводило к смене естественнонаучных положений и расширении рамок познания, но утверждение об их существовании сохраняется до настоящего времени.

Современная антропология на основе опыта предшествующих поколений утверждает, что рамок в познании мироустройства нет, есть разная степень развития сознания, то есть внутреннего духовного мира человека, разная степень способности сознания воспринимать изучаемый объект и в результате соответственно разная степень знания. Эволюционная этапность движения человека к свободе познания и деятельности определяется формированием рефлексивного сознания. Свобода как характеристика изначальной родовой природы человека – осознается человеком только при условии формирования рефлексивного сознания, которое обладает способностью выхода за бытийный уровень, от есть за пределы бытового состояния индивидуума [8].

Преобладание в начальном этапе эволюции человечества коллективного сознания и неравномерность эволюции сознания индивидуумов создавало почву для формирования преимущественных приоритетов коллективных ценностей в ущерб индивидуальным ценностям - отношение мира к человеку и человека к миру было негармоничным. Объединенные социальные группы, классы, слои при разных общественных устройствах законодательно формировали преимущественные свободы под себя.

Особенности современного подхода к проблеме определения свободы: 1) деперсонификация (деперсонизация) и индивидуализация свободы, смена акцентов в отношениях человека и мира в сторону человека и его психологической бесграничности; 2) отказ от абсолютизации понятий свободы и необходимости (на основании отказа от абсолютизации научного знания и знания из любого другого источника информации).

 

Раздел 3. Свобода, ценности жизни и смысл жизни как проявления адаптивности человека

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Антропосоциогенез как результат и этап эволюции человека | Ценности жизни - их становление, императивность и относительность
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 439; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.