Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция №7. Спорт. Индивидуальный выбор спорта или систем физических упражнений




Участие в соревнованиях в процессе самостоятельных занятий

Спортивно-тренировочные формы занятий распространены преимущественно среди лиц молодого возраста, а также среди лиц зрелого возраста, ранее активно занимавшихся физическими упражнениями и спортом. Эти формы предусматривают регулярную учебно-тренировочную работу, достижение спортивных результатов, с учетом спортивных интересов занимающихся; предъявляют определенные требования к уровню их физической и спортивной подготовленности; участие в спортивных соревнованиях.

Спортивные соревнования оказывают большое воздействие на занимающихся благодаря интенсивным физическим нагрузкам и повышенной эмоциональности. Соревнования завершают определенный период или этап учебно-тренировочных занятий. К участию в них допускаются спортсмены, прошедшие соответствующую учебно-тренировочную подготовку и имеющие разрешение врача.

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ «СПОРТ» Слово «спорт» пришло в русский язык из английского (sport) -вольного сокращения первоначального слова disport — игра, развлечение.Вот эта первооснова английского слова и вносит разночтение, отсюда —различное толкование термина «спорт». В зарубежной печати с этимпонятием объединяется «физическая культура» в ее оздоровительном,рекреационном (восстановительном) аспектах. В отечественнойпопулярной периодике и литературе, на телевидении и радио физическаякультура и спорт трактуются по-разному, но иногда отождествляются.Однако в специальной литературе по физической культуре и спортукаждое из этих понятий имеет четкое определение. «Спорт» — обобщенное понятие, обозначающее один изкомпонентов физической культуры общества, исторически сложившийсяв форме соревновательной деятельности и специальной практикиподготовки человека к соревнованиям. Спорт от физической культуры отличается тем, что в нем имеетсяобязательная соревновательная компонента. И физкультурник, испортсмен могут использовать в своих занятиях и тренировках одни и теже физические упражнения (например, бег), но при этом спортсмен всегдасравнивает свои достижения в физическом совершенствовании с успехамидругих спортсменов в очных соревнованиях. Занятия же физкультурниканаправлены лишь на личное совершенствование безотносительно кдостижениям в этой области других занимающихся. Вот почему мы неможем назвать спортсменом бодрого старичка, передвигающегося поаллеям сквера медленным бегом или быстрой ходьбой. Этот уважаемыйчеловек не спортсмен, он физкультурник, использующий ходьбу и бег дляподдержания своего здоровья и работоспособности. Современный спорт выступает: и как средство оздоровления, и каксредство психофизического совершенствования, и как действенноесредство отдыха и восстановления работоспособности, и как зрелище, икак профессиональный труд. Современный спорт подразделяется на массовый и спорт высшихдостижений. Именно многогранность современного спорта заставилаввести эти дополнительные понятия, раскрывающие сущность его от-дельных направлений, их принципиальное отличие. МАССОВЫЙ СПОРТ. СПОРТ ВЫСШИХ ДОСТИЖЕНИЙ Массовый спорт дает возможность миллионам людей совершенствоватьсвои физические качества и двигательные возможности,укреплять здоровье и продлевать творческое долголетие, а значит,противостоять нежелательным воздействиям на организм современногопроизводства и условий повседневной жизни. Цель занятий различными видами массового спорта — укрепитьздоровье, улучшить физическое развитие, подготовленность и активноотдохнуть. Это связано с решением ряда частных задач: повыситьфункциональные возможности отдельных систем организма, скорректировать физическое развитие и телосложение, повысить общую ипрофессиональную работоспособность, овладеть жизненно необходимымиумениями и навыками, приятно и полезно провести досуг, достичьфизического совершенства. Задачи массового спорта во многом повторяют задачи физическойкультуры, но реализуются спортивной направленностью регулярныхзанятий и тренировок. К элементам массового спорта значительная часть молодежи приобщается еще в школьные годы, а в некоторых видах спорта даже вдошкольном возрасте. Именно массовый спорт имеет наибольшее распространение в студенческих коллективах. Как показала практика, обычно в нефизкультурных вузах страны всфере массового спорта регулярными тренировками во внеурочное времязанимаются от 10 до 25% студентов. Ныне действующая программа поучебной дисциплине «Физическая культура» для студентов высшихучебных заведений позволяет практически каждому здоровому студенту истудентке любого вуза приобщиться к массовому спорту. Это можносделать не только в свободное время, но и в учебное, причем вид спортаили систему физических упражнений выбирает сам студент. Наряду с массовым спортом существует спорт высших достижений,или большой спорт. Цель большого спорта принципиально отличается от цели массового.Это достижение максимально возможных спортивных результатов илипобед на крупнейших спортивных соревнованиях. Всякое высшее достижение спортсмена имеет не только личноезначение, но становится общенациональным достоянием, так как рекордыи победы на крупнейших международных соревнованиях вносят свойвклад в укрепление авторитета страны на мировой арене. Поэтому нетничего удивительного в том, что крупнейшие спортивные форумысобирают у экранов телевизоров всего мира миллиардные аудитории, асреди прочих духовных ценностей столь высоко ценятся и мировыерекорды, и победы на чемпионатах мира, и лидерство на Олимпийскихиграх. Нельзя не сказать еще об одной общественной ценности большогоспорта, которая обычно остается в тени. Сегодня спорт высших достижений -пока единственная модель деятельности, при которой у вы-дающихся рекордсменов функционирование почти всех систем организмаможет проявляться в зоне абсолютных физиологических и психическихпределов здорового человека. Это позволяет не только проникнуть в тайнымаксимальных человеческих возможностей, но и определить путирационального развития и использования имеющихся у каждого человекаприродных способностей в его профессиональной и общественнойдеятельности, повышения общей работоспособности. Для выполненияпоставленной цели в большом спорте разрабатываются поэтапные планымноголетней подготовки и соответствующие задачи. На каждом этапеподготовки эти задачи определяют необходимый уровень достиженияфункциональных возможностей спортсменов, освоение ими техники итактики в избранном виде спорта. Все это суммарно должно реализоватьсяв конкретном спортивном результате. ЕДИНАЯ СПОРТИВНАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ Чтобы сравнить уровень достигнутых результатов как в однойспортивной дисциплине, так и между различными видами спорта, используется единая спортивная классификация. Действующая спортивная классификация включает в себя почти всекультивируемые в стране виды спорта. В ней весьма условно, в единойградации по спортивным званиям и разрядам представлены нормативы итребования, характеризующие уровень подготовленности спортсменов, ихспортивные результаты и достижения. Условность сведения в единую систему спортивных разрядов и званийразнохарактерных видов спорта (например, марафонский бег - тяжелаяатлетика) сочетается с научностью такой систематизации, котораяопирается на статистическую достоверность установленной трудоемкостии реальных сроков достижения одного и того же разряда. Так, звание«мастер спорта» одаренные молодые люди получают обычно после 6—8лет регулярной и напряженной спортивной подготовки. Реальновозможные сроки достижения нормативов и требований отдельныхразрядов и званий — это и определенные временные ориентиры, как дляначинающих, так и для высококвалифицированных спортсменов.Продвижение спортсмена от разряда к разряду служит критериемэффективности учебно-тренировочного процесса. Структура спортивной классификации предусматривает присвоениеследующих разрядов и спортивных званий (от низших к высшим). Спортивные разряды: 5-й, 4-й разряды (только в шахматах и шашках; 3-й, 2-й, 1-й разряды, «кандидат в мастера спорта». Спортивные разряды необходимо подтверждать. Спортивные звания: «мастер спорта», «мастер спорта международного класса» (к этому званию приравнивается звание «гроссмейстер» вшахматах и шашках). За особо выдающиеся спортивные достиженияприсваивается звание «заслуженный мастер спорта России». Спортивныезвания присваиваются пожизненно. Для присвоения указанных разрядов и званий в одних видах спортанеобходимо выполнить разрядные нормативы и требования, а в другихтолько разрядные требования. Разрядные нормативы обычно выражены вмерах времени, длины, веса и других количественных показателях.Разрядные требования определяются такими положениями: - занять определенное место на соревнованиях того или иного масштаба; - добиться определенного количества побед над спортсменами соответствующих разрядов. Спортивная классификация носит подвижный, динамичный характер. Периодически в нее вносятся коррективы, связанные со спортивнойпрактикой, на которую влияют прогрессивные изменения в теории ипрактике подготовки спортсменов, их техническая оснащенность и др. Особенно следует отметить наличие спортивной классификации и понациональным видам спорта. Национальные виды спорта культивируютсяв отдельных регионах Российской Федерации. В их основе лежаттрадиционные народные упражнения и игры, исторически связанные сукладом жизни и особенностями труда людей в условиях данных регионов.Некоторые из этих видов спорта требуют незаурядной физической испециальной спортивно-технической подготовленности. Так, «северноемногоборье», которое особенно распространено в оленеводческих районахКрайнего Севера, включает в себя многократные прыжки на двух ногахчерез нарты, метание топорика на дальность, набрасывание аркана(тынзяня) на вертикально стоящий шест — хореи (служащий дляуправления оленьей упряжкой). Во многих республиках РФ ежегоднопроводится множество оригинальных спортивных соревнований понациональным видам спорта (борьба и многие другие). В центральных регионах России известны такие национальныеигры, как «лапта», «городки». Можно привести и еще немало подобныхпримеров национальных видов спорта и в других регионах страны.Наиболее распространенные из них представлены в Единой спортивнойклассификации. Звание мастера спорта по этим видам присваивается нафедеральном уровне, хотя культивируются они, например, только вЯкутии, Татарстане или Дагестане. Спортивные разряды присваиваютсярегиональными спортивными организациями, т.е. на местах. СТУДЕНЧЕСКИЙ СПОРТ И ЕГО ОРГАНИЗАЦИОННЫЕОСОБЕННОСТИ Возрастные особенности студенческой молодежи, спецификаучебного труда и быта студентов, особенности их возможностей и условийзанятий физической культурой и спортом позволяют выделить в особуюкатегорию студенческий спорт.Организационные особенности студенческого спорта: - доступность и возможность заниматься спортом в часы обязательныхучебных занятий по дисциплине «Физическая культура»(в основном учебном, подготовительном, специально-медицинскомотделениях, учебно-тренировочные занятия в спортивном учебномотделении); - возможность заниматься спортом в свободное время от учебныхакадемических занятий в вузовских спортивных секциях и группах, атакже самостоятельно; - возможность систематически участвовать в студенческих спор-тивных соревнованиях доступного уровня (в учебных зачетныхсоревнованиях, во внутри- и вневузовских соревнованиях по избраннымвидам спорта). Вся эта система дает возможность каждому практически здоровомустуденту сначала познакомиться, а затем выбрать вид спорта для регулярныхзанятий. Спорт в высшем учебном заведении Учебная программа по физической культуре предусматриваетсвободу выбора видов спорта для студентов основного и спортивногоотделений. После периода активной теоретико-методической иобщефизической подготовки на I курсе студентам предлагаетсясамостоятельно выбрать вид спорта или систему физических упражненийдля систематических занятий в процессе обучения в вузе. Мотивация выбора того или другого вида спорта у каждого студента,конечно, своя, но принципиально в этом процессе то, что «не менявыбирают, а Я выбираю». Поэтому, например, студенту с «небаскетбольным» ростом, желающему заниматься баскетболом (где всегда имели преимущество высокорослые), никто не вправе отказать в его желании. Спортивная подготовка проводится в учебном спортивномотделении, куда зачисляются наиболее физически подготовленныестуденты. Для того чтобы быть зачисленным в это отделение, недостаточно только личного желания студента, необходима определеннаяпредварительная спортивная подготовленность или одаренность длязанятий избранным видом спорта. Иными словами, в этом случае нетолько «ты выбираешь, но и тебя выбирают». Это связано с тем, что передстудентами, занимающимися в группах спортивного учебного отделения,ставятся задачи повышения спортивной квалификации, регулярногоучастия в спортивных соревнованиях за команду факультета, вуза. Запись студентов в спортивное отделение добровольная, так какучебно-тренировочные занятия связаны с дополнительной затратойсвободного времени. Занятия, как правило, организуются вне общевузовского учебного расписания и в большем объеме, чем это предусмотрено программой по учебной дисциплине «Физическая культура». Спорт в свободное время студентов. Разновидности занятий иих организационная основа Спорт в свободное время — неотъемлемая часть физическоговоспитания студентов. Такие занятия проходят на самодеятельной основе,без каких-либо условий и ограничений для студентов. В свободное времястуденты могут заниматься в спортивных секциях, группах подготовки поотдельным видам спорта. Эти секции организуются и финансируются ввузах администрацией, коммерческими структурами, спонсорами.Инициаторами организации таких секционных занятий, определения ихспортивного профиля чаще всего выступает спортивный клуб, кафедрафизического воспитания. Самостоятельные занятия — одна из форм спортивной подготовки. Внекоторых видах спорта такая подготовка позволяет значительно со-кратить временные затраты на организованные тренировочные занятия ипроводить их в наиболее удобное время. Самостоятельная спортивнаяподготовка не исключает возможность участия во внутривузовских ивневузовских студенческих соревнованиях. СТУДЕНЧЕСКИЕ СПОРТИВНЫЕ СОРЕВНОВАНИЯ Спортивные соревнования — одна из наиболее эффективных форморганизации массовой оздоровительной и спортивной работы.Соревнования выступают не только как форма, но и как средствоактивизации общефизической, спортивно-прикладной и спортивнойподготовки студентов. Спортивные результаты — это показатель качества и эффективностипсихофизической подготовки студента, проводимой на учебно-тренировочных занятиях. В условиях состязаний студенты более полнодемонстрируют свои физические возможности. Именно поэтому приемнормативов по общей физической подготовке на учебных занятияхосуществляется в соревновательной обстановке на зачетныхсоревнованиях в учебной группе или на учебном потоке.Таким образом,спортивные соревнования могут выступать и как средство подготовки, икак метод контроля эффективности учебно-тренировочного процесса. Система студенческих спортивных соревнований

Спортивные соревнования являются одной из наиболее эффективных форм организации массовой оздоровительной, физкультурной и спортивной работы. В нашей стране су­ществует определенная организация спортивных соревнова­ний. Все крупнейшие соревнования можно разделить на три группы.

Первая группа - комплексные соревнования с зачетом по многим видам спорта. К ним относятся: спартакиады наро­дов России (летние, зимние), всероссийские студенческие спортивные игры.

Вторая группа - соревнования на первенство России (чемпионаты России) по всем культивируемым видам спорта. По некоторым видам дополнительно проводятся соревнования на кубок России.

Третья группа - соревнования всероссийского масшта­ба, посвященные юбилейным датам в жизни нашей страны, а также на призы, учрежденные различными организациями. На эти спортивные соревнования могут приглашаться зару­бежные спортсмены.

Все эти соревнования проводятся в три этапа, что дает возможность каждому гражданину России, прошедшему соот­ветствующую подготовку (тренировку) и допущенному врачом, принять в них участие.

Первый этап - соревнования в коллективах физи­ческой культуры средних школ, средних специальных и выс­ших учебных заведений, промышленных предприятий, уч­реждений. На этом этапе достигается наибольшая массовость участия населения России в спортивных соревнованиях.

Второй этап - соревнование на первенство районов, городов, областей, краев, республик.

Третий этап - финальные соревнования на первенство России.

По характеру зачета и определению результатов все спортивные соревнования делятся на личные, лично-командные и командные. По форме проведения соревнования могут быть открытыми, очными и заочными; одноразовыми и традиционными; однодневными и многодневными; официаль­ными и товарищескими (тренировочными).

В системе физического воспитания студентов ВУЗов спортивные соревнования занимают большое место. Только четко организованные спортивные соревнования могут полностью выполнить свои функции и обеспечить достижение участниками наивысших спортивных результатов. Успешное проведение спортивных соревнований зависит от уровня подготовительной организационной работы, которая складывается из многих пунктов: составление календарного плана спортивных соревнований; разработка положений о соревнованиях; составление сметы расходов на каждое соревнование; образование оргкомитета по подготовке и проведению соревнований; подбор судейской коллегии и организация ее работы; обеспечение оповещения о соревнованиях (афиши, информации в газету, на радио, телевидение и т.д.).

Вся система студенческих спортивных соревнований построена наоснове принципа «от простого к сложному», т.е. от внутривузовскихсоревнований (зачастую по упрощенным правилам) к межвузовским,российским, международным. Внутривузовские спортивные соревнования включают в себясоревнования между курсами, факультетами. В зависимости отсодержания «Положения о соревновании» состязания могут быть командными или лично-командными, доступными каждому студенту. Но влюбом случае на первых этапах этой системы внутривузовскихсоревнований может участвовать каждый студент основного отделения,вне зависимости от уровня его спортивной подготовленности. В межвузовских соревнованиях участвуют и соревнуютсясильнейшие студенты-спортсмены в составе сборных команд вуза повидам спорта. Целевые задачи межвузовских состязаний, как и их спортивныйуровень, могут быть самыми различными: к примеру, товарищескиеспортивные встречи между студентами разных вузов или междукомандами однопрофильных учебных заведений, открытые соревнованиявуза по виду спорта. Цель подобных соревнований — скорее установитьличные контакты между будущими коллегами по профессии, чем выяснятьспортивное преимущество. Однако может быть поставлена и спортивнаязадача — добиться наилучшего спортивного результата на соревнованияхмежду вузами города. Этим определяется уровень спортивнойподготовленности студентов каждого вуза, а следовательно, и характеротношения администрации вуза к спортивным интересам своих студентови к созданию необходимых условий для их спортивногосовершенствования. Олимпийские игры — самые авторитетные и представительные международные спортивные соревнования. В составе олимпийской командыбывшего СССР всегда успешно выступали студенты-спортсмены. Начинаяс XIX Олимпийских игр 1968 г. в Мехико в составе команды было 45—48% студентов. СТУДЕНЧЕСКИЕ СПОРТИВНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ В организации и проведении учебно-тренировочной работы испортивных соревнований студентов во внеучебное время активноеучастие принимают как общественные студенческие спортивные, так инеспортивные организации и объединения. От активности внутривузовской общественной организации -спортивного клуба во многом зависит спортивная жизнь студентов вучебном заведении. Ректорат и кафедра физического воспитанияоказывают ему возможную материальную, методическую и практическуюпомощь как в работе отдельных спортивных секций и групп, так и ворганизации проведения соревнований. Значительную роль в организации межвузовских спортивных со-ревнований играет общественное объединение студентов и работниковвысших учебных заведений — Российский студенческий спортивный союз(созданный в конце 1993 г.) и его региональные организации. В его Уставезаписано, что основная цель Союза — консолидация усилий всехзаинтересованных организаций в развитии физкультурно-оздоровительнойработы, студенческого спорта, гармонизация физического и духовноговоспитания, укрепление здоровья студенческой молодежи в высшихучебных заведениях и подготовка спортсменов для участия всоревнованиях различного уровня. Именно по результатам студенческих спортивных соревнований,проводимых Союзом, определяется и состав команды студентов нароссийские и международные спортивные соревнования.

ВСЕМИРНЫЕ СТУДЕНЧЕСКИЕ СПОРТИВНЫЕ ИГРЫ (УНИВЕРСИАДЫ)

Международная конференция студентов, соб­равшаяся после окончания первой мировой войны по инициативе французского спортивного деятеля Жана Петижана впервые учредила проведение Всемирных спортивных студенческих игр.

Первые соревнования состоялись в 1924 году в Варша­ве по трем видам спорта: легкой атлетике, плаванию, фехто­ванию. В дальнейшем студенческие спортивные состязания проводились в 1927 году в Риме; 1930 году в Дортмунде; в 1933 г. в Турине; в 1937 г. в Париже; в 1939 г. в Монте-Карло.

Вторая мировая война прервала проведение Всемирных студенческих спортивных игр. В период до второй миро­вой войны советские спортсмены не участвовали в этих состя­заниях, так как усилиями империалистических государств со­ветские студенческие спортивные организации не допускались к участию в работе Международной федерации университетского спорта (ФИСУ).

Впервые на студенческих соревнованиях советские спортсмены выступили в 1957 г. в Париже, когда в честь 100-летнего юбилея университетской организации Франции были проведены Всемирные студенческие спортивные игры. В этих соревнованиях советские спортсмены участвовали еще не являясь членами ФИСУ.

В 1959 году ассамблея Международной федерации университетского спорта, собравшаяся в Турине (Италия) приняла в свои ряды студенческие организации: Болгарии, Венгрии, Польши, Румынии, СССР и Чехословакии, а впо­следствии и других социалистических стран.

По решению Генеральной ассамблеи ФИСУ Всемирные студенческие спортивные игры проводятся один раз в два го­да: каждый нечетный год - летние и каждый четный - зимние. Играм было присвоено название "Универсиада".

При проведении Универсиад ФИСУ неуклонно при­держивается олимпийских идеалов, состязания проводятся как праздники студенческой молодежи нашей планеты. Они служат расширению международных спортивных связей, укреплению интернациональной дружбы, взаимопонимания между студентами всех стран мира.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 433; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.