КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Просвещение и культура
Просвещение Развитие капитализма требовало подготовки грамотных специалистов и открытия новых учебных заведений. В 1804 г. в Казани открывается Университет. Его официальное открытие состоялось в феврале 1805 г. В университете имелось три факультета: философский, юридический, медицинский. Татар преимущественно принимали на медицинский факультет. Университет готовил чиновников, врачей, учителей. Управлял большим учебным округом, куда входили территории Поволжья, Сибири и Кавказа. Начиная со второй половины 60-х гг. при университете организуется несколько научных обществ. Это • общество врачей, а затем и • естествоиспытателей, • общество археологии, истории и этнографии (в работе которого активное участие приняли К. Насыри, Ш. Марджани, X. Фаизханов), • юридическое, • физико-математическое, • неврологическое общества. Основоположником школы органической химии стал Александр Михайлович Бутлеров. Его учениками были Владимир Васильевич Марковников и Александр Михайлович Зайцев. Мировой славой пользовался основатель казанской школы химиков Николай Николаевич Зинин (1812-§1880). В химической лаборатории университета ему впервые удалось получить в 1842 г. анилин из каменоугольного дегтя (ранее это красящее вещество добытого из растения индиго). В 1800 г. в Казань из Санкт-Петербурга переводится Азиатская типография для печатания книг на татарском и арабском языках. Она была приобретена на средства отставного поручика А. Бурашева. Через год появились первые, изданные здесь книги на арабском алфавите. Одной из первых книг стал букварь и этимология татарского языка И. Хальфина. В 1804 г. по инициативе казанского губернатора Б.Мансурова открывается русская типография. Здесь печатались местные газеты, журналы, документы губернской администрации. Создаётся университетская типография(1804) – печатаются учебники, научные журналы («Ученые записки», «Записки Казанского экономического общества»), статьи и т.д. Впоследствии в Казани были открыты частные типографии. Появление типографий способствовало развитию издательского дела и периодической печати. В первой половине XIX в. появились - газеты – «Казанские известия», (1811 г. – являлись первой провинциальной газетой в России); «Казанские губернские ведомости», (1838 г – правительственная газета); «Казанский биржевой листок», «Камско-Волжская газета», «Волжско-Камское слово», «Казанские новости»). - журналы – «Казанский вестник», «Заволжский муравей». Развивалась татарская художественная литература – печатались произведения устного народного творчества татар, переводились на татарский язык произведения русской литературы. Развитие получает начальное и среднее образование. Возникают школы для детей русских государственных и удельных крестьян, в уездных городах создаются уездные училища. В 1835 г. открывается 2-я гимназия. ( В конце столетия в Казани действовали четыре мужских и три женских гимназии ). В 1842 г. на средства помещицы А.Н. Родионовой открывается Казанский институт благородных девиц, названный Родионовским. В 1847 г. при ферме Казанского экономического общества открывается четырехгодичное земледельческое училище (дети государственных крестьян), где получали знания по земледелию, животноводству, огородничеству, ветеринарии. Открываются Реальное училище и Соединенное промышленное училище для подготовки квалифицированных рабочих на предприятия Казани. Число татарских школ непрерывно увеличивалось. Самой знаменитой медресе в Казани была Прикабанская (Апанаевская) В 1870 г. мусульманские духовные школы, мектебы и медресе были подчинены Министерству народного образования и частично им финансировались, русский язык был включен в учебные программы национальных учебных заведений. В 1888 г. муллы могли занять свой выборный пост лишь в том случае, если они сдали экзамен по русскому языку или прошли курс обучения в русской начальной школе. Это вызвало недовольство – среди татар усилилось движение по переселению в Турцию (движение мухаджиров). Н.И. Ильминский открыл многочисленные миссионерские школы для детей крещеных татар, чувашей, удмуртов и других нерусских народов. Для них были созданы специальные алфавиты на основе кириллицы. Богослужение велось на родных языках. В 1874 г. на базе университетских кафедр был организован ветеринарный институт. К высшим учебным заведениям относились также Казанские высшие женские курсы и Казанский учительский институт. Оба эти учебные заведения были открыты в 1876 г. Татарское просветительство Во второй половине XIX в. дальнейшее развитие получает татарское просветительство, его зарождение связано с именами И. Хальфина, X. Фаизханова, М.-Г. Махмудова, С. Кукляшева. Главная цель татарских просветителей – распространение просвещения, научных и технических знаний в татарском народе, приобщение его к русской и европейской культуре, к европейским формам жизни, освобождение от устаревших традиций. Одной из крупных фигур в татарском просветительстве второй половины XIX в. был Шигабутдин Марджани (1818-1889). Он писал, что «для будущности своeгo народа мы нуждаемся в европейских знаниях, просвещении, культуре, промышленности. Умение и просвещение можно брать везде, где оно есть. Знание и просвещение не знают ни национальных, ни языковых границ». Он заявлял, что изучение светских знаний и наук не противоречит исламу, выступал против запретов музыки, изобразительного искусства. Предлагал реформировать мектебы и медресе, приобщить татар к европейской культуре к изучению русского языка. В своей школе он наряду с религией преподавал светские дисциплины. Поддерживал организацию русско-татарских школ. Ш. Марджани был крупным ученым – философом, историком. Написал труды по истории Булгарии, истории ислама, по археологии, этнографии, географии, математике, астрономии. За пропаганду гелиоцентрической теории его называли «вторым Галилеем». Неоднократно выступал на заседаниях «Общества археологии, истории и этнографии» при Казанском университете. Другим выдающимся татарским просветителем был К.Насыри, он написал учебники на татарском языке – по литературе, арифметике, геометрии, педагогике, медицине, ботанике, истории, русскому языку и др. Переводил учебники с русского языка на татарский. Занимался историей татарского народа, его фольклора. Заложил основы современного татарского литературного языка. Был действительным членом научных обществ при казанском университете – «Русском географическом обществе», «Обществе археологии, истории и этнографии». Выпускал настольные календари – маленькие «энциклопедии знаний». Заложил основы татарской периодической печати.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 267; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |