КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Мифологические представления в русском необрядовом фольклоре: русская сказка
Тексты для чтения 1. Русский фольклор.- М., 1986. 2. Русский фольклор. – М, 2007. 3. Фольклор народов России. В 2 т.: Т. 1. – М., 2003. 4. Фольклор народов России. В 2 т.: Т. 2. – М., 2003. Литература 1. Афанасьев А.Н. Славянская мифология. – М., 2008. 2. Блинова Г.П. Истоки русских праздников и обрядов. – М., 2008. 3. Бондаренко Э.О. Праздники христианской Руси.- Калининград, 1993. 4. Жигульский К. Праздник и культура. – М., 1985. 5. Капица Ф.С. Славянские традиционные верования, праздники и ритуалы. – М., 2008. 6. Котова И.Н., Котова А.С. Русские обряды и традиции. Народная кукла. – СПб., 2008. 7. Левкиевская Е. Мифы русского народа. – М., 2006. 8. Некрылова А. Русские народные городские праздники, увеселения и зрелища. – СПб., 2004. 9. Росс Е. Русский фольклор в таблицах и схемах. – Самара, 2008. 10. Русское народное поэтическое творчество / Под ред. А.М. Новиковой. – М., 1986. 11. Терещенко А.В. История культуры русского народа. – М., 2006. 12. Шафранская Э.Ф. Устное народное творчество. – М., 2008. 13. Шангина И. Русские праздники: от святок до святок. – М., 2004. 14. Юдин А.В. Русская народная духовная культура. – М., 1999.
РАЗДЕЛ III. МИФОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ В РУССКОМ НЕОБРЯДОВОМ ФОЛЬКЛОРЕ В своем изложение данной проблемы мы будем опираться на труды выдающегося российского ученого В.Я. Проппа. Так, в работе «Русская сказка» В. Пропп указывает, что только в немецком и русском языках имеется специальное слово для обозначения особого вида народной поэзии[465]. В русском языке слово «сказка» появилось не раньше XVII века, но это не значит, что на Руси не было сказок. Это свидетельствует только о том, что сказки обозначались каким-то другим словом. Вполне возможно, что этим словом было «баснь», чему соответствовал глагол «баять»и существительное «бахарь». А слово «сказка» до XVII века означало нечто достоверное, письменное или устное показание или свидетельство, имеющее юридическую силу. С XVII же века прослеживается еще одно, притом противоречащее приведенному выше значение слова «сказка». В указе царя Алексея Михайловича 1649 г. говорится: «Многие человецы неразумьем веруют в сон, и в встречи, и в полаз, и в птичий грай, и загадки загадывают, и сказки сказывают небылые»[466]. Здесь слово «сказка» обозначает уже то, что мы понимаем под этим сейчас. Можно вывести два признака сказки, вложенные в это слово: 1) сказка признается повествовательным жанром (баять – «сказывать, рассказывать»); 2) сказка считается вымыслом. (В указе Алексея Михайловича — «сказки небылые»). А.Н. Никифоров дал следующее определение сказки: «Сказки – это устные рассказы, бытующие в народе с целью развлечения, имеющие содержанием необычные в бытовом смысле события (фантастические, чудесные или житейские) и отличающиеся специальным композиционно-стилистическим построением»[467]. Это определение не потеряло своего научного значения до сих пор В данном определении выражены все основные признаки, характеризующие сказку. Сказка, народная сказка есть повествовательный фольклорный жанр. Он характеризуется своей формой бытования. Это рассказ, передаваемый из поколения в поколение только путем устной передачи. Этим бытование народной сказки отличается от бытования искусственной, или литературной, сказки, которая передается путем письма и чтения и не меняется. Сказка характеризуется как рассказ, т. е. она принадлежит к повествовательным жанрам. Этот признак также еще не является решающим, так как имеются и другие повествовательные жанры (былина, баллада), которые не относятся к сказкам: Как уже указывалось, самое слово «сказка» обозначает нечто рассказываемое. Это значит, что народ воспринимает сказку как повествовательный жанр по преимуществу. Сказка рассказывается с целью развлечения. Она принадлежит к развлекательным жанрам. Признак развлекательности стоит в связи с другим признаком – необычность события (фантастического, чудесного или житейского). Еще один признак, выделенный А. Никифоровым – специальное композиционно-стилистическое построение. В.Я. Пропп, добавляя к определению А. Никифорова признаки сказки, отмечает, что действительность рассказанного никто не верит. Часто наблюдается путаница между такими феноменами как сказка и миф. Миф есть стадиально более раннее образование, чем сказка. Мифы, по мнению В.