Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные тенденции развития СССР в 80-е гг




Хозяйственный застой. Коммунистическая идеология представляла социалистическую экономику в виде гигантской централизованно управляемой «фабрики», которая работает на плановой основе и находится в общественной собственности. Главное преимущество социалистического хозяйства усматривалось в создании системы единого государственного планирования всех сфер производства и распределения, которое не должно было допустить присущих капитализму кризисов перепроизводства, скачкообразности и вытекающих из этого социальных потрясений. Считалось, что достичь стабильного поступательного развития можно только за счет введения государственной монополии на все производственные ресурсы, сведя к минимуму проявления рынка. Подготовкой пятилетнего плана и разработкой на его основе годовых планов для предприятий занимался особый орган управления – Госплан. Один раз в пять лет сначала очередной съезд КПСС, а затем сессия Верховного Совета СССР утверждала пятилетний план экономического развития страны. План определял те показатели, которых союзные и республиканские министерства и ведомства, государственные предприятия и колхозы должны добиться в течение предстоящей пятилетки. Их снабжением всеми необходимыми ресурсами также осуществлялось централизованно через другой орган управления – Госснаб.

Предприятия СССР торговали друг с другом и продавали свои товары населению. Но это не было рыночной торговлей. Цены на продукцию устанавливало государство, оно же определяло объемы производства и направление товарных потоков. В отличие от стран с рыночной экономикой в СССР извлечение прибыли не было главным мотивом хозяйственной деятельности предприятий. Они управлялись и стимулировались к выполнению планов исключительно административными методами. И хотя невыполнение плана могло сказаться на размерах получаемых сотрудниками премий, главным его последствием руководитель считал угрозу своей карьере. За ходом выполнения планов следили не только министерства и ведомства, но и дублирующие их комитеты КПСС. В каждом территориальном партийном комитете обязательно имелись промышленный и сельскохозяйственный отделы, которые отвечали за выполнение планов. Поскольку руководители абсолютного большинства предприятий и организаций были членами КПСС, выполнение планов считалось не только административной, но и партийной обязанностью.

К числу крайне неблагоприятных последствий для командной экономики следует отнести замедление научно-технической революции – нацеленности производства на внедрение научных достижений. Причина заключалась отнюдь не в отсутствии научно-технических достижений. Напротив, советская фундаментальная наука в те времена буквально ошеломила весь мир своими успехами. Но для внедрения этих достижений в массовое производство требовалась соответствующая мотивация - личная заинтересованность работника. Страх перед наказанием, характерный для сталинской эпохи, стал уходить в прошлое, а надежды на то, что сознательность станет массовым явлением, связывались с будущим. Следовательно, личный интерес, основывающийся на принципах мобилизационной системы, не мог стать фактором качественного изменения советской экономики.

Экономика страны по-прежнему держалась на добыче и продаже сырья, хотя Советский Союз и был на первом месте в мире по производству стали и чугуна. Как и раньше, лучшие предприятия входили в состав военно-промышленного комплекса, который оказывал серьезное влияние на внешнюю и внутреннюю политику страны. Задания одиннадцатой пятилетки (1981 — 1985 гг.) не были выполнены ни по одному показателю. Резко сократились капиталовложения в социальную сферу. В 1971 — 1985 гг. налицо была отрицательная динамика роста по важнейшим экономическим показателям. Темпы роста национального дохода составляли в восьмой пятилетке 41 %, в девятой — 28 %, в десятой — 21 %, в одиннадцатой — 17 %. Рост производительности труда в восьмой пятилетке был равен 37 %, в девятой — 25 %, в десятой — 17 %. Советская экономика опускалась до уровня простого воспроизводства, которая была способна только удовлетворять уже сложившиеся потребности населения. Между тем запросы людей постепенно росли и вступали во все более острое противоречие с возможностями отечественной экономики. Результатом этого стал хронический дефицит промышленных и продовольственных товаров, затрагивающий часто и товары первой необходимости. Хуже всего с товарным снабжением дела обстояли в отдаленных от Центра регионах – в Сибири, на Севере, Урале и Дальнем Востоке. Не последнюю роль в создании такой ситуации сыграли и сложившиеся диспропорции в советской экономике, связанные с усиливающейся гонкой вооружений. Расходы на оборону отвлекали средства и усилия от гражданского производства.

Отказ от реформ неизбежно подталкивал к рутинному решению социально-экономических проблем: отсутствие качественных товаров и продовольствия собственного производства начинает восполняться все нарастающим импортом. Советский Союз стал крупнейшим в мире импортером зерна. К середине 80-х гг. каждая третья тонна хлебопродуктов производилась из импортного зерна. СССР был вынужден заключать долгосрочные соглашения о поставках зерна, взять обязательства ежегодно закупать не менее 9 млн. т в США, 5 млн. т в Канаде, 4 млн. т в Аргентине. Источником средств для закупок за рубежом становятся в первую очередь доходы от вывоза топлива и полезных ископаемых. В связи с этим главным приоритетом промышленного развития становится добывающий, в первую очередь топливно-энергетический комплекс. Начинается ускоренное развитие нефте- и газодобычи в Западной Сибири. Одновременно стремительный рост происходил и в других отраслях сырьевого производства - угольной, лесопромышленной, добыче и обработке цветных металлов. В развитии топливно-энергетического комплекса, в освоении природных богатств Сибири были достигнуты грандиозные успехи. По сей день основу российской экономики составляют добывающие отрасли. Все эти мероприятия проводились за счет отставания тех отраслей, которые определяли научно-технический прогресс: электроники, машиностроения, робототехники и др.

В 60-е гг. — первой половине 80-х возникла глубокая потребность в социально-экономическом обновлении, в выработке новой политики, новых приоритетов. Однако эта потребность не была реализована. В результате все более усиливались деформации в экономической и социальной жизни. Страна в области экономики шла к стагнации, данный период получил название «хозяйственный застой», нарастали кризисные явления. 20 лет (1964-1984) оказались периодом упущенных возможностей, когда СССР окончательно и бесповоротно отстал от передовых стран мира.

 

Политический застой. В 1977 г. была принята Конституция СССР, в основу которой была положена концепция «развитого социализма». По Конституции политическую основу государства составляли советы народных депутатов.Ядром политической системы общества «развитого социализма» называлась Коммунистическая партия. Статья шестая Основного закона закрепляла за КПСС роль руководящей и направляющей силы общества. Однако в реальной жизни авторитет Коммунистической партии падал, в стране росло недовольство. Бюрократия времен «застоя» характерна тем, что высшее руководство страны в большинстве своем стало состоять из очень пожилых людей. Средний возраст членов Политбюро достиг 68 лет. Многие из них страдали тяжелыми болезнями, в том числе и сам Л.И. Брежнев, который в 1976 году перенес инсульт. На фоне всего этого происходит стремительное разложение властных и управленческих структур, правоохранительных органов, хозяйственных, научных, учебных учреждений. Взяточничество, хищения государственного имущества, фальшивая отчетность о состоянии экономики, установление связей представителей власти с преступным миром - все это достигло таких размеров, что становится невозможным предотвращать скандальные ситуации. В 60 — 80-е г. резко усилилась роль партийно-административной бюрократии, серьезный кризис поразил Коммунистическую партию. Советское государство нуждалось в создании качественно новой политики, в кардинальных экономических, социальных и культурно-идеологических реформах, а Генеральный секретарь коллекционировал награды и титулы, получал знаки Маршала Советского Союза и — в мирное время — четыре золотые звезды Героя Советского Союза и высший военный орден Победы. Абсолютная власть Генерального секретаря ЦК КПСС лишила его способности к критической самооценке. В стране установилась поистине «геронтократия» (власть стариков).

Смерть Л.И. Брежнева в 1982 г. привела к власти Ю.В. Андропова, который был избран Генеральным секретарем ЦК КПСС и Председателем Президиума Верховного Совета СССР, с 1967 по 1982 года он являлся председателем КГБ СССР. Вес Андропова в кругах руководства страны, во-первых, определял тем влиянием, которое он приобрел благодаря руководству органами госбезопасности. Во-вторых, сыграли свою роль его личные качества: ум, высокая образованность, аскетизм в сочетании с авторитарностью и нетерпимостью к инакомыслию. Личность Андропова отвечала интересам различных группировок внутри ЦК и Политбюро. Он четко обозначил приоритеты новой политики: «Хотя нельзя все сводить к дисциплине, но начинать надо именно с нее». В первой половине 1983 г. развернулась кампания по укреплению трудовой дисциплины. Устраивались облавы в кинотеатрах, банях, магазинах с целью выявления тех, кто находился там в рабочее время. Советские граждане узнали о масштабах выявленных злоупотреблений. В ходе операции «Паутина» были доказаны многомиллионные хищения в торговле, которые имели массовый характер. Широкий резонанс имели такие расследования, как «узбекское дело», обнаружившее многолетние масштабные махинации с хлопком, «краснодарское дело», «дело руководства МВД». Борьба с коррупцией сопровождалась серьезным кадровым обновлением – в среднем более 30% партийных функционеров были вынуждены оставить свои посты. Впервые за долгие годы прозвучали объективные оценки состояния советского общества, признания противоречий и накопившихся проблем. Но правление Андропова продолжалось менее полутора лет. В феврале 1984 г. Ю.В. Андропов, страдавший множеством хронических болезней, ушел из жизни.

После его кончины в 1984 г. преемником стал К.У. Черненко. Год его пребывания у власти (1984 — 1985 гг.) не принес никаких ощутимых событий ни во внутренней, ни во внешней политике. В 1985 г. Генеральным секретарем после смерти К.У. Черненко стал самый молодой член Политбюро 54-летний М.С. Горбачев. 11 марта прошло заседание Политбюро. Первым слово взял Громыко и предложил на пост генерального секретаря кандидатуру Горбачева. Все члены Политбюро поддержали это предложение, и в тот же день пленум ЦК КПСС единогласно избрал М.С. Горбачева руководителем партии. Похоронив трех генеральных секретарей за 28 месяцев, партийная верхушка осознала неизбежность передачи кормила власти в руки нового поколения руководителей.

С приходом к власти М.С. Горбачева закончилась целая эпоха в развитии Советского государства. «Брежневский» период строительства «развитого социализма» ассоциируется с понятием «застоя». Именно этот термин появился в период перестройки для характеристики предшествующих полутора десятилетий. Однако время «застоя» было в реальности весьма противоречивым, полным контрастов. Говоря о нем нельзя не видеть, с одной стороны, добросовестного труда миллионов советских людей, позволившего создать целые отрасли промышленности, возводить новые предприятия, делать научные открытия, а с другой — снижения темпов экономического роста, стагнации, «остаточного принципа» в социальной сфере, сложной международной обстановки.

 

Ускорение социально-экономического развития. Уже через месяц после избрания на апрельском (1985 г.) пленуме ЦК КПСС М.С. Горбачев обозначил основные контуры нового курса, объявил о реформировании системы. Новый генеральный секретарь выдвинул идею ускорения социально-экономического развития СССР. Под его руководством была пересмотрена программа КПСС и разработана ее новая редакция, утвержденная ХХVII съездом КПСС (25 февраля – 6 марта 1986 года). Новая редакция снимала задачу непосредственного строительства коммунизма. Основной упор делался на планомерное и всестороннее совершенствование социализма на основе ускорения социально-экономического развития страны.

Взяв курс на ускорение социально-экономического развития, новое руководство СССР разработало план двенадцатой пятилетки (1986-1990) по аналогии с довоенными пятилетками – с обширной строительной программой, как план «второй индустриализации». План был одобрен ХХVII съездом КПСС и после утверждения Верховным Советом СССР стал законом. Главное внимание в плане было уделено тяжелой промышленности. Роль ключевого звена реконструкции народного хозяйства отводилась машиностроению. Перейти от производства отдельных станков к производственным комплексам и промышленным роботам, подвести новый класс машин под народное хозяйство, придав ему ускорение, - такова была «генеральная линия» М.С. Горбачева и Н.И. Рыжкова (председателя Совета Министров СССР в 1985-1990 гг.) в 1985-1986 гг. Реализация этой линии требовала больших капиталовложений, а также энтузиазма трудящихся. Действовали в основном привычными методами административного руководства. Убедившись, что моральное поощрение выпуска высококачественной продукции путем введения государственного Знака качества ожидаемого эффекта не дало, правительство 12 мая 1986 г. ввело государственную приемку готовой продукции.

Для выполнения плана пятилетки необходимо было наращивать доход темпами не ниже 4% в год. Однако выдержать этот темп не удалось. Падение темпов в значительной мере было связано с развернувшейся в 1985 г. под руководством члена Политбюро ЦК КПСС Е.К. Лигачева кампанией по борьбе с пьянством и алкоголизмом. Свертывание государственного производства спиртного подорвало бюджет, который недополучил десятки миллиардов рублей, привело к массовому росту самогоноварения и сахарному дефициту. М.С. Горбачев называл сумму 7 млрд. рублей бюджетных потерь, Н.И. Рыжков – 67 млрд. руб., В.С. Павлов – 200 млрд. руб. К осени 1988 г. правительство было вынуждено снять ограничения на продажу спиртных напитков.

Начало правление М.С. Горбачева было омрачено страшными катастрофами: взрывом атомного реактора на Чернобыльской атомной электростанции 26 апреля 1986 года; гибелью пассажирского теплохода «Адмирал Нахимов» близ Новороссийска. Во всех случаях причиной катастроф стала халатность конкретных исполнителей в результате отсутствия должной дисциплины. Затраты на ликвидацию последствий сказались на бюджете страны. В 1989 г. Н.И. Рыжков на заседании Политбюро назвал цифру расходов в 8 млрд. рублей.

На уменьшение темпов роста национального дохода повлияли и другие обстоятельства. Неблагоприятная экономическая конъюнктура сложилась и на мировом рынке. Резко упали цены на нефть — важнейший предмет советского экспорта. Вызванное им сокращение валютных доходов СССР совпало с увеличением капиталовложений в машиностроение, сокращением закупок товаров народного потребления за рубежом. Следствием этого становился сначала финансовый, а затем экономический кризис.

Попытки совершенствования методов управления экономикой путем централизации (создание бюро Совета Министров по машиностроению, Госагропрома) не принесли предполагаемых результатов. После кратковременного подъема 1985-1986 гг. темпы развития экономики начали резко снижаться.

 

Перестройка. Уже в 1987 г. возникла угроза срыва курса на ускорение. В декабре 1987 г. промышленное производство сократилась на 6% по сравнению с декабрем 1986 г. Поэтому было решено перейти к перестройке экономической системы как главному средству достижения ускорения. Отныне ускорение становилось целью, а перестройка рассматривалась как средство ее достижения. Экономические изменения осуществлялись в трех направлениях:

- Повышение экономической самостоятельности государственных предприятий.

- Развитие частной инициативы и предпринимательства в тех сферах, где оно было «социально оправдано».

- Привлечение иностранных инвестиций путем создания совместных предприятий.

Осенью 1986 г. Верховный Совет СССР принял закон об индивидуальной трудовой деятельности. Государство разрешало гражданам работать не на государственных предприятиях и не в коллективных хозяйствах, а индивидуально, на самих себя. Второй шаг экономической реформы – Закон о государственном предприятии (объединении) 1987 г., предоставивший значительные права предприятиям и их трудовым коллективам. Предприятия должны были стать самостоятельными хозяйственными единицами, не централизованно, а самостоятельно выбирать себе партнеров, закупать сырье и реализовывать продукцию. Однако цены как важнейший рычаг социальной политики государство не решилось сделать свободными, что существенно снижало хозяйственную самостоятельность предприятий.

Предприятия получили право внешнеэкономических связей, в том числе создания совместных предприятий и свободной продажи части своей продукции на внешнем рынке. Государство, таким образом, ослабило монополию на внешнюю торговлю, введенную еще в 1918 г. В то же время большинство производимой продукции, а в иных случаях ее всю государство включало в госзаказ, выводило из свободной продажи, что лишало предприятия свободы самофинансирования. Но было обещано госзаказ постепенно сокращать, включая предприятия в хозрасчетные отношения. Трудовые коллективы получили право (в 1990 г. ликвидировано) выбирать руководителей всех рангов и рабочего контроля деятельности администрации.

Закон о кооперации был принят Верховным Советом СССР в мае 1988 г. по докладу Рыжкова. Кооперативы платили государству лишь налоги, в то время как государственные предприятия, кроме налогов, автоматически перечисляли часть прибыли государству. Поэтому кооперативы оказались в выигрышном положении – они могли платить работникам зарплату в 2-3 раза выше, чем на госпредприятиях. Кооперативы стали главным каналом перевода безналичных денег в наличные, что заставило правительство резко увеличить денежную эмиссию. До этого миллиарды безналичных рублей на счетах госпредприятий существовали только для взаиморасчетов между ними. Теперь огромная денежная масса направилась на потребительский рынок. Менее чем за год опустели полки в магазинах и склады. Социально-экономическая ситуация в стране резко обострилась Кооперативы демонополизировали право госпредприятий на внешнеэкономическую деятельность. Это право использовалось для перекачки товаров и денег за рубеж.

В 1989 году началась социально-экономическая перестройка аграрного сектора. На мартовском (1989) пленуме ЦК КПСС было решено отказаться от сверхцентрализованного управления агропромышленным комплексом, распустить созданный в 1985 г. Госагропром СССР. Признавалось равенство пяти форм хозяйствования на земле: совхозов, колхозов, агрокомбинатов, кооперативов, крестьянских (фермерских) хозяйств.

Данные реформы оказались губительны для экономики. Освободившись от контроля, директора многих предприятий первым делом повысили зарплаты себе и своим подчиненным. Потребление в целом стало расти быстрее, чем производство. Установились прочные связи директоров предприятий с криминалом.

На рубеже 1989-1990 гг. стало очевидным, что необходим переход к рынку во всех отраслях народного хозяйства (кроме оборонной и тяжелой промышленности). Однако государство не торопилось отказываться от монополии на управление экономикой. В связи с этим была сделана попытка найти золотую середину - провозглашен переход к модели «регулируемого рынка», т. е. план и рынок должны были сочетаться. Эта идея была закреплена постановлением Верховного Совета СССР «О концепции перехода к регулируемой рыночной экономике в СССР» в июне 1990 г. В основе концепции лежала программа «арендизации экономики» (главный разработчик Л.И. Абалкин), которую предстояло реализовывать с 1991 до 1995 г. Предполагалось перевести на аренду 20 % промышленных предприятий. На первом этапе (1990-1992 гг.) планировалось использовать как директивные методы управления, так и экономические рычаги, роль которых постепенно должна возрастать. На втором этапе (1993-1995 гг.) ведущее место отводилось уже экономическим методам руководства.

В июле 1990 г. на встрече Президента СССР М.С. Горбачева и председателя Верховного Совета РСФСР Б.Н. Ельцина была достигнута договоренность о разработке альтернативной программы. Была создана комиссия под руководством академика С.С. Шаталина и заместителя председателя Совета Министров РСФСР Г.А. Явлинского. Комиссия Шаталина – Явлинского подготовила общесоюзную «Программу 500 дней». В качестве первого решающего шага предусматривалась стабилизация финансово-денежной системы. Цены на основные продукты и товары планировалось сохранить неизменными, по мере стабилизации рубля они должны были «отпускаться» по группам товаров при сохранении контроля над ценами на другие товары. В программе были предусмотрены такие меры, как разгосударствление и приватизация экономики, вопросы структурной перестройки народного хозяйства, внешнеэкономической деятельности и валютной политики, социальной защиты населения. Поскольку «Программа 500 дней» предусматривала лишение государства монополии на экономическую власть, она была отклонена.

К лету 1991 года было принято более 100 законов, постановлений, указов по экономическим вопросам. Эти законы затрагивали основы экономических отношений в стране, вопросы собственности, земли, деятельности предприятий, организацию местного самоуправления и местного хозяйства. Новые рыночные законы должны были способствовать регулированию процесса децентрализации и разгосударствления собственности, ликвидации крупных промышленных монополий, созданию акционерных обществ, развитию мелких предприятий, создать условия для обеспечения свободы хозяйственной деятельности и предпринимательства. Однако большинство из них не работало из-за противодействия со стороны республиканских властей.

Если в 1986-1988 гг. национальный доход медленно, но рос, то с 1989 г. началось его падение. Реальные доходы населения стали сокращаться. В стране усилился дефицит всех товаров. Цены на них росли. Отчужденность людей от результатов своего труда возросла. Благодаря гласности все эти проблемы стали остро осознаваться. По стране прокатилась волна забастовок. В декабре 1990 г. глава правительства СССР Н.И. Рыжков слег с инфарктом.

Тупик, в который зашла экономическая реформа, был во многом обусловлен нерешительностью правительства СССР в вопросах ценовой политики. По инициативе Рыжкова в 1986 г. была запланирована реформа ценообразования путем освобождения цен прежде всего на сельскохозяйственную продукцию, отказа от государственный дотаций сельхозпроизводства. Но до весны 1991 г. союзное руководство так и не решилось на реформу, опасаясь социальных потрясений, которые тем не менее начались и были вызваны растущим товарным дефицитом.

В 1991 г. новый премьер-министр СССР В.С. Павлов осуществил денежную реформу. В январе 1991 г. он провел обмен старых пятидесяти- и сторублевых купюр на новые. Обмен преследовал две цели: борьба с фальшивомонетчиками, поставить под контроль и частично обесценить теневые капиталы. В апреле 1991 г. была проведена реформа розничных цен. Сохранялись действующие цены на медикаменты, некоторые виды тканей, обуви, трикотажные изделия, игрушки, бензин, керосин, электроэнергию, газ, уголь, а также на водку. На большую группу основных товаров народного потребления были установлены предельные размеры повышения цен. В среднем цены значительно выросли. Это должно было снять проблему дефицита, сведя на нет сбережения граждан, которые в 1991 г. только в Сбербанке составляли около 400 млрд. рублей. «Павловское» повышение цен сопровождалось 40-процентной компенсацией вкладов, которой можно было воспользоваться лишь с конца 1991 г. Одновременно вклады граждан были заморожены - введены ограничения на снятие средств и закрытие счетов. Однако принятые меры не спасли положение. Вместо ускорения социально-экономического развития непоследовательная и непродуманная экономическая политика Горбачева привела к падению производства, снижению уровня жизни населения и его массовому недовольству руководством КПСС. Административные методы уже не срабатывали, экономическими методами власть овладеть не сумела, все более становились необходимыми новые, политические методы руководства.

Политические реформы. Причины неудач экономической реформы М.С. Горбачев видел в сопротивлении номенклатуры. На январском пленуме ЦК КПСС (1987) М.С. Горбачев поставил задачу демократизации партии, системы управления, советского общества в целом. Таким образом, не завершив экономические преобразования, руководство страны перешло к политической реформе. Следствием такого расширения задач внутри КПСС произошло выделение радикального и консервативного крыла. В октябре 1987 г. на пленуме ЦК КПСС первый секретарь Московского горкома, кандидат в члены Политбюро Б.Н. Ельцин выступил с критикой стиля работы секретариата ЦК КПСС и персонально члена Политбюро, секретаря ЦК КПСС Е.К. Лигачева. Ельцин завершил свое выступление просьбой об отставке. Пленум осудил выступление Ельцина как политическую ошибку, однако слухи о его радикальных высказываниях широко распространились. Отставка Ельцина окружила его имя ореолом гонимого за правду.

Широким шагом на пути политической реформы стала ХIX всесоюзная партийная конференция (28 июня -1 июля 1988 г.), на конференцию оказались избраны многие получившие известность сторонники перемен, в том числе от Карелии Б.Н. Ельцин, работавший министром в правительстве СССР. Конференция приняла резолюцию «О демократизации советского общества и реформе политической системы» и «О неотложных мерах по практическому осуществлению реформы политической системы страны». Конференция постановила реформировать систему Советов, которые составляли политическую основу СССР и основу госаппарата. Обеспечение полновластия Советов было определено как решающее направление реформы политической системы. Главным решением конференции стало предложенное Горбачевым и включенное в резолюцию «О демократизации» положении о совмещении должностей председателей Советов и первых секретарей соответствующих партийных комитетов снизу доверху. Смысл этой меры состоял в том, чтобы переместить центр власти из партийных органов в Советы.

В ноябре 1988 г. были приняты законы «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) СССР» и «О выборах народных депутатов СССР». Ими кардинально перестраивался верхний этаж системы Советов. Высшим органом государственной власти становился Съезд народных депутатов (СНД) в составе 2250 человек. Съезд из своего состава избирал Верховный Совет в составе 544 человека как постоянно действующий законодательный, распорядительный и контрольный орган государственной власти (он состоял из двух равных по численности и правам палат: Совета Союза и Совет Национальностей). Должность председателя Президиума Верховного Совета СССР упразднялась, вводилась должность председателя Верховного Совета СССР, избираемого Съездом народных депутатов.

Изменения в избирательной системе предусматривали не только избрание депутатов от территориальных и национально-территориальных округов, но и прямое представительство от официально зарегистрированных общественных организаций. К их числу впервые была отнесена и КПСС. Правовое закрепление получил принцип альтернативных выборов.

26 марта 1989 г. состоялись выборы народных депутатов СССР. Они были первыми общенациональными конкурентными выборами. Предвыборная кампания сопровождалась ожесточенной полемикой в печати, на встречах с избирателями и на массовых митингах. 29 секретарей обкомов и горкомов КПСС проиграли выборы. В крупнейшем в стране Московском национально-территориальном округе победил Б.Н. Ельцин, набравший 89 % голосов.

25 мая – 9 июня 1989 г. состоялся I Съезд народных депутатов СССР. Он избрал председателя Верховного Совета СССР М.С. Горбачева, его первого заместителя А.И. Лукьянова, утвердил председателя Совета Министров СССР Н.И. Рыжкова. Сформировал комиссии по политической и правовой оценке советско-германского пакта о ненападении 1939 г., по оценке решения о вводе советских войск в Афганистан, по расследованию событий в Тбилиси 9 апреля 1989 г., по подготовке новой Конституции.

Основное значение Съезда состояло не в принятых им решениях, а в широкой политической дискуссии, транслировавшейся телевидением в прямом эфире. Академик А.Д. Сахаров предложил Съезду принять Декрет о власти и отменить статью 6 Конституции СССР о руководящей роли партии. Б.Н. Ельцин выступил с развернутой критикой положения в стране. Экономист Г.Х. Попов изложил программу радикальных экономических реформ. На всю страну прославились А.А. Собчак, А.М. Оболенский и другие ораторы. При этом большинство депутатов вовсе не разделяли радикальных настроений. Б.Н. Ельцин при выборах в Верховный Совет СССР был забаллотирован, выбранный в состав депутат из Омска А.И. Казанник взял самоотвод и тем самым уступил место Ельцину.

В последний день работы Съезда было сообщено о создании Межрегиональной депутатской группы (МДГ), объединившей 256 радикально настроенных депутатов. После Съезда главным лозунгом МДГ стала отмена статьи 6 Конституции СССР. По существу это было требования ухода КПСС от власти. Таким образом, летом 1989 г. в России возникло легальное антикоммунистическое движение. Под этим лозунгом проходили все более массовые митинги. 11 февраля 1990 г. в Москве состоялся антикоммунистический митинг, в котором по оценке участвовали полмиллиона москвичей. 25 февраля аналогичные митинги прокатились по многим городам России.

Ответом М.С. Горбачева на разворачивавшееся в России антикоммунистическое движение, на экономические трудности, межнациональные конфликты и сепаратизм стала реорганизация системы власти.. III Съезд народных депутатов СССР (12-16 марта 1990 г.) принял изложение 6 статьи Конституции следующим образом: «Коммунистическая пария Советского Союза, другие политические партии, а также профсоюзные, молодежные, иные общественные организации и массовые движения через своих представителей, избранных в Советы народных депутатов, и в других формах участвуют в выработке политики Советского государства, в управлении государственными и общественными делами». Таким образом, Конституция допускала возможность создания некоммунистической политической партии. В итоге государство переставало быть однопартийным. Одновременно в Конституцию вводилась 127-я статья, учреждающая пост Президента СССР. Тем самым в Советском Союзе устанавливался основной принцип демократии – разделение властей. Президент СССР избирался гражданами СССР на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на пять лет. Однако было принято решение избирать первого Президента СССР Съездом народных депутатов. За М.С. Горбачева проголосовали 1329 депутатов, против - 495. Остальные воздержались или отсутствовали. Таким образом, М.С. Горбачева поддержали около 60 % депутатов. Менее года назад, 25 мая 1989 г. за его избрание председателем Верховного Совета проголосовало 94 % депутатов. Результат голосования нанес болезненный удар по престижу Президента СССР.

 

Начало конституционного кризиса СССР. В мае 1990 г. в Москве начал работу I Съезд народных депутатов РСФСР. Главными вопросами стали: выборы председателя Верховного Совета РСФСР, выборы Верховного Совета РСФСР и принятие Декларации о государственном суверенитете РСФСР. 29 мая 1990 г. Б.Н. Ельцин был избран председателем Верховного Совета РСФСР в третьем туре голосования с перевесом в 4 голоса (535 – за, при необходимых 531).

12 июня 1990 г. принята Декларация о государственном суверенитете России (917 за, 13 против, 9 воздержались). Согласно Декларации, высшей целью суверенитета было обеспечение каждому человеку неотъемлемого права на достойную жизнь, свободное развитие и пользование родным языком, а каждому народу – на самоопределения в избранных им национально-государственных и национально- культурных формах.

Декларация провозгласила верховенство Конституции РСФСР и законов РСФСР на всей территории России и право республики приостанавливать на своей территории действия актов Союза ССР, вступавших в противоречие с суверенными правами РСФСР.

Декларация стала главным решением вновь избранных российских депутатов. Россия сделала первый и решительный шаг на пути к независимости и разрушению Советского Союза. Реализуя курс I Cъезда РСФСР, 24 октября 1990 г. Верховный Совет РСФСР принял закон, давший право российским органам власти приостановить действие союзных актов в том случае, если они нарушали суверенитет России. Закон предусматривал введение в действие решений высших органов государственной власти СССР, указов и других актов Президента СССР лишь после их ратификации Верховным Советом РСФСР.

Вслед за российским парламентом декларацию о суверенитете приняли: Узбекистан, Молдова, Украина, Белоруссия. Вслед за ними суверенитет провозгласили: Татарстан, Башкортостан, Бурятия, Абхазия, Грузия. Таким образом, летом – осенью 1990 г. Россия спровоцировала начало процессов распада СССР, а союзный Центр подтолкнул центробежные силы в России.

IV Съезд народных депутатов СССР в декабре 1990 г. предоставил Президенту СССР новые чрезвычайные полномочия: непосредственно руководить правительством, преобразованным в Кабинет министров; возглавлять Совет Федерации и Совет Безопасности СССР. Был учрежден пост вице-президента, на который избран Г.И. Янаев. Съезд также принял решение провести референдум о сохранении Советского Союза. Данные решения и последующие силовые акции в Вильнусе и Риге стали поводом для выступления Б.Н. Ельцина 19 февраля 1991 г. по Центральному телевидению. Заявив о том, что Президент СССР подвел страну к диктатуре, он потребовал от него уйти в отставку. Выступление Ельцина привело к расколу в российском руководстве.

17 марта 1991 г. состоялся всесоюзный референдум о сохранении СССР. Большинство россиян (71,3 %) сказали «да» сохранению СССР. 23 апреля 1991 г. в Ново-Огареве, под Москвой, было принято совместное заявление о безотлагательных мерах по стабилизации обстановки в стране и преодолению кризиса («Заявление 9+1»). Его подписали Президент СССР и руководители 9 союзных республик. К процессу не присоединились руководители Литвы, Латвии, Эстонии, Грузии, Армении и Молдавии. Заявление рассматривалось как реальный путь к сохранению обновленного Союза, к стабилизации обстановки в стране. В заявлении декларировалась необходимость не позднее 6 месяцев после подписания Союзного договора подготовить и принять новую Конституцию Союза.

Верховный Совет РСФСР решил сделать новый шаг по пути укрепления суверенитета России, учредив пост Президента РСФСР. 12 июня 1991 г. состоялись выборы Президента РСФСР. На пост президента был избран Б.Н. Ельцин.

 

ГКЧП. 2 августа 1991 г. Президент СССР объявил по Центральному телевидению, что 20 августа Россия, Казахстан и Узбекистан начнут процедуру подписания нового Союзного договора. После этого Горбачев уехал в отпуск в Крым.

19 августа 1991 г. был создан Государственный комитет по чрезвычайному положению (ГКЧП). Формально его возглавил вице-президент СССР Г.И. Янаев. В состав комитета вошли: премьер-министр В.С. Павлов, министр обороны Д.Т. Язов, министр внутренних дел Б.К. Пуго, председатель КГБ В.А. Крючков, заместитель председателя Совета обороны при Президенте СССР О.Д. Бакланов, президент Ассоциации государственных предприятий промышленности, строительства, транспорта и связи СССР А.И. Тизяков, председатель Крестьянского союза СССР В.А. Стародубцев. В «Заявлении советского руководства», переданном по ЦТ утром 19 августа 1991 г. сообщалось, что в отдельных местностях СССР в срок на 6 месяцев с 19 августа вводится чрезвычайное положение с целью положить конец «конфронтации, хаосу, анархии». На этот период высшая власть в стране переходила в руки ГКЧП, решения которого обязательны для неукоснительного исполнения всеми органами власти на всей территории СССР. По распоряжению ГКЧП в Москву были введены войска и бронетехника. Уже утром 19 августа здание Верховного Совета России стали окружать москвичи, опасаясь разгона российского парламента и готовые его защищать. В обращении «К гражданам России» Б.Н. Ельцин, председатель правительства И.С. Силаев и и.о. председателя Верховного Совета России Р.И. Хасбулатов охарактеризовали действия ГКЧП как реакционный, антиконституционный переворот с насильственным отстранением от власти законно избранного президента страны и объявили все решения ГКЧП незаконными. Б.Н. Ельцин издал указ: все решения ГКЧП не имеют силы на территории России. Вокруг Белого дома развернулось строительство баррикад. Перед лицом этой решимости ГКЧП так и не осмелились отдать приказ на штурм. Утром 22 августа 1991 г. Верховный Совет РСФСР выслал к Горбачеву в Форос делегацию во главе с вице-президентом РСФСР А.В. Руцким, чтобы привести Президента в Москву. Члены ГКЧП были арестованы. Президент СССР по Центральному телевидению отметил «выдающуюся роль Президента России, который стал в центре сопротивления заговору и диктатуре».

Распад СССР и образование СНГ. 23 августа на чрезвычайной сессии ВС РСФСР в присутствии М.С. Горбачева и вопреки его возражениям Президент России Б.Н. Ельцин подписал указ «О приостановлении деятельности Коммунистической партии РСФСР» на том основании, что она поддержала попытку государственного переворота. Фактически это был запрет КПСС. 24 августа М.С. Горбачев объявил об отставке с поста генерального секретаря ЦК КПСС и призвал партию самораспуститься. 6 ноября 1991 г. Ельцин издал указ о запрете деятельности КПСС на территории РСФСР и Компартии РСФСР.

По настоянию российского руководства 25 августа М. Горбачев ликвидировал Кабинет министров СССР. Вместо него был создан Комитет по оперативному управлению народным хозяйством во главе с премьер-министром РСФСР И.С. Силаевым.

2 сентября Президент СССР и высшие руководители 10 союзных республик выступили с заявлением, в котором фактически приостановили действие Конституции СССР, объявили переходный период для принятия новой Конституции и констатировали создание Государственного совета в составе Президента СССР и высших должностных лиц 10 республик. V Съезд народных депутатов СССР (3-5 сентября 1991 г.) принял два акта: закон «Об органах государственной власти и управления Союза ССР в переходный период» и постановление «О мерах, вытекающих из совместного заявления Президента СССР и высших руководителей союзных республик и решений внеочередной сессии Верховного Совета СССР», было решено прекратить деятельность Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР, т.е. фактически распустил высшие органы государственной власти СССР. Решения V Съезд народных депутатов СССР означало нормативное решение о разрушении СССР.

6 сентября на первом заседании Госсовета была признана независимость Латвии, Литвы, Эстонии. В том же месяце депутаты от России и других республик были отозваны из Верховного Совета СССР, председатель которого, А.И. Лукьянов также был арестован за поддержку ГКЧП. Союзные структуры власти и управления фактически перестали существовать. На территории России власть была сосредоточена в руках Президента РСФСР и Съезда народных депутатов России. Попытка Президента СССР возродить новоогаревский по доработке и подписанию нового союзного договора блокировалась как Россией, так и Украиной.

Финал ГКЧП означает завершение исторического периода, характеризуемого словом «перестройка». Задуманная окружением М. Горбачева как мера спасения СССР, акция ГКЧП ускорила его распад, позволив руководству России выступить в роли защитника законности. 8 декабря 1991 г. в Беловежской Пуще руководители трех республик (Президент России Б. Ельцин, президент Украины Л. Кравчук, председатель ВС Белоруссии С. Шушкевич) подписали Беловежское соглашение, в котором заявили о прекращении существования СССР как геополитической реальности и субъекта международного права и о создании Содружества Независимых Государств (СНГ) без единых органов власти и управления. Это соглашение открыло новую страницу российской истории. 12 декабря 1991 г. после часового обсуждения Верховный Совет РСФСР ратифицировал соглашение. 21 декабря в Алма-Ате 11 республик подписали соглашение о ликвидации СССР и создании СНГ («Алма-атинское соглашение»). 25 декабря Президент СССР сложил свои полномочия. В тот же день ВС России установил вместо РСФСР новое официальное наименование государства – Российская Федерация. Над Кремлем был поднят трехцветный российский флаг. 26 декабря Верховный Совет СССР решением одной палаты (Совета Союза, председатель К. Лубенченко) официально признал роспуск СССР и самоликвидировался.

Духовная жизнь СССР в 80-е годы XX века. 1985 год стал рубежным в духовной жизни СССР. Провозглашенный принцип гласности создавал условия для большей открытости, разнообразия тем и подходов в средствах массовой информации. Гласность не была равнозначна утверждению принципа свободы слова и возможности беспрепятственного и свободного выражения мнений. Но удержать гласность в узде, в дозированных объемах оказалось невозможным, особенно после аварии на Чернобыльской АЭС, когда обнаружилась неготовность руководства страны дать объективную информацию и поставить вопрос о политической ответственности за трагедию.

В обществе гласность стала рассматриваться как отказ от идеологической цензуры в освещении текущих событий и в оценках прошлого. Это рождало, как казалось, неисчерпаемые возможности для открытого обсуждения наболевших проблем в средствах массовой информации. В центре общественного внимания первых лет перестройки оказалась публицистика. В 1987-1988 гг. в печати широко обсуждались самые злободневные темы, выдвигались спорные точки зрения о путях развития страны. В эпицентре внимания оказались авторы из числа видных экономистов, социологов, историков и журналистов. Невероятно выросла популярность изданий, печатавших статьи о провалах в экономике и социальной политике: «Московских новостей», «Огонька», «Аргументов и фактов» (тираж 1989 г. 30 млн. экземпляров), «Литературной газеты». Широко обсуждались публикации Л.И. Абалкина, Н.П. Шмелева, Л.И. Пияшевой, Г.Х. Попова, Т.И. Корягиной о проблемах экономического развития страны. А.С. Ципко предложил критическое осмысление ленинского идейного наследия и перспектив социализма, Ю.Д. Черниченко призывал пересмотреть аграрную политику в стране. Экономическая публицистика сыграла важную роль в формировании у населения, антиноменклатурных настроений. Публицистика обнажила пропасть между словами и делами партии, неэффективностью действовавшей административно-командной системы управления экономикой. Люди задумывались о причинах отторжения достижений научно-технического прогресса, отсутствия стимулов к труду, отчуждения рабочего класса и крестьянства от средств производства, низкого уровня жизни россиян. В общественном сознании сформировалось представление: «Так жить нельзя!».

Огромную зрительскую аудиторию собирали прямые трансляции с заседаний Съездов народных депутатов СССР, даже на работе люди не выключали трансляции. Появились убеждения, что именно на съездах решается судьба страны. Родились новые виды передач: круглые столы, телемосты, дискуссии в студии. Всенародной популярностью пользовались программы «Взгляд», «До и после полуночи», «Пятое колесо». Полемический подход отличал и яркие документальные ленты публицистического жанра, появившиеся на рубеже 90-х гг.: «Так жить нельзя» и «Россия, которую мы потеряли», реж. С. Говорухин, «Легко ли быть молодым?», реж. Ю. Подниекс. Художественные фильмы, вышедшие на экран без прикрас рассказывали о современности: «Маленькая Вера», реж. В. Пичул, «Асса», реж. С. Соловьев.

В историю вернулись имена Н.И. Бухарина, Л.Д. Троцкого, Л.Б. Каменева, Г.Е. Зиновьева и многих других репрессированных политических деятелей. Были обнародованы никогда не публиковавшиеся партийные документы, началось рассекречивание архивов. В свет в 1988 г. выходит первый номер журнала «Наше наследие», на его страницах публикуются неизвестные материалы по истории отечественной культуры, в том числе из наследия русской эмиграции.

Фильм режиссера Т. Абуладзе «Покаяние» - притча о всемирном зле, воплощенном в узнаваемом образе диктатора потряс общество. В финале картины прозвучал афоризм: «Зачем дорога, если она не ведет к храму?». Проблема нравственного выбора оказалась в центре внимания кинолент: «Собачье сердце» (реж. В. Бортко) и «Холодное лето 53-го» (реж. А. Прошкин). В прокате появились и картины, которые ранее не были допущены на экран цензурой. Например, «Комиссар» А.Я. Аскольдова.

Накал общественной дискуссии нашел зримое выражение в перестроечном плакате. Из привычного для советского времени средства пропаганды плакат превратился в орудие разоблачения социальных пороков и критики экономических трудностей. В качестве изобразительных средств широко использовались привычные образы повседневной жизни, быстро вытеснившие советскую символику.

На рубеж 80-90-х гг. пришелся период бурного роста исторического самосознания нации и пик общественной активности. Изменения в экономической и политической жизни становились реальностью, людьми овладело стремление не допустить обратимости перемен. Однако по вопросу о приоритетах, механизмах и темпах перемен не было единомыслия. Вокруг перестроечной прессы группировались сторонники радикализации политического курса и последовательного проведения демократических реформ. Они пользовались широкой поддержкой общественного мнения, оформившегося в первые годы перестройки.

Наличие общественного мнения, опиравшегося на средства массовой информации, было новым для отечественной истории феноменом.

Перемены в духовном климате в обществе стимулировали подъем гражданской активности. В годы перестройки родились и бурно развивались многочисленные независимые от государства общественные инициативы. Среди них были представители нарождавшихся политических течений, они создавали дискуссионные клубы («Клуб социальных инициатив», «Перестройка» и др.). Громко заявляли о себе и первые организации националистического толка («Память»). Появился целый спектр разнообразных неполитических и околополитических инициатив, ориентированных на правозащитную деятельность, на экологические приоритеты, на организацию местного самоуправления, на сферу досуга и здорового образа жизни. Группы, ставившие задачу духовного возрождения России, в основном отличал ярко выраженный религиозный характер. В начале 1989 г. только в Москве было около 200 неформальных клубов.. На этой основе в годы перестройки в стране зарождалось гражданское общество.

Изменилась роль литературы в обществе. Она утратила монополию центра общественных дискуссий и главного средства выражения гражданской позиции. Наибольший интерес у читателей вызвали романы: А.Н. Рыбакова «Дети Арбата», В.Д. Дудинцев «Белые одежды», повесть Д.А. Гранина «Зубр» и др. Их объединяет стремление переосмыслить прошлое и дать ему моральную оценку. Ч. Айтматов в романе «Плаха» впервые обратился к проблеме наркомании. К читателя вернулись запрещенные ранее произведения: «Доктор Живаго» Б.Л. Пастернака, «Жизнь и судьба» В.С. Гроссмана, «Архипелаг Гулаг» А.И. Солженицына, «Реквием» А.А. Ахматовой и др.

В июне 1990 г. был принят закон «О печати и других средствах массовой информации», отменявший цензуру. Тем самым советская система партийно-государственного управления культурой была в основном разрушена. Но возможность свободного доступа к тому, что еще недавно находилось под запретом, лишала литературу той особой притягательной силы, которую она имела в прошлом для думающей части общества. Появились альтернативные источники формирования гражданской позиции. И главное, стало быстро расширяться поле публичной политической дискуссии, и потребность подменять ее дискуссией литературной быстро отпала. В результате литература, а вслед за ней и публицистика стали утрачивать свою исключительную роль в формировании духовного климата общества.

 

Государство и церковь. В 1990 г. был принят закон «О свободе совести и религиозных организациях», он гарантировал право граждан исповедовать любую религию, закреплял право религиозных организаций на участие в общественной жизни. В календаре с 7 января 1991 г. появился новый государственный праздник – Рождество Христово. Стремительно росло число желающих принять крещение. Не хватало священнослужителей, открывались центры религиозного образования. Стала появляться религиозная литература, регистрировались приходы, открывались храмы. В организацию работы новых приходов и обустройство церковной жизни были вовлечены тысячи людей.

 

Повседневная жизнь. Годы перестройки граждане России оценивают как трудный период в истории страны. Волна энтузиазма, поднявшаяся после прихода к власти нового руководства, уже через 2-3 года резко пошла на убыль. Появились зримые подтверждения того, что страна быстро идет по пути углубления социального неравенства. Быстро обогащались те, кто имел доступ к государственным ресурсам. Распространение торгово-посреднических кооперативов, которые занимались скупкой товаров по государственным ценам и их перепродажей или использовали для обеспечения своей работы государственное оборудование, привело к появлению первых в стране богатых людей в условиях, когда многие производства начали простаивать из-за перебоев с поставками сырья, а зарплаты быстро обесценивались.

Начавшаяся дезорганизация производства привела к разрушению механизмов перераспределения, а количество необеспеченной денежной массы стало быстро расти. В результате в мирное и без явных на то причин с прилавков стало исчезать буквально все – от мяса и масла до спичек. Для того чтобы как-то регулировать ситуацию, были введены талоны на товары первой необходимости и именные карточки покупателя. В магазинах выстраивались очереди. Товары можно было приобрести у перекупщиков и на рынке, но здесь цены были в несколько раз выше и для большей части населения недоступны. В итоге впервые за долгие годы поползли вверх государственные цены на товары повседневного спроса. Стал падать жизненный уровень людей.

Очень двусмысленное впечатление оставила и последняя масштабная кампания советской эпохи – антиалкогольная. Вскоре после прихода Горбачева к руководству страной были приняты серьезные меры по ограничению потребления алкоголя. Резко сократилось число торговых точек, где продавали спиртные напитки, в печати широко пропагандировали безалкогольные свадьбы, были уничтожены плантации элитных сортов винограда на юге страны. Данные меры резко увеличили теневой оборот алкоголя и самогоноварения.

Эти и другие меры чрезвычайного характера дискредитировали социально-экономический курс горбачевского руководства. Пытаясь решить проблемы дефицита бюджета, государство сокращает финансирование оборонных и научных программ. Миллионы людей продолжали числиться на производстве, но фактически перестали получать зарплату или получали ее на уровне ниже прожиточного минимума. В результате многие оказались без средств к существованию и искали возможность занятости в других секторах, часто теневых. К концу 80-х гг. в стране резко упала рождаемость.

Характерной тенденцией времени стал бурный интерес к «мыльным операм» - появившимся на экране телевизора мексиканским и бразильским сериалам. Стали распространяться нетрадиционные культы и верования, в том числе агрессивного сектантского толка, в стране появились иностранные проповедники. Характер массового увлечения приобрело целительство, которое пропагандировалось в телевизионном эфире. Все это свидетельствовало о растерянности людей перед лицом нарастающего социально-экономического кризиса. В условиях резкого падения доходов для многих главным средством поддержания уровня жизни стал труд на садово-огородном участке.

Советский человек, привыкший рассчитывать на социальную поддержку государства, оказывался со своими проблемами один на один. Бурное обсуждение злободневных тем в печати не вело к зримым переменам к лучшему. Разочарование в результатах гласности выразилось в песне В. Цоя «Мы ждем перемен». Заканчивалась советская эпоха в истории страны.

 

Контрольные вопросы и задания

1.Оцените положительные и отрицательные стороны советской экономической модели.

2. Почему период 70-х-первой половины 80-х гг. получил название эпохи «застоя»? В чем он проявлялся? В каких сферах общественной жизни наблюдался этот «застой»?

3. Какие факторы способствовали замедлению развития экономики СССР в 70-80-х гг.?

4. Найдите примеры, иллюстрирующие благосостояние жителей страны в 80-е гг. Сделайте презентацию на эту тему.

5. Оцените последствия значительного импорта зерна для экономики СССР.

6. Перечислите, какие экономические проблемы стояли перед промышленностью в рассматриваемый период. Каковы причины появления этих проблем? Отобразите их в виде схемы.

7.Какие перемены в духовном климате советского общества произошли во второй половине 80-х гг.? С чем связаны эти перемены?

8. Какие цели преследовал курс на ускорение? Что это означало? Насколько, по-вашему, были достижимы цели этого курса в тех условиях?

9. Как вы понимаете понятие «перестройка»? На какие результаты рассчитывало руководство страны, начиная перестройку? Соответствовали ли реальные результаты планируемым? Почему?

10. Какие изменения произошли в системе управления государством? С чем связаны эти изменения? К каким результатам они привели?

11. Сравните политическую систему СССР 1960-х гг. и второй половины 1980-х гг. Какие изменения произошли? С чем связаны эти изменения?

12. Составьте схему «Структура высших органов власти СССР в 1985-1991 гг.».

13. Составьте хронологическую таблицу этапов кризиса центральной власти СССР?

14. Какое положение «Декларации о государственном суверенитете России «запустило» центробежные процессы?

15. Кто и почему создал ГКЧП? Возможна ли была победа ГКЧП?

16. На основании дополнительной информации оцените, был ли неизбежен распад СССР. Свою точку зрения обоснуйте. Аргументируйте выбранные критерии оценки. Напишите резюме.

17. Какие личные и политические качества М.С. Горбачева и Б.Н. Ельцина сыграли роль в развитии событий 1990-1991 гг.?

18. Какие новые темы стали активно обсуждаться в СМИ в период гласности? Почему эти темы не поднимались раньше? Как их широкое и гласное обсуждение отразилось на умонастроениях населения СССР?

19. Как вы считаете, нужно ли было проводить политику гласности в тех исторических условиях? Была ли альтернатива этой политике? Свою точку зрения обоснуйте.

20. Каким образом изменились отношения между государством и церковью в данный период?

21. Соберите и оформите в виде реферата информацию об одном из новых направлений искусства в этот период. С чем связано его возникновение?

22. Определите положительные и отрицательные изменения, которые произошли в условиях резкого роста объема информации. Представьте информацию в виде таблицы.

 

 

Раздел 2 Россия в 90-е гг. XX в.- начале XXI в.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 5587; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.