Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Государство и право в переход от капитализма к социализму 417




IX.

Государство и право в переход от капитализма к социализму 415

ла; общества с исключительным участием государственного и кооперативного капиталов; общества, где доля государствен­ного и кооперативного капиталов составляла не менее поло­вины всего уставного капитала.

Специально образованная в 1924 г. комиссия по пересмот­ру акционерного законодательства определила, что смешан­ные акционерные общества по методам работы, организации и составу капитала близки к частно-правовым организациям, но к ним можно применить льготы, касающиеся государст­венных предприятий. Государственное имущество могло по­ступать в фонд смешанных акционерных обществ либо на правах владения, либо на правах аренды.

В 1927 г. было принято специальное «Положение об акци­онерных обществах», в котором определялись цели акцио­нерных обществ: не формирование капитала, а хозяйствен- ^ ная деятельность, для которой наиболее подходила прове­ренная временем форма паевого товарищества. Принцип безличности акций в таких объединениях заменен опреде­ленно личностными отношениями, их акции не котируются на бирже, не переходят из рук в руки в виде товара, а играют. роль вкладов, связанных с конкретным вкладчиком.

Вполне объективная причина — усиление обобществлен­ного сектора хозяйства — вызвала необходимость пересмот­ра основных принципов и практики акционирования и реши­ла его судьбу. Чтобы вписаться в изменившиеся хозяйствен-дые условия, эта форма должна была существенно трансфор­мироваться. Автономные принципы акционирования уже не устраивали ни законодателя, ни практику. В Положении 1927 г. все акционерные общества стали делиться на государствен­ные, смешанные и частные. При этом на государственные акционерные общества стали распространяться все положе­ния о государственных предприятиях. В целом же акционер­ная форма вскоре была признана неприемлемой для госпред­приятий. Она вытесняется из обобществленного сектора, а затем и из народного хозяйства.

Синдикаты как особая форма организаций государствен­ной промышленности возникли почти одновременно с трес­тами. Образуясь в значительной мере стихийно, по инициа­тиве самих трестов, эти организации в первый период появ­ления воспринимались как частнохозяйственные (по своим


методам работы) объединения. О единой синдикатской форме говорить в тот период не приходилось. Невыясненны­ми оставались и формы внутрисиндикатских отношений (между трестами, входящими в синдикат): здесь применялись аналогии с договором комиссии, торговыми или кредитными соглашениями и пр.

Появлявшиеся синдикаты, созданные для координации и организации работы трестов на рынке, стали проявлять «главкистские» тенденции по отношению к трестам. Чтобы ограничить централизаторские устремления синдикатов, ВСНХ попытался сократить их численность, однако с 1924 г. эта политика изменилась.

Быстро усиливавшийся товарный оборот стал решающим фактором, который способствовал утверждению синдикат­ской формы. Ее развитие шло двумя путями: по пути создания в своей отрасли единого треста (супертреста) либо по пути формирования торговых органов, дополнявших структуру треста. С организационной точки зрения в синдикатской форме выделялось три типа объединений, сложившихся на практике: синдикаты с преобладанием торговой функции (Текстильный, Пшеничный, Табачный и пр.); синдикаты с преобладанием регулятивной функции (Бюро крахмально-па­точной промышленности, Совет съездов основной химичес­кой промышленности и др.); принудительные синдикатские образования с преобладающей производственно-регулятив­ной функцией (Солесиндикат, Нефтяной, Угольный и др.). По функциям и способу возникновения синдикатские объ­единения также носили двойственный характер: с одной сто­роны, они были соглашениями трестов, направленными на облегчение их коммерческой и производственной деятель­ности, с другой — монопольными организациями в данной отрасли промышленности, регулирующим аппаратом в руках вышестоящих хозорганов.

Новый этап синдикатского движения, начавшийся летом 1925 г., сопровождался в ряде случаев полной ликвидацией торговой деятельности трестов. Вновь усилились «главкист­ские» устремления синдикатов.

С юридической точки зрения, синдикатские объединения рассматривались то как паевое товарищество особого типа, то как акционерное общество. В целом правовые формы, в


которые облекался синдикат, связывались непосредственно «с задачами борьбы за овладение рынком коммерческими ме­тодами».

Со второй половины 20-х гг. реконструкция экономичес­кой структуры, постепенное преодоление многоукладное™ привели к пересмотру отношения законодателя к синдикат-ским объединениям. Свертывание рыночных функций и уси­ление планово-регулирующих начал в деятельности синдика­тов изменили их оценку, в которой существенно сместилось соотношение коммерческих, организационно-производст­венных и планово-регулирующих принципов.

В первые годы нэпа частные предприниматели, не имев­шие других солидных источников кредитования, стремились связаться с государственными кредитными учреждениями. Создание собственной кредитной системы в частном секторе вначале поощрялось государством: законодатель разрешил создание различных видов кредитной кооперации и обществ взаимного кредита (ОВК). Последние организовывались как «открытые» кредитные организации, не ограничивающиеся обслуживанием только своих членов. Активное участие госу­дарственных хозорганов в ОВК могло превратить их в струк­туры, проводящие хозяйственную политику государства. С 1924 г. ОВК стали привлекать все больше частных клиентов. В их работе возросли удельный вес торговых операций и участие частных торговцев-оптовиков. Все больше они стали превращаться в торгово-кредитные организации крупных оп­товиков.

С весны 1924 г. начинается период так называемой новой торговой практики. Госпромышленность производила пере­стройку своих балансов. Значительная часть ее средств пере­брасывалась из сферы оборота в производство. Резко сокра­щались использование частного торгового посредничества и государственные кредиты частной торговле и ОВК. Сокраща­лись сроки кредитования и учета векселей, возрастали про­центы по займам и т. п. С весны 1925 г. эта политика по отношению к мелкой частной торговле несколько смягчает­ся. Развитие системы кредитования частной розницы стало осуществляться путем усиления процесса акционирования мелких торговцев, однако трудности финансового и органи­зационного порядка тормозили этот процесс. Конец 1925 г.

14-607


 

IX.

 


 


знаменует новое сокращение кредитов частному сектору (в декабре прекратилось кредитование частной хлеботорговли, затем — частных заготовок). Весной 1926 г. было произведено широкое обследование ОВК, вскрывшее много финансовых злоупотреблений. С начала 1927 г. Наркомфин запрещает ОВК проводить товарно-комиссионные операции, а акцио­нерным банкам — их кредитование. В этом году закрывается ряд ОВК.

Кредитная политика государства за первые годы нэпа про­делала путь становления, прошедший через ряд этапов. Начав с поощрения частного кредита, государство стреми­лось сделать эту систему контролируемой. Затем государство попыталось направить ее в наиболее приемлемое русло. И наконец, по мере усиления госсектора государство начинает наступление на частный капитал, используя кредитную поли­тику как способ регламентации, ограничения и вытеснения частного капитала.

С выходом на свободный рынок многие госпредприятия устремились в погоню за прибылью, часто забывая об обще­хозяйственном интересе. В связи с этим процессы ценообра­зования часто формировались стихийно. До 1922 г. регулиро-. вание цен трестами и синдикатами чаще всего сопровожда-*' лось их повышением. В конце 1922 г. была создана специаль­ная комиссия по ценам (из представителей ВСНХ, Нарком-фина, Госплана, ВЦСПС и Комвнуторга), в задачи которой входило регулирование цен. После осеннего кризиса 1923 г. политика всех этих органов стала согласовываться с эмисси­онной, кредитной и налоговой политикой госорганов. Нача­ли разрабатываться межведомственные торгово-оператив-ные планы, поскольку только при координации усилий раз­личных регулирующих органов ценообразование могло стать регулируемым процессом. Положительную роль в этом деле сыграли денежная реформа и введение в оборот твердого червонца (1924 г.).

Законодательное регулирование отпускных цен в про­мышленности началось с постановления СТО (октябрь 1922 г.), которое наделило Комвнуторг правами по координирова­нию торговой политики ведущих хозяйственных органов. Комвнуторг получил право устанавливать предельные цены на ряд товаров. С весны 1924 г. начался процесс снижения цен на промтовары. Еще в феврале 1924 г. СТО поручил Комвну-





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 198; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.