КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Легированные стали
Для улучшения физических, химических, механических итехнологических свойств стали легируют, т. е. вводят в состав дополнительные элементы (хром, никель, молибден и др.). Стали могут содержать один или несколько легирующих элементов, которые придают им специальные свойства. Влияние легирующих элементов. Легирующие элементы вводят всталь для повышения ее конструкционной прочности. В значительной степени повышению конструкционной прочности при легировании стали способствует увеличение прокаливаемости. Избыточное легирование (за исключением никеля) после достижения необходимой прокаливаемости приводит к снижению вязкости и способствует хрупкому pазрушению стали. Хром в количестве до 2 % оказывает благоприятное влияние на механические свойства конструкционной стали. Никель — наиболее ценный легирующий элемент. Его вводят в количестве от 1 до 5 %. Марганец вводят в сталь до 1,5 %. Он заметно повышает предел текучести стали, но делает сталь чувствительной к перегреву. Кремний значительно повышает предел текучести стали и при содержании более 1 % снижает вязкость и повышает порог хладноломкости. Молибден и вольфрам в количестве 0,2—0,4 % и 0,8— 1,2 % соответственно, в комплексно-легированных сталях способствуют измельчению зерна, увеличивают прокаливаемость и улучшают некоторые другие свойства. Ванадий и титан вводят в небольшом количестве (до 0,3 % V и 0,1 %Т\) в стали, содержащие хром, марганец, никель, для измельчения зерна. Бор вводят для увеличения прокаливаемоcти и в очень небольших количествах (0,002—0,005 %). Строительные низколегированные стали с повышенным содержанием марганца (Г1 — 0,4—0,7 % и Г2 — 1,2—1,6 %) и кремния (0,6—1,2 %) после горячей прокатки или термической обработки используют для изготовления сварных и клепаных конструкций строительных ферм, конструкций мостов, рам и т. п. Марганцовистую сталь марок 19Г и 14Г применяют для изготовления магистральных нефтепроводов, стали 35ХС, 25Г2С — для производства арматуры обычных и предварительно напряженных железобетонных конструкций.
Низколегированные стали после прокатки значительно превосходят по техническим свойствам углеродистые стали. Оптимальное сочетание их свойств достигается при введении нескольких легирующих элементов (например, Стали 10Г2С1Д, 15Г2СФ, 14Г2АФД и др.). Конструкции, эксплуатируемые при низких температурах окружающей среды, выполняют из сталей, легированных никелем. Низколегированные низкоуглеродистые стали хорошо свариваются. Свойства сварных швов и прилегающих к ним участков близки к свойствам основного металла. Стали, используемые для сварных конструкций, содержат алюминий или титан, предотвращающие укрупнение зерна металла в околошовной зоне. Легирование медью, никелем, хромом, фосфором способствует увеличению коррозионной стойкости сталей в газовоздушных и влажных средах. Машиностроительные цементуемые легированные стали. Стали этой группы содержат 0,1—0,3 % углерода и 0,2—4,4 % легирующих элементов. Эксплуатационные свойства изделий из низко- и средне легированных сталей определяются сочетанием свойств поверхностного слоя и сердцевины. Прочностные свойства слоя на рабочей поверхности изделий главным образом обусловлены содержанием в нем углерода. По механическим свойствам после термообработки (цементации) стали этой группы подразделяют на среднепрочные (£ 700 МПа) и стали повышенной прочности (> 700 МПа). Цементуемые легированные стали применяют для изготовления нагруженных деталей, испытывающих знакопеременные и ударные нагрузки (зубчатых колес, валов, кулачков и т. п.). Характерные представители этой группы — стали 15ХФ, 15Х, 20Х — отличаются средней прочностью. После закалки в масле сердцевина деталей из таких сталей упрочняется, но поверхностный слой чувствителен к надрезам. Применяют их для изготовления небольших деталей, эксплуатируемых при средних нагрузках.
К сталям повышенной прочности относят комплексно легированные и экономно легированные. Стали 12ХНЗА, 20ХНЗА, 20ХН4А применяют для изготовления деталей средних и больших размеров, работающих» условиях интенсивного изнашивания при повышенных нагрузках (зубчатых колес, поршневых пальцев, осей и др.). Особо ответственные детали — зубчатые колеса авиационных двигателей, судовых редукторов — изготовляют из сталей Г8Х2Н4МА, 18Х2Н4ВА, которые мало разупрочняются при отпуске. Они могут быть использованы и без цементации после закалки и отпуска. Экономно легированными сталями 18ХГТ, ЗОХГТ, 25ХГТ можно заменить хромоникелевые. Такие стали применяют для изготовления ответственных деталей крупносерийного и массового производства. Машиностроительные улучшаемые легированные стали используются преимущественно после термической операции — улучшения (закалки и высокого отпуска при температуре 500—-600 °С на сорбит). Улучшаемые легированные стали характеризуются содержанием углерода 0,3—0,5 % и легирующих элементов не более 5 %. Основное их назначение — изготовление ответственных деталей машин, эксплуатируемых при воздействии циклических и ударных нагрузок. Поэтому они должны обладать высоким пределом текучести, низкой чувствительностью к концентрации напряжений, достаточными вязкостью и пластичностью. Требуемый комплекс служебных характеристик сталей обеспечивается их улучшением, наличием сквозной прокаливаемоcти, мелкозернистой структуры и недопущением отпускной хрупкости. Хромистые стали ЗОХ, 40Х, 50Х применяют для изготовления средненагруженных деталей машин и механизмов, технологической оснастки. Хромокремнемарганцевые стали (хромансили) марок 30ХГСА, 35ХГСА отличаются сочетанием хороших механических и технологических свойств. Хорошо свариваются и штампуются. Широко применяются в автомобилестроении.
Хромоникелевые стали 40ХН, 50ХН обладают высокой прокаливаемостью в сочетании с достаточными прочностью и вязкостью. Из них изготовляют ответственные детали, работающие при воздействии динамических нагрузок. Хромоникельмолибденовые стали 40ХНМА, 38НХЗМА, 38ХНЗМФА относятся к числу наиболее прочных улучшаемых сталей. Введение никеля способствует снижению порога хладноломкости и повышению прокаливаемости стали. Легирование молибденом и вольфрамом обеспечивает повышение механических свойств стали, стойкости ее к воздействию повышенных температур (до 450°С). Используют такие стали для изготовления особо ответственных крупных деталей — валов и роторов турбин, компрессоров, редукторов. Недостатки этой группы сталей — трудность обработки резанием. Мартенситостареющие высокопрочные стали. Широкое применение получили среднеуглеродистые стали, упрочняемые закалкой и низким отпуском (180—200°С). Прочность таких сталей определяется содержанием в них углерода и практически не зависит от легирующих элементов, которые вводят для улучшения прокаливаемости стали, устойчивости ее после отпуска. Легирование никелем в сочетании с другими элементами снижает чувствительность деталей из этих сталей к надрезам. Мартенситостареющие стали — безуглеродные (не более 0,03 % С) сплавы железа с никелем, легированные кобальтом, молибденом, титаном, алюминием, хромом п другими элементами. Стали этой группы, (Н18К9М5Т, Н12К1510, Н10X11М2Т) являются перспективными конструкционными материалами. Высокие механические свойства них сталей достигаются за счет старения мартенсита, легирования твердого раствора и закалки на воздухе при температурах 800—860°С. Образующийся пересыщенный железоникелевый мартенсит сочетает достаточно высокую прочность и пластичность. В основном упрочнение сталей достигается в результате старения при 450-500°С. Мартенситостареющие стали сохраняют высокие механические характеристики при низких температурах вплоть до температур сжиженных газов. Такие стали и теплоустойчивы до 500—700°С. Достоинством сталей намного класса является высокая технологичность их переработки. Они имеют
практически неограниченную прокаливаемость, хорошо свариваются, легко обрабатываются давлением, резанием даже в закаленном состоянии; при термической обработке не подвергаются короблению. Мартенситостареющие стали находят широкое применение для изготовления ответственных деталей в авиации, ракетной технике, судостроении и криогенной технике. Пружинные стали. Стали с высокими пределами упругости и выносливости, сочетающимися с достаточной их пластичностью и вязкостью, применяют для изготовления упругих элементов общего назначения — пружин, рессор, амортизаторов и т. п. Для обеспечения требуемых эксплуатационных свойств в стали вводят не менее 0,5 % углерода, их подвергают закалке и отпуску. Упругие элементы простой формы изготовляют из термически обработанных сталей. Крупные пружины получают навивкой отожженной проволоки. Рессорно-пружинные стали относят к классу перлитных. Основными легирующими элементами таких сталей являются кремний, марганец, хром, ванадий, никель. Легирование обусловливает в основном повышение прокаливаемости стали, предела ее выносливости, снижение остаточных деформаций. Кремнистые стали 50С2, 55С2, 60С2 имеют высокий предел текучести и используются для изготовления рессор автомобилей, торсионных валов, пружин и др. Стали марок 60С2ХА, 60С2ФА применяют для высоконагруженных рессор и пружин. Стали марок 70СЗА, 60С2ХА, 60С2Н2А обладают наиболее высокими механическими свойствами и идут на изготовление нагруженных и ответственных упругих элементов. Поверхностные дефекты изделий из таких сталей резко снижают долговечность пружин и рессор. Поэтому срок их службы повышают поверхностным наклепом. Износостойкие конструкционные стали обладают высоким сопротивлением изнашиванию, для чего вводят легирующие добавки или применяют специальные методы обработки в зависимости от условий эксплуатации. Шарикоподшипниковые стали по составу и структуре относят к классу инструментальных. Содержание углерода в них — около 1 %. Для увеличения прокаливаемости в состав стали вводят легирующие элементы (Сг, Si, Мп), содержание которых зависит от размеров деталей. Например, сталь марки ШХ6 применяют для деталей с максимальным размером до 10 мм, а ШХ15ГС — свыше 30 мм, крупногабаритные детали изготовляют из стали 20Х2Н44. Для подшипников, работающих в агрессивных средах, применяют коррозионностойкую высокоуглеродистую сталь 95X18. Высокомарганцовистая сталь марки Г13Л применяется для деталей, эксплуатируемых при воздействии ударных нагрузок, вызывающих их поверхностный наклеп. Износостойкость этой стали после наклепа повышается. Сталь Г13Л плохо обрабатывается резанием, поэтому изделия из нее получают ковкой или литьем. Применяют сталь Г13Л для изготовления дробильно-размольного оборудования; деталей экскаваторов, гусеничных тракторов. Графитизированная сталь применяется для изготовления деталей, эксплуатируемых в условиях трения, скольжения. Эту сталь получают из высокоуглеродистой стали (1,5—2 % С) с повышенным содержанием кремния, который способствует графитизации. Графит играет роль смазочного материала, предотвращающего схватывание контактирующих поверхностей. Коррозионностойкие стали. К коррозионностойким относят металлические материалы, не разрушающиеся под воздействием коррозионных сред. Коррозионно-стойкие стали подразделяют на два основных класса: хромистые и хромоникелевые. Хромистые стали обладают высокой коррозионной стойкостью, которая повышается после термической обработки и придания высокой чистоты поверхности изделий (шлифованием, полированием). Стали марки 3X13, 4X13 используют для изготовления хирургических инструментов: Х17, Х25Т — оборудования химических заводов; Х25Т, Х28 — деталей, эксплуатируемых в высокоагрессивных средах. Хромоникелевые стали, легированные хромом и никелем (или марганцем), обладают более высокой устойчивостью к коррозии по сравнению с хромистыми. Стали этого класса (18 % Сr, 9—10 % Si) технологичны при обработке давлением, хорошо свариваются, однако имеют низкие показатели литейных свойств и обрабатываемости резанием. Для устранения этого недостатка стали дополнительно легируют титаном и ниобием (стали 04Х18Н10, 08Х18НЮ, 12Х18Н10Т) ииспользуют в авиа-, судо-, машиностроении. Жаростойкие (окалиностойкие) стали сопротивляются окислению (образованию окалины) при высокой температуре. Свойство жаростойкости стали придает хром. Для повышения жаростойкости хромистых сталей в них вводят алюминий и кремний. Наиболее распространены жаростойкие стали, содержащие: —хром и никель (сильхромы); —хром и алюминий (хромали); —хром, кремний и алюминий (сильхромали). Жаропрочные стали сохраняют или мало снижают механические свойства и обеспечивают эксплуатацию изделий при температурах свыше 500°С. По содержанию легирующих элементов жаропрочные стали разделяют на низко-, средне- и высоколегированные. Существуют классификации жаропрочных сталей в зависимости от их назначения. Для изготовления изделий, эксплуатируемых при температурах 350—400°С, применяют стали 15, 20, 25, 30, 40 и 45; для деталей с рабочей температурой среды 500—580°С — низкоуглеродистые стали, легированные кобальтом, молибденом и ванадием (16М, 25ХМ, 12Х1МФ). Нагруженные детали установок с температурой рабочей среды 450—470°С изготовляют из хромистых сталей. Для повышения эксплуатационных характеристик стали дополнительно легируют ванадием, вольфрамом, молибденом, ниобием и титаном. Эти элементы, образуя карбиды, увеличивают жаропрочность стали. Легирование бором, цирконием, церием, а также азотирование способствуют дополнительному увеличению ее жаропрочности. Для достижения оптимальной жаропрочности высокохромистые стали 15Х11МФ и IХКВНМФ закаливают в масле при 1000—1060°С и отпускают при 700—740°С. Еще более высокой жаропрочностью обладают стали 4ХН14В2М и 4Х15Н7Г7Ф2МС, применяемые для изготовления клапанов авиационных двигателей.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 2157; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |