КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тексты для чтения. 3. Фольклор народов России
1. Русский фольклор.- М., 1986. 2. Русский фольклор. – М, 2007. 3. Фольклор народов России. В 2 т.: Т. 1. – М., 2003. 4. Фольклор народов России. В 2 т.: Т. 2. – М., 2003. Литература 1. Архипова А.С. Анекдот и его прототип: генезис текста и формирование жанра. – М., 2003 2. Жигарина Е.Е. Современное бытование пословиц: вариативность и полифункциональность текстов. – М., 2006 3. Левкиевская Е. Мифы русского народа. – М., 2006. 4. Пермяков Г.Л. Пословицы и поговорки нардов Востока. – М., 2001. 5. Росс Е. Русский фольклор в таблицах и схемах. – Самара, 2008. 6. Русское народное поэтическое творчество / М.А. Вавилова, В.А. Василенко, Б.А. Рыбаков, А.М. Новикова. – М., 1986. 7. Шафранская Э.Ф. Устное народное творчество. – М., 2008. 8. Юдин А.В. Русская народная духовная культура. – М., 1999. [1] Каган М.С. Философия культуры.- СПб., 1996. – С. 18. [2] Творчество – деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не бывшее. [3] Ценность – способность, присущая предметам и явлениям действительности иметь в сознании человека специфически культурный смысл и значимость как утилитарно-прикладного, так и исключительно культурного свойства, т.е. через соотнесение с абсолютными культурными ценностными критериями: Истина, Добро, Красота. Эта ценность является не полностью внешней, отстраненной от человека, а выступает в качестве некого ориентира или цели в его жизни и деятельности. [4] Образ жизни - специфическая жизнедеятельность людей, которая определяется следующими параметрами: а) социокультурными нормами, образами и стереотипами деятельности, поведения, общения; б) механизмами социального контроля; в) содержание жизнедеятельности людей; г) содержанием доступной людям информации; д) побудительными стимулами и механизмами деятельности и поведения
[5] Гуревич П.С. Культурология. – М., 1996. – С. 19. [6] Воннегут К. Сирены Титана. Колыбель для кошки. Бойня номер пять. – Ставрополь, 1989. – С. 391-392. [7] Пелипенко А.А., Яковенко И.Г. Культура как система. – М., 1997. [8] Р. Редфилд считал, что «картина мира – это видение мироздания, характерное для того или иного народа, это представления членов общества о самих себе и о своих действиях, своей активности в мире. Культура мира – это как бы комплекс ответов, даваемых той или иной культурой на извечные вопросы бытия: кто такой я и кто такте мы? Среди кого я существую? Какое мое отношение к тем или иным вещам?». [9] Ментальность - это не сформированная четко и не вполне осознаваемая манера мышления, где коренятся автоматизмы и привычки человека. Это система образов и ощущений, которые лежат в основе человеческих представлений о мире и о своем месте в нем и, следовательно, определяют поступки и поведение людей. [10] Архетипическое событие - реальные или легендарные событие, лежащее в истоках этноса и программирующее в качестве некого образца, нормы поведения, его последующую историю. [11] Основы теории художественной культуры / Под общ. ред. Л.М. Мосоловой. – СПб., 2001. – 32. [12] Михайлова Л.И. Народная художественная культура: детерминанты, тенденции, закономерности социодинамики. – М., 2005.- С. 29. [13] Основы теории художественной культуры / Под общ. ред. Л.М. Мосоловой. – СПб., 2001. – 32. [14] Селиванов В.В. искусство в системе художественной культуры // Художественная культура и искусство. – Л., 1987. – С. 5. [15] Селиванов В.В. Искусство в системе художественной культуры // Художественная культура и искусство. – Л., 1987. – С. 8. [16] Майоров Г.Г. Этика христианства. – М., 1987. [17] Сокращенный молитвослов. – СПб., 1861. – С. 73. [18] Гофф Ж. Ле Цивилизация средневекового Запада. – М., 1992. – С. 307. [19] Лихачев Д.С. Избранные труды по русской и мировой культуре. – СПб., 2006. – С. 16.
[20] Плотин, в отличие от Платона, полагал, что, подражая реальным вещам, произведения искусства восходят к первоисточнику, к божественной сущности мира. [21] Цит. по: Бычков В.В. Духовно-эстетические основы иконы. – М., 1995. – С. 110-111. [22] Гвардини Р. Конец нового времени // Феномен человека / Под ред. П.С. Гуревича. – М., 1993. – С. 249. [23] Ионин Л.Г. Социология культуры. – М., 1996. [24] Бычков В.В. Духовно-эстетические основы русской иконы. – М., 1995. – С. 156. [25] А вот канон характерный для тоталитарного общества являлся одним из способов поддержания равновесия в этой области. [26] Платон Памятники мировой эстетической мысли: В 5 т. – М., 1962.- Т. 1. [27] Кант И. Критика чистого разума. – М., 1987. [28] Литературные манифесты западноевропейских романтиков. – м., 1980. [29] Хайдеггер М. Избранные произведения. – М., 1997. [30] Лазарев Ф.В. Познание, творчество, культура. – М., 1978. [31] Михайлова Л.М. Народная художественная культура: детерминанты, тенденции, закономерности социодинамики. – М., 2005. – С. 22. [32] Гусев В.Е. Русская народная художественная культура. Теоретические очерки. – СПб., 1993. [33] Гусев В.Е. Народная художественная культура: теоретические очерки. – СПб., 1993. [34] Михайлова Л.М. Народная художественная культура: детерминанты, тенденции, закономерности социодинамики. – М., 2005. – С. 37. [35] Михайлова Л.М. Народная художественная культура: детерминанты, тенденции, закономерности социодинамики. – М., 2005. – С. 38. [36] Удмурты: историко-этнографические очерки. – Ижевск, 1993. – С. 270. [37] Краткий психологический словарь / Ред.-сост. Л.А. Карпенко. – Р.-н/Д., 1998. – С. 227. [38] Гачев Г.Д. Национальные образы мира. Космо-Психо-Логос. – М., 1995. – С. 23. [39] Вагнер Г.К. О природе народного искусства // Народное искусство и современная культура. Проблемы сохранения и развития традиций. – М., 1991; Каган М.С., Хилтухина Е.Г. Проблема «Запад» - «Восток» в культурологии: взаимодействие художественных культур. – М., 1994; Канцедикас А.С. Искусство и ремесло: К вопросу о природе народного искусства.- М., 1977; Некрасова М.А. Народное искусство как часмть культуры: Теория и практика. – М., 1983. [40] Народная художественная культура. - М: МГУКИ, 2000.
[41] Михайлова Л.М. Народная художественная культура: детерминанты, тенденции, закономерности социодинамики. – М., 2005. – С. 31.
[42] Михайлова Л.М. Народная художественная культура: детерминанты, тенденции, закономерности социодинамики. – М., 2005. – С. 31. [43] Михайлова Л.М. Народная художественная культура: детерминанты, тенденции, закономерности социодинамики. – М., 2005. – С. 50. [44] Более подробно об этнической картине маара будем говорить в последующих лекциях. А сейчас, в первом приближении, нужно отметить, что этническая картина мира – свод основных допущений и предположений, обычно не осознаваемых и не обсуждаемых, которые направляют и структурируют поведение представителей данной общности почти точно так же, как грамматические правила, неосознаваемые большинством людей, структурируют и направляют их лингвистическое поведение. [45] Современный городской фольклор. – М., 2003. [46] Современный городской фольклор. – М., 2003. – С. 5. [47] Гусев В.Е. Народная художественная культура: теоретические очерки. – СПб., 1993. – С. 7. [48] Аникин П.П. Теория фольклора. Курс лекций. – М., 2004. – С. 10. [49] Пример приводится по: Аникин П.П. Теория фольклора. Курс лекций. – М., 2004. – С. 10. [50] Аникин П.П. Теория фольклора. Курс лекций. – М., 2004. [51] Горький М. Собр.соч.: В 30 т. – Т. 11. – М., 1951. – С. 290 - 293. [52] Михайлова Л.М. Народная художественная культура: детерминанты, тенденции, закономерности социодинамики. – М., 2005. – С. 59. [53] Михайлова Л.М. Народная художественная культура: детерминанты, тенденции, закономерности социодинамики. – М., 2005. – С. 62. [54] Под городскими мифами часто понимаются: широко распространенные заблуждения по поводу тех или иных городских объектов («ворота Кавказа» [о триумфальной арке в г. Ставрополе]); бытующие в городской среде рассказы о разного рода чрезвычайных событиях (например, как в гастрономе номер восемь продавали сардельки, сделанные из человеческого мяса); истории, привязанные к конкретным городским локусам, нередко в них дается толкование происхождения топонима или определенной архитектурной особенности («город креста» [о Ставрополе]) (см. подробнее в книге: Штайн К.Э., Бобылев С.Ф., Петренко Д.И. Язык современной исторической науки. Семиотический анализ исторического текста. - Ставрополь: Изд-во СГУ, 2006. – 547 с.)
[55] Современный городской фольклор. – М., 2003. – С. 6. [56] Адоньева С.Б. Прагматика фольклора и практика переходных ритуалов // Современный городской фольклор. – М., 2003. – С. 323. [57] Михайлова Л.М. Народная художественная культура: детерминанты, тенденции, закономерности социодинамики. – М., 2005 [58] Михайлова Л.М. Народная художественная культура: детерминанты, тенденции, закономерности социодинамики. – М., 2005. – С. 70. [59] Михайлова Л.М. Народная художественная культура: детерминанты, тенденции, закономерности социодинамики. – М., 2005. – С. 85. [60] Михайлова Л.М. Народная художественная культура: детерминанты, тенденции, закономерности социодинамики. – М., 2005. – С. 79. [61] Соломоник А. Семиотика и лингвистика.- М., 1995. [62] Образ в философско-психологическом смысле – результат отражения объекта в сознании человека. На чувственной ступени познания образами являются ощущения, восприятия и представления, на уровне мышления – понятия, суждения и умозаключения. Образ объективен по своему источнику – отражаемому объекту – и субъективен по способу своего существования. Материальной формой воплощения образа являются: практические действия, язык, различные знаковые модели. [63] Багдасарьян Н. Указ. соч. [64] Антонян Ю.М. Миф и вечность. – М., 2001. – С. 206. [65] Элиаде М. Мефистофель и адрогин. – СПб., 1998. – С. 353-362. [66] Антонян Ю.М. Указ. соч. – С. 213. [67] Смелзер Н. Социология. – М., 1997. [68] Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре // Культурология. ХХ век: Антология. – М., 1995. [69] Чеснов Я.В. Лекции по исторической этнологии. – М., 1998. [70] Леви-Стросс К. Первобытное мышление. – М., 1999. [71] Чеснов Я.В. Лекции по исторической этнологии. – М., 1998. [72] Элиаде М. Аспекты мифа. – М., 2005. – С. 11. [73] Элиаде М. Аспекты мифа. – М., 2005. – С. 24. [74] Фрезер Д. Золотая ветвь: Исследование маги и религии. – М., 1980. [75] Леви-Стросс К. Первобытное мышление. – М., 1999. [76] Платонова Э.К. Конспект лекций по культурологии. – М., 2005. [77] Элиаде М. Сакральное и мирское. – М., 1989. [78] Элиаде М. Аспекты мифа. – М., 2005. – С. 25. [79] Фрезер Дж. Золотая ветвь: исследование магии и религии. – М., 1980. [80] Элиаде М. Аспекты мифа. – М., 2005. – С. 196. [81] Элиаде М. Космос и история. – М., 1987. – С. 33. [82] Барт Р. Мифологемы. – М., 1998. [83] См. подробнее: Гуревич П.С. Социальная мифология. – М., 1983. [84] Там же. [85] Бергер П. 50 тезисов о капиталистической революции.- М., 1989. [86] Макаренко В.П. Политическая философия. – Р.-н/Д., 1994. [87] Зобов Р.А., Келасьев В.Н. Мифы российского сознания и пути достижения общественного согласия. – СПб., 1995. [88] Манхейм К. Диагноз нашего времени. – М., 1996. [89] Шиллер Г. Антиамериканизм. – М., 2999. [90] Осипов Г.В. Социальное мифотворчество и социальная практика. – М., 2000. [91] Лотман Ю.М. Символ в системе культуры // Ю.М. Лотман. Избранные статьи: В 3 т. Т. 1. Таллинн, 1992; Лотман Ю.М. Культура и взрыв. М., 1992; Лотман Ю.М. О двух моделях коммуникации в системе культуры // Ю.М. Лотман. Избранные статьи: В 3 т. Т. 1. Таллинн, 1992. [92] См. подробнее: Косов Г.В. Социология. Политология. – М.; Ставрополь, 2002. [93] Цит по: Лурье С.В. Историческая этнология. – М., 2004. [94] См. подробнее: Лурье С.В. Историческая этнология. – М., 2004. [95] Канцедикас А.С. Искусство и ремесло: к вопросу о природе народного искусства.- М., 1977. – С. 87. [96] Общение представляет одну из базовых биопсихологических и социокультурных потребностей человека. Человеческий индивид как отдельное существо незавершен, неполон, несамодостаточен как биологически, так и психологически, и интеллектуально. [97] Коммуникация является специфически культурной формой общения. Коммуникация есть обмен информацией между людьми посредством знаков и символов, при котором информация передается целенаправленно и принимается избирательно, а взаимодействие осуществляется в соответствии с определенными правилами и нормами. [98] Являясь необходимой основой самовоспроизведения и развития культуры, передача социокультурной информации происходит в форме: типа социальной памяти (фиксирующей для передачи в специфически социальной форме культурный опыт человечества); типов непосредственной передачи социокультурного опыта в рамках наличного культурного сообщества; различных типов и видов социализации индивидов. [99] Трансляция культуры осуществляется через включение каждого индивида в единый культурный процесс посредством развертывания личного культурного процесса, который происходит как включение индивида в общество, посредством усвоения единой картины мира, общих норм, оценок и стремлений, становящихся личностными, т.е. ценностями личностно значимыми для человека, и (посредством этого) формирование внутреннего культурного процесса протекающего как личное культурное творчество, но в системе традиционных (общезначимых) культурных ценностей и норм, общей картины мира данной культуры. [100] Лотман Ю.М., Успенский Б.А. О семиотическом механизме культуры // Лотман Ю.М. Избранные статьи: в 3-х т. – Таллинн, 1993. – Т. 3. – С. 326. [101] Библер В.С. Культура. Диалог культур // Вопросы философии. – 1989. - № 6. [102] Каган М.С. Философия культуры. – СПб., 1996. [103] Scheler M. Die Wissensformen und die Gesellschaft. – Bern, 1975. [104] «hardware» и «software» - понятия, обозначающие соответственно материальную часть компьютерных систем (сам компьютер, принтер и т.д.) и программные составляющие этих систем; вместе они образуют целое компьютерных, информационных систем. [105] История китайской философии. – М., 1989. – С. 54. [106] См.: Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. – М., 1992. – С. 185. [107] Сюжет взят в работе: Гуревич А.Я. Средневековый мир: Культура безмолвствующего большинства // Гуревич А.Я. Избранные труды. Том 2. Средневековый мир. – М.-СПб., 1999. [108] Артефакт - (от лат. artefaktum- искусственно сделанное) процесс или образование, не свойственное изучаемому объекту в норме и возникающее обычно в ходе его исследования; в более широком смысле - искусственный продукт, нечто сделанное, а не возникшее естественным образом. [109] Налимов В. Вселенная смыслов // Общественные науки и современность. – 1995. - № 3. [110] Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М., 1981. – С. 705. [111] Семиотика - наука о знаках и знаковых системах. Система - отграниченное взаимосвязанное множество элементов, отношение которых друг с другом порождают интегрированное качество, по которому данную совокупность отличают от окружающей среды. [112] См.: Лотман Ю.М. Актуальные проблемы семиотики культуры. – Тарту, 1987. [113] Налимов В. Указ соч.; Лосев А.Ф. Форма. Стиль. Выражение. – М., 1995. [114] Лотман Ю.М. Избранные статьи. – талин, 1992. – Т. 1. С. 131 – 132; Лотман Ю.М. В нутрии мыслящих миров. – М., 1996. – С. 22. [115] Лотман Ю.М. Лекции по структуральной поэтике // Ю.М. Лотман и тартусско-московская семиотическая школа. – М., 1994. [116] Контекстуальность подразумевает познание явления во всех его соотношениях, какими они присутствуют в облике самого предмета, и в целях, смыслах его местоположения. [117] Кармин А.С. Основы культурологии: Морфология культуры. – СПб., 1997. – С. 223. [118] Герменевтика (греч. hemeneuo - разъяснять) одна из древнейших наук, появившаяся в раннем христианстве и занимавшаяся толкованием религиозных текстов. Современная герменевтика, основателем которой был Г.-Г. Гадамер, стремится к реконструкции и конструировании его смысла. [119] Кармин А.С. Указ. соч. – С. 125. [120] Лихачев Д.С. Записки и наблюдения. – Л., 1989. [121] Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров. – С. 281. [122] Знаковая система (по А.Соломонику) - система знаков, приводящихся в действие исключительно в соответствии с правилами приданными, либо имманентно (т.е. проистекающие из его природы) присущими данной системе (Соломоник А. Семиотика и лингвистика. – М., 1995. – С. 28). Метасистетма – протосистема, заключающая все потенциально существующие элементы всех знаковых систем. [123] Кн. Бытия 2:19. [124] Семантика - (от лат. semantikos- обозначающий) - значение, т.е. все содержание, любая информация, передаваемые языком или другой знаковой системой, или какой-либо единицей, определенным знаком. [125] Багдасарьян Н. Язык культуры // Социально-политический журнал. – 1994. - № 1-2. – С. 51 – 67. [126] Феномен храмого действа подробно изучал в начале ХХ века Трубецкой. [127] Каган М.С. Философия культуры. – СПб., 1996. – С. 277. [128] Анализ проведен по: Лосев А.Ф. История античной философии. – М., 1989. [129] См. Подробнее: Богословие в культуре средневековья. – Киев, 1992. [130] Козловски П. Культура постмодерна. – М., 1997. – С. 22. [131] Маркузе Г. Одномерный человек.- М., 1996. [132] Ван Гог В. Письма. В 2-х т. – М., 1994. – Т.1. –С. 60. [133] Кандинский В. О духовном в искусстве. – М., 1992. [134] Ван Гог В. Письма. В 2-х т. – М., 1994. – Т.2. – С. 74. [135] Ван Гог В. Письма. В 2-х т. – М., 1994. – Т.1. [136] Кандинский В. Указ. соч. – С. 15. [137] Гюнсманс Ж.-К. Наоборот // Наоборот: Три символических романа. – М., 1995. – С.6. [138] Кандинский В. Указ. соч. – С. 28. [139] Ван Гог В. Письма. В 2-х т. – М., 1994. – Т.2. – С. 99. [140] Кандинский В. Указ. соч. – С. 35. [141] Кандинский В. Указ. соч. – С. 15. [142] Лотман Ю.М. Избранные статьи в трех томах. - Таллинн, 1992 – 1993. [143] Экштут С.А Великая Французская революция и нравственные искания декабристов // НДВГУ. - Философские науки. - 1990, № 1. - С. 12-20. [144] Соломоник Д. Семиотика и лингвистика. - М.,1995. [145] Орлова Э.А. Познавательные возможности категории «образ жизни» // Образ жизни в условиях социализма. - М., 1984. [146] Бахтин М.М. Философия поступка // Философия и социология науки и техники. Ежегодник. М., 1984-1985. [147] Козловски П. Культура постмодерна. – М., 1997. [148] Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М., 1987. [149] Русская поэзия II половины XVIII века. - М., 1979. - С.58. [150] Прокудин - Горский М.П. Уединенное размышление сельского жителя. – М., 1770. - С. 72 [151] Русская поэзия II половины XVIII века. - М., 1979. - С.112. [152] Болотов А.Т. Путеводитель к истинному человеческому счастью или опыт нравственных и отчасти философских рассуждений о благополучии человеческой жизни и средствах к приобретению оного. - М., 1784. - С. 275. [153] Болотов А.Т. Путеводитель к истинному человеческому счастью или опыт нравственных и отчасти философских рассуждений о благополучии человеческой жизни и средствах к приобретению оного. - М., 1784. - С. 280. [154] Пушкин А.С.// Полн. собр. соч. Т. 10. С. 278. [155] Гирьифельд К. Сельская жизнь. М., 1792; Орлов - Давыдов В.П. Биографический очерк гр. В.Г. Орлова. М., 1778; Долгоруков И.М. Повесть о рождении моем, происхождение и всей жизни. 1764 - 1800. Пг., 1916 Болотов А.Т. Жизнь и приключения Андрея Болотова, описанные самим им для своих потомков. 1738 - 1793. М. - Л., 1937. [156] Вяземский П. Записные книжки. - М., 1992. - С. 294. [157] ИРЛИ, ф. 604, ед. хр. 16, лл. 27, 54-58. [158] Цит. По: Зензинов М.М. Декабристы. Материалы для характеристики. - М., 1907. - С. 23. [159] Архив Братьев Тургеневых. - Вып. 2. - СПб., 1913. - Т. I. - С. 121. [160] Глинка Ф.Н. Статьи и письма. - М., 1925. - С. 34. [161] Лунин М. Письма из Сибири. М., 1987. С. 54-58. [162] Вольтер А. Философские повести. М., 1979. [163] Восстание Декабристов. – М., 1925. - Т. IV. - С. 90. [164] Дербов А.А. Влияние Французской буржуазной революции на отношения русской дворянской интеллигенции к идеям европейского Просвещения. // Французская буржуазная революция и Россия: материалы научной конференции. - Саратов, 1988. - С. 97. [165] Розен А.Е. Записки декабриста. - Иркутск, 1984. - С. 57. [166] Цит. по: Ланда С.С. Дух революционных преобразований. Из истории формирования идеологии и политической фантазии декабристов (1816-1825). - М., 1975. - С. 46. [167] Цит. по: Дьяков В.А. Освободительное движение в России 1825-1861 гг. - М., 1979. - С. 75. [168] Восстание декабристов. - М., 1925. - Т.4. - С.90. [169] Пушкин А.С. // Собр. соч.: В 6-ти т. - М., 1969. - Т.5. - С.283 - 284. [170] Поликарпов В.С. История нравов России. - Ростов - Дон, 1995. - С.129. [171] Гарин - Михайловский Н.Г. Детство Темы. - Л. 1954. - С. 204. [172] Грибоедов А.С. // Сочинения. М., 1989. С. 399. [173] Государственный литературный музей. Летописи. Книга 3. Декабристы. - М., 1938. - С. 205. [174] Державин Г.Р. // Сочинения. СПб., 1871. Т.6. С. 298 [175] Ключевский В.О. Русская история. В 3- х т. - М., 1993. - Т. 3. - С. 413. [176] Цит. по: Дьяков В.А. Освободительное движение в России. 1826 - 1861гг. М.,1979. С. 74.
