Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Политические и правовые учения Древней Греции

1) основные понятия политической мысли Древней Греции

2) учения Платона

3) взгляды Аристотеля

 

1. три этапа:

- зарождение первых государств 8-6 века до н.э., зарождение представлении о государстве, имена семи мудрецов(соблюдай меру, обуздай гнев)

- расцвет государственно правовых учений 5-4 века до н.э. расцвет полисов, Платон, Аристотель

- кризис политической теории 4-2 века до н.э. отражает распад всей полисной системы (противостояние аристократической и демократической частей общества)

Незыблемость рабства, рабы исключались из состава граждан государства, государство это объединение только свободных людей и для свободных людей

Многие мифы подвергаются десакрализации, в поэмах Гомера Зевс выступает как защитник общей справедливости - Дике. Темис – обычное право. Выражение справедливости – обычай. Дике – справедливость, Эвномия – благозаконие, Ирена – мир, согласие- три дочери Зевса. Немизида – богиня мести. Идея справедливости разрабатывалась Демокритом, Гомером и др.

Кюсис – природное естественное.

Номос – установленное позитивное

 

 

2. Платон = Аристокол, Платон обозначает большой. 427-347 до н.э представитель знатного аристократического рода, в роду великий реформатор Солон. Учитель Сократ, он и назвал его Платоном. Сократ призывал к познанию своего внутреннему миру, нравственному совершенствованию. Платона потрясла смерть Сократа, он странствует 10 лет, попадает в рабство, его выкупает, потом он покупает зеленую рощу - там образовалась Платоновская академия, она просуществовала 1000 лет.

Платон объективный идеалист. Мир идей составляет истинное бытие.

 

ззаслугам с правом заботиться о младших. по возрасту ароде, налоги д.б. лужбе добродельных и способных. людям, гумане

толпе не пристало быть философом.

Правление философов, ученых. Работа государства – создание государства во главе которого мудрецы, философы. Пока государственная сила и философия не совпадет будет зло.

Платон проводит аналогия между справедливым человеком и государством. Справедливый имеет три начала:

- разумное

- яростное

- вожделеющее

Они соответствуют трем началам в государстве:

- совещательное

- защитное

- деловое

В государстве рождается три сословия: правители, войны, производители. Справедливость в том, чтобы каждое начало занималось своим делам и не требовало другого.

Вожделеющее начало жаждит богатства, поэтому д подчиняться другим. Раз и навсегда установленный порядок. Государство основано на началах солидарности, коллективизма, общность жен и детей. Жители этого государства д посвятить себя служению государству.

Отменена система брачных отношений, спаривание мужчин и женщин с учетом их качеств. Родители и дети не д знать друг друга

Евгеника – наука об улучшении человеческой породы. Идеология и цензура. Воздерживаться от талантливых поэтов и писателей.

В государстве д существовать общины сотрапезников. Отказ от материальных благ ради служению государству.

Идеальному государству Платон противопоставляет другие, располагая их в порядке прогрессирующей порчи государства. Тимократия – правление военных, к власти приходят честолюбцы, там побоятся ставить мудрых людей на высокие должности, потому что там нет простосердечных людей, там склоняются к тем к яростен, там будут вечно воевать. В условиях войны происходит большая концентрация богатства в одних руках – олигархия, стяжательство, власть основанная на имущественном цензе.

Олигархия – растратчики готового, стяжатели.

Дорвавшиеся до власти не являются правителями.

Такое правление недолговечно.

Устанавливается демократия - распущенность, строй приятный, уравниваются равные и неравные, формальное равенство, опьяняется свободой в неразбавленном виде.

Из нее вырастает тирания, дело судьи – латать порванное платье, тиран на самом деле самый боязливый человек, страх –то качество на котором держится тираническое правление. Держится на беззаконии, уничтожение всех выдающихся людей, постоянное инспирирование нужды в предводителе, постоянные войны, слежка, шпионаж. Господство наихудшего окруженного толпой негодяя

Гибель формы правления из-за злоупотребления одним принципом!!!!!!!!!!!!

Государство не д находиться в приморской зоне, его жители изнежены, количество населения – 5040 жителей, легко обеспечить, все делится на четные числа, излишки населения – на острова. Создатель государства – тиран. Действие происходит на острове Крит, произведение написано в форме беседы между тремя мудрецами. Земля – собственность государства. В зависимости от имущества люди делятся на четыре ранга. Сочетание непосредственной и представительной демократии. Непосредственное обязаны посещать представители 1и 2 ранга. Во главе государства 37 правителей, избранных путем многоступенчатых выборов, в выборах участвуют лишь те кто воевал или носит оружие. Возраст правителя от 50 -70 лет, у власти не более 20 лет. Все претенденты д пройти докимасия – своеобразная проверка правомерности претензии на выборную должность.

Я вижу близкую гибель того государства, где закон не имеет силы и находиться под чье либо властью, там же где закон владыка над правителями, а они его рабы я усматриваю спасение государство.

Истинные и справедливые законы – определение разума, законы устанавливаются ради общего блага всего государства в целом. Если законы в интересах нескольких человек, речь идет о внутренних распрях. Модель полицейского государства, где закон сводится к системе запретов.

Божественный характер созданных порядков. Суровые карательные меры за инакомыслия.

Частная собственность – основа социальных конфликтов. Признание идей законности важным атрибутом государства.

 

 

3. 384 -322 Аристотель, г. Стагир, преподает в Платоновской академии, наставник Александра Македонского. 336 г. Аристотель основывает свой ликей, сослан на остров, где и скончался. Не только ученик, но и критик Платона. Проанализировал более 158 конституций. Аристотель написал 28 книг, 445 тыс. строк «Этика», «Политика», «Афинская полития».

В справедливости заключены все добродетели, она проявляется в отношении людей друг с другом, ее следует отличать от политической справедливости, т.е. той которая существует в полисе, и по сути является правом.

Два вида справедливости: уравнивающая и распределяющая.

Уравнивающая(оборотной, меновой) - гражданских оборотах.

Распределяющая действует по принципу геометрической прогрессии.

Как распределяющую справедливость применить к вопросам управления государства?

При демократии это принцип свободы…дело не в богатстве и свободе, а в добродетели.

Даже самые лучшие уступают сумме добродетелей всего народа, нет исключительного права для присвоения кем-либо политической власти.

Политическая справедливость возможна лишь между людьми, принадлежащими к одному общению, его цель автархия. Человек – животное политическое. Исключая рабов из граждан государства, общение рабов сводится к общению раба и рабыни, оправдывает рабство по природе, рабство по закону справедливо. Государство возникает из-за стремления человека жить в обществе, государство – высшая форма общения.

Природа семьи – вторична. Общение возможно только между свободными и равными людьми.

Платон: этот жеребенок лягает родившую его кобылу

Платон мне друг, но истина дороже.

Формы правления зависит от того какими правами обладает гражданин, те кто м участвовать в судебной, военной, законодательной деятельности.

Государство есть достаточная для достаточного существования совокупность граждан.

Каждой форме правления соответствует определенный набор принципов.

Деление на правильные и неправильные формы правления. Правильные(монархия, аристократия, полития) – их цель общая польза, неправильные(тирания, олигархия, демократия) – цель личная польза правителя. Монархия может перейти в тиранию, аристократия – в олигархию, полития – смешенная форма правления, лучшие качества от демократии - свобода и от олигархии – наличие собственности, правит большинство в целях общей пользы.

Демократия имеет несколько разновидностей:

- богатые и бедные участвуют в осуществлении власти

- участие в выборах на основе высокого имущественного ценза, граждане не равны, одни участвуют в выборах и голосуют, другие занимают должности

- правление без законов, народ каждое свое решение возводит в закон

Аристотель отдает предпочтение умеренной цензовой демократии, основанной на примирении богатых и бедных и господстве закона. Теория государственных переворотов.

Главная причина к государственным переворотам – арифметическое равенство, к восстанию прибегают те кто считает себя обделенными.

Лучше сочетать уравнивающую и распределяющую справедливость. Демократия прочнее олигархии, так как народ имеет против себя меньшинство, угроза олигархам – народ и другие олигархи. Демократия часто перерастает в тиранию. Демократия д воздерживаться от посягательства на имущество высших классов. Общественные должности при любой власти не д становиться средством обогащения. Стремление монарха к деспотии, наследственная монархия попадает в недостойные руки. Тирания характеризуется как самый худший вид: нравственное унижение подданных, возбуждение взаимного недоверия, старание держать народ в бедности. Противоядие против всех революций – умеренное правление. Причины переворота – социальные причины: резкая поляризация общества, слабость среднего класса.

Частная собственность – мотивация трудовой деятельности, то что выгодно человеку д.б. выгодно полису. Две формы накопления богатства:

- личный труд

- путь ростовщичества, торговли

Частная собственность д.б. моральной.

Право – норма политического общения людей, право – равенство но не абсолютное а относительное, поскольку люди не равны по своим добродетелям. Политическое право существует в виде естественного и условного права, естественное право не зависит от признания его кем-либо, условное – то которое м.б без существенного различия тем или иным, но раз оно определено уже есть разница принести в жертву одну козу или двух баранов. Не д все право существовать только в форме условного права. Стабилизация системы общественных отношений. Политическое правление – правление закона а не людей, закон д.б. разумным, качественным и опираться на гос. силу.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Политические правовые учения Древнего Востока | Возникновение христианства. Политико-правовая идеология христиан
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 513; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.029 сек.