Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные методы исследования, применяемые в возрастной физиологии

Физиологии.

Методы исследований применяемые в возрастной

Таблица № 1.

Методы исследования Суть данного метода
  Метод поперечного исследования (кроссекциональный) Представ­ляет собой параллельное, одновременное изучение тех или иных свойств у представителей различных возрастных групп. Сопостав­ление уровня развития изучаемого свойства у учащихся разного воз­раста позволяет вывести важные закономерности онтогенетиче­ского процесса. Примером такого исследования может служить одновременное (в течение нескольких дней) диспансерное об­следование состояния здоровья, уровня физического и моторного развития у учащихся всех классов какого-нибудь учебного заведения. Сравни­вая показатели, полученные, например, у первокурсников и выпускников учебного заведения, физиолог может установить, как и насколько изменяются изучаемые им физиологические функ­ции в разном возрасте. Такой метод сравнительно прост в органи­зации, относительно дешев и позволяет применить одни и те же стандартные методики и приборы для обследования детей различных возрастов. Недостаток этого метода состоит в том, что исследователь никогда не может четко определить темп изменений изучаемых им показателей: он видит только результаты, полученные в отдельных «точках» возрастной шкалы, соответствующих возрасту обследованных детей, но не может с уверенностью судить о дина­мике происходящих процессов.
  Метод продольного исследования Применяется тогда, когда нужно составить представление именно о динамике процесса и индиви­дуальных особенностях этой динамики. Этот метод заключается в длительном (многие месяцы, иногда - годы) наблюдении за од­ними и теми же детьми. Регулярно (частота зависит от используе­мых методик и процедур) детей обследуют с помощью стандарт­ного набора методик, что позволяет подробно рассмотреть динамику происходящих в организме возрастных изменений. Бла­годаря этому выборка для продольного исследования может быть совсем небольшой. Международные научные журналы признают группу в 5—6 человек достаточной для проведения подобных ис­следований. В некоторых случаях даже наблюдения за одним един­ственным ребенком позволяют выявить весьма важные законо­мерности. Метод продольного наблюдения очень сложен в организации и дорог, однако эти его недостатки с лихвой окупаются полнотой полученной научной информации.

Методический арсенал возрастной физиологии:

1. Антропометрия - это измерение морфологических характерис­тик тела, что позволяет количественно описать его строение. Мас­са и длина тела, окружность грудной клетки и талии, обхват пле­ча и голени, толщина кожно-жировой складки — все это (и многое другое) традиционно измеряют антропологи с помощью меди­цинских весов, ростомера, антропометра и других специальных приспособлений. Именно такого рода показатели используются для оценки физического развития детей.

2. Физиометрия - это измерение физиометрических характерис­тик к ним относятся жизненная ем­кость легких (ЖЕЛ), сила сжатия кисти, становая сила и др. Эти показатели отражают функциональные возможности организма.

3. Физиологические методы позволяют судить о функциональных возможностях организма и динамике протекания тех или иных функциональных процессов в нем. Для этого используются раз­личные приборы, позволяющие количественно регистрировать сами физиологические процессы, либо те или иные их физиче­ские проявления (например, электрические потенциалы, выра­батываемые клетками организма в процессе их функционирова­ния). Современная физиология использует широкий арсенал фи­зических приборов, позволяющих изучать происходящие в организме процессы, недоступные непосредственному наблюде­нию. Например, запись дыхательных движений (спирограмма) и исследование скоростей воздушных потоков на разных этапах ды­хательного цикла (пневмотахометрия) - важнейшие приемы ис­следования функции дыхания. Одновременно с помощью специ­альных газоанализаторов измеряют содержание газов в выдыхае­мом воздухе и на этом основании точно рассчитывают скорость потребления организмом кислорода и выделения углекислого газа. Работу сердца изучают с помощью электрокардиографии, эхокардиографии или механокардиографии. Для измерения кровяно­го давления используют специальные манометры, а скорость про­текания крови по сосудам тела измеряют с помощью механиче­ских или электрических плетизмографов. Огромный прогресс в исследованиях функции мозга достигнут благодаря изучению электроэнцефалограммы - электрических потенциалов, выраба­тываемых клетками мозга в процессе их жизнедеятельности. В ис­следовательских целях иногда применяют рентгеновские, ультра­звуковые, магниторезонансные и другие методы. Современные физиологические приборы обычно оборудованы специализиро­ванными компьютерами и программным обеспечением, которые значительно облегчают работу исследователя и повышают точность и надежность получаемых результатов.

4. Биохимические методы позволяют изучать состав крови, слю­ны, мочи и других жидких сред и продуктов жизнедеятельности организма. Биохимические исследования - важнейшая составная часть изучения эндокринной системы, пи­щеварения, кроветворения, деятельности почек, иммунитета, а также целого ряда других систем и функций организма.