[177] Письмо борона Штейнгеля к императору Николаю // Исторический сборник вольной русской типографии в Лондоне А.И. Герцена и Н.П. Огарева. - М., 1971. - Кн. 1. - С. 120. [178] Восстание декабристов. - М.,1969. - Т.12. - С.424. [179] Декабристы. Биографический справочник. - М., 1986. [180] О долге и чести в российской армии. - М.,1989. - С.24. [181] Долгоруков И.М. Бытие сердца моего. М., 1817.; Гиршфельд К. Сельская жизнь. М.,1792.; Сумароков А.П.Письмо о красоте естества // Трудолюбивая пчела. СПб., 1759.; Вигель Ф.Ф. Воспоминания. М., 1864.; Иоганна Георга Гофмана о спокойствии и удовольствии две книги, расположенные по правилам разума и веры. М., 1796. [182] Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. – СПб., 2007. [183] Грибоедов А.С. // Указ. соч. - С.395. [184] Исторический сборник вольной русской типографии в Лондоне А.И. Герцена и Н.П. Огарева. - М., 1971. - Кн. 1. - С. 120. [185] Записки И.Д. Якушкина. Изд. 3-е. - СПб., 1905. - С. 18, 28-32. [186] Русская поэзия II половины XVIII века. - М., 1978. С. 113. [187] Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. – СПб., 2007. [188] Пушкин А.С. // Собр. соч. В 6 т. - М., 1967. - Т. 4. - С. 215. [189] Записки И.Д. Якушкина. Изд. 3-е. - СПб., 1905. - С. 54. [190] Гершензон М., История молодой России. - М., 1908. - С. 1. [191] Там же. - С. 6. [192] Давыдов Д.В. Сочинения. - М., 1962. - С. 273-274. [193] Русский вестник. - 1861 г. - № 3. - С. 290. [194] Цит. по: Исаев В. История политических и правовых учений России. - М.,1996. [195] Цит. по: Черная Л.А. Русская мысль второй половины XVII - начала XVIII в. о природе человека // Человек и культура. М., 1990. С.123. [196] Державин Г.Р. Сочинения. - СПб, 1871. - Т. VI. - С. 298. [197] Гершензон М. Указ. соч. - С. 4. [198] Там же. - С. 5. [199] Там же. - С. 6. [200] Рылеев К.Ф. Избранные произведения. - М., 1964. [201] Бестужев А.А. (Марлинский) Красное покрывало // Он же. Ночь на корабле. - М., 1988. - С. 176. [202] Бестужев А.А. (Марлинский) Красное покрывало. - С. 176-177. [203] Бестужев А.А (Марлинский) Аммалат-бек // Он же. Ночь на корабле. - М, 1988. - С. 226 [204] В.Д. - Т. 2. - С. 261. [205] Бестужев А.А. (Марлинский) Аммалат-бек. - С. 226-227. [206] Цит. по: Пыпин А.К. Общественное движение при Александре I. - М., 1916. - С. 330-331. [207] Вяземский П.А. Старая записная книжка // Полн. собр. соч. - СПб., 1883. - Т. VIII. - С. 380. [208] Толстой Л.Н. Война и мир. - М., 1984. - Т. 1. [209] Сочинения А. Марлинского (А.А. Бестужева). - Т. 2. - Изд. 3-е. - С-Пое изд. А.С. Суворина. - С. 208. [210] Беляев А.П. Воспоминания о пережитом и перечувствованном // Русская старина. - 1880. - № 12. - С. 821-822. [211] Цит. по: Пыпин А.К. Общественное движение при Александре I. - М., 1916. - С. 648-649. [212] Цит. по: Мочульский К. Гоголь. Соловьев. Достоевский. - М., 1995. - С. 12. [213] Интересной в связи с этим является позиция К.Э. Штайн, которая анализируя причину появления языческих знаков на строениях в городе Ставрополе XIX века (полоса «дождиков» над окнами, солярная символика, четырех-, шести-, восьмилучевые (и более) колеса, знаки бесконечности), отмечала, что «в ответ на хаос в религиозном сознании ставропольцев и были вызваны, может быть, подсознательно устойчивые знаки и понятия, соединяющие человека с космическим, небесным миром… язычество включается в общую структурно-системную организацию города и мышление его обитателей» (Штайн К.Э., Бобылев С.Ф., Петренко Д.И. Язык современной исторической науки: Семиотический анализ исторических текстов. – Ставрополь, 2006. – С. 327). [214] Кавелин К.Д. Наш умственный строй: Статьи по философии русской истории и культуры. - М., 1989. - С. 214. [215] Кавелин К.Д. Указ. соч. С. 219. [216] Лукьянов В.Г., Урсу И.С. Социология. – СПб., 1994. – С. 26-27. [217] Самосознание членов этноса как бы фокусирует представления об общности происхождения и исторической судьбе входящих в него людей. Сформировавшееся в ходе этногенеза сознание фактически выступает не только как важнейший определитель этнической принадлежности, но и как сила, объединяющая членов этноса и противопоставляющая их в этническом отношении другим этносам. [218] Авксентьев В.А. Этническая конфликтология: в поисках научной парадигмы. – Ставрополь, 2001. [219] Тишков В. Очерки теории и политики этничности в России. - 1997. [220] Николаев В.Г. Идентичность // Культурология. ХХ век. Словарь. - СПб., 1997. - С. 136-137. [221] Эриксон Э. Детство и общество. - СПБ., 1996; Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. - М., 1996.
[222] Мид Дж. Интернализованные другие и самость // Американская социологическая мысль: Тексты. – М., 1996. [223] Стефаненко Т. Этнопсихология. - М., 1999. [224] Многоуровневая идентичность. – М.; Майкоп, 2006. [225] Анализ концепции Л.Н. Гумилева проводится по: Гумилев Л.Н. Конец и вновь начало. – М., 1988; Гумилев Л.Н. От Руси в России. – М., 1992; Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. – Л., 1992; Садохин А.П. Этнология. – М., 2000; Королева-Конопляная Г.И. Теория этногенеза Л.Н. Гумилева // Социально-политический журнал. – 1994, - № 7-8. [226] Стереотип поведения – изменяющийся по ходу времени комплекс стереотипов поведения членов этнической системы, передаваемый путем сигнальной наследственности. [227] Комплиментарность – ощущение подсознательной симпатии (антипатии) особей, определяющее деление на «своих» и «чужих». [228] Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. – Л., 1992. [229] Пассионарной толчок является первой фазой этногенеза. Его причиной может служить идея, часто религиозная. [230] Гумилев Л.Н. География этноса в исторический период. – Л., 1990. – С. 33. [231] Гумилев Л.Н. География этноса в исторический период. – Л., 1990. [232] Гумилев Л.Н. География этноса в исторический период. – Л., 1990. [233] Садохин А.П. Этнология. – М., 2000. [234] Гумилев Л.Н. От Руси к России. – М., 1989. – С. 19. [235] Гумилев Л.Н. География этноса в исторический перерод. – Л., 1990. – С. 66. [236] Сикевич З.В. русские: образ народа. – СПб., 1996. [237] Лурье С. Историческая этнология. – М., 2004. [238] Шаповалов В.К. Этнокультурная направленность российского образования. – М., 1997. [239] Вавилин В.Ф. Оценка факторов и условий функционирования компонентов этнической культуры // Социологические исследования. – 1993, - № 1.
[240] Бабаков В.Г., Матюнин Е.В., Семенов В.М Национальные культуры общественном развитии России // Социально-политический журнал. – 1995, - № 5. [241] Лурье С. Историческая этнология. – М., 2004. [242] Лурье С. Историческая этнология. – М., 2004. – С. 297 – 298. [243] Лурье С. Историческая этнология. – М., 2004. – С. 298. [244] Лурье С. Историческая этнология. – М., 2004. [245] Цит. по: Косов Г.В. Экологическая детерминанта политической динамики современного общества. – М., 2003. – С. 24-25. [246] Гачев Г. Национальные образы мира. Евразия – космос кочевника, земледельца, горца. – М., 1999. – С. 9. [247] Цит. по: Памятники мировой исторической мысли: В 5 т. – М., 1962. – Т.1. – С.86. [248] Там же. – С.114. [249] Аристотель. Об искусстве поэзии. – М., 1957. [250] Buckle H.T. History of Civilization in England. – V. 1-2. - L., 1857 – 1861. [251] Boas F. The Limitations of the Comparative Method of Anthropology // Science. Vol. 4, № 103, 1896, December 18. P. 902. [252] Цит. по: Таксами Н.Ч. Экологическая антропология США // Личность. Культура. Общество. – 2000. – Т 2. Вып. №3 (4). [253] Evolutions and Ecology / Ed. by Jane C. Steward and Robert F. Murphy. - University of Illinois. Urbana, 1977. Р. 22. Стюард, отвергая возможность показа и изучения универсально-исторических связей, предложил выявлять только функциональные взаимосвязи между географической средой, развитием техники, формами социальной, политической организации и идеологией. [254] Там же. [255] White L.A. Energy and the Evolution of Culture // American Anthropologist. 1943. Vol. 45. № 3, Part 1. P. 335. [256] Ibid. [257] Енгибарян С.Е. Экологическое направление в американской культурной антропологии // философские проблемы культуры / Под ред. Н.З. Чавчавадзе. – Тбилиси, 1980. [258] Мечников Л.И. Цивилизация и великие реки; Статьи. – М., 1995. [259] Соловьев С.М. Наблюдения над исторической жизнью народов. – М., 2003. [260] Соловьев С.М. Об истории Древней России. – М., 1992. С. 14, 21. [261] Там же. – С. 22. [262] Ключевский В.О. Сочинения: В 9-ти т. Т. 1. Курс русской истории. Ч. 1. - М., 1987. С. 39. [263] Там же. – С. 40. [264] Чижевский А.Л. Физические факторы исторического процесса. – Калуга, 1924. С. 14. [265] Там же. – С. 21. [266] Цит. по: Косов Г.В. Экологическая детерминанта политической динамики современного общества. – М., 2003. – С. 28. [267] Ильин И. В поисках утраченной державности // Федерализм. Теория, практика, история. – 1998, - № 1 (9). [268] Под цивилизацией мы понимаем специфический способ жизнеустройства человеческой популяции, которая имеет свой комплекс знаний, свою философию жизни, собственную систему ценностей и ориентирована на их воспроизводство. [269] This sacred earth: religion, nature, environment. Ed. R. Gottlieb. - London and New York: Routledge, 1996; Ерасов Б. С. Социально-культурные традиции и общественное сознание в странах Азии и Африки. – М., 1982; Ерасов Б.С. Общие критерии дихотомного сопоставления социокультурных оснований Запада и Востока // Сравнительное изучение цивилизаций. – М., 1998. [270] This sacred earth: religion, nature, environment. Ed. R. Gottlieb. - London and New York: Routledge, 1996. - P. 278. [271] Топоров В. Эней – человек судьбы. – М., 1993. [272] Бергер П. Капиталистическая революция (50 тезисов о процветании, равенстве и свободе). – М., 1994; Пайпс Р. Собственность и свобода. – М., 2001; Васильев В.С. История Востока: в 2-х т. Т. 1. – М., 1993. [273] Васильев Л.С. История Востока: В 2 т. Т. 1. – М., 1993. – С. 17. [274] Кирдина С.Г. Институциональные матрицы и развитие России. – Новосибирск, 2001. [275] Кирдина С.Г. Указ. соч. [276] Кульпин Э.С. Социоестественная история: предмет, метод, концепции. – М., 1992. [277] Гачев Г. Национальный космос // Современная драматургия. 1990. № 2. – С. 180. [278] Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. – М., 1937. – С. 40. [279] Гачев Г. Национальные образы мира. Евразия – космос кочевника, земледельца, горца. – М., 1999. – С. 3. [280] Гачев Г. Национальный космос // Современная драматургия. 1990. № 2. – С. 180. [281] Гачев Г. Национальные образы мира. Евразия – космос кочевника, земледельца, горца. – М., 1999. – С. 10.
[282] Гачев Г. Национальные образы мира. Космо – Психо – Логос. - М., 1995. - С. 11. [283] Гачев Г. Национальные образы мира. Космо – Психо – Логос. - М., 1995. – С. 16-17. [284] Гачев Г. Национальные образы мира. Космо – Психо – Логос. - М., 1995. – С. 19. [285] Гачев Г. Национальные образы мира. Космо – Психо – Логос. - М., 1995. – С. 17-18. [286] Гачев Г. Национальные образы мира. Космо – Психо – Логос. - М., 1995. – С. 20-21. [287] Гачев Г. Национальные образы мира. Космо – Психо – Логос. - М., 1995. – С. 23 -24. [288] Юнг К., фон Франц М.-Л., Хендерсон Дж.Л., Якоби И., Яффе А. Человек и его символы. – М., 1998. – С. 105. [289] Юнг К. Архетип символ. – М., 1991. – С. 99. [290] Анализ концепции коллективного бессознательного проводится по статье: Юнг К.Г. Концепция коллективного бессознательного // Юнг К., фон Франц М.-Л., Хендерсон Дж.Л., Якоби И., Яффе А. Человек и его символы. – М., 1998. – С. 339. Именно в этой работе, изначально представленной в виде доклада в Бедфордском колледже Лондонского университета, в 1919 году К.Г. Юнг впервые употребил термин «архетип». Ранее в своих работах он использовал термин «первообраз». [291] Юнг К. Инстинкт и бессознательное // Юнг К., фон Франц М.-Л., Хендерсон Дж.Л., Якоби И., Яффе А. Человек и его символы. – М., 1998. – С. 336. [292] Юнг К. Инстинкт и бессознательное // Юнг К., фон Франц М.-Л., Хендерсон Дж.Л., Якоби И., Яффе А. Человек и его символы. – М., 1998. – С. 336. [293] Юнг К., фон Франц М.-Л., Хендерсон Дж.Л., Якоби И., Яффе А. Человек и его символы. – М., 1998. – С. 66. [294] Юнг К.Г. Концепция коллективного бессознательного // Юнг К., фон Франц М.-Л., Хендерсон Дж.Л., Якоби И., Яффе А. Человек и его символы. – М., 1998. – С. 343. [295] Юнг К.Г. Концепция коллективного бессознательного // Юнг К., фон Франц М.-Л., Хендерсон Дж.Л., Якоби И., Яффе А. Человек и его символы. – М., 1998. – С. 343.
