Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Государственное регулирование экономики




Под государственным регулированием экономики (ГРЭ) понимают комплекс мер, разрабатываемых и реализуемых государством для достижения поставленных целей. Среди генеральных целей приоритетными являются достижение экономической и социальной стабильности, обеспече­ние национальных конкурентных преимуществ, экономической безопасности, адаптации рыночного механизма к различным ситуациям.

Конкретные цели различаются по объектам государственного регулирования, но всегда исходят из необходимости увязки обще­ственных и частных интересов. К конкретным целям относят:

· обеспечение прав и свобод граждан;

· охрана общественного правового порядка;

· обеспечение безопасности граждан и государства;

· стабильность цен и национальной валюты;

· достижение запланированных темпов экономического роста;

· обеспечение максимальной занятости;

· внешнеэкономическое равновесие.

Эти цели формируют экономическую политику государства. Экономическая политика правительства — это определенная регламентация норм и правил поведения хозяйствен­ных субъектов посредством экономического инструментария. Экономическая политика включает следующие элементы:

1. Кредитная политика: нормирование банковских резервов; варьирование учетной ставки банковского процента; проведение операций на валютном рынке.

2. Бюджетная политика: регулирование государственных расходов; осуществление государственных закупок; выпуск государственных внутренних хозяйств; поддержку и регламентирование государственного предприни­мательства.

3. Фискальная политика: регулирование налогового обложения имущества граждан; введение муниципальных налогов.

4. Социальная политика: регулирование минимальных ставок оплаты труда; установление размеров пенсий, пособий по безработице и т.д.

5. Внешнеэкономическая политика: законодательное установление ставок таможенных пошлин, об­менных курсов валют;

использование иностранных займов, инвестиций и валютных ог­раничений.

К объектам регулирования следует отнести наднациональный уро­вень межгосударственных союзов национальной экономики, отдель­ных секторов и регионов, где возникают проблемы, не разреши­мые посредством рыночных регуляторов.

Субъектами ГРЭ выступают центральные (федеральные), регио­нальные, муниципальные или коммунальные органы управления.

Объективная необходимость ГРЭ вызвана неспособностью рынка решать важнейшие задачи, стоящие перед обществом. Например, рынок функционирует не стабильно с присущими ему кризисами, инфляцией и безработицей. Рынку свойственны процессы концентрации капитала, приводящие к образованию монополий, рынок не имеет стимулов создания общественных благ и услуг и др. (подробно недостатки рынка рассмотрены в теме «Рынок»)

Исторически сложились две противоположные точки зрения на необходимость ГРЭ. Первой точки зрения придерживались представители классической политэкономии и неоклассического анализа. В её основу ложится отрицание необходимости ГРЭ. Согласно трактовке ученых этих школ государство не должно вмешиваться в экономику. Рынок, по их мнению, высокоорганизованный механизм, способный сам справится со всеми общественными проблемами.

Рост численности населения земли, развитие социальной и производственной инфраструктуры, развитие фундаментальной науки и глубокий кризис, прокатившийся по европейским странам в первых десятилетиях двадцатого века (великая депрессия), подтолкнули ученых – экономистов к необходимости регулирования общественных экономических процессов. Первым экономистом, доказавшим необходимость ГРЭ, был американский ученый экономист Дж. М. Кейнс. В 1936 году вышла в свет его книга «Общая теория занятости, процента и денег». В этой книге Кейнс отводил ведущую роль государству в создании первоначального инвестиционного толчка. Государственные инвестиции ученый называет первичными. Государство должно финансировать общественные работы: строительство мостов, плотин, дорог, больниц и др. Занятые в этой сфере работники получат доход из средств госбюджета и предъявят дополнительный совокупный спрос на товары и услуги, что приведет к росту производства, т. е. к экономическому росту. Этот эффект Кейнс называет эффектом мультипликатора. Коэффициент мультипликации рассчитывается по формуле:

Км= 1 / (1 - МРС), где

МРС – предельная склонность к потреблению.

 

В частной сфере вырастут доходы работников, и они также предъявят возросший совокупный спрос на товары и услуги, т.е. у них повысится склонность к инвестированию. Эти инвестиции частного сектора Кейнс называет вторичными. Вторичные инвестиции накладываются на государственные (первичные), и еще более усиливают экономический рост. Этот эффект Кейнс называет эффектом акселератора.

Кейнсианство во взглядах на государственное регулирование экономики распадается на три основных течения: левое (либеральное), консервативное и неоклас­сическое.

Левое кейнсианство ищет выход из противоречий современной экономики путем увеличения расходов государства на обществен­ные цели: жилищное строительство, здравоохранение, социальное страхование, дорожное строительство и т.д., а также увеличение доходов фермеров, мелких предпринимателей и заработной платы работающих. Консервативное направление кейнсианства делает став­ку на государственное регулирование экономики главным образом путем максимизации прибылей и сохранения консервативной струк­туры экономики.

Неоклассическая школа и ее представители полагают, что путем эффективной кредитно-денежной и фискальной политики можно осуществить интеграцию микро- и макровмешательства государства в определение уровня доходов различных слоев населения, коор­динацию инвестиционной политики, формирование прогрессив­ной отраслевой структуры и т.д. Австрийский экономист Хайек, представитель школы неолиберализма, отмечал, что государство должно выполнять лишь роль "ночного сторожа" или «арбитра» и устанавливать правила игры. Ученые экономисты школы неокласицизма считали, что рынок должен существовать везде, а государство только там, где это необходимо.

Экономические функции современного государства многообраз­ны и сложны. Можно выделить основополагающие группы выпол­няемых государством экономических функций:

· Поддержка функционирования рыночной системы обеспече­ния правовой базы и создания конкурентной среды, защита конку­ренции через антимонопольное законодательство.

· Перераспределение дохода и богатства, корректировка рас­пределения ресурсов с целью изменения структуры национального продукта, стабилизации экономики посредством контроля за уров­нем занятости и инфляции.

· Ограничение действия некоторых элементов рыночного меха­низма. Так, ограничение использования рыночных элементов на­блюдается в сфере совокупного муниципального потребления, когда речь идет о поддержании и об охране общественного порядка, о национальной обороне, транспортной системе обслуживания инф­раструктурных комплексов, водоснабжении и т.д. Ограничения применяются и в сфере совокупного потребления и обеспечения общественно-нормальных условий образования и медицинского обслуживания. Государственные и муниципальные органы обеспечивают функционирование систем образования, здра­воохранения, экологического контроля с учетом рыночных и об­щественных интересов.

· Достижение и сохранение национальных конкурентных пре­имуществ в мировой экономике.

· В последнее время во многих странах широко используется функция общественного выбора в принятии правительственных ре­шений, которая определяет, что покупать правительству, как про­изводить товары, для кого предназначаются государственные рас­ходы, на кого распространяются льготы и т.д. По своему экономи­ческому содержанию функция общественного выбора основывается на главных экономико-политических задачах государства.

Государственное регулирование экономики базируется на реализации совокупности инструментов и методов, образующих механизм государственного воздействия на экономику. В качестве инструментов ГРЭ предполагается государственное законодательство и контроль.

Методы ГРЭ – это способы воздействия на экономику для достижения поставленных целей. Выделяют административные, экономические и институциональные методы.

Административные методы базируются на силе государственной власти и включают меры запрета, принуждения или разрешения. Их функция – обеспечение стабильной юридической обстановки для деловой жизни, защита конкурентной среды, прав собственности и др. Это жесткие методы регулирования, в странах с развитой рыночной экономикой действие этих методов ограничено.

Экономические методы – базируются на создании экономического стимула изменения деятельности хозяйствующих субъектов в нужном для государства направлении. Экономические методы по способу функционирования подразделяют на два вида: косвенные и прямые.

Экономические косвенные методы носят общий характер и распространяются одинаково на всех хозяйствующих субъектов, не создавая им преимуществ в конкурентной борьбе, они реализуются через денежно - кредитную и фискальную политики.

Экономические прямые методы направлены на конкретные предприятия или отрасли, они реализуются через льготы по уплате налогов, государственные инвестиции, субсидии, бюджетное финансирование и др. Эти методы предоставляют конкурентные преимущества тем экономическим субъектам, на кого они распространяются.

Институциональные методы ГРЭ включают:

· создание и поддержание объектов госсобственности;

· правовая, информационная поддержка предпринимательства;

· соучастие в создании форм экономической интеграции;

· защита национальных интересов на мировых рынках.

В заключении необходимо отметить, что государство является важным субъектом в экономической системе. От содержания, эффективности, механизмов реализации государственной экономической политики зависит уровень развития общества и благосостояние каждого гражданина.

 


 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 484; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.