Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Наследники и иные правопреемники




Субъектами авторского права после смерти автора становятся его наследники. Наследование авторских прав в соответствии с общим правилом может осуществляться либо по закону, либо по завещанию. При наследовании по закону наследниками авторских прав могут стать только граждане, которые входят в ту или иную очередь закон­ных наследников. Если умерший автор не имел законных наследников и не оставил завещания, его авторские права в отличие от иной наслед­ственной массы к государству не переходят, а прекращаются (ст. 552 ГК РСФСР 1964 г.). При наследовании по завещанию авторские права могут быть переданы любому гражданину независимо от его граждан­ства и наличия родственных отношений с умершим или юридиче­скому лицу независимо от профиля его деятельности и местонахож­дения.

В теории авторского права наследники рассматриваются в качестве носителей производного авторского права. Их авторские права возни­кают не в силу создания произведения, а на основе иных юридических фактов, а именно: открытия наследства, вхождения в круг наследни­ков по закону или по завещанию, принятия наследниками наследства.

Следует отметить, что действующее законодательство — и автор­ское, и наследственное — не содержит четкой регламентации автор­ских прав наследников. Поэтому конкретные правила приходится вы­водить путем толкования многих норм закона, а также анализа сложившейся судебной и нотариальной практики. Остановимся вкратце на тех особенностях наследования авторских прав, которые представляют наибольший практический интерес.

Прежде всего, необходимо уточнить, какие авторские права перехо­дят по наследству, или, что то же самое, входят в наследственную массу. На первый взгляд сделать это довольно просто, так как в законе прямо указаны те авторские права, которые к наследникам не перехо­дят. К ним относятся право авторства, право на имя и право на защиту репутации автора произведения (ст. 29 Закона РФ “Об авторском праве и смежных правах”). Следовательно, все остальные авторские права, в частности право на обнародование, право на использование произведения, право на вознаграждение и др., могут передаваться по наследству. Такой вывод обычно и делается в литературе, однако он не дает ответа на все возникающие на практике вопросы. Например, мо­жет ли наследник опубликовать произведение, против выпуска в свет которого возражал при жизни автор? Может ли наследник дать согла­сие на переделку произведения в другой жанр, если наследодатель на это не соглашался? Практике известно немало случаев, когда авторы литературных произведений категорически возражали против их эк­ранизации и даже указывали на это в своих завещаниях. К сожалению, российское авторское законодательство прямого ответа на данные и другие подобные им вопросы не дает. На практике их решение переда­ется на усмотрение наследников.

Еще одна важная проблема связана с неприкосновенностью произ­ведений умерших авторов. Закон указывает, что право на защиту репу­тации автора по наследству не переходит, однако на наследников воз­лагается охрана этого права. Как соотносятся друг с другом только что названные понятия — в законе не раскрывается. Очевидно, однако, что сферы действия права на защиту репутации автора произведения, ко­торое принадлежит лишь самому автору, и права на охрану указанного права, которое принадлежит наследнику, совпадают не полностью, хо­тя второе базируется на первом и из него вытекает. Автор, осуществ­ляя свое право на защиту произведения от всякого искажения или иного посягательства, способного нанести ущерб его чести и достоин­ству, может внести или разрешить внести в произведение любые, в том числе существенные, изменения. Наследник, на которого возлагается охрана неприкосновенности произведения, сделать этого не может. Он может дать согласие на внесение в произведение редакционной прав­ки, на уточнение тех или иных данных в связи с прогрессом науки, на снабжение произведения предисловием или комментарием, которое должно помочь читателю правильно воспринимать произведение, и т. п. Однако при всем этом главной его задачей является сохранение сущности и оригинальности произведения наследодателя. Если при использовании произведения в него вносятся не согласованные с наследниками изменения, они могут потребовать восстановления нарушенного права и пресечения правонарушения. Например, по требованию наследницы писателя Ч. было запрещено дальнейшее публичное исполнение спектакля, поставленного по сказке Ч. Основанием для этого, послужило значительное искажение стихов автора.

Следует учитывать, что охрана неприкосновенности произведений осуществляется наследниками лишь в том случае, если автор в том же порядке, в каком назначается исполнитель завещания, не указал лицо, на которое он возлагает охрану права авторства, права на имя и права на защиту своей репутации после своей смерти. Это лицо осуществля­ет свои полномочия пожизненно. В случае его смерти или отказа от осуществления своих прав до истечения срока действия авторского права соответствующие полномочия переходят к наследникам.

Определяя круг переходящих по наследству авторских прав, необ­ходимо коснуться еще одного вопроса. Как известно, если после смер­ти наследодателя остается в живых его супруг и супругами при заклю­чении или в период брака не был установлен режим долевой или раздельной собственности, то в соответствии с российским семейно-брачным законодательством (ст. 33—34 Семейного кодекса РФ, ст. 256 ГК РФ) при определении наследственной массы предварительно дол­жна быть выделена доля этого супруга в общем имуществе, нажитом в период брака. Вполне понятно, что в данном случае речь может идти только об имущественных правах автора, в частности о праве на гоно­рар. Переходящие по наследству личные неимущественные права при жизни принадлежат только автору, и его супруг никаких дополнитель­ных прав на них по сравнению с другими наследниками не имеет.

Что же касается принадлежавшего автору права на получение воз­награждения, которое не было реализовано им при жизни, то в соот­ветствии с доктриной и сложившейся практикой оно целиком включа­ется в наследственную массу. Поэтому переживший супруг не вправе претендовать на выплату ему половины причитавшегося автору воз­награждения на том основании, что произведение было создано в пе­риод брака.

Некоторыми особенностями обладает вступление наследников в об­ладание авторскими правами. Как известно, в российском наследст­венном праве действует принцип универсальности наследственного правопреемства, в соответствии с которым не допускаются частичное принятие или частичный отказ от наследства. Поэтому, если наследст­венная масса не ограничивается авторскими правами, вступление на­следника в фактическое владение какой-либо частью имущества будет означать одновременно и принятие им авторских прав наследодателя. В связи с этим в данном случае нет особой надобности в совершении наследником особого акта, выражающего его согласие и желание при­нять авторские права. Однако если наследство состоит лишь из автор­ского права или кому-либо из наследников завещаны только автор­ские права, фактическое вступление в права наследования невозмож­но. В этом случае наследник должен получить в нотариальной конторе свидетельство о праве на наследство.

В отличие от прав на произведение самих авторов, которые носят пожизненный характер, авторские права наследников ограничены ус­тановленным законом сроком. По ныне действующему законодатель­ству авторские права наследников действуют в течение 50 лет после смерти автора, считая с 1 января года, следующего за годом его смерти. Более подробно данный вопрос будет рассмотрен ниже при анализе сроков действия субъективных авторских прав.

Важной особенностью наследования авторских прав является то, что субъективные авторские права переходят к наследникам в бездоле­вом порядке. Иными словами, авторское право наследуется как единое целое, не подлежащее ни выделу, ни разделу. Распоряжение перешед­шим по наследству произведением осуществляется наследниками со­вместно и только по взаимному согласию. При отсутствии такого со­гласия, например при отказе кого-либо из наследников дать согласие на переиздание произведения, спор наследников рассматривается в суде. Исключение составляет, однако, переходящее по наследству пра­во на получение гонорара. Гонорар может делиться между наследни­ками в любой пропорции в соответствии с завещательным распоряже­нием либо соглашением наследников о разделе наследства.

Известную сложность на практике вызывает вопрос об учете пере­ходящего по наследству авторского права при расчете обязательной доли. Напомним, что в соответствии со ст. 535 ГК РСФСР 1964 г. правом на обязательную долю в наследстве, составляющую не менее 2/3 доли, которая причиталась бы каждому из них при наследовании по закону, обладают независимо от содержания завещания несовер­шеннолетние или нетрудоспособные дети наследодателя (в том числе усыновленные), а также нетрудоспособные супруг, родители (усыно­вители) и иждивенцы умершего. По вопросу о том, могут ли указан­ные выше необходимые наследники претендовать на переходящее по наследству авторское право, в юридической литературе высказаны прямо противоположные суждения. Не останавливаясь на их анали­зе, сразу отметим, что полное игнорирование прав необходимых на­следников было бы нарушением ст. 535 ГК РСФСР 1964 г. Однако исходя из смысла норм закона об обязательной доле, основное назна­чение которой состоит в материальном обеспечении наследников, не имеющих, как правило, самостоятельных источников существования, можно говорить о каких-либо особых правах необходимых наследни­ков только в отношении входящего в состав наследства права на гоно­рар. Необходимые наследники независимо от получения другого наследственного имущества могут получить не менее 2/3 причитающей­ся им по закону доли вознаграждения за использование произведения, если только между наследниками не будет достигнуто иное соглаше­ние о распределении наследственного имущества. Претендовать же на участие в осуществлении перешедших по наследству неимущест­венных авторских прав необходимые наследники не могут.

Недостаточно урегулирован законом и вопрос о наследовании ав­торских прав на произведения, созданные в соавторстве. Пункт 4 ст. 27 Закона РФ “Об авторском праве и смежных правах” констатирует лишь положение о том, что права каждого из соавторов переходят по наследству и действуют в течение 50 лет после смерти последнего автора, пережившего других соавторов. Из этого вытекает, что остав­шиеся в живых соавторы независимо от того, о нераздельном или раздельном соавторстве идет речь, должны согласовывать свои дейст­вия по использованию произведения с наследниками умершего авто­ра. При этом нужно учитывать, что в случае смерти наследников при­надлежащие им права могут переходить к их наследникам и т.д. в течение всего срока действия авторских прав. Не решен, однако, воп­рос, что происходит с правами того умершего соавтора, который не имел наследников. В данном случае речь, разумеется, может идти об имущественных и тесно связанных с ними правах, так как неимущест­венные права (право автора, право на имя и др.) ни к кому после смерти автора не переходят. Статья 497 ГК РСФСР 1964 г. в своей первоначальной редакции содержала на этот счет вполне конкретное указание, согласно которому в данном случае принадлежавшее умер­шему соавтору и не перешедшее к наследникам право на долю вознаг­раждения за использование коллективного произведения прекраща­лось. В последующем, однако, данное указание в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 1 марта 1974 г. было из закона исключено. Не содержит его и ныне действующий Закон РФ “Об авторском праве и смежных правах”. В этой связи в литературе был сделан вывод о том, что в данном случае при наличии неделимого соавторства происходит пропорциональное увеличение долей оставшихся в живых соавторов или их наследников. Если же соавторство носит раздельный характер, доля того соавтора, чье автор­ское право прекратилось, не должна прирастать к долям остальных авторов, а, напротив, должна переходить к государству и в соответствии со ст. 552 ГК РСФСР 1964 г. — прекращаться. Представляется, что для такого толкования нет достаточных оснований. Правило о приращении наследственных долей, органически присущее наследст­венному праву ввиду особой связи наследника и наследодателя, едва ли уместно распространять на авторское право, где трудно обосновать справедливость перехода прав одного из соавторов к другим соавто­рам. Поэтому, на наш взгляд, следует исходить из того, что авторские права соавтора, не имеющего наследников, как при раздельном, так и при нераздельном соавторстве, в соответствии с общим указанием закона прекращаются и не переходят к другим соавторам.

Наряду с авторами и наследниками субъектами авторского права выступают иные правопреемники. Указания на них как на особых носи­телей авторского права появились в российском законодательстве лишь в 1974 г. после присоединения Советского Союза к Всемирной конвенции об авторском праве. Это нововведение вызвало полярные оценки в юридической литературе и в значительной мере оживило давнишний спор о возможности передачи авторских прав другому лицу в порядке правопреемства. Поскольку данная дискуссия прямо связана с природой авторского договора, ее сущность будет раскрыта в главе шестой настоящей работы. Сейчас лишь отметим, что выделе­ние наряду с наследниками иных правопреемников авторов вытекало не только из подписания Советским Союзом Женевской конвенции, но и из правил внутреннего законодательства, которое всегда предус­матривало возможность переуступки отдельных авторских правомо­чий иным субъектам.

В роли таких иных субъектов, прежде всего, выступают издательст­ва, театры, киностудии и иные организации, занимающиеся использо­ванием произведений науки, литературы и искусства. Они приобрета­ют авторские права на основании заключенных с авторами и их наследниками авторских договоров. Становясь обладателями автор­ских прав, эти организации используют произведения и распоряжают­ся ими теми способами, которые предусмотрены конкретными догово­рами и в установленных ими пределах.

Разумеется, к правопреемникам авторские права переходят не в полном объеме. Так, не могут перейти ни по наследству, ни по догово­ру, ни по другим указанным в законе основаниям такие личные неиму­щественные права, как право авторства и право на имя. Объем иных переходящих к правопреемникам прав определяется либо законом, либо договором и зависит от типа последнего.

 


Лекция №4.

Содержание субъективного авторского права.

План лекции.

1) Содержание субъективного авторского права.

2) Право авторства.

3) Право на авторское имя.

4) Право на защиту репутации автора.

5) Право на обнародование произведения и на его отзыв.

6) Право на опубликование.

 

Самой распространенной и в то же время самой спорной классифи­кацией авторских прав является деление их на личные неимуществен­ные и имущественные. Как справедливо отмечают многие авторы, ав­торские права настолько взаимосвязаны, что выделить среди них права чисто имущественного или неимущественного характера до­вольно трудно. Например, по их мнению, совершенно неясно, к какой группе отнести право на обнародование произведения, в котором сое­динены воедино как личные, так и имущественные моменты. Поэтому некоторые специалисты вообще отрицают необходимость и возмож­ность деления авторских прав на личные и имущественные, другие подчеркивают условность этого деления, третьи обращают внимание на относительность данной классификации.

Тем не менее, в большинстве научных и учебных работ авторские права традиционно подразделялись на личные неимущественные и имущественные. Закон РФ “Об авторском праве и смежных правах” не только признает такое деление, но и указывает на то, какие из авторских прав носят личный неимущественный характер, а какие имеют имущественное содержание. В соответствии со ст. 15 Закона к личным неимущественным правам относятся право авторства, право на имя, право на обнародование произведения, включающее право на его отзыв, а также право на защиту репутации автора. Имущественными правами автора являются его права на использование произведения в любой форме и любым способом, которые включают право на воспро­изведение, право на распространение, право на импорт, право на пуб­личный показ, право на публичное исполнение, право на передачу в эфир, право на сообщение для всеобщего сведения по кабелю, право на перевод и право на переработку (ст. 16 Закона). Безусловно, закрепле­ние Законом подразделения авторских прав на личные и имуществен­ные с теоретических позиций трудно признать безупречным. Практи­чески любое из авторских прав включает как личные, так и имущественные элементы. Нередко их конкретное содержание стано­вится ясным лишь из контекста, например, когда известна цель, кото­рую преследует автор при осуществлении данного правомочия или понятен характер нарушенного интереса. Так, нарушение неприкосно­венности произведения, в частности сокращение его объема без согла­сия автора, может затрагивать как личные неимущественные, так и имущественные интересы автора.

Данная классификация авторских прав, несмотря на некоторую условность лежащих в ее основе критериев, имеет большое практиче­ское значение. Закон исходит из того, что, по общему правилу, личные неимущественные права могут принадлежать лишь непосредственно­му создателю произведения. Они являются неотчуждаемыми от лич­ности автора и, как правило, не могут передаваться другим лицам. В то же время у иных лиц, и прежде всего наследников, возникает право на охрану авторства, авторского имени и репутации умершего автора, которое действует бессрочно.

Напротив, имущественные права на использование произведения могут свободно переходить к другим лицам на основании авторских договоров. В случаях, прямо указанных в Законе РФ “Об авторском праве и смежных правах”, права на использование произведения изна­чально возникают не у их авторов, а у других лиц, в частности у рабо­тодателя (ст. 14), издателя газет, журналов и других периодических изданий (ст. 11), изготовителя аудиовизуальных произведений (ст. 13). Имущественные права носят срочный характер, так как период их действия ограничивается сроком жизни автора и 50 годами после его смерти.

Право авторства

Одним из главных прав, возникающих у автора в связи с созданием произведения науки, литературы и искусства, является право авторст­ва. В юридической науке право авторства обычно характеризуется как юридически обеспеченная возможность лица считаться автором произведения и вытекающая отсюда возможность требовать призна­ния данного факта от других лиц. Выделение права авторства как особого субъективного права обусловлено необходимостью индиви­дуализации результатов творческого труда и общественного призна­ния связи этих результатов с деятельностью конкретных авторов. В общественном признании данной связи заключается особый интерес создателя произведения. Он-то и обеспечивается Законом путем наде­ления творцов произведений особым субъективным правом авторства.

Право авторства неотделимо от личности автора. Оно может при­надлежать только действительному создателю произведения и являет­ся неотчуждаемым и непередаваемым по какому-либо основанию, в том числе по договору или по наследству. Более того, от данного права нельзя отказаться. Данное право порождается самим фактом создания произведения и не зависит от того, обнародовано ли это произведение или нет, создано ли оно в порядке выполнения служебного задания или является свободным, используется ли произведение кем-либо или не используется. Для признания лица автором произведения не требует­ся выполнения каких-либо формальностей или чьего-либо согласия.

Право авторства является правом абсолютным, поскольку ему кор­респондируют обязанности всех и каждого воздерживаться от наруше­ния данного правомочия автора. Возможные нарушения данного пра­ва могут состоять как в присвоении чужого авторства (плагиат), так и в отрицании авторства того лица, которым создано произведение. Наиболее грубым нарушением является полное или частичное при­своение авторства. Так, в одном из номеров японского журнала “Но­вая индустрия” была опубликована статья С. Цуру “Продуцирование галактозидозы микроорганизмами”. Российские авторы X. и 3. уста­новили, что данная статья представляет собой дословный перевод их статьи, опубликованной в СССР в 1982 г. в журнале “Прикладная биохимия и микробиология”. В результате принятых мер российским авторам были принесены журналом официальные извинения и была опубликована информация об истинных авторах статьи.

Право авторства охраняется против всякого нарушения независи­мо от того, знал или не знал нарушитель о том, что совершает неправо­мерные действия. Характерным в этом отношении является следую­щее дело, приводимое Э. П. Гавриловым. В 1944 г. К. направила свой рассказ в редакцию журнала “Новый мир”, но его не опубликовали. В 1977 т. К. случайно обнаружила, что ее рассказ напечатан в 1961 г. в сборнике рассказов одного покойного писателя. К. обратилась в суд, требуя признать ее автором этого рассказа и выплатить ей гонорар за использование. Суд, проверив обстоятельства создания произведения, убедившись с помощью экспертизы, что рассказ, обнаруженный в ар­хиве писателя и, видимо, присланный ему на рецензию, не принадле­жит перу писателя, в 1981 г. вынес решение о признании К. автором и обязал издательство выплатить ей вознаграждение за публикацию.

Иногда в судебной практике встречаются иски противоположной направленности, когда заинтересованные лица оспаривают приписы­ваемое им авторство на те или иные произведения. Так, трое научных работников потребовали исключить их из числа десяти соавторов опубликованной научной статьи на том основании, что они своего согласия на соавторство не давали, с изложением фактического мате­риала и с некоторыми концепциями, содержащимися в статье, они не согласны. Требование ученых было удовлетворено.

Право авторства, неразрывно связанное с личностью создателя произведения, действует в течение всей жизни автора и прекращается с его смертью. Иногда в литературе можно встретить утверждение, что данное право является бессрочным, что, конечно, является неточным. В данном случае не разделяется право авторства как конкретное субъ­ективное право и авторство как юридический факт. Авторство как социальный феномен столь же объективно, как объективно существо­вание самого объекта творчества. Поэтому, возникнув в определенный период жизни автора и получив общественное признание, авторство на произведение продолжает жить уже независимо от автора и после его смерти. Оно признается и охраняется и после смерти автора, но уже не как субъективное право, а как общественный интерес, нуждаю­щийся в признании и защите.

Право авторства является важнейшим правомочием автора еще и потому, что от него производны все другие права как личного неиму­щественного, так и имущественного характера. Иными словами, все остальные права предоставляются автору лишь постольку, поскольку он имеет право авторства.

Право на авторское имя

С правом авторства тесно связано право на авторское имя, содер­жание которого раскрывается в ст. 15 Закона РФ “Об авторском праве и смежных правах”. Согласно данной статье автор может использо­вать или разрешать использовать произведение под своим подлинным именем, под условным именем (псевдонимом) или без обозначения имени (анонимно). Избирая один из этих способов, автор реализует свое пра­во на имя. Он также имеет право требовать указания своего имени каждый раз при издании, публичном исполнении, передаче по радио, цитировании и ином использовании своего произведения. Наконец, право на имя включает возможность требовать, чтобы имя автора (псевдоним) не искажалось при его упоминании лицами, использую­щими произведение.

Право на имя иногда рассматривается как конкретизация права авторства, одно из проявлений последнего. Однако, по мнению боль­шинства исследователей, речь идет хотя и о взаимосвязанных, новее же вполне самостоятельных правах. Рассматриваемые права не совпа­дают между собой по объему и различаются характером тех возможно­стей, которые в них заключены. Это наглядно подтверждается тем, что право на авторское имя может быть нарушено без нарушения права авторства, например при искажении имени автора, или при нарушении избранного автором способа обозначения связи произведения со сво­им именем. Кроме того, в отличие от права авторства, которое отража­ет объективный факт и не зависит от обнародования произведения, право на имя осуществляется односторонним волеизъявлением авто­ра и реализуется в связи с использованием произведения.

Право на авторское имя является личным неимущественным пра­вом автора, которое последний не может передать, кому бы то ни было. Как и право авторства, данное право возникает из самого факта созда­ния произведения, но в отличие от права авторства оно реализуется лишь в случае обнародования произведения. Пока произведение на обнародовано, рассматриваемое право существует лишь потенциаль­но, так как третьим лицам произведение недоступно и они не могут узнать имя его создателя. Право на авторское имя действует в течение всей жизни автора, а после его смерти охраняется наследниками, авторско-правовыми организациями или государством в качестве обще­ственно значимого интереса.

Как уже отмечалось, закон указывает на три возможных способа, с помощью которых автор реализует принадлежащее ему право на ав­торское имя. Чаще всего создатели произведений обозначают свое авторство путем указания подлинного имени. Действительное имя автора может помещаться на заглавном листе книги или на афишах, указываться в титрах фильма или объявляться перед публичным ис­полнением произведения или передачей его в эфир и т. п. Факт указа­ния на произведении имени определенного лица означает презумп­цию принадлежности авторства произведения данному лицу. Хотя данная презумпция не закреплена в законе, а носит фактический ха­рактер, она отражает с достаточной достоверностью действительное положение вещей и применяется на практике. Автор сам определяет способ и полноту указания своего подлинного имени. В частности, автор может обозначить свое имя в полном объеме, указав свою фами­лию, имя и отчество (Доценко Ирина Ивановна), может указать толь­ко имя и фамилию (Ирина Доценко) или фамилию и инициалы (И. И. Доценко) и т.п. Если, однако, произведение подписывается лишь инициалами (И. Д.), такое произведение считается анонимным.

При опубликовании произведений, созданных несколькими лица­ми, имена соавторов указываются в последовательности, оговоренной соавторами. Правом на указание своего имени пользуются все соавто­ры, независимо от размера внесенного в произведение творческого вклада. Однако по соглашению создателей коллективного произведе­ния оно может выйти в свет под именем одного или нескольких из них, например, чтобы отразить тот факт, что именно этим лицом (лицами) внесен основной творческий вклад в создание произведения. Имена других соавторов могут быть с их согласия указаны в предисловии или ином месте работы. В случае спора о способе обозначения имен соав­торов их имена располагаются в алфавитном порядке.

При использовании в России произведений иностранных авторов их имена приводятся в русской транскрипции, которая должна быть согласована с автором оригинала. При таком способе использования произведения, как издание, имена иностранных авторов нередко ука­зываются и на языке оригинала, на обороте титульного листа.

Нередко, особенно при использовании научных произведений в печати, наряду с именем автора указываются его научная степень, ученое или почетное звание, должность и другие реквизиты. Приведе­ние подобных сведений может производиться только с согласия авто­ров, которые несут личную ответственность за достоверность указан­ных данных.

Нарушением права на имя при данном способе его реализации будет неуказание имени автора, а также его искажение. Это довольно типичное и распространенное нарушение, встречающееся в рассмат­риваемой сфере. Наиболее часто нарушается право создателей произ­ведений на авторское имя при публичном исполнении произведений, их передаче в эфир и т. п. Так, в радио- и телевизионных передачах нередко звучат и показываются произведения без указания имен их создателей. Это является нарушением прав последних и должно пре­секаться органами, осуществляющими надзор за законностью, и авторско-правовыми организациями. Право на имя может быть нарушено при допускаемом законом цитировании чужих произведений, но без указания источника заимствования. Так, Л.Н. Гумилев заявил вполне обоснованную претензию журналу “Наш современник” и В. Чивилихину в связи с тем, что в эссе “Память”, которое печаталось на страницах журнала, широко использованы цитаты из научных ра­бот Л. Н. Гумилева без упоминания его имени. По мнению редакции журнала, подобный справочный аппарат затруднил бы и авторское повествование, и восприятие текста читателями. Тем не менее требо­вание Л. И. Гумилева было удовлетворено.

Следующий способ обозначения авторского имени и реализации рассматриваемого права — выступление автора под вымышленным именем (псевдонимом). Он также нередко используется на практике. Многие российские писатели (Анна Ахматова, Максим Горький, Демьян Бедный и др.) вошли в историю русской и мировой литерату­ры под своими вымышленными именами. Иногда под псевдонимом выступает не одно лицо, а двое, трое или большее число соавторов. Так, под именем Козьмы Пруткова создавали свои произведения братья Жемчужниковы и поэт А. К. Толстой, псевдоним “Кукрыниксы” объеди­нил имена долгое время работавших в сфере изобразительного искусства художников М. Куприянова, П. Крылова и Н. Соколова и т. д.

В 50-х годах в советской печати прошла дискуссия о допустимости пользоваться псевдонимом в писательской и иной творческой дея­тельности. Сторонники введения запрета на псевдоним, среди кото­рых был, в частности, известный советский писатель М. А. Шолохов, не привели сколько-нибудь убедительных доводов в поддержку своей позиции, которая была отвергнута как большинством писателей, так и практически всеми юристами. В самом деле, причины использования псевдонима могут быть самыми разными, в том числе весьма уважи­тельными, например, неблагозвучность подлинной фамилии автора, ее совпадение с фамилией другого автора, служебное положение авто­ра и т.п. Но в принципе это не должно иметь никакого значения, поскольку речь идет о свободном выборе творцом обозначения его связи с произведением. Запрет на псевдоним несовместим со свободой творчества.

Закон не предусматривает каких-либо условий или порядка для приобретения права на псевдоним. Срок и объем использования псев­донима также определяются самим автором. Он может выпустить под условным именем свои первые произведения, а в дальнейшем высту­пать под своим подлинным именем, как, например, А. П. Чехов. Автор может обозначить псевдонимом какую-то часть своих произведений, например, произведений определенного жанра.

Закон запрещает без согласия автора вносить какие-либо измене­ния в избранный автором способ обозначения своего имени, в том числе и тогда, когда он пользовался псевдонимом. Псевдоним, как и подлинное имя автора, не должен искажаться. Особым нарушением будет раскрытие псевдонима автора без его согласия. Такие наруше­ния встречаются на практике, однако действующее законодательство, по сути дела, не содержит каких-либо санкций за данное нарушение. Защищать свое право на псевдоним автор реально может лишь тогда, когда имеется возможность пресечь готовящееся правонарушение. После его совершения автору в лучшем случае могут быть принесены официальные извинения, а также компенсирован по его требованию моральный вред. Иногда, однако, надобность в раскрытии псевдонима может возникнуть в связи с тем, что опубликованные в печати статья или заметка носят явно клеветнический или оскорбительный харак­тер. Это может быть сделано, но лишь тогда, когда соответствующее требование поступило от суда в связи с находящимся в его производстве делом. В иных случаях редакция обязана сохранять в тайне источник информации и не вправе называть лицо, предоставившее сведения с ус­ловием неразглашения его имени, в том числе и путем раскрытия псев­донима (ст. 41 Закона РСФСР “О средствах массовой информации”).

В некоторых случаях право автора выступать под псевдонимом может быть ограничено. Так, едва ли допустимо пользоваться таким псевдонимом, который нарушает нормы нравственности или носит оскорбительный характер. В равной мере автор не может избрать та­кой псевдоним, который явно вводит публику в заблуждение, напри­мер, когда он совпадает с именем, под которым давно выступает дру­гой автор. И в том, и в другом случае автору может быть отказано в охране его прав со ссылкой на ст. 10 ГК РФ, запрещающую злоупот­реблять гражданскими правами.

Право на авторское имя может быть реализовано путем опублико­вания произведения без указания имени создателя произведения, т. е. анонимно. В данном случае воля автора направлена на то, чтобы не связывать созданное им произведение со своим именем. Иногда, одна­ко, имя автора не указывается в связи со сложившимся порядком опубликования тех или иных произведений, например передовых ста­тей в газетах и журналах, статей в справочниках и словарях и т.п. Автор, готовящий соответствующий материал, должен быть заранее предупрежден о том, что его имя не будет указано при опубликовании произведения. Он может не согласиться с таким положением и запре­тить использовать созданное им произведение без указания его имени. Если же автор не возражает против опубликования своего произведе­ния анонимно в связи со сложившейся традицией, это означает, что им реализовано право на авторское имя.

Обнародование произведения без указания имени автора ни в коей мере не означает, что создатель произведения отказывается от авторства на него. Право авторства, как, впрочем, и все иные авторские права, сохраняется за творцом произведения и может быть им исполь­зовано в общем порядке. Проблема состоит лишь в том, чтобы доказать авторство на анонимно опубликованное произведение. Обычно оно подтверждается организацией, которая использовала произведение и которой, как правило, известно действительное имя автора. Как и псевдоним, аноним может быть раскрыт без согласия автора только по запросу суда. Иногда, однако, возникает вопрос о возможности обна­родования имени создателя анонимного произведения после смерти автора. Наследники или специально назначенное лицо приобретают право на охрану имени автора. Поэтому если автор не оставил на этот счет никаких конкретных указаний, вопрос решается по усмотрению указанных выше лиц.

К проблеме на авторское имя примыкает никак не урегулирован­ный законом вопрос о возможности автора посвятить все произведе­ние определенным лицам, событиям или датам. Нередко посвящение связано с творческим замыслом автора или помогает лучше понять основное содержание творческого произведения. На практике пользо­ватели произведений иногда возражают против помещения в работе таких посвящений. В условиях неурегулированности данного вопроса он решается путем достижения взаимного согласия автора и пользова­теля произведения. Во избежание излишних споров целесообразно заранее оговорить этот вопрос в авторском договоре.

Наряду с непосредственными создателями произведений правом на обозначение своего имени пользуются предприятия, учреждения и организации, по служебному заданию которых создано произведение (п. 3 ст. 14 Закона РФ “Об авторском праве и смежных правах”). Так, учебное заведение или научное учреждение могут настаивать на том, чтобы их наименование было обозначено на произведениях, создан­ных их сотрудниками в рамках порученной им работы.

Право на защиту репутации автора

Как создатель произведения, автор несет всю ответственность за содержание и художественные достоинства достигнутого им творче­ского результата. Поэтому он заинтересован в том, чтобы его произве­дение было обнародовано, а также использовалось в дальнейшем именно в том виде, в котором автор признал его достойным для пред­ставления обществу. В сохранении творческой индивидуальности ав­тора, нашедшей отражение в созданном им произведении, заинтересо­вано и общество в целом. В связи с этим с момента создания произведения за его автором закрепляется право на защиту произведе­ния, включая его название, от всякого искажения или иного посяга­тельства, способного нанести ущерб чести и достоинству автора (ст. 15 Закона РФ “Об авторском праве и смежных правах”).

В ранее действовавшем законодательстве подобное право именова­лось правом на неприкосновенность произведения. Новое его название — “право на защиту репутации авторам — на первый взгляд, звучит несколько непривычно, однако более точно отражает сущность рас­сматриваемого права. Кроме того, оно совпадает с наименованием, которое используется Бернской конвенцией об охране литературных и художественных произведений, а также законодательством многих западноевропейских стран.

Содержание данного права состоит в том, что при издании, публич­ном исполнении или ином использовании произведения воспрещается без согласия автора вносить какие-либо изменения, как в само произведение, так и в его название и, кроме того, в обозначение имени автора. Воспрещается также без согласия автора снабжать произведение при его издании иллюстрациями, предисловиями, послесловиями, комментариями и какими бы то ни было пояснениями. Как видим, с одной стороны, право на защиту репутации автора охватывает собой запре­щение вносить в произведение любые изменения. В частности, нельзя без согласия автора сокращать объем произведения, изменять или заме­нять его отдельные главы, нарушать целостность произведения и т.п., хотя бы, по мнению пользователя, такие изменения и улучшали произве­дение. Запрет на внесение изменений касается любых элементов произ­ведения, хотя в самом законе упоминается лишь его название. Без согла­сия автора нельзя изменять или исключать из произведения авторские посвящения, эпиграфы, аннотации и т.п. С другой стороны, право на неприкосновенность означает, что с автором должны согласовываться любые дополнения созданного им произведения. В ГК РСФСР 1964 г. прямо указывалось, что воспрещается без согласия автора снабжать про­изведение при его издании иллюстрациями, предисловиями, послесло­виями, комментариями и какими бы то ни было пояснениями (ст. 480). Закон РФ “Об авторском праве и смежных правах” таких конкретных указаний не содержит, однако не оставляет сомнений в том, что подобные действия могут совершаться только с согласия автора. Например, требу­ется обязательное согласие автора на опубликование в печати его статьи или заметки с так называемым редакционным комментарием.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 3924; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.