5. Функциональные пробы. Важнейшей методологической концеп­цией в физиологии XX в. следует признать осознание необходимо­сти исследовать любую физиологическую систему в процессе ее функциональной активности. Этот подход весьма актуален и для исследований в области физиологии развития. С этой целью при­меняются различного рода функциональные пробы. Например, дозированные нагрузки (умственные - для выяснения механизмов умственной работоспособности, физические - для оценки мышеч­ной работоспособности и ее физиологических механизмов); пробы с произвольной активацией или задержкой дыхания - при иссле­довании дыхательной функции; водные и солевые нагрузки - при оценке функциональных возможностей выделительной системы; температурные воздействия - при изучении механизмов термо­регуляции и т.п. Важнейшее значение функциональные пробы имеют при изучении системной организации деятельности голов­ного мозга, поскольку именно в процессе решения тех или иных задач как раз и проявляются возрастные особенности организа­ции взаимодействия мозговых структур.

6. Естественный эксперимент. Возрастная физиология имеет дело с постоянно изменяющимся организмом ребенка, подвергающим­ся целому ряду воздействий, изоляция от которых невозможна. Научная этика запрещает многие экспериментальные процедуры при исследованиях ребенка. В частности, с детьми невозможно производить любые манипуляции, которые могут привести к их заболеванию или травме. В то же время различные социальные катаклизмы (войны, ката­строфы), экстремальные условия, в которых оказываются люди, представляют собой естественный эксперимент, порой весьма силь­но влияющий на состояние здоровья и темпы развития детей, волею судьбы попавших в эти условия. В частности, многие факты, составляющие ныне базу данных для теоретических и прикладных концепций возрастной физиологии, были получены при исследо­вании детских популяций в слаборазвитых странах Африки, Азии и Латинской Америки, где дети не получают достаточного питания и по этой причине страдают от различных пороков развития. Весьма существенные различия могут быть выявлены у детей, растущих в разных социально-экономических условиях, которые исследователь не в силах изменить, но может оценить их воздей­ствие на ребенка. Например, сравнение детей из бедных и состо­ятельных семей, жителей крупных городов и жителей сельской местности с неразвитой социоиндустриальной инфраструктурой и т.п. Самые разнообразные педагогические и оздоровительные технологии также могут по-разному влиять на детский организм. Поэтому сопоставление физиологических показателей детей, по­сещающих разные учебные заведения, - одна из форм про­ведения естественного эксперимента.

7. Моделирование экспериментальное и математическое. Естествен­ный эксперимент не способен обеспечить решение всех задач, возникающих в процессе изучения физиологических закономер­ностей роста и развития. В связи с этим экспериментатор вынуж­ден использовать различного рода модели. Например, изучение закономерностей ростовых процессов у лабораторных животных представляет собой экспериментальную модель, с ее помощью выявляются многие аспекты развития, которые нельзя изучать при исследовании детей. В частности, анализ возрастных преобразова­ний на тканевом и клеточном уровне проводится почти исключи­тельно на экспериментальных моделях с использованием лабора­торных животных. Применение такой методологии возможно благодаря тому, что во многих отношениях развитие человека подчиняется тем же физиологическим законам, что и развитие других многоклеточных живых организмов. В тех случаях, когда теоретическая схема протекания того или иного процесса позволяет описать его на языке математических алгоритмов, используют математические модели (особенно час­то — со второй половины XX в. в связи с распространением ком­пьютеров). Такое моделирование позволяет прогнозировать резуль­таты воздействий, которые невозможно или крайне сложно осуществить в реальной жизни. Математические модели, как пра­вило, не позволяют добыть новые научные факты, но дают воз­можность исследователю убедиться, насколько верна логика, ко­торую он выстроил для объяснения наблюдаемых эффектов. Кроме того, математические модели позволяют вычислять предельно до­пустимые параметры тех или иных воздействий, а также парамет­ры максимальных ответных реакций организма на разного рода экстремальные воздействия. Таким образом, математические модели не могут заменить физиологический эксперимент, но позво­ляют сделать его безопасным, не несущим риска для здоровья испытуемого.

8. Статистические методы и системный анализ. Все количествен­ные показатели и все научные выводы в возрастной физиологии носят статистический характер, т.е. отражают наиболее вероятное протекание событий или наиболее вероятный уровень измеряемо­го показателя. Для работы с подобными вероятностными величи­нами разработаны специальные математические приемы, которые основаны на теории вероятности и называются статистическими методами. Современные компьютерные средства, оснащенные спе­циальными программами, существенно облегчают задачу статис­тической обработки результатов, позволяя вскрывать наиболее су­щественные закономерности, функциональные связи и строить математические модели происходящих процессов. Особое значе­ние в возрастной физиологии имеют методы системного анализа, позволяющего рассматривать организм не как набор отдельных органов и физиологических систем, а как единую систему, само­регулирующуюся и способную приспосабливаться к изменяющимся условиям окружающей среды. Не случайно системный подход к анализу явлений жизни зародился и в недрах физиологии.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Другими науками | Становление возрастной физиологии
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 662; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.