Я. Проппа, есть те рассказы первобытных народов, которые, может быть, и не выдаются за действительность (это не всегда может быть утверждаемо или отрицаело, так как тип мышления здесь иной: границы между вымыслом и действительностью полностью не осознаются), но которые признаются реальностью высшего порядка; они обладают священным характером. У первобытных народов такие рассказы обладают религиозно-магическим значением. Они могут входить в состав обрядов или сопровождать их. Как обряды, так и мифы имеют целью воздействовать на природу. Рассказы о животных, например, должны вызвать удачу на охоте и ловле, другие — воздействовать на погоду, вылечить от болезней. Они же представляют собой первобытную науку, попытку объяснить мир, происхождение Вселенной или отдельных частей ее - рек, гор, животных. Такие мифы называются этиологическими[468]. Итак, сказка имеет развлекательное значение, а миф сакральное. Миф, в отличие от сказки – священный рассказ, в действительность которого верили. Миф есть рассказ религиозного порядка, а сказка - эстетического. Былина, в отличие от сказки, рассказывается как реальная история. Она приурочена к определенному месту и временим, имеет стихотворный характер. В легенде сильно выражен религиозный элемент и больше поучительного смысла. Бывальщина не имеет сказочной формы, а рассказывается в простой, разговорной манере. Анекдот имеет только юмористическую цель. Он краток и сжат и рассказывается только к случаю. Итак, основным признаком сказки является установка на вымысел, а основными функциями сказки могут быть: развлекательная, эстетическая, поучительная, воспитательная. Можно встреться множество классификаций сказок. Выделяют богатырские, сатирические, анедоктические, кумулятивные, небылицы, легендарные, докучные и др. Е. Росс акцентирует внимание на сказках о животных (примерно 10 % от всех сказок), волшебных сказках (30 % от всех сказок), бытовых сказках (60 % от всех сказок)[469]. Сказка о животных - это совокупность разножанровых фольклорных произведений, в которых в качестве главных героев выступают животные, птицы, рыбы, а также предметы, растения и явления природы. В этих сказках человек либо играет второстепенную роль (старик из сказки, где лиса крадёт рыбу из воза), либо занимает положение, равноценное животному (мужик из сказки «Вершки о корешки»). Сказки о животных имеют два плана: иносказательное сатирическое повествование и смешанное, занимательное поучение. Сказки о животных строятся на элементарных действиях, лежащих в основе повествования, представляющих собой более или менее ожидаемый или не ожидаемый конец, известным образом подготовленный. Эти простейшие действия представляют собой явление психологического порядка, чем вызван их реализм и близость к человеческой жизни, несмотря на полную фантастичность разработки. Так, например, многие сказки построены на коварном совете и неожидан ном для партнера, но ожидаемом слушателями конце. Отсюда шуточный характер сказок о животных и необходимость в хитром и коварном персонаже, каким является лиса, и глупом и одураченном, каким у нас обычно является волк. Так, лиса советует волку ловить рыбу, опуская хвост в прорубь[470]. .Сказки о животных отличаются от басен, где герои также животные. Хотя персонажи-животные присутствуют в обоих жанрах, сказки обычно лишены прозрачных аллегорий и прямых нравоучений. Волшебные сказки наиболее архаичны, корнями они уходят в мифологическую эпоху. Волшебное начало сказки заключает в себе религиозно-мифологическое воззрение первобытного человека, одухотворение им вещей и явлений природы, приписывание этим вещам магических свойств. Фантастическое начало сказки имеет свои жизненные корни в мечте людей о господстве над природой. Эта мечта является и жизненной основой волшебной сказки. «Как ни характерны для сказки ее герои и предметы, живые и оживотворенные носители сказочного действия, все же самым важным и характерным для сказки как жанра является само действие. Для чудесной сказки эти действия определяют собой волшебно-приключенческий характер чудесной сказки как особого повествовательного жанра», - писал Ю. М. Соколов[471]. Как отмечает В.Я. Пропп, «все волшебные сказки однотипны по своему строению»[472]. Можно выделить следующие элементы композиции волшебных сказок: 1. Экспозиция, в которой рассказывается о всех причинах, которые породили завязку: запрещение и нарушение запрета на какое-то действие; 2. Завязка, которая состоит в том, что главный герой или героиня обнаруживают какую-то потерю или недостачу; 3. Развитие сюжета, где происходит поиск потерянного или недостающего; 4. Кульминация, где главные герой/героиня сражается с противоборствующей силой и всегда побеждает ее. Эквивалентом сражения может быть разгадывание трудных задач, которые всегда загадываются; 5. Развязка, где происходит преодоление потери, или недостачи. Герой/героиня в конце «воцаряются» или приобретают более высокий социальный статус, чем был в начале; В.Д. Чернилев указывает, что «сюжет волшебной сказки представляет собой модель коловращения судеб главных героев с обязательным возвращением к идеальному миру»[473]. В.Я. Пропп доказывает, что все волшебные сказки имеют следующую структуру: отъезд героя из дома – первая встреча с чудесным помощником (или приобретение коня, меча, шапки-невидимки, клубка и т.п.) – вторая встреча с чудесным помощником – приключение в пути – встреча с соперником, битва с ним – решение дополнительных задач – получение желаемого (чудесного предмета, царевны и т.п.) –возвращение героя – награда.
ü Проанализируйте любую волшебную русскую народную сказку и докажите/опровергните позицию В.Я. Проппа.
Можно выделить следующие основные персонажи волшебной сказки и сформулировать их основные функции:
Выделим следующие законы сказочной поэтики: ü Сказано – сделано. ü Сказка знает старость, но не знает старения. ü Герои передвигаются в пространстве почти беспрепятственно, не зная сопротивления естественной среды. ü Действие в сказках не имеет логической мотивировки. Сформулируем стилистические особенности волшебных сказок: ü Зачин (вступление, присказка) обычно напрямую не связан с содержанием сказки. Он может быть хронологический («Жили-были...») или топографический («В некотором царстве...»). ü Шаблонные концовки («Я там был, мед-пиво пил...», «Стали жить-поживать...», «Сказка вся - больше врать нельзя..»). ü Стилистические обороты («Скоро сказка сказывается, да...», «Коли стар человек, будь нам...», «Фу-фу! Русским духом пахнет..») ü Нет подробных портретов героев, но в целом положительные герои всегда красивы, а отрицательные имеют какие-либо недостатки внешности. Следующий разряд сказок - сказки новеллистические, реалистические или бытовые. Характер их совершенно иной, чем характер сказки волшебной. По мнению В.Я. Проппа, все три названия возможны, но ни одно не обладает точностью научного термина и каждое может быть применено лишь условно и с оговорками[474]. Реалистическими сказки могут быть названы потому, что действующие лица в них — не потусторонние фантастические существа, а реальные люди. Но вместе с тем эти сказки далеки от того, что называется реализмом. Они могут быть названы новеллистическими, так как представляют собой краткие занимательные и интересные рассказы. Но это все же не новеллы, а настоящие сказки. Наконец, их можно назвать бытовыми, так как крестьянский дореформенный быт находит в них сравнительно широкое отображение, хотя описание быта никогда не является их целью. Если в волшебной сказке мы видели некоторую двуплановость, наличие двух миров, то в бытовых сказках мир только один. Это наш мир, в котором мы живем, но при этом в сказках совершенно нет описания обстановки, в которой развивается действие. Обстановка не описывается, а только мыслится или подразумевается, или дается как некоторый фон, на котором действие развивается, и набрасывается очень скупыми штрихами. Но хотя в таких сказках и нет прямых описаний, быт составляет не только фон, но материал, арсенал, которым в художественных целях пользуется бытовая сказка. В силу этого бытовая сказка имеет самую тесную связь с действительностью. Действующие лица всегда принадлежат к определенной социальной категории. Герой бытовых сказок — уже не царевич, не младший из трех сыновей. Это молодой парень, крестьянин, солдат, батрак, мужик. Его антагонист — барин, помещик, поп, судья, богач[475]. Как и волшебные, бытовые - насквозь оптимистичны. Герой всегда побеждает своих противников. Но характер борьбы здесь иной, как иная и мораль этих сказок. В волшебной сказке всегда побеждает добро. Зло воплощено в образе фантастических существ: змея, Кащея, Яги и т. д. В бытовой же сказке носители зла — земные люди. Зло представлено не Кащеем, змеем, или ведьмой, а теми антагонистами, которых крестьянин видит в своей жизни. В борьбе с ними всякие средства хороши. Противник героя силен социально, но ничтожен по существу. Герой же ничтожен социально, он стоит на низших ступенях социальной лестницы. Он обездолен, беден, угнетен. В изображении его нет никакой идеализации. В его облике как будто нет ничего красивого, подчеркнуто героического. Он самый обыкновенный человек. Но в то же время он воплощение смелости, решительности, находчивости, неугасимой силы духа и воли к борьбе, иногда — необычайной хитрости. Поэтому он всегда побеждает. Один из основных признаков этих сказок — отсутствие сверхъестественности. В них, как правило, не нарушаются законы природы. В волшебных сказках герой приобретает какое-нибудь волшебное средство и при помощи его достигает своих целей. В так называемых реалистических сказках волшебного средства никогда нет, и это может служить одним из признаков отличия их от волшебных сказок. И, тем не менее, сверхъестественное в этих сказках есть, но оно втянуто в орбиту обычной, будничной жизни и всегда окрашено комически. Так, например, есть сказки, в которых фигурирует черт. Но этот черт совсем не похож на волшебных персонажей фантастической сказки. Это всегда обманутый, одураченный черт, побежденный человеком, Итак, бытовая сказка сходна с волшебной сказкой по композиции. Но в ней необычность содержания сочетается с реалистическим описанием бытовой обстановки. В сказке этого жанра действует человек-трикстер (англ. Trickster - обманщик, ловкач). Обычно он из демократической среды, борется за справедливость с власть предержащими и добивается этого. Можно предложить следующую классификацию бытовых сказок по содержанию:
Необходимо отметить, что фольклорная сказка стала импульсом к созданию огромного количества литературных сказок, подарив авторам готовые сюжетные схемы, поэтические средства, формулы и т.п.
Вопросы для самоконтроля 1. Что такое «сказка»? Чем сказка отличается от мифа, басни и т.п.? 2. Дайте характеристику наиболее распространенным классификациям сказок. 3. Дайте характеристику основным элементам композиции волшебных сказок.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1699; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |