Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Мифологические представления в русском необрядовом фольклоре: русская сказка

Тексты для чтения

1. Русский фольклор.- М., 1986.

2. Русский фольклор. – М, 2007.

3. Фольклор народов России. В 2 т.: Т. 1. – М., 2003.

4. Фольклор народов России. В 2 т.: Т. 2. – М., 2003.

Литература

1. Афанасьев А.Н. Славянская мифология. – М., 2008.

2. Блинова Г.П. Истоки русских праздников и обрядов. – М., 2008.

3. Бондаренко Э.О. Праздники христианской Руси.- Калининград, 1993.

4. Жигульский К. Праздник и культура. – М., 1985.

5. Капица Ф.С. Славянские традиционные верования, праздники и ритуалы. – М., 2008.

6. Котова И.Н., Котова А.С. Русские обряды и традиции. Народная кукла. – СПб., 2008.

7. Левкиевская Е. Мифы русского народа. – М., 2006.

8. Некрылова А. Русские народные городские праздники, увеселения и зрелища. – СПб., 2004.

9. Росс Е. Русский фольклор в таблицах и схемах. – Самара, 2008.

10. Русское народное поэтическое творчество / Под ред. А.М. Новиковой. – М., 1986.

11. Терещенко А.В. История культуры русского народа. – М., 2006.

12. Шафранская Э.Ф. Устное народное творчество. – М., 2008.

13. Шангина И. Русские праздники: от святок до святок. – М., 2004.

14. Юдин А.В. Русская народная духовная культура. – М., 1999.

 


РАЗДЕЛ III. МИФОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ В РУССКОМ НЕОБРЯДОВОМ ФОЛЬКЛОРЕ

В своем изложение данной проблемы мы будем опираться на труды выдающегося российского ученого В.Я. Проппа. Так, в работе «Русская сказка» В. Пропп указывает, что только в немецком и русском языках имеется специальное слово для обозначения особого вида народной поэзии[465]. В русском языке слово «сказка» появилось не раньше XVII века, но это не значит, что на Руси не было сказок. Это свидетельствует только о том, что сказки обозначались каким-то другим словом. Вполне возможно, что этим словом было «баснь», чему соответствовал глагол «баять»и существительное «бахарь». А слово «сказка» до XVII века означало нечто достоверное, письменное или устное показание или свидетельство, имеющее юридическую силу. С XVII же века прослеживается еще одно, притом противоречащее приведенному выше значение слова «сказка». В указе царя Алексея Михайловича 1649 г. говорится: «Многие человецы неразумьем веруют в сон, и в встречи, и в полаз, и в птичий грай, и загадки загадывают, и сказки сказывают небылые»[466]. Здесь слово «сказка» обозначает уже то, что мы понимаем под этим сейчас.

Можно вывести два признака сказки, вложенные в это слово: 1) сказка признается повествовательным жанром (баять – «сказывать, рассказывать»); 2) сказка считается вымыслом. (В указе Алексея Михайловича — «сказки небылые»).

А.Н. Никифоров дал следующее определение сказки: «Сказки – это устные рассказы, бытующие в народе с целью развлечения, имеющие содержанием необычные в бытовом смысле события (фантастические, чудесные или житейские) и отличающиеся специальным композиционно-стилистическим построением»[467]. Это определение не потеряло своего научного значения до сих пор

В данном определении выражены все основные признаки, характеризующие сказку. Сказка, народная сказка есть повествовательный фольклорный жанр. Он характеризуется своей формой бытования. Это рассказ, передаваемый из поколения в поколение только путем устной передачи. Этим бытование народной сказки отличается от бытования искусственной, или литературной, сказки, которая передается путем письма и чтения и не меняется.

Сказка характеризуется как рассказ, т. е. она принадлежит к повествовательным жанрам. Этот признак также еще не является решающим, так как имеются и другие повествовательные жанры (былина, баллада), которые не относятся к сказкам: Как уже указывалось, самое слово «сказка» обозначает нечто рассказываемое. Это значит, что народ воспринимает сказку как повествовательный жанр по преимуществу.

Сказка рассказывается с целью развлечения. Она принадлежит к развлекательным жанрам. Признак развлекательности стоит в связи с другим признаком – необычность события (фантастического, чудесного или житейского).

Еще один признак, выделенный А. Никифоровым – специальное композиционно-стилистическое построение.

В.Я. Пропп, добавляя к определению А. Никифорова признаки сказки, отмечает, что действительность рассказанного никто не верит.

Часто наблюдается путаница между такими феноменами как сказка и миф. Миф есть стадиально более раннее образование, чем сказка.

Мифы, по мнению В.Я. Проппа, есть те рассказы первобытных народов, которые, может быть, и не выдаются за действительность (это не всегда может быть утверждаемо или отрицаело, так как тип мышления здесь иной: границы между вымыслом и действительностью полностью не осознаются), но которые признаются реальностью высшего порядка; они обладают священным характером. У первобытных народов такие рассказы обладают религиозно-магическим значением. Они могут входить в состав обрядов или сопровождать их. Как обряды, так и мифы имеют целью воздействовать на природу. Рассказы о животных, например, должны вызвать удачу на охоте и ловле, другие — воздействовать на погоду, вылечить от болезней. Они же представляют собой первобытную науку, попытку объяснить мир, происхождение Вселенной или отдельных частей ее - рек, гор, животных. Такие мифы называются этиологическими[468].

Итак, сказка имеет развлекательное значение, а миф сакральное. Миф, в отличие от сказки – священный рассказ, в действительность которого верили. Миф есть рассказ религиозного порядка, а сказка - эстетического.

Былина, в отличие от сказки, рассказывается как реальная история. Она приурочена к определенному месту и временим, имеет стихотворный характер. В легенде сильно выражен религиозный элемент и больше поучительного смысла. Бывальщина не имеет сказочной формы, а рассказывается в простой, разговорной манере. Анекдот имеет только юмористическую цель. Он краток и сжат и рассказывается только к случаю.

Итак, основным признаком сказки является установка на вымысел, а основными функциями сказки могут быть: развлекательная, эстетическая, поучительная, воспитательная.

Можно встреться множество классификаций сказок. Выделяют богатырские, сатирические, анедоктические, кумулятивные, небылицы, легендарные, докучные и др. Е. Росс акцентирует внимание на сказках о животных (примерно 10 % от всех сказок), волшебных сказках (30 % от всех сказок), бытовых сказках (60 % от всех сказок)[469].

Сказка о животных - это совокупность разножанровых фольклорных произведений, в которых в качестве главных героев выступают животные, птицы, рыбы, а также предметы, растения и явления природы. В этих сказках человек либо играет второстепенную роль (старик из сказки, где лиса крадёт рыбу из воза), либо занимает положение, равноценное животному (мужик из сказки «Вершки о корешки»). Сказки о животных имеют два плана: иносказательное сатирическое повествование и смешанное, занимательное поучение.

Сказки о животных строятся на элементарных действиях, лежащих в основе повествования, представляющих собой более или менее ожидаемый или не ожидаемый конец, известным образом подготовленный. Эти простейшие действия представляют собой явление психологического порядка, чем вызван их реализм и близость к человеческой жизни, несмотря на полную фантастичность разработки. Так, например, многие сказки построены на коварном совете и неожидан ном для партнера, но ожидаемом слушателями конце. Отсюда шуточный характер сказок о животных и необходимость в хитром и коварном персонаже, каким является лиса, и глупом и одураченном, каким у нас обычно является волк. Так, лиса советует волку ловить рыбу, опуская хвост в прорубь[470].

.Сказки о животных отличаются от басен, где герои также животные. Хотя персонажи-животные присутствуют в обоих жанрах, сказки обычно лишены прозрачных аллегорий и прямых нравоучений.

Волшебные сказки наиболее архаичны, корнями они уходят в мифологическую эпоху. Волшебное начало сказки заключает в себе религиозно-мифологическое воззрение первобытного человека, одухотворение им вещей и явлений природы, приписывание этим вещам магических свойств.

Фантастическое начало сказки имеет свои жизненные корни в мечте людей о господстве над природой. Эта мечта является и жизненной основой волшебной сказки. «Как ни характерны для сказки ее герои и предметы, живые и оживотворенные носители сказочного действия, все же самым важным и характерным для сказки как жанра является само действие. Для чудесной сказки эти действия определяют собой волшебно-приключенческий характер чудесной сказки как особого повествовательного жанра», - писал Ю. М. Соколов[471].

Как отмечает В.Я. Пропп, «все волшебные сказки однотипны по своему строению»[472]. Можно выделить следующие элементы композиции волшебных сказок:

1. Экспозиция, в которой рассказывается о всех причинах, которые породили завязку: запрещение и нарушение запрета на какое-то действие;

2. Завязка, которая состоит в том, что главный герой или героиня обнаруживают какую-то потерю или недостачу;

3. Развитие сюжета, где происходит поиск потерянного или недостающего;

4. Кульминация, где главные герой/героиня сражается с противоборствующей силой и всегда побеждает ее. Эквивалентом сражения может быть разгадывание трудных задач, которые всегда загадываются;

5. Развязка, где происходит преодоление потери, или недостачи. Герой/героиня в конце «воцаряются» или приобретают более высокий социальный статус, чем был в начале;

В.Д. Чернилев указывает, что «сюжет волшебной сказки представляет собой модель коловращения судеб главных героев с обязательным возвращением к идеальному миру»[473].

В.Я. Пропп доказывает, что все волшебные сказки имеют следующую структуру: отъезд героя из дома – первая встреча с чудесным помощником (или приобретение коня, меча, шапки-невидимки, клубка и т.п.) – вторая встреча с чудесным помощником – приключение в пути – встреча с соперником, битва с ним – решение дополнительных задач – получение желаемого (чудесного предмета, царевны и т.п.) –возвращение героя – награда.

 

ü Проанализируйте любую волшебную русскую народную сказку и докажите/опровергните позицию В.Я. Проппа.

 

Можно выделить следующие основные персонажи волшебной сказки и сформулировать их основные функции:

 

Антагонист (вредитель) Вредительство, бой, преследование
Даритель Снабжение волшебным средством
Помощник Пространственное перемещение героя, ликвидация беды, спасение от преследования, разрешение трудных задач, трансфигурация героя
Царевна или ее отец Задавание трудных задач, клеймение, обличение, узнавание, наказание второго вредителя, свадьба
Герой Отправка на поиски (только герой-искатель), реакция на требования дарителя, свадьба
Отправитель Отсылает героя (соединительный элемент в сказке)
Герой ложный Отправка на поиски, отрицательная реакция на требования дарителя, обманные притязания (например, на Жар-птицу, царевну)

 

Выделим следующие законы сказочной поэтики:

ü Сказано – сделано.

ü Сказка знает старость, но не знает старения.

ü Герои передвигаются в пространстве почти беспрепятственно, не зная сопротивления естественной среды.

ü Действие в сказках не имеет логической мотивировки.

Сформулируем стилистические особенности волшебных сказок:

ü Зачин (вступление, присказка) обычно напрямую не связан с содержанием сказки. Он может быть хронологический («Жили-были...») или топографический («В некотором царстве...»).

ü Шаблонные концовки («Я там был, мед-пиво пил...», «Стали жить-поживать...», «Сказка вся - больше врать нельзя..»).

ü Стилистические обороты («Скоро сказка сказывается, да...», «Коли стар человек, будь нам...», «Фу-фу! Русским духом пахнет..»)

ü Нет подробных портретов героев, но в целом положительные герои всегда красивы, а отрицательные имеют какие-либо недостатки внешности.

Следующий разряд сказок - сказки новеллистические, реалистические или бытовые. Характер их совершенно иной, чем характер сказки волшебной. По мнению В.Я. Проппа, все три названия возможны, но ни одно не обладает точностью научного термина и каждое может быть применено лишь условно и с оговорками[474].

Реалистическими сказки могут быть названы потому, что действующие лица в них — не потусторонние фантастические существа, а реальные люди. Но вместе с тем эти сказки далеки от того, что называется реализмом. Они могут быть названы новеллистическими, так как представляют собой краткие занимательные и интересные рассказы. Но это все же не новеллы, а настоящие сказки. Наконец, их можно назвать бытовыми, так как крестьянский дореформенный быт находит в них сравнительно широкое отображение, хотя описание быта никогда не является их целью.

Если в волшебной сказке мы видели некоторую двуплановость, наличие двух миров, то в бытовых сказках мир только один. Это наш мир, в котором мы живем, но при этом в сказках совершенно нет описания обстановки, в которой развивается действие. Обстановка не описывается, а только мыслится или подразумевается, или дается как некоторый фон, на котором действие развивается, и набрасывается очень скупыми штрихами. Но хотя в таких сказках и нет прямых описаний, быт составляет не только фон, но материал, арсенал, которым в художественных целях пользуется бытовая сказка. В силу этого бытовая сказка имеет самую тесную связь с действительностью. Действующие лица всегда принадлежат к определенной социальной категории. Герой бытовых сказок — уже не царевич, не младший из трех сыновей. Это молодой парень, крестьянин, солдат, батрак, мужик. Его антагонист — барин, помещик, поп, судья, богач[475].

Как и волшебные, бытовые - насквозь оптимистичны. Герой всегда побеждает своих противников. Но характер борьбы здесь иной, как иная и мораль этих сказок. В волшебной сказке всегда побеждает добро. Зло воплощено в образе фантастических существ: змея, Кащея, Яги и т. д. В бытовой же сказке носители зла — земные люди. Зло представлено не Кащеем, змеем, или ведьмой, а теми антагонистами, которых крестьянин видит в своей жизни. В борьбе с ними всякие средства хороши. Противник героя силен социально, но ничтожен по существу. Герой же ничтожен социально, он стоит на низших ступенях социальной лестницы. Он обездолен, беден, угнетен. В изображении его нет никакой идеализации. В его облике как будто нет ничего красивого, подчеркнуто героического. Он самый обыкновенный человек. Но в то же время он воплощение смелости, решительности, находчивости, неугасимой силы духа и воли к борьбе, иногда — необычайной хитрости. Поэтому он всегда побеждает.

Один из основных признаков этих сказок — отсутствие сверхъестественности. В них, как правило, не нарушаются законы природы. В волшебных сказках герой приобретает какое-нибудь волшебное средство и при помощи его достигает своих целей. В так называемых реалистических сказках волшебного средства никогда нет, и это может служить одним из признаков отличия их от волшебных сказок. И, тем не менее, сверхъестественное в этих сказках есть, но оно втянуто в орбиту обычной, будничной жизни и всегда окрашено комически. Так, например, есть сказки, в которых фигурирует черт. Но этот черт совсем не похож на волшебных персонажей фантастической сказки. Это всегда обманутый, одураченный черт, побежденный человеком,

Итак, бытовая сказка сходна с волшебной сказкой по композиции. Но в ней необычность содержания сочетается с реалистическим описанием бытовой обстановки. В сказке этого жанра действует человек-трикстер (англ. Trickster - обманщик, ловкач). Обычно он из демократической среды, борется за справедливость с власть предержащими и добивается этого.

Можно предложить следующую классификацию бытовых сказок по содержанию:

 

Сказки с социальной тематикой   ü О мужике и барине ü О бедном и богатом братьях ü О мужике и попе   Сказки, обличающие человеческие пороки ü О бывалом солдате ü О сварливой/упрямой жене ü О дурне  

Необходимо отметить, что фольклорная сказка стала импульсом к созданию огромного количества литературных сказок, подарив авторам готовые сюжетные схемы, поэтические средства, формулы и т.п.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Что такое «сказка»? Чем сказка отличается от мифа, басни и т.п.?

2. Дайте характеристику наиболее распространенным классификациям сказок.

3. Дайте характеристику основным элементам композиции волшебных сказок.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Семейно-бытовые праздники и обряды на Руси, их художественные элементы | Мифологические представления в русском необрядовом фольклоре: несказочная проза, народная поэзия
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1582; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.044 сек.