КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Специфика философии как определенной формы мировоззрения. Предмет философии. Понятие философского метода
Глобалистика как междисциплинарная сфера научных исследований. Философская глобалистика
1. Специфика философии как определенной формы мировоззрения. Предмет философии. Понятие философского метода. 2. Глобализация и “антиглобализм”. 3. Понятие глобалистики. Становление глобалистики. Философская глобалистика.
Глобальные проблемы (от лат. globus – “земной шар”) – это те проблемы, имеющие общечеловеческий характер и затрагивающие интересы не только всего человечества в целом, но и отдельных людей в любой точке планеты.
Именно философия, в силу особенностей своего предмета и метода, своей специфики как определенной формы мировоззрения и должна, в первую очередь, заниматься изучением глобальных проблем современности. Особенностью философской формы мировоззрения является ее теоретичность. Последнее предполагает логику, доказательность, системность изложения, использование своего категориального аппарата. Философия это система наиболее общих теоретических взглядов на мир как целое и место в нем человека, уяснение различных форм отношения человека к миру и к самому себе (к основным таким формам относят познавательное, ценностное, преобразовательное). Предмет философии – наиболее общие и наиболее существенные вопросы в системе взаимоотношений человека с миром. К таким вопросам относятся вопросы о первоосновах и основополагающих принципах и законах бытия, о сущности человека, об особенностях его взаимоотношений с природой и обществом, о смысле человеческой жизни, о познаваемости мира и т.д. Под миром понимается и природа, и человеческое общество с результатами своей жизнедеятельности. К основным разделам философского знания относят онтологию, гносеологию, антропологию, аксиологию, этику и т.д. Они взаимосвязаны, так как речь идет о мире в целом, рассматриваемом к тому же через призму человеческого к нему отношения. Философия обращает внимание на социокультурную обусловленность постановки философских вопросов в разные исторические эпохи. Это означает, что философская проблематика в ту или иную историческую эпоху складывалась под влиянием конкретных экономических, политических, социальных и духовных взаимосвязанных предпосылок. Под философским методом понимают способ философствования, или способ получения нового философского знания. Особенно важным для понимания развития мира и человека является освоение одного из философских методов – диалектического. Ученый, пользующийся диалектическим методом, рассматривает все вещи, процессы, явления в мире и в нас самих во взаимной связи и развитии. Этот метод основан на диалектике. Под диалектикой будем понимать теорию развития, а под развитием – возникновение чего-либо нового и, как правило, более совершенного. Развитие носит всеобщий характер: развивается природа, общество, человек, духовная жизнь. Диалектика позволяет отразить мир в целом в его сложности и противоречивости, тем более что противоречие – это источник и движущая сила развития. Использование диалектики позволяет избежать одностороннего подхода в анализе глобальных проблем, рассмотреть их и их следствия во взаимной связи и взаимодействии, предложить конструктивные пути их разрешения. Развитие мира на рубеже XX-XXI вв. вызвало необходимость использования метода нелинейной диалектики. Применение этого метода позволяет рассматривать мир не только как развивающийся в единстве и многообразии, но также подчеркивает и учитывает его сложность, неустойчивость, многоуровневость. Это мир, в котором даже незначительные случайные влияния могут привести к непредвиденным последствиям. Мир рассматривается как нелинейный. Это предполагает неоднозначность, вариабельность решения задач, вариантность истины. Диалектический метод побуждает ученых искать нетрадиционные решения проблем. Это возможно, в т.ч., благодаря развитию интуиции, сочетанию научного и художественного познания. Философия, выполняя мировоззренческую, методологическую и познавательную функцию, преодолевает разобщенность частных наук, создавая основу для междисциплинарных исследований. Ни одна наука не в состоянии только своими силами, только с позиций своего предмета рассматривать и пытаться разрешать глобальные противоречия. Она необходимо должна обратиться к философии и к другим частным наукам. Однако и философия не может не опираться на достижения этих наук. Философия выполняет аксиологическую функцию, вооружая человека системой ценностей. Особенное место в этой системе ценностей занимают ценности духовные, общечеловеческие, непреходящие. Проблема человека, включающая вопросы о его природе и сущности, о смысле жизни, о смерти и бессмертии, – центральная философская проблема. Философия развивает духовную культуру человека, в том числе культуру научного мышления. Без этого невозможно адекватно отразить в сознании процессы (особенно глобальные) в этом сложном и противоречивом мире. Сознание философа стремится охватить систему отношений “человек – мир” как целое и взаимосвязано, в динамике рассмотреть различные формы отношения человека к этому миру. В этом смысле сознание философа по своей специфике близко к такому сознанию, которое называют планетарным. Для философского подхода к рассмотрению глобальных проблем характерно исследование социокультурных (экономических, политических, социальных, духовных) факторов, которые привели к их возникновению. Это необходимо не только для осознания сути глобальных проблем, но и для выработки путей их разрешения, выяснения, в каком направлении, каким образом следует изменить социокультурную обстановку, чтобы снизить остроту глобальных противоречий, затормозить их развитие, найти конструктивные пути их разрешения. Наивно думать, что возможно когда-нибудь избавиться от противоречивости развития мира и человека, и хотя бы потому, что развитие как раз и осуществляется через формирование и разрешение противоречий. Они – движущая сила и источник развития. Однако характер конкретных противоречий и способы их разрешения изменять возможно и нужно. Как, в каком направлении – и исследует философия глобальных проблем. Кроме философских методов (прежде всего, диалектического), ученому, исследующему глобальные проблемы, следует использовать весь арсенал методов научного познания. К ним относятся методы эмпирического и теоретического уровней научного познания. К основным методам эмпирического уровня научного познания можно отнести наблюдение и эксперимент. К основным методам теоретического уровня научного познания – аксиоматический, гипотетико-дедуктивный, метод идеализации, методы восхождения от абстрактного к конкретному и единства исторического и логического анализа. Кроме того, выделяют еще так называемые общелогические методы, которые используются как на эмпирическом, так и на теоретическом уровне: абстрагирование и обобщение, анализ и синтез, индукция и дедукция, аналогия и др.
Глобализация и “антиглобализм”
Глобальные проблемы являются закономерным результатом процесса глобализации. Наиболее общее определение глобализации: это многовековой естественноисторический процесс становления единого взаимозависимого мира. В научной и философской литературе это понятие трактуют по-разному. Например, под глобализацией могут понимать определенную ступень в развитии капитализма или линейный процесс освобождения от недостатков индустриального общества. Достаточно распространен взгляд на глобализацию как на негативный, разрушительный процесс. Встречается точка зрения, согласно которой это - субъективный процесс, чей-то целенаправленно осуществляемый негативный замысел. Это можно объяснить нелинейностью самого процесса глобализации, относительной молодостью глобалистики как области междисциплинарных исследований. Однако большинство авторов понимают под глобализацией нечто взятое в целом, всеобщее, всемирное, общезначимое. Это, прежде всего, интеграционные и дезинтеграционные процессы, происходящие в масштабах планеты в области экономики, политики, духовной культуры, а также антропогенные изменения окружающей среды также всеобщего характера. В чем конкретно это может выражаться? В возрастающем единообразии товаров, поставляемых на мировой рынок и пользующихся всеобщим спросом, в стандартизации навыков и приемов в сфере профессиональной деятельности, в укоренении поведенческих стереотипов и т.п. Глобализация способствовала распространению понятия “мировой стандарт”. Тем не менее, неправильным будет понимать под глобализацией унификацию, стандартизацию, обезличивание, утрату индивидуальности и своеобразия. В мире появились проблемы, которые не решаются автономно. Растет взаимная зависимость стран, народов, культур, растет и ее осознание. Это и есть проявление глобализации. Если глобализация будет способствовать повышению уровня жизни людей, развитию культуры, она будет восприниматься как позитивное явление. В конце XX века возникло социально-политическое движение “антиглобализм”. В кавычки это слово берут именно сторонники этого движения, так как вопреки распространенному мнению сами они не выступают против процессов интеграции, а стремятся изменить господствующую сегодня либеральную капиталистическую форму глобализации. Основной целью движения является развитие процессов интеграции экономик, народов и культур на основах демократии, социальной справедливости, уважения самостоятельности и самобытности национально-культурных образований, их права выбора самостоятельного пути своего развития. Основной причиной создания движения является тотальное утверждение товарно-денежных отношений и глобального рынка с его крайне жестокими правилами регулирования, подрывом моральных норм поведения, редукцией человека к экономическому животному, обезличивание человека, увеличение разрыва между богатыми и бедными. “Антиглобалисты” борются за охрану окружающей среды, за права иммигрантов, сохранение рабочих мест, обуздание финансовых спекуляций, прекращение войн, развитие местного самоуправления. Они отстаивают укрепление солидарности национальных сил, борющихся против массового наступления на социальные права граждан, демократизацию принятия решений на всех уровнях, приоритетность демократически сформированных органов управления над корпоративными на всех уровнях – от местного самоуправления до ООН. “Антиглобалисты” борются за демократический контроль над финансовыми и другими рынками, над деятельностью ТНК, за отмену долгов “третьего мира”, за безвозмездную помощь развитию культуры развивающихся стран, за введение единых (или хотя бы согласованных) норм организации и оплаты труда с целью постепенного выравнивания уровней доходов трудящихся в разных странах и регионах. Они выступают за запрет дискриминации работников по национальному и другим признакам, за введение единых экологических норм, создание системы стабильного перераспределения части мировых богатств (например, доходов ТНК) в пользу беднейших слоев населения Земли, за признание и законодательное закрепление права коренных народов на самоопределение, свой язык и систему образования, за поддержку многообразия культур, традиций, ценностей каждого сколь угодно малого народа, а в перспективе – развитие принципов общедоступности, свободного распространения знаний и информации, за отказ от частной собственности на знания.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 555; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |