Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Право на перевод и право на переработку произведения

Формами использования произведений являются их перевод на другой язык или переработка в другой вид и жанр. Исключительные права на перевод и переработку закрепляются за автором или его пра­вопреемниками. В субъективное право на перевод входит возможность автора самому переводить и использовать перевод своего произведения, а также его право давать разрешение на перевод и использование перево­да другими лицами. На практике авторы довольно редко переводят произведение сами, поскольку эта работа требует особых знаний и навыков. Поэтому фактически право на перевод сводится к праву дать согласие на использование перевода. Запретить перевод произве­дения в целях личного использования автор не может ни фактически, ни юридически.

Свое согласие на перевод автор обычно выражает путем заключе­ния договора с той организацией, которая намерена использовать его произведения в переводе. Данная организация принимает на себя обя­занность обеспечить качественный перевод произведения, а также по просьбе автора представить ему перевод для ознакомления. Подбор переводчика, с которым будущий пользователь произведения заклю­чает отдельный договор, как правило, организация оставляет за собой, |ютя договор может предусматривать необходимость согласования Кандидатуры переводчика с автором произведения. Если, по мнению автора, перевод выполнен некачественно или допущены какие-либо иные отступления от условий договора, например нарушена целостность Произведения, автор может запретить использование такого перевода.

Как правило, дача автором согласия на перевод не имеет характера Исключительной лицензии. Обычно автор оставляет за собой право разрешать перевод своего произведения на тот же язык другим лицам. Однако не будет нарушением закона и взятое автором обязательство воздерживаться на какой-либо срок от уступки права на перевод дру­гим лицам. Разрешая перевод произведения, автор может оговорить свое право на внесение в произведение исправлений и дополнений, исключение из произведения отдельных частей и т. д. Право на пере­вод по действующему российскому законодательству признается за автором и его правопреемниками в течение всего срока охраны произ­ведения. В законодательстве не содержится также каких-либо иных ограничений права на перевод, кроме тех, которые связаны с общими случаями свободного использования произведений. Иными словами, российское законодательство не предусматривает механизма выдачи принудительных лицензий на перевод, который допускается вводить во внутреннее законодательство в соответствии со ст. V Всемирной конвенции об авторском праве.

К праву на перевод близко примыкает право автора переделывать, аранжировать или другим образом перерабатывать произведение. Оно также включает в себя возможность автора самому переработать про­изведение в другой вид, форму или жанр либо давать разрешение на переработку другим лицам. Создаваемые в результате творческой пе­реработки произведения являются новыми объектами авторского пра­ва. Но их использование может осуществляться лишь с согласия авто­ров оригинальных произведений. Как правило, дача автором согласия на переработку означает и его согласие на использование созданного в результате переработки нового произведения. Однако автор может оставить за собой право на одобрение переработки как предваритель­ное условие ее использования. Право на переработку произведения охватывает собой все виды произведений и все виды переработок. Это следует подчеркнуть особо, так как до последнего времени данное право касалось лишь переработки повествовательного произведения в драматическое либо в сценарий, и наоборот. В остальных случаях чу­жие изданные произведения могли без согласия автора и без выплаты ему вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора ис­пользоваться для создания нового, творчески самостоятельного произ­ведения (п. 1 ст. 492 ГК РСФСР 1964 г.). В настоящее время согласие автора необходимо на любую переработку его произведения. В случае нарушения данного требования автор произведения, подвергшегося не санкционированной им переработке, имеет право на защиту своих прав.

АОЗТ “Никита Продакс Лтд” поставило в розничную торговлю партию водки “NIKITA” с этикеткой, в центре экспозиции которой помещены две конные фигуры гусар. Указанные фигуры взяты с от­крыток “Русская армия 1812 г.” (выпуск 2), выпущенных в свет в 1988 г. издательством “Изобразительное искусство”. При этом на этикетке два отдельных рисунка художника П. объединены в общую компози­цию. Поскольку автор рисунков согласия на их использование и пере­работку не давал, РАО в его интересах обратилось с иском в суд. В пользу автора взыскана компенсация в размере 500 минимальных раз­меров оплаты труда.

Применительно к программам для ЭВМ и базам данных перера­ботка именуется модификацией и означает любые их изменения, кроме тех, которые осуществляются исключительно в целях функциониро­вания программы для ЭВМ или базы данных на конкретных техниче­ских средствах пользователя или под управлением конкретных его программ.

После смерти автора в течение срока действия авторского права право давать согласие на переработку осуществляется его наследника­ми. Никаких иных временных или других ограничений данного права законодательство не предусматривает.

Иные права авторов

Наряду с рассмотренными выше правовыми возможностями авто­ры произведений науки, литературы и искусства обладают и иными правами, связанными с использованием их произведений. Некоторые из этих прав непосредственно указаны в Законе РФ “Об авторском праве и смежных правах”, другие хотя прямо Законом и не названы, но следуют из него, так как последний исходит из того, что автору при­надлежат исключительные права на использование произведения в любой форме и любым способом (п. 1 ст. 16).

Применительно к использованию произведений архитектуры, гра­достроительства, садово-паркового искусства и дизайна Закон РФ “Об авторском праве и смежных правах” особо выделяет имуществен­ное право авторов на практическую реализацию соответствующих проектов. Его суть заключается в том, что всякое практическое вопло­щение в жизнь произведений архитектурной (градостроительной, дизайнерской) графики и пластики (эскизов, чертежей, планов, рисун­ков, макетов и т.п.) может осуществляться только с согласия их авторов. В сущности, рассматриваемое право является разновидно­стью права на воспроизведение, поскольку полностью подпадает под его признаки. В результате практической реализации проекта меняет­ся лишь тот материальный носитель, в котором воплощено произведе­ние архитектуры, градостроительства, садово-паркового искусства или дизайна. Особым выделением данного права законодатель лишь подчеркивает, что права архитекторов и дизайнеров не ограничивают­ся теми чертежами, эскизами и макетами, в которых выражена их творческая мысль. Они действуют и в отношении тех решений, кото­рые нашли воплощение в конкретных строящихся или уже построен­ных объектах. Без согласия автора, а в случае перехода прав к право­преемнику без согласия последнего, нельзя повторно реализовать соответствующий проект, хотя бы он и был уже воплощен в конкрет­ных объектах.

К правомочиям автора принятого архитектурного проекта отнесе­на также возможность участия в реализации своего проекта при разработке документации для строительства и при строительстве здания или сооружения, если иное не предусмотрено в договоре. Возникающие при этом отношения регулируются Законом РФ “Об архитектурной деятельности в Российской Федерации” от 17 ноября 1995 г. и некоторыми другими актами. В них подчеркивается, что заказчик (за­стройщик) и подрядчик, реализующие архитектурный проект, долж­ны привлекать имеющего лицензию архитектора — автора проекта к участию в разработке проектной документации на строительство, а также к авторскому надзору за строительством. Одной из главных целей этого является обеспечение контроля за точным воплощением в реальном объекте архитектурно-художественного решения. Автор­ский надзор осуществляется на основании особого гражданско-право­вого договора, который заключается между заказчиком и разработчи­ком проекта.

В интересах общества закон устанавливает случаи свободного использования произведений, когда для их использования третьими лицами не нужно согласие автора и не производится ему выплата вознаграждения:

- те виды свободного использования результатов творческой деятельности, объединяющим признаком которых является необходимость доступа к произведениям в целях свободного распространения информации (напр., цитата);

- случаи свободного репродуцирования правомерно опубликованных произведений в единичном экземпляре без извлечения прибыли;

- публичное исполнение музыкальных произведений во время официальных и религиозных церемоний;

- воспроизведение произведений для судебного производства в объёме, оправданном этой целью;

- законное использование программ для ЭВМ и баз данных, а также производства записей краткосрочного пользования, осуществляемых организациями эфирного вещания использование исключительно в личных целях.

 


Лекция №6.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Право на передачу в эфир и право на сообщения для всеобщего сведения по кабелю | Правовая охрана ЭВМ
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1128; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.