КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 1. Теоретические основы ценообразования
1.1. Экономическая природа цены
Основным принципом рационального ведения рыночного хозяйства является быстрый, надежный, полный, точный и постоянный учет трудовых и материальных ресурсов с использованием цен. Поэтому механизм ценообразования имеет важнейшее значение для выполнения функций управления экономикой. Это обусловлено тем, что цена отражает взаимосвязь процесса производства с общественным и индивидуальным потреблением. Чем точнее и оперативнее цены отражают затраты трудовых и материальных ресурсов на производство товаров, тем эффективнее будет регулирующее воздействие механизма ценообразования на протекание экономических процессов и тем меньше потребуется затрат на управление экономикой. Категория цены привлекала к себе пристальное внимание экономической науки на протяжении значительного периода развития человеческого общества. К. Маркс утверждал, что цена есть денежное название овеществленного в товаре труда. Это означает, что без денег нельзя определить цену, без них нет цены, т.е. последняя всегда требует присутствия денежного материала. Следует заметить, что на протяжении всей истории развития экономической науки велись дискуссии по проблемам стоимости и цены. Марксистская теория трудовой стоимости подходила к рассмотрению экономической природы цены как денежной формы стоимости товара. На основе этой теории давалось объяснение закона формирования и движения цен. Противники марксистского подхода рассматривают и анализируют стоимостные отношения прежде всего через призму процессов рыночной конкуренции, отмечая в то же время, что проблемы цены и ценового механизма являются многообразными и не однородными по своему характеру. Элементы научной теории стоимости и цены впервые были сформулированы в конце XVII в. У. Петти, А. Смитом и Д. Рикардо. Пытаясь отыскать и объяснить наиболее общие закономерности формирования и движения рыночных цен, они обнаружили «коренной источник меновой стоимости» в труде, т.е. определяли величину стоимости товара рабочим временем. Однако по-настоящему четкая и точная характеристика того места, которое в политической экономии занимает проблема стоимости и цены, впервые была сформулирована в трудах К. Маркса и Ф. Энгельса. Основные положения теории трудовой стоимости можно свести к следующему: • существует множество человеческих потребностей, удовлетворяемых множеством товаров, которые производятся множеством видов труда; • товар обладает потребительной стоимостью и стоимостью, представляющей собой материализованный абстрактный человеческий труд; • труд имеет двойственный характер, проявляющийся в абстрактном и конкретном труде; • рабочая сила обладает стоимостью, определяемой стоимостью необходимых жизненных средств для ее производства; • общественно необходимое рабочее время для производства товара прокладывает себе путь в качестве регулирующего естественного закона; • цена представляет собой выражение соизмеримости всех видов полезного труда и всех видов потребительных стоимостей; • закон среднего общественно необходимого рабочего времени находит свое выражение в денежной форме в виде отклонения индивидуальной стоимости товара от его общественной стоимости (цены); • деньги не имеют цены, а масштаб цен зависит лишь от массы средств обращения (массы денег). В соответствии с теорией трудовой стоимости основой цен должны выступать общественно необходимые затраты труда (ОНЗТ) на производство продукции, обеспечивающие эквивалентный товарообмен, позволяющие сопоставлять затраты и результаты, а также способствующие установлению наиболее оптимальных пропорций общественного производства. Это означает, что цена товара должна с максимальной точностью и оперативностью отражать все изменения затрат и вместе с тем обеспечивать не только возмещение издержек производства, но и получение необходимой прибыли каждому нормально работающему предприятию. В этой связи следует заметить, что возможность и необходимость определения величины общественно необходимых затрат труда не отвергается ни теорией, ни практикой. Но вся сложность проблемы состоит втом, что до настоящего времени нет приемлемой модели исчисления величины ОНЗТ. Характерно, что проблема разработки теории общественно необходимых затрат труда в условиях плановой (командно-административной) экономики была одной из наиболее актуальных. Ее решение в значительной мере затруднялось из-за отсутствия единого понимания механизма формирования величины общественно необходимых затрат труда на производство продукции. В практике ценообразования это приводило к использованию недостаточно обоснованных методов формирования уровней и соотношений цен. В свою очередь, для того чтобы цены в наибольшей мере отражали величину ОНЗТ, требовалось разрешить ряд методологическихи методических вопросов, связанныхс выяснением закономерностей формирования общественной стоимости в плановой экономике. Отсутствие единства в понимании механизма формирования ОНЗТ привело к тому, что, по мнению одних экономистов, в условиях плановой экономики общественная полезность благ равна величине их общественной стоимости, другие не учитывали этот фактор, полагая, что величину ОНЗТ формируют только затраты труда или фактически осуществленные, или ограниченные общественной потребностью в том или ином продукте. Были точки зрения о том. что ОНЗТ предопределяются средними взвешенными затратами в рамках общественной потребности, средними, приростными, максимальными, фактическими динамическими затратами в ранжированном ряду затрат, минимальными затратами труда. Названные концепции ОНЗT по ряду положений существенно различаются между собой, но вместе с тем имеют некоторые общие черты. Это относится, например, к пониманию ОНЗТ как средних и средневзвешенных затрат. Цена представляет собой денежную форму товара и является формой идеальной, существующей лишь в представлении, поскольку деньги не имеют цены, а лишь обладают покупательной способностью. Последняя представляет собой то количество товаров, которое можно приобрести за одноименную денежную единицу. Поэтому в соответствии с теорией трудовой стоимости цена представляет собой определенное количество труда, овеществленного в товаре, т.е. цена является показателем величины стоимости. Хотя цена как показатель величины стоимости товара есть в то же время показатель его менового отношения кдень-гам, тем не менее, из этого не следует обратное положение, что показатель менового отношения товара к деньгам всегда должен быть показателем величины стоимости. Дело в том, что в данном меновом отношении может выразиться как индивидуальная величина стоимости, так тот плюс и минус по сравнению с ней, связанный с продажей товара в конкретных условиях. Цена товара выступает как плата или определенное возмещение за товар. Необходимость платить порождена определенными общественными отношениями, предполагающими сопоставление затрат и результатов, поэтому категория цены представляет собой выражение общественных отношений, существующих между контрагентами обмена по поводу принадлежащих им товаров. Такие общественные отношения проявляются в том, что товары обмениваются в определенных, установленных общественным путем пропорциях, меняющихся в зависимости от времени и места. Складывающиеся пропорции обмена товаров фиксируются в их ценах. В ходе исторического развития товарного производства и обмена понятие цены закрепилось за денежной ценой. Ценой стали называть денежное выражение меновой стоимости или меновую стоимость, выраженную в деньгах, т.е. приравненную к деньгам. Выражение стоимости товара в деньгах, денежная форма стоимости есть всеобщее выражение стоимости. Как писал К Маркс, «денежная цена есть ее (стоимости) всеобщее выражение, всякая другая цена – то или иное особое выражение». В то же время выражение стоимости товара в потребительной стоимости другого товара есть особенное или единичное выражение стоимости. Как видно, классическая политическая экономия базировалась на определении стоимости затратами труда. Совершенно не случайно К. Маркс указывал на то, что Д. Рикардо выработал четкое определение стоимости товара рабочим временем и показал, что этот закон господствует также и над буржуазными производственными отношениями, на первый взгляд более всего противоречащими ему. В то же время нельзя не принимать во внимание другие подходы к формированию теории цены, которые не базируются на теории трудовой стоимости, но имеют большое значение для практики ценообразования в условиях рыночной экономики. Развитие неоклассической теории цены связано с именем А. Маршалла. В основе его подхода к построению теории цены находился анализ поверхностных рыночных взаимосвязей и в первую очередь всего рыночного механизма формирования цены. Он считал, что равновесие спроса и предложения является основополагающей идеей в теории распределения и обмена, и поддерживал положение о том, что величина спроса зависит от полезности того или иного товара, а масштабы и структура предложения определяются прежде всего степенью использования факторов производства и их ценами, т.е. уровнем затрат на производство блага. А. Маршалл увязывал уровень равновесной цены и влияние на нее отдельных факторов с продолжительностью исследуемого периода. На протяжении короткого периода времени размеры предложения товара можно практически принимать за постоянную величину, соответственно уровень цен непосредственно определяется текущим спросом, а издержки производства – как своего рода нижний предел цены. В длительном периоде регулирующую роль начинают играть факторы предложения, в первую очередь величина издержек производства (чем длительнее рассматриваемый период, тем большее влияние оказывают издержки производства на процессы ценообразования). Фактически в данном случае прослеживается подход к формированию цены, при котором полезность и издержки играют самостоятельную и одинаково важную роль. Давний спор между сторонниками Д. Рикардо и представителями школы Ж. Б. Сэя по поводу того, что лежит в основе стоимости – издержки производства или полезность – продолжается в определенной мере и в настоящее время. При этом как среди приверженцев трудовой основы стоимости, так и сторонников полезности, формирующей, по их мнению, цену продукта труда и определяющей пропорции обмена, существует множество различных течений. Однако в данном случае возникают вопросы: может ли полезность благ выступать в виде величины их цены, можно ли на основе полезности вести эквивалентный обмен? Если это возможно, то прежде всего необходимо количественно измерить общественную полезность блага. Решить эту задачу оказывается не менее сложно, чем количественно выразить ОНЗТ. До настоящего времени не предложено каких-либо достаточно приемлемых путей измерения полезности разнородных потребительских благ, кроме как через цену. Но в этом случае так или иначе приходится учитывать фактор затрат на производство товара. Несмотря на то, что создание потребительных стоимостей является непосредственной целью любого товаропроизводителя, затраты труда на их изготовление имеют такую же важную роль в решении проблемы удовлетворения потребностей, как и полезность благ. Это обусловлено тем, что в каждый данный период времени общество имеет строго фиксированную величину трудовых и материальных ресурсов. При этом пропорциональности их распределения будут зависеть межотраслевые пропорции обмена продуктами деятельности каждой из отраслей общественного производства. В данном случае через соответствие объема и структуры производства (в стоимостном и натуральном выражении) объему и структуре потребностей будет проявляться степень (мера) рыночного равновесия. В то же время рыночное равновесие предполагает наличие определенных правил, которые обязательны для лиц и государственных институтов, принимающих решения. В частности, не существует прямой связи (минуя рынок) между лицами и институтами, принимающими решения. Товаропроизводитель стремится к максимизации дохода путем большего выпуска продукции или улучшения ее потребительских свойств. Потребитель максимизирует полезность приобретаемых благ и свободно перераспределяет свой доход между потребляемыми благами. А. Маршалл неоднократно подчеркивал, что цена зависит в конечном счете не от предельных, а от совокупных затрат труда и капитала. В свою очередь, цены однозначно определяются общим уровнем спроса и, соответственно, предложения, а предельные приращения данных величин сами по себе еще не могут характеризовать уровень цены, хотя они могут дать определенное представление об условиях равновесия в конкретной ситуации. А. Маршалл использует такой методологический принцип, как принцип частичного равновесия, т.е. исследуя экономические процессы внутри той или иной хозяйственной единицы (отдельной фирмы ли отрасли), он исходил из того, что в остальных звеньях рассматриваемой системы не происходит таких существенных изменений, которые могли бы создать для данной единицы новые условия функционирования. Такой подход должен был придать большую четкость и конкретность исследованиям отдельных рыночных ситуаций. В самом общем виде модель рынка предполагает заданными функциональные соотношения между рыночным спросом, предложением и ценой:
, (1.1)
, (1.2)
