Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Государство и право в переход от капитализма к социализму




IX.

Ксударство и право в переход от капитализма к социализму

торгу устанавливать предельные цены для оптовой и рознич­ной торговли всех секторов (государственный, кооператив­ный, частный). В перечень были включены наиболее потреб­ляемые товары.

Важным рычагом в регулировании производства и оборо­та стала налоговая политика государства. В 1917—1918 гг. на­логовое обложение распространялось на сохранившиеся в частном владении объекты. Процессы экспроприации част­ного капитала привели к сокращению числа различных нало­гов. Однако в период «военного коммунизма» при широком обобществлении частных имуществ наметилась тенденция к отмиранию и этих оставшихся налогов. В феврале 1921 г. был подготовлен проект о полной отмене налогов. Проект декре­та остался нерассмотренным в комиссии ВЦИК, но сбор на­логов был приостановлен.

На первом этапе нэпа система налогообложения характе­ризовалась множественностью различных сборов. Закон до­бивался упорядоченности налогообложения, сводя различ­ные сборы в единый натуральный налог, отменяя чрезвычай­ные сборы, устанавливая единый порядок взимания налогов. Центр тяжести при этом переносился на группу косвенных налогов, что было обусловлено самой структурой налогообла-гаемых хозяйств (неразвитостью частного капитала, мелко­товарным характером кустарных производств и т. п.).

В июле 1921 г. было принято первое Положение о промыс­ловом налоге. Классификация хозяйств, которая давалась в положении, отразила тот факт, что в поле зрения налоговых органов находились наиболее простые формы торгово-про­мышленной деятельности. В феврале 1922 г. принимается новое Положение, в котором законодатель увеличивал число разрядов облагаемых предприятий и их предельный размер (по числу занятых на них рабочих). Перевод госпредприятий на хозрасчет стал основанием для их включения в число обла­гаемых объектов. В марте 1922 г. были введены новые прави­ла взимания промыслового налога, предусматривавшие многократное обложение (поочередно облагались разные сгадии производства, трест, затем синдикат, в который вхо­дил трест). Этот порядок устранялся в третьем Положении о промысловом налоге (январь 1923 г.) только в отношении госпредприятий, частные и кооперативные предприятия

14*


продолжали облагаться по старым правилам. Тем самым част­ное предпринимательство было поставлено в особые условия (кооперация частично освобождалась от налога в декабре 1923г.). Налоговые ставки для частных промышленных пред­приятий стали постепенно подниматься.

Одновременно стало возрастать значение другого прямо­го налога — подоходного. В постановлении Десятого съезда Советов (декабрь 1922 г.) говорилось о необходимости «уси­лить обложение новой буржуазии и тех буржуазных профес­сий и промыслов, которое возрождаются при нэпе». Впервые подоходный налог был введен в ноябре 1922 г. В отличие от промыслового он учитывал не величину оборота предпри­ятия, а его доходность. Подоходное обложение имело четкую социальную направленность, которая усиливалась в каждом следующем Положении о подоходном налоге (второе было принято в ноябре 1923 г., третье — в сентябре 1926 г.). Закон упразднял внешние признаки облагаемых объектов (размеры предприятий, источники доходов и т. п.), сохранив разделе­ние по социальному признаку: доходы от личного труда по найму, личного кустарного труда, от владения предприятием на правах аренды или частной собственности. Устанавлива- *' лась прогрессивная шкала обложения.

В июне 1926 г. вводится Положение о налоге на сверхпри­быль, для ее исчисления устанавливался «нормативный прин­цип» — сами налоговые органы устанавливали норматив об­ложения и доля дохода, превышавшая «норму», считалась сверхприбылью.

Важное место в налоговой системе заняли местные нало­ги. В декабре 1921 г. и в конце 1922 г. закон дал перечень объектов, облагаемых местными налогами, и установил пре­дельные ставки обложения. Однако местные органы сами до­полнительно вводили новые сборы и платежи. К налоговым платежам относились: расходы на имущественное страхова­ние, квартирный налог, налог на торговое помещение, гербо­вый сбор (на деловые бумаги), сборы в фонд помощи голода­ющим, принудительное размещение выигрышных займов, надбавки на местные нужды и т. п. Снимая часть налоговой нагрузки с кооперации и кустарей, государство перекладыва­ло ее на частнокапиталистические предприятия. В декабре 1923 г. от уплаты промыслового налога были освобождены


 


 


низовые звенья кооперации, тогда же льготы по подоходному налогу были распространены на все виды кооперативов. На­логовые льготы получили также различные кустарно-про­мысловые товарищества и артели мелких производителей.

