Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие рыночной власти




Понятие и оценка рыночноЙ власти

 

Экономическая теория исходит из того, что целью любого предприятия в условиях рынка является получение максимальной прибыли, что в большинстве случаев вызывает стремление фирм к возможности контролировать ситуацию на рынке товара с тем, чтобы задавать свои условия всему рынку. Если отдельные субъекты рынка (как продавцы, так и покупатели) имеют возможность контролировать и воздействовать на товарный рынок, на котором они осуществляют свою деятельность, то можно говорить о том, что они обладают определенной рыночной властью.

Таким образом, рыночная власть определяется возможностью отдельных субъектов рынка воздействовать на ситуацию в отрасли, в первую очередь, на рыночную цену товара. Так, если в условиях совершенной конкуренции ни один из продавцов не в состоянии оказывать существенного влияния на цену товара и все воспринимают ее как внешний фактор, складывающийся под воздействием рыночного спроса и предложения, то, можно сказать, что ни один из них не обладает рыночной властью. В условиях монополии, производитель имеет возможность устанавливать свои объемы производства и цену исходя только из своих личных целей, что говорит о наличии у него абсолютной рыночной власти.

В тоже время рыночная власть может проявляться в том, что производитель может оказывать влияния на требования к качеству товаров, использование рекламы, марки и др., в том, что предприятие может быть лидером в разработке и создании новых товаров, в том, что предприятие-продавец каким-либо образом создало приверженность покупателей к товару. В результате этого, несмотря на изменения цены, покупатели не отказываются от приобретения товара. Власть покупателя может проявиться в том, что он может отказаться от приобретения и возврата товара в случае его не надлежащего качества, в том, что предприятие-покупатель может выбирать поставщика, может повлиять на изменение условий договора поставки и т.п. Таким образом, на практике (за исключением условий совершенной конкуренции) все продавцы и покупатели в той или иной степени обладают определенной рыночной властью. Поэтому различают власть производителя или продавца - монопольную власть, и власть потребителя или покупателя - монопсоническую власть, однако, чаще всего речь ведется о власти монопольной. Также можно сказать, что рыночная власть предприятия на рынке складывается из его власти как продавца на товарном рынке и из его власти как покупателя на рынке ресурсов.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1178; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.023 сек.