где С – рыночный спрос; П – предложение продавцов; Ц – цена. Эта модель предназначается для определения рыночного равновесия, при котором уравновешиваются спрос и предложение. Цена товара в состоянии рыночного равновесия считается наиболее устойчивой, достоверной, и определяется из следующего соотношения:
, (1.3)
Однако данная модель не позволяет определить величину цен, т.к. заданное функцией соотношение спроса и предложения уже означает фиксацию уровня цен, предложенного рынком или угаданного, относительно которого колеблются фактические рыночные цены. Поэтому задача состоит в том, чтобы на основании данных о спросе и предложении найти такое множество равновесных цен, при котором для каждого блага спрос был равен предложению. В то же время принцип частичного равновесия содержит в себе внутреннее противоречие, связанное с тем, что ограниченные возможности такого подхода наиболее наглядно проявляются в тех случаях, когда значительную роль играют объективные взаимосвязи микроэкономических систем с общими хозяйственными процессами. Именно с этим связаны изменения, внесенные А. Маршаллом в технические приемы исследования рыночныхситуаций. В частности, громоздкие схемы формирования предельных пар он заменил более четкими и наглядными графиками кривых спроса и предложения, что в последующем способствовало широкому распространению эмпирического анализа кривых рыночного спроса и предложения отдельных товаров. Вследствие этого в современных условиях процесс ценообразования в рыночной экономике обычно рассматривают как конкретное взаимодействие спроса и предложения трех факторов (труд, земля и капитал), определяющих уровень цен на эти факторы (зарплата, земельная рента и процент на капитал). При этом кривые, построенные на основе данных о спросе на рынке, выражают для потребителя предельные полезности тех или иных товаров, а кривые предложения характеризуют совокупные предельные издержки производства. В данном случае издержки производства минимизируются путем реализации соответствующей технологической функции, а стремление к максимизации прибыли приводят всю экономическую систему в действие. Использование рыночного ценообразования для регулирования общественного спроса и предложения с предложением и спросом со стороны предпринимательского сектора (рис. 1.1) связывает торговлю и промышленность с обществом только через цены.
Рис. 1.1 Рыночные взаимосвязи и цены
Условные обозначения: 1 – предложение факторов производства; 2 – производственный спрос; 3 – потребительский спрос; 4 – промышленное предложение; 5 – воздействие со стороны предпринимательского сектора на госсектор и домашние хозяйства (реклама, пропаганда). Иной подход к исследованию процессов ценообразования и условий рыночного равновесия предполагает метод общего равновесия в теории цен Л. Вальраса, который использовал для этого развернутую математическую модель, включающую в себя сразу все ячейки экономической системы. Метод общего равновесия Л. Вальраса направлен на исследование макроэкономических связей между различными процессами, протекающими в рамках всей хозяйственной системы, тогда как анализ частичного равновесия А. Маршалла предполагал исследование соотношений между спросом и предложением в рамках одной, не очень крупной отрасли. Модель Л. Вальраса связала воедино все экономические процессы, поскольку предложенная им система уравнений включала большое число взаимозависимостей. В частности, учитывалось, что размеры спроса на данный вид конечной продукции зависят не только от цены этого товара, но и от цен на другие товары, а также от величины платы за факторы производства, в том числе от уровня доходов населения. Между тем концепция А. Маршалла в соответствии с принципом частичного равновесия лишь выделяла пару товаров, взаимозаменяемых (например, чай и кофе) либо дополняющих друг друга (например, чай и сахар). Модель Л. Вальраса, хотя и представила взаимодействие между процессами формирования цен на отдельные товары и услуги в самом общем виде, но вместе с тем смогла включить их в движение общей хозяйственной системы. В то же время цены отдельных товаров, вытекающих из системы уравнений модели Л. Вальраса представляют собой лишь относительные цены, и поэтому его модель не может дать ответ о движении общего уровня цен. Метод общего равновесия Л. Вальраса носит ярко выраженный статичный характер, поскольку изменения цен и количеств производимых продуктов вводились в модель при условии сохранения прежней структуры производства.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 504; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |