Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Татарские просветители выступали за

• светское образование,

• приобщение татар к русской и европейской культуре,

• всесторонний прогресс своей нации,

• за равноправия татарской женщины.

• боролись против невежественных - мулл.

Идеи и деятельность татарских просветитепей подготовили почву для возникновения джадидизма (от арабского джадид – новый метод). Начало этому движению было положено в 80-х гг.XIX в. Его идеологами стали Исмаил Гаспринский, Г. Баруди, Р.Фахретдин и др. представители татарской либеральной интеллигенции. Джадидизм зародился в сфере образования, просвещения В старой школе – кадимистской (от арабского – кадим – старый метод) преобладали богословские дисциплины. А нарождающейся татарской буржуазии нужны были светские знания. Джадидисты взялись за перестройку школьного образования татар, преодолевая сопротивление властей и консервативных кругов татарского общества (кадимистов).

В 1883 г. с целью разработать проект татарской светской школы джадидисты стали издавать газету «Тарджеман» (от арабского «Переводчик») в Крыму. Ее основателем и редактором был городской голова Бахчисарая И. Гаспринский. В газете сотрудничали А. Максуди, братья Шакир и Закир Рамиевы и др. представители татарской интеллигенции.

С 80-х гг. на смену старым, кадимистским школам начинают приходить новометодные, джадидистские. В школах использовался азбучно-звуковой метод вместо буквослагательного. В реформированных школах появились классы, классные доски, парты, столы, географические карты, были предусмотрены экзамены. Учащиеся наряду с основами ислама изучали арифметику, географию, историю, русский, ряд европейских и восточных языков. К концу XIX в. в Казанской губернии их уже было несколько десятков джадидистских школ. («Мухаммадия» в Казани, «Галлия» в Уфе, «Хусаиния» в Оренбурге, «Расулия» в Троицке). В 1890 г. Г. Баруди вместе со своей женой организовали: первую татарскую женскую новометодную школу – «Магруй Баруди школу».

Программа джадидистов предусматривала обновление различных сторон жизни нации. Она включала в себя организацию женского образования, открытие библиотек, клубов, читален, издание газет. Джадидисты выступали за то, чтобы татары носили европейскую одежду, посещали театр. Реформированию подлежал также ислам.

Культура.

Менялся архитектурный облик Казани. Был построен по проекту архитекторов университетский городок. В 1847 г. во дворе университета был установлен первый в России памятник «отцу русских поэтов» Г.Р. Державину. Привлекали внимание своей архитектурой Гостиный двор, здания городской управы, Дворянского собрания, 1-й Казанской гимназии, городского театра. В апреле 1895 г. состоялось торжественное открытие Казанского городского музея (ныне Государственный объединенный музей РТ). В 1865 г. открылась городская публичная библиотека. В 1895 г. для подготовки художников, скульпторов, граверов и архитекторов в городе открывается Казанская художественная школа. На рубеже XIX-XX вв. начинается становление татарского профессионального изобразительного искусства. В 1883 г. в Петербургской академии художеств получил диплом на право преподавания первый татарский художник Шакирджан Ахмеджанович Тагиров (1858-1918).

По новому плану застройки Казани в центре города разрешалось строительство только каменных зданий. Крутые, неудобные спуски и подъемы на дорогах были срыты. В 1847 г. началось строительство первой дамбы через Казанку, которая соединила город с Адмиралтейской слободой. В 1895 года был открыт памятник Александру II Освободителю – ныне здесь установлен памятник Мусе Джалилю.

Интересные живописные произведения — картины, гравюры, офорты — оставили после себя преподаватель рисования в Казанском университете Лев Дмитриевич Крюков (1783-1847), учитель рисования в Казанском главном народном училище Василий Степанович Турин (1780-1834), университетский лектор английского языка Эдуард Петрович Турнерелли (1813-1854). Они позволяют увидеть внешний облик Казани и ее окрестностей первой половины XIX в.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Просвещение и культура | Гипотеза де-Бройля. Волны де-Бройля
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 453; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.