В сфере налоговой политики главными объектами стано­вились государственные хозрасчетные предприятия и част­нокапиталистические предприятия. В отношении первых закон использовал фиксированные ставки налогов, стремясь превратить обложение не только в источник получения средств для народного хозяйства, но и в стимул для интенси­фикации хозяйственных процессов. В отношении же частно­капиталистических предприятий налог постепенно превра­щался в пресс, вытесняющий их из экономики. Налоговая система в ходе нэпа изменила свою ориентацию — от охвата большего числа субъектов к обложению групп с высокой до­ходностью. Значительную роль при этом играли практика и возрастание доли, приходящейся на местные налоги. При относительно небольшой численности «новой буржуазии» налоговая тяжесть, ложившаяся на эту группу, постоянно воз­растала.

Административные формы регулирования экономики особенно широко применялись в первые месяцы нэпа. Стремление ограничить конкурировавший с товарообменом частный торговый оборот потребовало предоставления местным органам значительных административных полно­мочий. Продовольственные комиссары на местах получили право запрещать торговлю в отдельных районах (если там не выполнялись обязательства по сбору налогов). Исполкомы контролировали проезд торговцев по железным дорогам. В ряде губерний проводилось закрытие рынков милицией. От­дельные районы страны бронировались исключительно под государственные заготовки, и торговля в них запрещалась. Проводились конфискация и снос рыночных построек. Од­нако с развитием товарооборота пришлось пересмотреть многие аспекты административного регулирования торгов­ли и предпринимательства.

Установка Девятого съезда Советов, ориентирующая на экономические и правовые факторы регулирования, привела к сокращению чисто административных мер. С переходом к нэпу эти меры начинают выполнять не столько запретитель-


 

IX.

 


 


но-разрешительные функции, сколько контрольные. Вместе с тем основной сферой применения административного ре­гулирования становится обобществленный (плановый) сек­тор экономики. Административные акты, с помощью кото­рых государство воздействовало на товарный оборот, по ха­рактеру и содержанию делились на: общие акты, устанавли­вающие основы торгового оборота (круг субъектов и объек­тов оборота); акты, относящиеся к технической стороне тор­говой деятельности (о регистрации, порядке ведения опера­ций и т. п.); акты, издававшиеся с целью воздействовать на рынок путем внесения планового начала (например, регули­рование цен).

Регистрация частных предприятий осуществлялась внача­ле отделами управления исполкомов, затем с 1922 г. отделами милиции. В октябре 1924 г. контрольно-регистрационные функции были переданы финансовым органам. Быстрое раз­витие товарооборота потребовало унификации регистраци­онного порядка. Вместе с тем появление новых организаци­онных форм хозяйствования (акционерные и смешанные об­щества) потребовало создания и специальных администра­тивных органов. В апреле 1922 г. был образован Главный Комитет по делам о концессиях и акционерных обществах. В августе 1923 г. дела об акционерных (без участия иностранно­го капитала) обществах были переданы Экономическому Со­вещанию РСФСР, а Главконцесском сосредоточил свою дея­тельность в сфере концессий.

Единый порядок регистрации предприятий был установ­лен Положением о торговой регистрации (октябрь 1925 г.). Для частных лиц право владения предприятием признава­лось законом лишь в случае его своевременной регистрации.

В октябре и декабре 1921 г. были приняты декреты СНК, устанавливающие ответственность за уклонение от дачи и дачу ложных сведений о деятельности хозяйственного пред­приятия. В марте 1922 г. СТО принял постановление «Об отчетности государственных, кооперативных и частных предприятий» перед ВСНХ и ЦСУ. В октябре 1922 г. СТО обязал частные предприятия делать публичные отчеты (в газете «Экономическая жизнь») о своей деятельности: о балансах, основном капитале, о типе товарищества, соста­ве участников, юридическом адресе и т. п., а также частные банки, акционерные общества, ОВК и арендованные пред-





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 221; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.