Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Пример расчета рейтинга поставщика

 

Критерий выбора поставщика Значи-мость крите-рия Поставщики
Поставщик 1 Поставщик 2
оценка балл оценка балл
1.Надежность поставки 0,30   1.8   2,1
2. Цена 0,25   1.75   1,5
3.Качество товара 0,15   1.35   1,2
4. Условия платежа 0,15   0,45   0,6
5.Возможность вне-плановых поставок 0,10   0.8   0,7
6.Финансовое состояние поставщика 0,05   0.1   0,2
ИТОГО 1,00 - 6,25 - 6,3

 

2. Другой подход - определяется показатель идеального поставщика, и каждый из поставщиков сравнивается с идеалом.

Критерий выбора поставщика Значи-мость крите-рия Поставщики
Поставщик 1 Поставщик 2
оценка балл оценка балл
1.Надежность поставки 0,30   1.8   2,1
2. Цена 0,25   1.75   1,5
3.Качество товара 0,15   1.35   1,2
4. Условия платежа 0,15   0,45   0,6
5.Возможность вне-плановых поставок 0,10   0.8   0,7
6.Финансовое состояние поставщика 0,05   0.1   0,2
ИТОГО 1,00 - 6,25 - 6,3
Идеальный поставщик          
Разница     1.75   1.7

 

Лучший результат у поставщика № 2.

3. Расстановка приоритетов - по результатам работы поставщиков производится их фактическая оценка. Для этого:

- выбираются наиболее важные критерии оценки;

- выбирается метод измерения деятельности поставщика;

- определяется относительная важность каждого параметра и принимается метод оценки результатов.

Пример:

В оценке поставщика качество продукции представляет первостепенную важность- 50%. Также принимаются важными качество обслуживания-25% и цена-25%. Вырабатывается система очков, которая помогает количественно оценить деятельность поставщика по каждому параметру.

Качество – качество оценивается количеством поступившей продукции (принимается за 100 очков) из которых вычитается количество очков, показывающих продукцию, от которой пришлось отказаться(в данном примере 12).

Обслуживание - за каждую просроченную поставку, в данном примере просроченных поставок было 5, вычитается 5 очков.

Цена – оценивается отношением самой низкой из предлагаемых цен (в данном примере 95), к действительно уплаченной цене (заплатили 100).

Исходя из этих данных:

Качество - 50% х (100-12)= 44,0

Обслуживание - 25% х (100-5*5)=18,75

Цена - 25% х (95/100)= 23,75

Итого 86,5 очков

 

Окончательный выбор поставщика производится лицом, принимающим решение в отделе логистики (закупок), и, как правило, не может быть полностью формализован.

После того, как определен круг поставщиков с допустимым уровнем цен, необходимо произвести уточнение. Здесь акцент делается на сравнении основных показателей предложения с учетом минимизации логистических издержек.

Параметры Поставщик А Поставщик В
Цена    
Брак 5% нет
Влажность 10% 12%
Срок доставки 7 дней 5 дней
Стоимость доставки    
Условия оплаты Предоплата 100% По факту поставки

 

Хороший поставщик - доставляет товар вовремя, обеспечивает надежность и качество, стабильность, выполняет обещания, держит покупателя в курсе дела.

Хороший потребитель - заказывает вовремя, обеспечивает постоянный спрос, платит аккуратно, точно определяет спецификацию, доверяет поставщику и строит свои отношения на взаимопонимании.

Соглашение. В результате осуществляется подписание контракта или договор поставки - соглашение, по которому одно юр. лицо (поставщик) обязуется передать в определенный срок другому юр. лицу (потребителю) в собственность продукцию обусловленного ассортимента и качества в требуемом количестве, а потребитель - оплатить продукцию. При несоблюдении условий договора предприятие-поставщик должен оплатить неустойку.

Управление взаимоотношениями. Осуществляется контроль за поставками. В некоторых случаях, чтобы поставки были выполнены вовремя, осуществляется экспедирование поставки.

 

Лк.7.7. Выбор поставщика на основе расчета критериев

 

7.7.1 Критерии выбора поставщика

Выделяем главные критерии, по которым будем выбирать поставщика:

1.Стоимость на условиях CPT –К1

2.Время доставки партии продукции-К2

3.Качество продукции-К3

4.Надежность поставщика-К4

5.Качество обслуживания-К5

6. Условия оплаты-К6

7.Финансовая независимость-К7

8.Опыт работы - К8

9.Производственные мощности-К9

10.Популярность-К10.

 

7.7.2. Ранжирование критериев

Для определения удельного веса каждого критерия, рассчитаем коэффициенты относительной важности одного критерия по отношению к другому:

, для I=1 до 10 и j =1 до 10

Коэффициенты относительной важности в общем виде представлены в табл.7.7

Табл. 7.7

Относительная важность критериев

k1/k1 K1/k2 K1/k3 K1/k4 K1/k5 K1/k6 K1/k7 K1/k8 K1/k9 K1/k10
A2j k2/k1 k2/k2 K2/k3 K2/k4 K2/k5          
A3j K3/k1 K3/k2 k3/k3 k3/k4 K3/k5          
A4j K4/k1 K4/k2 K4/k3              
A5j K5/k1 K5/k2                
A6j K6/k1                  
A7j K7/k1                  
A8j K8/k1                  
A9j K9/k1                  
A10j k10/k1 k10/k2                

 

Для А1j (первая строка) значения определяется по шкале:

1 – равная важность критериев;

3 – умеренное превосходство одного над другим;

5 – существенное превосходство;

7 – значительное превосходство;

9 – очень сильное превосходство;

2,4,6,8 – промежуточные (компромиссные) суждения.

А12. Стоимость К1 ко времени доставки К2.

Если груз не является скоропортящимся продуктом и слабо подвержен воздействию внешней среды, время перемещения груза К2 играет значительно меньшую роль для потребителя, чем стоимость К1. Кроме того, любое предприятие стремиться свести к минимуму затраты на транспорт и повысить конкурентоспособность своего товара. Поэтому К1 имеет существенное превосходство над временем доставки груза – A12=К1/К2 =5.

 

А13. Стоимость К1 к качеству продукции К3.

Для потребителя стоимость продукции является приоритетным критерием, но качество услуг также оказывает существенное влияние на выбор поставщика. В связи с этим стоимость только умеренно превосходит качество по своему значению –A13=К1/К3 = 3.

 

А14.Стоимость К1 к надежности поставщика К4.

На поставщика возлагается ответственность за выполнение поставок в срок и в оговоренном объеме. Санкции за срыв поставок предусматриваются в виде штрафов. Однако сумма штрафа меньше, чем возможные убытки предприятия. Поэтому стоимость приобретает умеренное превосходство над надежностью поставщика – А14=К1/К4 =3.

А15. Стоимость К1 к качеству обслуживания К5.

 

Качество обслуживания К5 – критерий относительный. Оценка по данному критерию требует получения информации от поставщика и независимых источников. Необходимо собирать данные о качестве технической помощи, о скорости реакции поставщика на изменяющиеся требования к условиям поставок, к просьбам о технической помощи, к квалификации обслуживающего персонала и т. д.

Исходя из этого, стоимость К1 имеет значительное превосходство над качеством обслуживания К5 – А15=К1/К5 =7.

А16. Стоимость К1 к условиям оплаты К6.

Условия оплаты К6 – один из важнейших факторов выбора поставщика. Они могут быть:

-предоплата (полная, частичная);

-оплата по факту отгрузки;

-оплата по факту получения;

-оплата с отсрочкой платежа после получения.

Поэтому в данном случае- умеренное превосходство К1 над К2 –А16=К1/К6 =3.

 

А17. Стоимость К1 к финансовой независимости К7

Финансовая независимость поставщика зависит от многих факторов (например, особенности текущей производственной деятельности) и полностью полагаться на этот критерий невозможно. Кроме того, покупатель заключает договор с поставщиком на определенный период, а значит, при каких-либо признаках потери компанией финансовой независимости, может в дальнейшем не продлевать этот контракт. Поэтому стоимость услуг очень сильно превосходит по значимости финансовую независимость –А17=К1/К7 =9.

 

А18.Стоимость К1 к опыту работы К8.

Покупатель большое значение придает опытности поставщика, но в то же время рынок диктует свои условия и потребитель говор работать с менее известной компанией, если та предоставит более выгодные условия. Значит, стоимость К1 значительно превосходит опыт работы по своей важности –А18-К1/К8 =7.

А19.Стоимость К1 к производственным мощностям К9.

Значительные производственные мощности поставщика позволяют говорить о том, что он успешно работает на рынке. Но если он по каким-либо причинам уступает своим конкурентам касательно стоимости, то потребитель предпочитает поставщика, который обеспечит минимальные издержки. Следовательно, стоимость К1 играет гораздо более важную роль, чем производственные мощности –А19=К1/К9 =6.

А110. Стоимость К1 к популярности К10.

Поставщик, оцененный другими потребителями достаточно высоко, вызовет у заказчика больше доверия, чем мало известный, не пользующиеся популярностью. Но такие компании тратят значительные средства на рекламу и внешний лоск, повышая при этом цены. В таком случае заказчик склонен заключить договор с менее популярным поставщиком, но на более выгодных условиях. Исходя из этого, стоимость К1 получает значительное превосходство над популярностью –А110=К1/К10 =7.

Остальные показатели определяем расчетным путем по формулам из соотношений:

k1/k2=5, отсюда k2=k1/5. Тогда ,k3=k1/3, k4=k1/3, k5=k1/7, k6=k1/3, k7=k1/9, k8=k1/7, k9=k1/6, k10=k1/7.

A2j: k2/k1=1/5, k2/k2=1, k2/k3=, k2/k4=3/5, k2/k5=3/5, k2/k6=7/5, k2/k7=9/5, k2/k8=7/5, k2/k9=6/5, k2/k10=7/5.

 

 

Вычисленные значения заносим в таб. 7.8.

Таблица 7.8

Результаты расчета коэффициентов

А1j                    
A2j 1/5   3/5 3/5 7/5 3/5 9/5 7/5 6/5 7/5
A3j 1/3 5/3     7/3   9/3 7/3 6/3 7/3
A4j 1/3 5/3     7/3   9/3 7/3 6/3 7/3
A5j 1/7 5/7 3/7 1/7   3/7 9/7   6/7  
A6j 1/3 5/3     7/3   9/3 7/3 6/3 7/3
A7j 1/9 5/9 3/9 3/9 7/9 3/9   7/9 6/9 7/9
A8j 1/7 5/7 3/7 3/7   3/7 9/7   6/7  
A9j 1/6 5/6 3/6 3/6 7/6 3/6 9/6 7/6   7/6
A10j 1/7 5/7 3/7 3/7   3/7 9/7   6/7  

 

На основе полученных данных проводим расчет весов критериев. Для этого сначала определяем среднюю арифметическую из чисел, записанных в строках таблицы:

B1 B2 B3 B4 B5 B6 B7 B8 B9 B10
                   

 

 

Используя полученные данные, определяем удельные веса каждого критерия по формуле:

,

Табл.7.9

Г1 Г2 Г3 Г4 Г5 Г6 Г7 Г8 Г9 Г10
                   

 

7.7.3. Нормирование критериальных показателей

Рассматриваем критериальные показатели К1, К2 ….К10 для каждого поставщика-претендента. Данные по всем компаниям-прецедентам сводятся в табл.7.10.

Табл.7.10

Пост. К1 К2 К3       …. К10
№1                
№2                

 

С целью расчета рейтингов компаний необходимо осуществить процедуру нормирования, поскольку все критериальные показатели имеют различную размерность. Эта процедура заключается в том, что:

1. показателям, для которых оптимальным является минимальное значение, единица присваивается минимальному показателю, а остальные вычисляются путем деления значения минимального показателя на соответствующий показатель.

2. показателям, для которых наилучшим является максимальное значение, единица присваивается максимальному показателю, а остальные вычисляются путем деления их значения на значение максимального показателя.

Результаты расчетов нормированных величин критериальных показателей сводятся в табл.7.11

Табл.7.11

Пост. К1 К2 К3       …. К10
№1 Нормированные величины
№2 Нормированные величины

 

7.7.4. Расчет рейтингов поставщиков

Осуществляем расчет рейтингов Rk потенциальных поставщиков по формуле:

, k=1,K

где:удельный вес i-го показателя (из табл.18.4);

- значение i-го критериального показателя для k-го поставщика (из табл 18.5).

Рейтинги всех поставщиков сводим в табл.7.12.

Таблица 7.12.

Пример «Рейтинги поставщиков»

Наименование поставщика Рейтинг  
 
№1 0,931  
№2 0,755  

 

Компания, которая получила наибольший рейтинг, получает контракт на поставку.

 

Лк.7.7 Экономичный размер заказа в закупочной логистике

 

Современное предприятие, использующее в своей деятельности принципы логистики, работает на «четвертом уровне» ее развития, т.е. обеспечивая единое управление финансовыми и материальными потоками от закупок сырья и материалов для производства до распределения готовой продукции.

На рис.7.1 приведен пример такой структурной схемы логистической системы.

Рис.7.1. Структурная схема логистической системы «четвертого уровня»

 

В структурной схеме выделено три основных блока: левый - закупочный, центральный - производственный и правый - распределительный. Эффективность такой системы зависит от того, насколько быстро происходит возврат средств от распределения продукции для вовлечения их в процесс закупки.

Это будет обеспечиваться, если обобщенный показатель ВДНр (валюто-день) распределительного блока будет меньше ВДНз закупочного блока, т.е. в течение исследуемого периода произойдет многократная оборачиваемость средств.

Показатель ВДН, его определение и управление потоками с его помощью достаточно подробно описано (Журнала «Директор», №6, 2006 г.). Обоснованность оборачиваемости по этому показателю требует отдельного рассмотрения и обоснования.

Из рис.7.1 видно, что в обоих блоках присутствует подсистема «Логистика запасов», которая позволяет определить экономичный размер заказа и оптимальное количество поставок, или количество оборотов капитала.

Отправным пунктом для логистической системы будет количество поставок и их объем в закупочном блоке.

Для закупочного блока одной из основных целей является определение оптимального размера заказываемых, доставляемых и хранящихся на его складах партий сырья и материалов. Если мы докажем, что для него затраты на хранение и доставку будут минимальные, то количество поставок этого объема будет устанавливать график отгрузок готовой продукции и возврат средств от их реализации или оборачиваемость по ВДН.

Задача оптимизации должна производиться в три этапа:

1.Планирование объема средств на закупку по группам сырья;

2.Распределение планируемых средств в зависимости от спроса в пределах планируемого периода;

3.Определение экономичного размера заказа.

Планирование объема средств на закупку по группам сырья является важнейшей задачей в логистике. Это можно сделать на основе формулы правила «80-20» (Журнал «Директор», №12, 2005 г.):

где: А – стоимость сырья, на которое пойдет до 80% затрат, но которое в объеме закупок будет составлять около 20%, К2 – доля сырья стоимостью В, около 30 %, В – стоимость сырья группы В, на которое пойдет до 15% затрат, С – стоимость сырья группы С, на которое пойдет до 5% затрат, но количество которого достигает 50% от объема в натуральном выражении.

Анализ XYZ позволяет разделить каждую группу на подгруппы в зависимости от регулярности потребления и выйти на график поставок.

И последнее - определение экономичного размера заказа.

Один из подходов к определению оптимального размера заказа основывается на определении суммарных затрат на доставку и хранение.

В литературе по логистике, и в частности, по логистике запасов, рассматривают модель экономичного размера заказа – EOQ, результирующее выражение которой часто называют «формула Уилсона».

Считается, что модель EOQ позволяет определить размер оптимального заказа ресурсов на основе минимума общих затрат на выполнение заказа и хранение ресурсов на складе в течение определенного периода времени.

В работах различных авторов формула Уилсона имеет примерно одинаковый вид, различаясь в обозначении входящих в нее параметров и в их трактовке.

Однако при попытке выполнить расчеты для действующего производства, не удается получить реальных результатов, так как величина транспортно–заготовительных расходов является функцией размера заказа и преобразование затрат на доставку и хранение в данную формулу не является корректным действием.

Это вызвало потребность заново подробно рассмотреть методику определения экономичного размера заказа.

Проведенные исследования показали, что для расчета затрат на хранение следует учитывать объем товара расположенного на 1 м.кв.склада, тариф за пользование 1 м.кв. склада.

Для расчета затрат на доставку товара следует учитывать необходимое количество доставок и стоимость каждой доставки. Как было сказано ранее, стоимость каждой доставки зависит от ее объема. Поэтому при расчетах это необходимо учитывать.

В результате суммарные затраты Uc можно определить по формуле:

где: Q – потребность предприятия в сырье на период, g – доставляемая партия сырья, Со – стоимость доставки одной из партий g (Со=f(g)), Сm – тариф за пользование 1 м.кв. складской площади, n – количество сырья размещаемого на 1 м.кв.площади склада.

Проиллюстрируем наши рассуждения на следующем примере.

Пусть предприятию требуется на месяц 100 т сырья (Q=100). Сырье завозится автотранспортом от поставщика расположенного на расстояние 100 км.

Для доставки автокомбинат может предоставить транспортные средства грузоподъемностью 5, 10, 15 и 20 т. Соответствующие им тарифы за перевозку на расстояние 100 км – 42 у.е, 49 у.е, 52 у.е и 71 у.е.

Результаты расчетов затрат на хранение сырья доставляемого партиями от 5т с шагом 5т до объема поставки в 100т (принимаем n равным 1т/м. кв и тариф за пользование 1 м.кв. складской площади Cm равным 5 у.е.) приведены в табл.1.(в табл.7.13 и далее приведены результаты расчетов по партиям до 40т).

Таблица 7.13

Расчет затрат на хранение

g, т                
Cm, у.е.                
Ux, у.е                

 

Расчет затрат на доставку произведем для тех же партий сырья g. Результаты расчетов приведены в табл.7.14.

При выполнении таких расчетов используются элементы «Транспортной логистики», учитывается грузоподъемность автотранспорта (ГП авт.) и то, что для доставки некоторых партий товара необходимо использовать несколько единиц автотранспорта различной грузоподъемности. Так, партии товара в 5, 10, и 20 т, доставляются автотранспортом соответствующей грузоподъемности, и в ездке участвует только один автомобиль. При доставке партий в 15т, основную грузовую работу производит автотранспортное средство грузоподъемностью 15т делающее 6 ездок. Оставшиеся 10 т довозятся автотранспортным средством грузоподъемностью 10т. Соответственно учитывается стоимость доставки.

Так же происходит при доставке партий в 25, 30, 35 и 40т.

Таблица 7.14

Расчет затрат на доставку

g,т                
ГП авт,т     15+10   5+20 10+20 15+20 20+20
Uв, у.е. 839,2   358,1 357,34 453,71 409,3 349,2 357,3

 

Суммарные затраты на хранение и доставку сырья приведены в табл.7.15.

Таблица 7.15.

Суммарные затраты Uc на хранение и доставку сырья при партиях доставки g.

Uс, у.е. 864,2 537,2   457,3   559,28    
g,т                

 

На рис.7.2 приведен график, показывающий изменение суммарных затратUc, в зависимости от величины доставляемой партии груза g.

Рис.7.2. Зависимость суммарных затрат U от размера партии при расстоянии доставки 100 км

 

Как видно из графика на рис.7.2, зависимость суммарных затрат Uc от объема партии сырья g имеет минимум, который соответствует доставке и хранения сырья партиями по 15 т. Количество доставок будет составлять 6 ездок по 15 т и одна ездка в 10т.

Это уже оптимальный вариант для данных условий, на который можно ориентироваться при планировании.

Увеличение расстояния доставки несколько меняет характер процесса.

При расстоянии доставки 300 км график имеет вид, представленный на рис.7.3.

 
 

 

 


Рис.7.3. Зависимость суммарных затрат Uс от размера партии g при расстоянии доставки 300 км

 

Как видно из рис.7.3, при увеличении расстояния доставки до 300 км, появляются еще две точки, которые могут рассматриваться как минимальные для соответствующих размеров партий сырья, или еще две гармоники приближающиеся к минимизации затрат при g равным 25 и 35т.

Увеличение расстояния доставки до 700 км (рис.7.4) еще больше изменяет характер процесса и приводит к появлению четвертого и пятого минимума.

 

Рис.7.4. Зависимость суммарных затрат Uс от размера партии g при расстоянии доставки 700 км

 

Аналогичное влияние оказывает и величина Q. Так при расстоянии доставки 300 км и Q=300 т характер зависимости имеет следующий вид (рис.7.5):

Рис.7.5. Зависимость суммарных затрат Uс от размера партии g при расстоянии доставки 300 км и Q=300т

Таким образом, из проведенных исследований видно, что использование Логистики запасов и Транспортной логистики позволяет предприятию производить расчеты, обеспечивающие сокращение объема оборотных средств.

 

 

Тема 8. (4 часа) Государственные закупки и механизм их реализации

 

Лк.8.1 Государственные закупки и механизм их реализации

8.1.1Законодательство о государственных закупках

Все действия по осуществлению государственных закупок регламентированы в ГК РБ: § 4. - Поставка товаров для государственных нужд.

Статья 495. Основания поставки товаров для государственных нужд

Поставка товаров для государственных нужд осуществляется на основе государственного контракта на поставку товаров для государственных нужд. Государственными нуждами признаются определяемые в установленном законодательством порядке потребности Республики Беларусь или ее административно-территориальных единиц, обеспечиваемые, как правило, за счет средств бюджета и внебюджетных источников финансирования.

 

8.1.2. Общая структура связей при государственных закупках.

Структура связей по закупкам продукции для государственных нужд характеризуется существенными особенностями. При этом возможны одноуровневые и двухуровневые договорные связи.

1. Порядок формирования одноуровневых связей:

Организации, определяемые Правительством Республики Беларусь, а в регионах - облисполкомами, получают право выступать в качестве заказчиков. Они производят выбор поставщиков соответствующих товаров. Порядок выбора поставщиков основан на методологии применения комиссий.

Принятие поставщиком заказа на поставку носит добровольный характер. Заключение государственного контракта является обязательным для поставщика лишь в случаях, предусмотренных законодательством, и при условии, что государственным заказчиком будут возмещены все убытки, которые могут быть причинены поставщику в связи с выполнением государственного контракта.

После размещения заказа государственный заказчик (организация-заказчик) разрабатывает проект государственного контракта на поставку товаров для государственных нужд и направляет его поставщику. Поставщик (при согласии) подписывает его, и между сторонами возникает обязательство по поставке товаров для государственных нужд. Эта схема применяется, когда заказчиками выступают организации, сами использующие товар, например унитарные или казенные предприятия.

В тех случаях, когда товар закупается для других лиц, ст.501 ГК предусматривает выдачу заказчиком, заключившим контракт, отгрузочной разнарядки поставщику с указанием в ней наименований и адресов получателей, количества и ассортимента причитающихся им товаров. Товар отгружается согласно разнарядке в адреса получателей, но стоимость его оплачивается заказчиком, которому выделены средства из соответствующего бюджета.

 

2. Порядок формирования двухуровневых связей:

В заключенном государственном контракте может быть установлено, что поставка будет производиться не самому заказчику, а определяемому заказчиком покупателю. В этом случае заказчик выдает поставщику и покупателю извещение о прикреплении покупателя к поставщику. В силу заключенного контракта и полученного от заказчика извещения о прикреплении поставщик обязан в 30-дневный срок заключить с покупателем договор на поставку для государственных нужд.

В названных случаях первое обязательство оформляется контрактом между заказчиком и поставщиком. Второе обязательство создают выдача заказчиком на основе контракта извещения о прикреплении покупателя к поставщику и заключение договора между покупателем и поставщиком. В результате возникают два различных обязательства, в которых совпадает только поставщик. При помощи такой схемы достигается ресурсное обеспечение соответствующей государственной программы.

Заказчик сам определяет более предпочтительную структуру договорных связей. Он исходит из целей сохранения за собой контроля за реальной поставкой товаров, выступает гарантом по оплате их стоимости.

Таким способом, например, нередко осуществляется поставка закупленных для государственных нужд продовольствия, медицинской продукции и иного имущества в войсковые части, военные госпитали и другим потребителям.

 

Лк.8.2 Методология государственных закупок

Методология государственных закупок приведена в УКАЗЕ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ от 17 ноября 2008 г. № 618

«О государственных закупках».

Целью регламентации процедуры государственных закупок является обеспечение рационального, эффективного и прозрачного расходования государственных средств, добросовестной конкуренции среди поставщиков товаров, повышения ответственности распорядителей бюджетных средств при осуществлении закупок товаров (работ, услуг).

В указе установлено:

-государственными закупками признаются закупки товаров, осуществляемые юридическими лицами за счет средств республиканского и местных бюджетов.

Информация о государственных закупках, предусмотренная Положением о порядке выбора поставщика, публикуется в информационно-аналитическом бюллетене "Конкурсные торги в Беларуси и за рубежом" и на сайте в сети "Интернет" информационного республиканского унитарного предприятия "Национальный центр маркетинга и конъюнктуры цен".

В указе сформулирована ответственность за его неисполнение:

1. За использование материальных ресурсов не по назначению;

2. За нарушение процедуры закупок.

Закупки могут осуществляться с применением процедуры оформления конкурентного листа, процедуры запроса ценовых предложений, конкурсов, процедуры закупки из одного источника.

При ориентировочной стоимости закупки (исходя из годовой потребности, определенной в годовом плане закупок) применяются:

· от 30 до 1000 базовых величин - процедура оформления конкурентного листа;

· от 1000 до 8000 базовых величин - процедура запроса ценовых предложений;

· от 8000 базовых величин и более - конкурсы;

В особых случаях разрешается:

-от 30 базовых величин и более - процедура закупки из одного источника.

Причины этого следующие:

- возникла срочная потребность в определенных товарах, закупка которых не была предусмотрена годовым планом закупок, и применение процедуры запроса ценовых предложений, проведение конкурса нецелесообразно с учетом затрат времени вследствие чрезвычайных и непредвиденных обстоятельств;

-заказчиком, осуществившим закупки у определенного поставщика, установлено, что дополнительные закупки с целью стандартизации или ввиду необходимости обеспечения совместимости с ранее закупленными товарами должны быть произведены у того же поставщика;

- возникла необходимость в закупке товаров (работ, услуг) ежедневной потребности до заключения договора по результатам процедуры запроса ценовых предложений, конкурса;

- в результате проведения конкурса было представлено только одно конкурсное предложение;

- участник отказался от заключения договора и комиссией рекомендовано применение процедуры закупки из одного источника.

Конкурсы могут быть открытыми и закрытыми. Открытый и закрытый конкурсы могут быть двухэтапным

 

 

Планирование государственных закупок

Заказчик ежегодно до 1 марта формирует и утверждает годовой план закупок с учетом средств, выделенных ему для закупок. Заказчик вправе корректировать этот план.

Заказчик направляет годовой план закупок (за исключением ДСП) в течение семи календарных дней после его утверждения для размещения в официальном печатном издании и на официальном сайте.

Задание на закупку

Заказчик на основании годового плана закупок и маркетинговых исследований конъюнктуры рынка разрабатывает задание на закупку, за исключением закупки с применением процедуры оформления конкурентного листа.

В задании на закупку, утверждаемом руководителем заказчика, должны указываться:

-наименование и количество (объем) подлежащих закупке товаров и при необходимости требования к каждому из них;

-ориентировочная стоимость закупки;

-источник финансирования закупки;

- вид процедуры закупки и обоснование его выбора;

- критерии для выбора наилучшего предложения (конкурсного, ценового) и поставщика (подрядчика, исполнителя);

-информация о допуске юридических и физических лиц к участию в процедуре закупки по государственной принадлежности и происхождению предлагаемых ими товаров;

- комиссия, структурное подразделение и (или) ответственное лицо из состава персонала заказчика на которых возлагается проведение процедуры закупки.

Выбор поставщика

Заказчик создает комиссии для проведения конкурсов (конкурсная комиссия) или процедур запроса ценовых предложений (ценовая комиссия). Комиссии могут действовать постоянно или временно.

При необходимости персональный состав комиссии может формироваться и утверждаться Президентом Республики Беларусь.

 

Участники процедуры закупок

К участию в процедурах закупок допускаются любые юридические и физические лица, за исключением:

-при ориентировочной стоимости закупки менее 8000 базовых величин к участию в процедурах закупок допускаются только белорусские участники, предлагающие товары происхождения Республики Беларусь;

В случае, если производство таких товаров в Республике Беларусь отсутствует или недостаточно, к участию в процедурах закупок допускаются участники, предлагающие товары иностранного происхождения. Обоснование такой ситуации входит в компетенцию заказчика.

 

. Квалификация участников

Заказчик при проведении конкурсов устанавливает квалификационные требования, учитывающие экономическое и финансовое положение, технические возможности участника, наличие лицензии, опыта работы.

Оценка квалификационных данных при применении процедуры запроса ценовых предложений и при применении процедуры оформления конкурентного листа или процедуры закупки из одного источника проводится по усмотрению заказчика.

Заказчик вправе потребовать, чтобы все участники представили банковскую гарантию, поручительство или залог в качестве способа обеспечения исполнения взятых на себя обязательств по поставке товаров.

 

Предмет закупки

Описание потребительских, технических и экономических характеристик закупаемых товаров, включая количество (объем), срок и место поставки, должно давать четкое и ясное представление о предмете закупки. При этом не должно содержаться ссылок на конкретные торговые марки, товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, эскизы или модели.

Описание потребительских, технических и экономических показателей (характеристик) закупаемых товаров, должно определяться таким образом, чтобы исключить заведомый выбор товаров только у одного участника.

 

Решение о выборе поставщика

Решение о выборе поставщика принимается заказчиком, за исключением следующих случаев:

-Президент Республики Беларусь создает комиссии для проведения конкурсов в целях выбора поставщика;

- Минская городская конкурсная комиссия по закупке медицинской техники, изделий медицинского назначения и лекарственных средств, принимает решение о выборе поставщика;

Решение заказчика о выборе поставщика подлежит согласованию:

- с Президентом Республики Беларусь - при осуществлении закупок стоимостью 500 000 базовых величин и более;

- с Советом Министров Республики Беларусь - при осуществлении закупок стоимостью от 200 000 до 500 000 базовых величин;

 

 

Конкурсные предложения, прошедшие процедуру вскрытия конвертов с конкурсными предложениями, подлежат рассмотрению конкурсной комиссией на их соответствие требованиям конкурсных документов в течение десяти рабочих дней со дня проведения процедуры вскрытия конвертов с конкурсными предложениями.

Допускается внесение изменений в конкурсное предложение в части документов и сведений, о которых было указано в конкурсных документах.

Исправление арифметических ошибок, выявленных при рассмотрении конкурсного предложения, допускается с согласия или по просьбе участника. При этом не допускается исправление цены товара.

Оценке подлежит не менее двух конкурсных предложений, в соответствии с критериями и способом, указанными в конкурсных документах.

Критериями оценки конкурсных предложений являются цена конкурсного предложения, а также другие критерии, которыми могут быть:

· характеристики товаров (работ, услуг);

· сроки поставки товаров (выполнения работ, оказания услуг);

· расходы на эксплуатацию, техническое обслуживание и ремонт, связанные с товарами (работами, услугами);

· порядок и сроки осуществления платежей;

· условия предоставления гарантий на товары (работы, услуги);

· другие критерии, которые заказчик (организатор, уполномоченная организация) сочтет необходимыми для конкретной закупки.

Критерии оценки конкурсных предложений в максимально возможной степени должны быть объективными и поддаваться количественной оценке. Путем установления процентного соотношения между критериями определяется приоритетность каждого из них.

При оценке конкурсных предложений применяется преференциальная поправка к цене конкурсного предложения участника, предлагающего товары происхождения Республики Беларусь, в виде уменьшения ее на 15 процентов.

В результате оценки конкурсных предложений каждому из них присваивается порядковый номер (место) по степени выгодности для заключения договора.

Решение о выборе наилучшего конкурсного предложения и поставщика (подрядчика, исполнителя):

-оформляется протоколом заседания конкурсной комиссии;

-принимается в срок, который, как правило, не должен превышать двадцати рабочих дней со дня вскрытия конвертов с конкурсными предложениями;

Информация о рассмотрении и оценке конкурсных предложений не подлежит разглашению.

 

Тема 9 (2часа) Условия поставки как предпосылка выбора поставщика

Лк.9.1.Базисные условия поставки

Условия поставки принимают участи в формировании цены на товар. Поэтому в договоре купли-продажи всегда отдельной главой выделяют такой важнейший момент как условия поставки.

В торговой практике с течением времени выработался ряд традиций, которые уже нет смысла расшифровывать, а достаточно просто обозначит их в контрактах определенной аббревиатурой. В 1936 году Международная торговая палата создала сборник таких правил которые получили название «ИНКОТЕРМС».

Они имели регулярную корректировку и сейчас действуют в редакции 2000г.

Правила Инкотермс могут применяться как при международных контактах, так и внутри страны. Основные положения этого документа не протеворечат внутреннему законодательству.

Обязанности сторон в Инкотермс

Всего в Инкотермс содержится 13 базисных условий поставки, который разделены на 4 группы- E, C, F и D.

Первая группа (термин «Е» Ex Works) обязывает продавца лишь передать товар в распоряжение покупателя на своем предприятии;

во второй группе продавец обязан передать товар перевозчику, назначенному покупателем (термины «F»).

В третьей группе находятся термины «С», согласно которым продавец заключает договор перевозки, но не принимает на себя риск утраты или повреждения товара или дополнительных расходов вследствие событий, происшедших после отгрузки товара.

И, наконец, термины «D», обязывающие продавца нести все расходы и риски, связанные с доставкой товара в место назначения (DAF, DES, DEQ, DDU и DDP).

 

9.1.Группа «E»- Отправление.

EXW (EX WORKS)-указание места-(Франко-завод-адрес) Согласно данному термину считается, что продавец выполнил свои обязательства по поставке, если он предоставил товар покупателю или назначенному им грузоперевозчику на территории своего предприятия. Все расходы, связанные с погрузкой, транспортировкой и таможенными пошлинами несет покупатель. Право собственности переходит в момент передачи груза грузоперевозчику.

 

9.2Группа «F»- Основная перевозка не оплачена.

Термин «F» означает, что продавец должен доставить товар для перевозки согласно указаниям покупателя.

FCA-Франко-перевозчик-указание места. Условие предполагает, что продавец доставляет товар, прошедший таможенную очистку, грузоперевозчику по указанному адресу. Выбор места передачи товара влияет на условия погрузочных работ. Если это на территории продавца-то он производит погрузку.

 

FAS-Франко вдоль борта судна –название порта отгрузки. Согласно этому термину, продавец выполнил свои обязательства в момент, когда товар, прошедший таможенную очистку размещен вдоль борта судна на причале или на лихтерах в указанном порту отгрузки. С этого момента все расходы и риски переходят на покупателя.

FOB-Франко - борт- название судна, согласованны порт отгрузки. Термин означает, что продавец исполнил свои обязательства, когда товар, прошедший таможенную очистку для экспорта, перешел через поручни согласованного судна в согласованном порту отгрузки. С этого момента все расходы и риски переходят на покупателя.

 

 

9.3. Группа «С». Основная перевозка оплачена.

Термины «С» требуют, чтобы продавец заключил договор перевозки на обычных условиях и за свой счет. Поэтому после соответствующего термина «С» нужно указать пункт, до которого продавец обязан оплатить транспортные расходы.

 

CFR-Стоимость и фрахт до порта назначения (название порта).

Этот термин возлагает на продавца обязанность расчетов за таможенную очистку и перевозку товара до порта назначения.

Продавец выполнил свои обязательства по поставке товара, когда груз перешел через поручни судна в порту назначения. В этот момент переходят риски на покупателя.

CIF-Стоимость, страхование и фрахт оплачены до названного порта назначения.

На продавца возлагаются расходы по перевозке груза до порта назначения, страхование товара с минимальным покрытием от рисков в пути следования и таможенной очистке. Продавец выполнил свои обязательства в момент перехода груза через поручни судна в порту отгрузки, т.е. передачи морскому грузоперевозчику. С этого момента все дополнительные расходы и риски переходят на покупателя.

CPT- перевозка оплачена до-адрес. Данный термин предполагает, что продавец оплачивает доставку до названного места, передает груз указанному в договоре перевозчику, а также берет на себя обязанности по таможенной очистке.

Риски переходят с продавца на покупателя в момент передачи товара грузоперевозчику. Если транспортировка происходит несколькими перевозчиками-то в момент передачи первому грузоперевозчику.

CIP- перевозка и страхование оплачены до –адрес.

Продавец обязан очистить товар от таможенных пошлин, оплатить транспортировку до указанного адреса, оплатить страхование товара от рисков потери или повреждения в пути следования с минимальным покрытием в пользу покупателя и передать товар грузоперевозчику. При этом все расходы и риски по пути следования несет покупатель.

Продавец выполнил свои обязательства в момент передачи груза грузоперевозчику.

9.4.Группа «D»- прибытие.

DAF-поставка до границы-наименование пограничного перехода.

Продавец полностью выполнил свои обязательства, когда произвел таможенную очистку для экспорта и предоставил товар покупателю на границе в пункте, оговоренном в базисном условии. Товар должен находится в подвижном составе.

DES-поставка с судна-название порта назначения.

Продавец выполнил свои обязательства в момент, когда предоставил груз покупателю на борту судна в порту назначения.

Таможенной очисткой для импорта занимается покупатель. Все риски и затраты по доставке несет продавец. Все риски и затраты по разгрузке несет покупатель.

DEQ-поставка с пристани-название порта назначения.

Продавец исполнил свои обязательства, взяв на себя все риски и расходы по доставке и выгрузке товара на пристнь в указанном порту назначения и передав его там покупателю. Продавец не очишает товар для импорта.

DDU-поставка без оплаты пошлины – адрес поставки.

Продавец выполнил свои обязательства в момент передачи товара в названном месте. Товар не проходит таможенную очистку и остается невыгруженным из транспортного средства. Продавец несет все расходы и риски связанные с транспортировкой до места назначения.

Отвестственность за оставшиеся таможенные процедуры возлагается на покупателя.

Ответственность, риски и расходы за выгрузку и перегрузку товара возлагаются на того, от чьего имени был указан пункт назначения.

DDP-поставка с уплатой пошлины-адрес места назначения.

Продавец предоставляет невыгруженный с транспорта товар покупателю в оговоренном месте. Продавец несет ответственность и расходы по транспортровке и сборам за импорт в страну назначения. Термин не может применяться, если продавец не может получить лицензии на импорт.

 

Тема 10 (2 часа). Управление финансовыми потоками и оценка эффективности закупочной логистики

Лк.10.1 Управление финансовыми потоками и оценка эффективности закупочной логистики

10.1.Особенности и направления финансовых потоков в закупочной логистике.

Финансовые потоки на предприятии требуют не только постоянного контроля, но и управления. Для этого необходим единый критерий, по которому можно судить о качестве процесса.

Основной финансовый поток начинается с оплаты за сырье. Затем в виде приобретенного сырья проходит несколько логистических этапов и в виде выручки за реализованный товар возвращается на расчетный счет предприятия.

Этот процесс можно рассматривать как движение переходных запасов и оценивать в натуральных единицах. С другой стороны, переходные запасы имеют стоимость и их можно оценивать в денежном эквиваленте.

Так как оборачиваемость капитала не раскрывает сущности происходящего на всех этапах логистического процесса, предлагается проводить управление финансовым потоком на основе оценки качества всех этапов по комплексному показателю, который можно назвать валюто-день (в дальнейшем - ВДН).

Этот показатель покажет, сколько дней составляющие финансового потока находились на каждом этапе движения, позволит произвести качественный анализ и принять верное управленческое решение.

На рис.10.1 приведен пример финансового потока, по которому закупается три вида сырья, которое доставляется железнодорожным транспортом на станцию, затем автотранспортом перевозится на склад предприятия.

Из трех видов сырья производится один товар, который отгружается двум покупателям. Оплата за полученный товар производится на расчетный счет предприятия.

Рис.10.1. Схема финансового потока предприятия

Для оценки качества финансового потока в системе предлагается следующая формула:

где: ВДН – «замороженный» объем финансовых ресурсов в системе, руб х дней, Sji- стоимость i-го финансового ресурса в каждом j-ом этапе системы, руб, Tji- время нахождения i-го финансового ресурса в каждом j-ом этапе системы, дней, n – количество этапов, k – количество составляющих в j-ом потоке.

В нашем случае в системе восемь этапов, т.е. n = 8.

В табл.10.1 приведены данные для расчета по схеме рис.1 логистического процесса.

 

 

Таблица 10.1.

Составляющие логистического процесса

Наименование этапа Сумма, руб В пути, дней ВДН
Оплата за сырье J = 1 Сырье №1      
Сырье №2      
Сырье №3      
Итого по первому этапу 110 000
Сырье в пути до станции, j = 2 Сырье №1      
Сырье №2      
Сырье №3      
Итого по второму этапу 370 000
До склада предприятия, J=3 Сырье №1      
Сырье №2      
Сырье №3      
Итого по третьему этапу 70 000
На складе предприятия, j = 4 Сырье №1      
Сырье №2      
Сырье №3      
Итого по четвертому этапу 430 000
В производстве, j = 5 Сырье №1      
Сырье №2      
Сырье №3      
Итого по пятому этапу 65 000
Склад товара, j = 6 Товар      
Итого по шестому этапу 520 000
Отгрузка, j=7 Клиент 1      
Клиент 2      
Итого по седьмому этапу 310 000
Оплата, j= 8 Клиент 1      
Клиент 2      
Итого по восьмому этапу 950 000
Всего по процессу 2 825 000

На рис.10.2 приведена гистограмма, в которой показаны величины суммарных ВДН по каждому этапу и итоговый ВДН.

 

Рис.10.2. Суммарные ВДН по этапам и итоговый ВДН

Для анализа гистограммы воспользуемся методом АВС. Для этого расположим итоги этапов в убывающем порядке, определим долю и распределим этапы по группам АВС:

№ этапа и его наименование ВДН Доля, % Сумма %
8-оплата за товар 950 000 33,6 80 %, гр.А
6-товар в ожидании отгрузки 520 000 18,4
4-сырье на складе 430 000 15,2
2-сырье в пути 370 000 13,1
7-товар в пути 310 000   15 %, гр.В
1-оплата за сырье 110 000 3,9
3-сырье от станции до склада 70 000 2,5 5 %, гр.С
5-производство 65 000 2,3
Итого 2 825 000  

 

 

Как видно из таблицы, в гр.А попали этапы: 8-оплата за товар, 6-товар в ожидании отгрузки, 4-сырье на складе, 2-сырье в пути.

Обычно в гр.А попадают только этапы логистики «в пути».

Поэтому полученное распределение показывает, что организация логистического процесса на предприятии находится на низком уровне.

Снизить ВДН на этапе 2 невозможно, так как выбраны поставщики с оптимальной ценой сырья.

Для снижения ВДН на этапе 4, необходимо изменить сроки заказа сырья № 1 и № 2 и №3 таким образом, чтобы все три вида сырья пришли одновременно.

С учетом продолжительности движения сырья на этапах 1,2 и 3, сырье № 1 должно оплачиваться на 5 дней позже, а сырье № 2 – на 10 дней позже сырья №3. Тогда все сырье придет на склад одновременно и сроки пребывания сырья на этапе 4 (на складе предприятия) будут всего 1 день исходя из технологических потребностей.

 

 

Для снижения ВДН на этапе 6 необходимо заранее согласовать с покупателями срок отгрузки так, чтобы продолжительность нахождения готового товара на складе предприятия не превышала 1 день.

Снижение ВДН на этапе 7 невозможно, так как покупатели расположены на расстоянии, не позволяющем доставить им товар в более короткие сроки.

Возврат выручки (этап 8) требует радикальной корректировки контракта. Рациональным будем считать условие оплаты по факту получения товара. Тогда время возврата должно быть 1 день.

Новые условия и результаты расчета приведены в табл.10. 2.

Таблица10. 2

Составляющие логистического процесса после внесения изменений

Наименование этапа Сумма, руб В пути, дней ВДН
         
Оплата за сырье J = 1 Сырье №1      
Сырье №2      
Сырье №3      
Итого по первому этапу 110 000
Сырье в пути до станции, j = 2 Сырье №1      
Сырье №2      
Сырье №3      
Итого по второму этапу 370 000
До склада предприятия, J=3 Сырье №1      
Сырье №2      
Сырье №3      
Итого по третьему этапу 70 000
На складе предприятия, j = 4 Сырье №1      
Сырье №2      
Сырье №3      
Итого по четвертому этапу  

 

Продолжение табл.10.2.

 

         
В производстве, j = 5 Сырье №1      
Сырье №2      
Сырье №3      
Итого по пятому этапу 65 000
Склад товара, j = 6 Товар      
Итого по шестому этапу 130 000
Отгрузка, j=7 Клиент 1      
Клиент 2      
Итого по седьмому этапу 310 000
Оплата, j= 8 Клиент 1      
Клиент 2      
Итого по восьмому эта
<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Лк 6.1. Планирование материальных потоков по поставщикам | Метод земельного права
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 563; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.