Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Право на опубликование




Одним из субъективных прав, принадлежащих создателям творче­ских произведений, в российском авторском праве традиционно при­знавалось право на опубликование. Как уже отмечалось, новый автор­ский Закон о нем особо не упоминает. Независимо от того, является ли это результатом упущения составителей проекта закона или выраже­нием их сознательной позиции, право на опубликование продолжает оставаться в числе важнейших авторских правомочий2. Конечно, со­держание данного права по сравнению с ранее действовавшим законо­дательством существенно изменилось. В частности, право на опубли­кование не выражает более возможности автора первым ознакомить публику со своим произведением, поскольку эту возможность вобрало в себя право на обнародование. Существенно сузились, далее, те воз­можные формы доведения произведения до неопределенного круга лиц, которые с точки зрения действующего законодательства призна­ются опубликованием. Однако право на опубликование по-прежнему выражает особый интерес автора, который не обеспечивается никаким другим субъективным авторским правом. Этот интерес состоит в том, чтобы у автора сохранялась возможность контроля за выпуском в об­ращение материальных носителей произведения. Данный интерес, безусловно, нуждается в общественном признании и защите, которая может быть гарантирована только путем закрепления за создателями творческих произведений самостоятельного субъективного права на опубликование.

Таким образом, право на опубликование — это признаваемая за ав­тором возможность выпуска в обращение экземпляров произведения в количестве, достаточном для удовлетворения разумных потребностей публики исходя из характера произведения.

Рассматриваемое право следует отнести к числу личных неимуще­ственных прав автора, хотя в нем более, чем в каком-либо ином личном праве автора, представлены имущественные элементы. Но все же ос­новное его содержание состоит в самостоятельном решении автором вопроса о выпуске в обращение материальных носителей произведения. Без согласия автора никто, в том числе и работодатель, если речь идет о служебном произведении, не может совершать подобных действий.

Право на опубликование чаще всего реализуется одновременно с каким-либо другим субъективным авторским правом. Если посредст­вом опубликования произведение впервые доводится до всеобщего сведения, это одновременно означает его обнародование. Однако опубликованием как реализацией самостоятельного интереса автора будет являться выпуск в обращение экземпляров произведения, кото­рое уже обнародовано посредством публичного исполнения, передачи в эфир или иным способом.

Еще более тесной является связь права на опубликование с права­ми на воспроизведение и на распространение. В самом деле, для того чтобы опубликовать произведение, его необходимо предварительно воспроизвести, т. е. изготовить экземпляры произведения в любой ма­териальной форме. Поэтому, давая согласие на опубликование, автор тем самым обычно дает согласие и на воспроизведение. Точно так же, соглашаясь на выпуск экземпляров произведения в обращение, автор санкционирует распространение произведения. Однако, в принципе, каждое из этих правомочий может осуществляться и самостоятельно. В частности, произведение может быть воспроизведено без цели выпу­ска его экземпляров в обращение. Воспроизведением с точки зрения действующего законодательства считается изготовление нескольких или даже одного экземпляра произведения. Даже если эти экземпляры будут распространены, т. е. проданы, сданы в прокат и т. д., это не будет считаться опубликованием, так как для последнего необходим выпуск в обращение такого количества экземпляров, которое является доста­точным для удовлетворения разумных потребностей публики. Иными словами, вполне возможна ситуация, когда в отношении конкретного произведения автором реализованы правомочия по его воспроизведе­нию и распространению, но само произведение является неопублико­ванным.

Реализация права на опубликование имеет своим последствием изменение правового режима произведения. С момента выпуска в свет экземпляров произведения оно может без согласия автора и без вы­платы авторского вознаграждения, но с обязательным указанием име­ни автора и источника заимствования репродуцироваться в единич­ных экземплярах библиотеками, архивами, учебными заведениями (ст. 28 Закона РФ “Об авторском праве и смежных правах”), отдель­ные виды произведений могут воспроизводиться в газетах, переда­ваться в эфир (п. 3 ст. 19 того же Закона) и т.д.

 


ЛЕКЦИЯ №5.

Имущественные права авторов и их ограничение.

План лекции.

1) Имущественные права авторов и их ограничения.

2) Право на воспроизведение и право доступа.

3) Право на публичный показ и право на публичное исполнение.

4) Право на передачу в эфир и право на сообщение для всеобщего сведения по кабелю.

 

Право на использование произведения есть не что иное, как возможность самостоятельно решать все вопросы, связанные с предоставлением третьим лицам доступа к произведению и с его использованием. Открывая третьим лицам доступ к произведению, автор определяет и те способы, с помощью которых его произведение будет использовано. При этом произведение может быть использовано как в своей первоначальной, так и в измененной форме (например, в перево­де или в переработанном виде), с воспроизведением той материальной формы, с которой связано произведение (например, переиздание кни­ги), или без такового воспроизведения (например, публичное испол­нение) и т. д.

В соответствии с п. 2 ст. 16 Закона РФ “Об авторском праве и смежных правах” исключительные права автора на использование произведения означают право осуществлять или разрешать осуществ­лять следующие действия:

— воспроизводить произведение;

— распространять экземпляры произведения любым способом;

— импортировать экземпляры произведения в целях распростра­нения;

— публично показывать произведение;

— публично исполнять произведение;

— сообщать произведение для всеобщего сведения путем передачи в эфир и (или) последующей передачи в эфир;

— сообщать произведение для всеобщего сведения по кабелю, про­водам или с помощью иных аналогичных средств;

— переводить произведение;

— переделывать, аранжировать или другим образом перерабаты­вать произведение.

Исключительные права автора на использование дизайнерского, архитектурного, градостроительного и садово-паркового проектов включают также практическую реализацию таких проектов.

Перечень конкретных авторских правомочий, конкретизирующий принадлежащие автору исключительные права на использование про­изведения, охватывает собой лишь типичные случаи использования произведений и, как уже отмечалось, не носит исчерпывающего характе­ра. Любые другие способы использования произведений, как существу­ющие ныне, так и те, которые могут появиться в дальнейшем, должны применяться лишь с согласия автора или его правопреемников.

Права на использование произведения могут осуществляться как самим автором, так и другими лицами, которым автор разрешает ис­пользовать произведение. Чаще всего, особенно если избранный способ использования произведения требует особых технических средств, ав­торы передают соответствующие права специализированным органи­зациям (издательствам, киностудиям, театрам и т. д.), заключая с ними авторские договоры. Права на использование произведения носят в основном имущественный характер, хотя в них также присутствуют личные элементы. После смерти автора данные права переходят к наследникам, по усмотрению которых осуществляется допуск к про­изведению всех остальных лиц. Использование коллективных произ­ведений осуществляется по взаимному согласию соавторов. При не­возможности достижения согласия вопрос решается судом по иску любого из соавторов. Если произведение соавторов образует одно не­разрывное целое, то ни один из соавторов не вправе без достаточных к тому оснований запретить использование произведения.

Обратимся к анализу основных авторских правомочий по исполь­зованию произведений.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1167; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.