Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Кардиналистская теория полезности (от англ. cardinal - количественный)

Бюджетная линия и ее свойства. Оптимум потребителя.

Кривая безразличия и ее свойства.

Теория потребительского поведения

Лекция 7

1. Кардинализм: сущность, основные понятия, аксиомы. Закон Госсена.

2. Ординализм: сущность, основные понятия. Аксиомы поведения потребителя.

1. Кардинализм: сущность, основные понятия, аксиомы. Закон Госсена.

Существуют две фундаментальные концепции, моделирующие поведение потребителя на рынке благ, - кардиналистская и ординалистская, отличающиеся исходными предпосылками и инструментами анализа, но приводящие к одинаковым выводам.

Основными представителями кардинализма являются: Карл Менгер (1840-1921 гг.), Фридрих фон Визер (1851-1926 гг.), Евгений (Ойген) фон Бем-Баверк (1851-1914 гг.).

Кардиналистская (количественная) концепция основана на трех гипотезах.

Аксиома I. Потребитель может выразить свое желание приобрести некоторое благо посредством количественной оценки его полезности (самое уязвимое место кардиналистской теории).

Полезность блага (utility of good) – удовлетворение, получаемое потребителем от использования блага.

Единица, служащая потребителю масштабом измерения полезности, получила название ютила (utility – полезность). Оценки полезности субъективны, поэтому нельзя складывать ютилы, приписываемые одному и тому же благу различными потребителями. Зависимость между полезностью, получаемой потребителем, и количеством потребляемых им благ называют функцией полезности.

Функция полезности (function of utility) – функция, показывающая убывание предельной полезности блага с ростом его количества.

Из аксиомы I следует, что каждый вид благ имеет для потребителя общую и предельную полезность.

Общая полезность благ (total utility TU) - совокупный уровень удовлетворения, получаемого потребителем от использования благ.

TU =f(Q1, Q2, Q3,...., Qn),

где Q1, Q2, Q3,...., Qn – потребляемые объемы товаров и услуг.

Предельная полезность блага (marginal utility МU) – прирост уровня удовлетворения потребителя при увеличении количества используемого им блага на одну единицу.

,

где МUХ – предельная полезность блага.

Общая полезность некоторого вида благ есть сумма полезностей всех имеющихся у потребителя единиц этого блага. Так, общая полезность 10 яблок равна сумме ютилов, которые потребитель приписывает каждому яблоку. Как изменяется величина общей полезности блага по мере увеличения его количества? Для ответа на этот вопрос используется вторая гипотеза.

Аксиома II. Предельная полезность блага убывает, т.е. полезность каждой последующей единицы определенного вида благ, получаемой в данный момент, меньше полезности предыдущей единицы. Это утверждение, получившее название «первый закон Госсена», исходит из того, что потребности людей насыщаемы (рис.1).

Рис.1. Общая и предельная полезность.

Аксиома III. Потребитель так расходует свой бюджет, чтобы получить максимум полезности от совокупности приобретенных благ. Правило максимизации функции полезности – функция полезности принимает максимальное значение в том случае, когда денежный доход потребителя распределяется таким образом, что каждая последняя денежная единица, потраченная на приобретение любого блага, приносит одинаковую предельную полезность.

Для достижения этой цели потребитель должен руководствоваться вторым законом Госсена, который гласит: максимум полезности обеспечивает такая структура покупок, при которой отношение предельной полезности (MU) блага к его цене (Р) одинаково для всех благ:

 

Равновесие потребителя (consumer equilibrium) – ситуация, в которой потребитель максимизирует полезность в рамках данного бюджетного ограничения: предельные полезности товаров пропорциональны их ценам.

Кардиналисты цену увязывали со спросом путем сопоставления полезности денег с полезностью приобретаемого товара.

 

2. Ординализм: сущность, основные понятия. Аксиомы поведения потребителя.

 

Согласно аксиоме I кардиналистской концепции индивид способен количественно измерять полезность каждой единицы потребляемых благ. Такое утверждение является слабым звеном кардиналистской концепции. В связи с этим была разработана модель поведения потребителя, основанная на гипотезах порядкового измерения полезности (удовлетворенности) индивида.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Денотативно-ситуативная модель | Ординалистская теория полезности (от англ. оrdinal - порядковый)
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 791; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.