[296] Юнг К., фон Франц М.-Л., Хендерсон Дж.Л., Якоби И., Яффе А. Человек и его символы. – М., 1998. – С. 110. [297] Юнг К.Г. Душа и мифы. Шесть архетипов. – Киев-М., 1997. – С. 217 – 218. [298] Антоян Ю.М. Миф и вечность. – М., 2001. – 330-331. [299] Юнг К., фон Франц М.-Л., Хендерсон Дж.Л., Якоби И., Яффе А. Человек и его символы. – М., 1998. – С. 229. [300] Леви-Стросс К. Путь масок. – М., 2000. [301] Лихачев Д. Заметки и наблюдения: Из записных книжек разных лет. – Л., 1989.- С. 210. [302] Лихачев Д. Заметки и наблюдения: Из записных книжек разных лет. – Л., 1989.- С. 210-211. [303] Значительный вклад в расшифровку мифов, заложенных строителями «степных пирамид» (курганов) в их конструкции и обряды внес Ю.А. Шилов. Он изучил причины распространения обычаев «космических странствий» и «преодоления небытия». Подробнее смотри: Шилов Ю.А. «Космические тайны курганов». – М.: Мол. гвардия, 1990. – 270 с. [304] Лихачев Д.С. Избранные труды по русской и мировой культуре. – СПб., 2006. – С. 6. [305] Лихачев Д.С. Русское искусство от древности до авангарда. – М., 1992. – С. 29. [306] Лихачев Д.С. Смеховой мир Древней Руси. – Л., 1976. [307] Лихачев Д.С. Смеховой мир Древней Руси. – Л., 1976. [308] Лихачев Д.С.Русское искусство от древности до авангарда. – М., 1992. – С. 29. [309] Лихачев Д. Заметки и наблюдения: Из записных книжек разных лет. – Л., 1989.- С. 211. [310] Лихачев Д. Заметки и наблюдения: Из записных книжек разных лет. – Л., 1989.- С. 212. [311] А.Ф. Лосев писал, что «стиль есть соотношение художественного образа с тем, что не является им самим, с тем, что является для него только инобытием. Если мы умеем в стиле данного художественного произведения определить то или иное, что не есть собственно художественное произведение, это значит, что мы вступили в область стиля» (А.Ф. Лосев «Проблема художественного стиля»). [312] По мнению Д.С. Лихачева, горе создает крайние формы душевного хаоса, смятения, душевной потерянности. [313] Лихачев Д.С. Избранные труды по русской и мировой культуре. – СПб., 2006. – С. 8. [314] Лихачев Д.С. Русское искусство от древности до авангарда. – М., 1992. – С. 30. [315] Лихачев Д.С. Избранные труды по русской и мировой культуре. – СПб., 2006. – С. 10. [316] Лихачев Д. Заметки и наблюдения: Из записных книжек разных лет. – Л., 1989.- С. 230. [317] Лихачев Д. Заметки и наблюдения: Из записных книжек разных лет. – Л., 1989.- С. 231. [318] Лихачев Д. Заметки и наблюдения: Из записных книжек разных лет. – Л., 1989.- С. 230. [319] Фрайденберг О. Миф и литература древности. – Екатеринбург:, 2008. – С. 14. [320] Фрайденберг О. Миф и литература древности. – Екатеринбург:, 2008. – С. 18. [321] Левкиевская Е. Мифы русского народа. – М., 2006. – С. 4. [322] В силу этой особенности мышления первобытный человек отождествляет своего вожака со всем коллективом людей и каждого члена этой безличной группы считает равным другому, а также и всем вместе. Кроме этого, происходило отождествление людского коллектива с видимой природой. «Познаваемый мир и познающий его слиты. Человеческие черты не осознаются; все человеческое представляется внешним миром. Внешний мир представляется в виде людей». [323] Фрайденберг О. Миф и литература древности. – Екатеринбург:, 2008. – С. 35. [324] Фрайденберг О. Миф и литература древности. – Екатеринбург:, 2008. – С. 17. [325] Фрайденберг О. Миф и литература древности. – Екатеринбург:, 2008. – С. 19. [326] Русский фольклор. Сборник мифов, сказок, песен, загадок, пословиц и поговорок. – М., 2007. – С. 7. [327] Веселовский А.Н. Избранное: Традиционная духовная культура. – М., 2009. [328] Топоров В.Н. Очерки истории культуры славян. – М., 1996. – С. 161-162. [329] См. подробнее: Афанасьев А. Славянская мифология. – М.: СПб., 2008. [330] См. подробнее: Бирлайн Дж.Ф. Параллельная мифология. – М., 1997. [331] См. подробнее: Рыбаков Б. Язычество Древней Руси. – М., 2001. [332] См. подробнее: Тайлор Э. Первобытная культура. – М., 1988; Фрезер Дж. Золотая ветвь. – М., 1984. [333] Веселовский А.Н. Избранное: Традиционная духовная культура. – М., 2009. [334] Пропп В.Я. Фольклор. Литература. История. – М., 2009. [335] Пропп В.Я. Русская сказа. – М., 2008. [336] Росс Е. Русский фольклор в таблицах и схемах. – Самара, 2008. – С.6 – 8. [337] Клибанов А.И. Духовная культура средневековой Руси. – М., 1996. – С. 9. [338] http://historyfolklor.ru/110ZHanryposlovycy_y_zahadky/ [339]http://historyfolklor.ru/108ZHanry_russkoho_folklora_kak_y_folklora_druhyh_narodov_krajne_raznoobrazny/ [340] Косов Г.В. Теория народной художественной культуры.- Ставрополь: Изд-во СГПИ, 2008 [341] Кирпичников А.Н., Дубов И.О., Лебедев Г.С. Русь и варяги //Славяне и скандинавы. – М., 1986. – С. 249-250. [342] Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. - М:,1994. –С.335. [343] Анализ славянской мифологии проводится нами, в основном, по книге отечественного ученого Е. Левкиевской «Мифы русского народа». (М., 2006. – С. 13-59). [344] Левкиевская Е. Мифы русского народа». - М., 2006. [345] Цит. по: Жидков ВС., Соколов К.Б. Культурная политика России. – М., 2001. – С. 191. [346] Клибанов А.И. Духовная культура средневековой Руси. – М., 1996. [347] Цит. по: Косов Г.В. Культурология. – Ч.1. – Ставрополь, 1998. – С. 84 [348] Цит. по: Жидков ВС., Соколов К.Б. Культурная политика России. – М., 2001 [349] Цит. по: Жидков ВС., Соколов К.Б. Культурная политика России. – М., 2001 [350] Георгиева Т.С. Культура повседневности. Русская культура и православие. – М., 2008. [351] Цит. по: Жидков ВС., Соколов К.Б. Культурная политика России. – М., 2001. – С. 197. [352] Юдин А.В. Русская народная духовная культура. – М., 1999; Левкиевская Е. Мифы русского народа. – М., 2006. [353] Юдин А.В. Русская народная духовная культура. – М., 1999; Левкиевская Е. Мифы русского народа. – М., 2006. [354] Юдин А.В. Русская народная духовная культура. – М., 1999; Левкиевская Е. Мифы русского народа. – М., 2006. [355] Бахтин М. Творчество Ф. Рабле и народная смеховая культура средневековья и Возрождения.- М., 1991. [356] Цит. по: Юдин А.В. Русская народная духовная культура. – М., 1999. [357] Юдин А.В. Русская народная духовная культура. – М., 1999. [358] Лихачев Д.С. Смеховой мир древней Руси. – Л., 1976. [359] Власов Ю.Н. Культура реформаторства и реформирование культуры. – М., 1998. [360] Власов Ю.Н. Культура реформаторства и реформирование культуры. – М., 1998. [361] Власов Ю.Н. Культура реформаторства и реформирование культуры. – М., 1998. [362] Цит. по: Юдин А.В. Русская народная духовная культура. – М., 1999. [363] Цит. по: Юдин А.В. Русская народная духовная культура. – М., 1999. [364] Юдин А.В. Русская народная духовная культура. – М., 1999; Некрылова А. Русские народные городские праздники, увеселения и зрелища. – СПб., 2004. [365] http://historyfolklor.ru/66SOVREMENNYE_SUDBY_RUSSKOHO_FOLKLORA/ [366] http://historyfolklor.ru/66SOVREMENNYE_SUDBY_RUSSKOHO_FOLKLORA/ [367] Народная культура в современных условиях. - М. 2000. - С. 100. [368] Народная культура в современных условиях. - М. 2000. С. 100. [369] Ахметова М.В. Эсхатологические мотивы современной мифологии в России конца ХХ – начала XXI вв. – М., 2004. [370] Веселова И.С. Жанры современного городского фольклора: повествовательные традиции. – М., 2000. [371] Веселова И.С. Жанры современного городского фольклора: повествовательные традиции. – М., 2000. [372] Белоусова Е.А. Представления и верования, связанные с рождением ребенка: современная городская культур. – М.,1999. [373] Белоусова Е.А. Представления и верования, связанные с рождением ребенка: современная городская культур. – М.,1999. [374] Белоусова Е.А. Представления и верования, связанные с рождением ребенка: современная городская культур. – М.,1999. [375] Белоусова Е. А. Наши современницы о родовспоможении в России // Корни травы: сборник статей молодых историков. М., 1996. С. 216-228. [376] Белоусова Е.А. Представления и верования, связанные с рождением ребенка: современная городская культур. – М.,1999. [377] Белоусова Е. А. Наши современницы о родовспоможении в России // Корни травы: сборник статей молодых историков. - М., 1996. С. 216-228. [378] Белоусова Е. А. «Наш малыш»: социализация новорожденного в современной городской культуре // Живая старина. 1998. № 2. С. 24-25. [379] Белоусова Е.А. Представления и верования, связанные с рождением ребенка: современная городская культур. – М.,1999 [380] Юдин А.В. Русская народная духовная культура. – М., 1999. [381] Николов Н., Харалампиев В. Звездочеты древности. – М., 1991. [382] Астрономический, или солнечный, год продолжается 365 суток 5 часов 48 минут 46 секунд. Отсюда и нет целого числа суток, поэтому и сложность в составлении календаря, который должен вести правильный счет времени. [383] Бондаренко Э.О. Праздники христианской Руси.- Калининград, 1993. [384] Цит. по: Бондаренко Э.О. Праздники христианской Руси.- Калининград, 1993. – С. 10. [385] Цит. по: Бондаренко Э.О. Праздники христианской Руси.- Калининград, 1993. – С. 10. [386] Юдин А.В. Русская народная духовная культура. – М., 1999. [387] Цит. по: Бондаренко Э.О. Праздники христианской Руси.- Калининград, 1993. – С. 9. [388] Бондаренко Э.О. Праздники христианской Руси.- Калининград, 1993. [389] Бондаренко Э.О. Праздники христианской Руси.- Калининград, 1993. [390] Бондаренко Э.О. Праздники христианской Руси.- Калининград, 1993. [391] Бондаренко Э.О. Праздники христианской Руси.- Калининград, 1993. [392] Цит. по: Бондаренко Э.О. Праздники христианской Руси.- Калининград, 1993. [393] Бондаренко Э.О. Праздники христианской Руси.- Калининград, 1993. [394] Бондаренко Э.О. Праздники христианской Руси.- Калининград, 1993. [395] Бондаренко Э.О. Праздники христианской Руси.- Калининград, 1993. [396] Щангина И. Русские праздники: от святок до святок. – М., 2004. [397] Юдин А.В. Русская народная духовная культура. – М., 1999. [398] Элиаде М. Священное и мирское. - М.,1994. [399] Жигульский К. Праздник и культура. – М., 1985. – С. 68. [400] Жигульский К. Праздник и культура. – М., 1985. [401] Жигульский К. Праздник и культура. – М., 1985. [402] Жигульский К. Праздник и культура. – М., 1985. [403] Некрылова А. Русские народные городские праздники, увеселения и зрелища. Конец XVIII – начало ХХ века. – СПб., 2004. – С. 3. [404] Некрылова А. Русские народные городские праздники, увеселения и зрелища. Конец XVIII – начало ХХ века. – СПб., 2004. – С. 4. [405] Некрылова А. Русские народные городские праздники, увеселения и зрелища. Конец XVIII – начало ХХ века. – СПб., 2004. – С. 5. [406] Лотман Ю.М. Культура и взрыв. – М., 2001. [407] Шангина И. Русские праздники: от святок до святок. – М., 2004. [408] Шангина И. Русские праздники: от святок до святок. – М., 2004. [409] Шангина И. Русские праздники: от святок до святок. – М., 2004. – С. 12. [410] Блинова Г.П. Истоки русских праздников и обрядов. – М., 2008.-С. 27. [411] Блинова Г.П. Истоки русских праздников и обрядов. – М., 2008.-С. 27. [412] Юдин А.В. Русская народная духовная культура. – М., 1999. [413] Юдин А.В. Русская народная духовная культура. – М., 1999. [414] Юдин А.В. Русская народная духовная культура. – М., 1999. [415] Народный календарь базируется на четырех основных астрономических датах, связанных с движением Земли вокруг Солнца: дни весеннего и осеннего равноденствия (22 марта и 22 сентября), дни зимнего и летнего солнцестояния (22 декабря и 22 июня). [416] Афанасьев А.Н. Славянская мифология. – М., 2008. [417] Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси.- М., 2001. [418] Юдин А.В. Русская народная духовная культура. – М., 1999. [419] Юдин А.В. Русская народная духовная культура. – М., 1999. [420] Шангина И. Русские праздники: от святок до святок. – СПб., 2004. - С. 73. [421] Юдин А.В. Русская народная духовная культура. – М., 1999. [422] Шангина И. Русские праздники: от святок до святок. – СПб., 2004. - С. 86. [423] Шангина И. Русские праздники: от святок до святок. – СПб., 2004. - С. 94. [424] Юдин А.В. Русская народная духовная культура. – М., 1999. [425] Блинова Г.П. Истоки русских праздников и обрядов. – М., 2008. – С. 65-66. [426] Левкиевская Е. Мифы русского народа. – М., 2006. – С. 33. [427] Левкиевская Е. Мифы русского народа. – М., 2006. – С. 34. [428] Юдин А.В. Русская народная духовная культура. – М., 1999. [429] Левкиевская Е. Мифы русского народа. – М., 2006. – С. 36. [430] Котова И.Н., Котова А.С. Русские обряды и традиции. Народная кукла. – СПб., 2008. – С. 71-75. [431] Левкиевская Е. Мифы русского народа. – М., 2006. – С. 37. [432] Блинова Г.П. Истоки русских праздников и обрядов. – М., 2008. – С. 82-83.. [433] Юдин А.В. Русская народная духовная культура. – М., 1999. [434] Шангина И. русские праздники. От святок до святок. – СПб, 2004. – С. 15-16. [435] Шангина И. русские праздники. От святок до святок. – СПб, 2004. – С. 23. [436] Цит. по: Юдин А.В. Русская народная духовная культура. – М., 1999. [437] Блинова Г.П. Истоки русских праздников и обрядов. – М., 2008. – С. 36. [438] Юдин А.В. Русская народная духовная культура. – М., 1999. [439] Юдин А.В. Русская народная духовная культура. – М., 1999. [440] Цит. по: Юдин А.В. Русская народная духовная культура. – М., 1999. [441] Шангина И. русские праздники. От святок до святок. – СПб, 2004. – С. 23. [442] Уже с субботы накануне праздника начинали отмечать «малую масленку». В этот день дети с особым азартом катались с гор. Существовала примета: кто дальше прокатится, у того в семье уродится лен длиннее. В последнее воскресенье перед Масленицей было принято наносить визиты родственникам, друзьям, соседям и приглашать всех в гости на Масленицу. [443] Блинова Г.П. Истоки русских праздников и обрядов. – М., 2008. – С. 47. [444] Блинова Г.П. Истоки русских праздников и обрядов. – М., 2008. – С. 48-49. [445] Блинова Г.П. Истоки русских праздников и обрядов. – М., 2008. – С. 49. [446] Шангина И. русские праздники. От святок до святок. – СПб, 2004. – С. 53. [447] Юдин А.В. Русская народная духовная культура. – М., 1999. [448] Блинова Г.П. Истоки русских праздников и обрядов. – М., 2008. – С. 50. [449] Юдин А.В. Русская народная духовная культура. – М., 1999. [450] Блинова Г.П. Истоки русских праздников и обрядов. – М., 2008. – С. 43. [451] Юдин А.В. Русская народная духовная культура. – М., 1999. [452] Цит. по: Юдин А.В. Русская народная духовная культура. – М., 1999. [453] Юдин А.В. Русская народная духовная культура. – М., 1999. [454] Цит по: Юдин А.В. Русская народная духовная культура. – М., 1999. [455] Юдин А.В. Русская народная духовная культура. – М., 1999. [456] Юдин А.В. Русская народная духовная культура. – М., 1999. [457] Росс Е. Русский фольклор в таблицах и схемах. – Самара, 2008. [458] Цит. по: Юдин А.В. Русская народная духовная культура. – М., 1999. [459] Цит. по: Юдин А.В. Русская народная духовная культура. – М., 1999. [460] Юдин А.В. Русская народная духовная культура. – М., 1999. [461] Юдин А.В. Русская народная духовная культура. – М., 1999. [462] Афанасьев А. Славянская мифология. – М.; СПб., 2008 [463] Юдин А.В. Русская народная духовная культура. – М., 1999. [464] Росс Е. Русский фольклор в таблицах и схемах. – Самара, 2008. [465] Пропп В.Я. Русская сказка. – М., 2008. – С. 16. [466] Пропп В.Я. Русская сказка. – М., 2008. – С. 17. [467] Пропп В.Я. Русская сказка. – М., 2008. – С. 22. [468] Пропп В.Я. Русская сказка. – М., 2008. – С. 26. [469] Росс Е. Русский фольклор в таблицах и схемах. – Самара, 2008. – С. 47. [470] Пропп В.Я. Русская сказка. – М., 2008. – С. 349. [471] Цит. по: Росс Е. Русский фольклор в таблицах и схемах. – Самара, 2008. – С. 48. [472] Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. – СПб., 1996. [473] Цит. по: Росс Е. Русский фольклор в таблицах и схемах. – Самара, 2008. – С. 49. [474] Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. – СПб., 1996. – С. 271. [475] Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. – СПб., 1996. – С. 272 - 273. [476] Цит. по: Русское народное поэтическое творчество / М.А. Вавилова, В.А. Василенко, Б.А. Рыбаков, А.М. Новикова. – М., 1986. – С. 162. [477] Русское народное поэтическое творчество / М.А. Вавилова, В.А. Василенко, Б.А. Рыбаков, А.М. Новикова. – М., 1986. – С. 163. [478] Русское народное поэтическое творчество / М.А. Вавилова, В.А. Василенко, Б.А. Рыбаков, А.М. Новикова. – М., 1986. – С. 167. [479] Цит. по: Росс Е. Русский фольклор в таблицах и схемах. – Самара, 2008. – С. 57 – 58. [480] Левкиевская Е.Е. Низшая мифология славян // Очерки истории культуры славян. – М., 1996. [481] Цит. по: Шафранская Э.Ф. Устное народное творчества. – М., 2008. – С. 72. [482] Цит. по: Шафранская Э.Ф. Устное народное творчества. – М., 2008. – С. 73. [483] Цит. по: Шафранская Э.Ф. Устное народное творчества. – М., 2008. – С. 73. [484] Никитина А.В. Русская демонология. – СПб., 2006. [485] Цит. по: Шафранская Э.Ф. Устное народное творчества. – М., 2008. – С. 74. [486] Росс Е. Русский фольклор в таблицах и схемах. – Самара, 2008. – С. 57 – 59. [487] Шафранская Э.Ф. Устное народное творчества. – М., 2008. – С. 153. [488] Мелетинский Е.М. От мифа к литературе: курс лекций «Теория мифа и историческая поэтика». – М., 2001. – С. 70-71. [489] Мелетинский Е.М. От мифа к литературе: курс лекций «Теория мифа и историческая поэтика». – М., 2001. – С. 250. [490] Шафранская Э.Ф. Устное народное творчества. – М., 2008. – С. 163. [491] Анализ проводится по книге: Шафранская Э.Ф. Устное народное творчества. – М., 2008. [492] Шафранская Э.Ф. Устное народное творчества. – М., 2008. – С. 180. [493] Шафранская Э.Ф. Устное народное творчества. – М., 2008. – С. 212 - 213. [494] Росс Е. Русский фольклор в таблицах и схемах. – Самара, 2008. – С. 66. [495] Жигарина Е.Е. Современное бытование пословиц: вариативность и полифункциональность текстов. – М., 2006 [496] Цит. по: Шафранская Э.Ф. Устное народное творчества. – М., 2008. – С. 299. [497] Жигарина Е.Е. Современное бытование пословиц: вариативность и полифункциональность текстов. – М., 2006 [498] Жигарина Е.Е. Современное бытование пословиц: вариативность и полифункциональность текстов. – М., 2006
[499] Паремия – «пословица, поговорка, питча». [500] Шафранская Э.Ф. Устное народное творчества. – М., 2008. – С. 301. [501] Архипова А.С. Анекдот и его прототип: генезис текста и формирование жанра. – М., 2003
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 562; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |