Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Правовая охрана ЭВМ

Защита права собственности и смежных прав.

План лекции.

1) Защита права собственности и смежных прав.

2) Правовая охрана ЭВМ.

 

Одним из важных условий успешного развития науки, литературы и искусства является не только признание за создателями творческих произведений и лицами, которые их правомерно используют, опреде­ленных субъективных гражданских прав, но и обеспечение их надеж­ной правовой защитой. В соответствии со сложившейся в российской юридической науке традицией понятием “защита авторских и смеж­ных прав” охватывается совокупность мер, направленных на восста­новление или признание авторских и смежных прав и защиту интересов их обладателей при их нарушении или оспаривании. Действующее зако­нодательство содержит достаточную регламентацию видов, форм, средств и способов защиты авторских и смежных прав. К сожалению, не все возможности, заложенные в нормах права, реализуются на прак­тике. Многолетний опыт показывает, что авторские дела в судах составляют весьма незначительный процент среди других граждан­ских дел, хотя он в последние годы неуклонно растет. Конечно, многие авторские споры не доходят до суда и разрешаются в процессе досудебного урегулирования. Причинами этого являются и низкий уро­вень правопорядка, и неосведомленность авторов о своих правах и способах защиты, и фактическое отсутствие квалифицированных спе­циалистов, способных оказать авторам эффективную правовую по­мощь, и т. д. Следует констатировать, что в последние годы в России наблюдается резкий рост нарушений авторских прав, что связано с появ­лением множества частных издательств, фирм звукозаписи, видеозалов, средств массовой информации и т. д. Особенно часто и грубо нарушаются права иностранных авторов и организаций, на что, к сожалению, практи­чески не обращают внимания органы власти. В этих условиях знание форм, средств и способов защиты, авторских прав, которые предоставля­ет российское закондательство, имеет особую актуальность.

В общем виде, право на защиту можно определить как предостав­ленную управомоченному лицу возможность применения мер правоох­ранительного характера для восстановления его нарушенного или оспа­риваемого права. Правовая квалификация данной возможности вызывает споры в литературе. Согласно традиционной концепции, право на защиту является составной частью самого субъективного права наряду с правом на собственные действия, а также правом тре­бовать определенного поведения от обязанных лиц. Такому пониманию права на защиту противостоит получающее все большее распространение среди специалистов мнение, в соответствии с которым право на защиту представляет собой самостоятельное субъективное право.

Данное право в качестве реальной правовой возможности появля­ется у обладателя регулятивного гражданского права лишь в момент нарушения или оспаривания последнего и реализуется в рамках воз­никающего при этом охранительного гражданского правоотношения. Эта позиция представляется наиболее верной.

Предметом защиты являются не только субъективные авторские и смежные права, но и охраняемые законом интересы (ст. 3 Граждан­ского процессуального кодекса РСФСР). Субъективное авторское право и охраняемый законом интерес являются очень близкими и зачастую совпадающими правовыми категориями, в связи с чем они не всегда разграничиваются в литературе и на практике. В самом деле, в основе всякого авторского права лежит тот или иной интерес, для удовлетворения которого субъективное авторское право и предостав­ляется управомоченному. Одновременно охраняемые законом инте­ресы в большинстве случаев опосредуются конкретными субъектив­ными правами, в связи с чем защита субъективного авторского права представляет собой и защиту охраняемого законом интереса. Защита охраняемого законом интереса, а не собственно субъективного права имеет место и в тех случаях, когда в результате правонарушения само субъективное авторское право прекращается. Например, при уничтоже­нии уникального произведения изобразительного искусства, если при этом не сохранились его копии, репродукции, фотографии и т. п., автор­ское право на него не может быть защищено, так как произведения уже не существует. Следовательно, речь может идти лишь о защите охраняемых законом интересов автора, что обеспечивается с помощью иска из причи­нения вреда или иного адекватного взаимоотношениям сторон способазащиты. Таким образом, охраняемый законом интерес иногда высту­пает в авторском праве в качестве самостоятельного предмета защиты.

Субъектами права на защиту являются прежде всего сами авторы произведений науки, литературы и искусства, обладатели смежных прав, а также их наследники и иные правопреемники. При жизни автора, по общему правилу, только сам автор или его уполномоченный представитель могут выступать с требованием о защите нарушенных или оспариваемых авторских прав. Если автор опубликовал свое про­изведение анонимно или под вымышленным именем, в защиту его прав и охраняемых законом интересов может выступать издательство, иной пользователь произведения или организация, управляющая иму­щественными правами на коллективной основе. На основании ст. 41 ГПК РСФСР иск в интересах автора может быть заявлен прокурором. Пра­ва на произведения, созданные несколькими соавторами, могут защи­щаться всеми ими сообща или каждым из них в отдельности.

После смерти автора требования, вытекающие из нарушения его ав­торства, неправильного указания имени автора, неприкосновенности произведения, могут быть заявлены наследниками автора, лицом, на ко­торое автор в своем завещании возложил охрану своих произведений после смерти, а также авторско-правовой организацией или прокурором. Нарушения, затрагивающие имущественные права наследников, дают последним право на защиту своих имущественных интересов.

Нарушителем авторских и смежных прав является физическое или Юридическое лицо, которое не выполняет требований Закона РФ “Об авторском праве и смежных правах”, Закона РФ “О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных” и иных законодательных актов регулирующих авторские и смежные с ними отношения. В принципе нарушителем может стать любой участник авторских или смежных с ними отношений, в том числе сам создатель творческого произведе­ния, который игнорирует права и охраняемые законом интересы дру­гих лиц, в частности своих соавторов, не выполняет условия заключен­ного им авторского договора и т.п. Однако чаще всего нарушителями авторских и смежных прав оказываются лица, которые допускают не­законное использование охраняемых произведений и объектов смеж­ных прав. Подобные действия считаются контрафактными, а сами нарушители именуются пиратами.

Нарушителями авторских и смежных прав выступают как частные фирмы, так и государственные (муниципальные) организации.

Нарушение авторских и смежных прав может произойти как в рам­ках авторского договора, так и вне рамок заключенных договоров. Если нарушены условия договора о передаче авторских или смежных прав, применяются санкции, предусмотренные договором. При внедо-говорном нарушении авторского или смежного права, а также тогда, когда в договоре не указаны конкретные санкции, потерпевший может воспользоваться теми мерами защиты, которые установлены действу­ющим законодательством.

Право на защиту нарушенных прав и охраняемых законом интере­сов утрачивается, если обладатели авторских или смежных прав при­обрели их с нарушением установленного порядка либо осуществляют их исключительно с намерением причинить вред другому лицу или допус­кают злоупотребление ими в иной форме. Так, не пользуются, напри­мер, правом на защиту своих прав переводчики и авторы других про­изводных произведений или исполнители произведений, если ими нарушены соответственно права авторов произведений, подвергшихся переводу или другой переработке, либо права авторов исполняемых произведений (п. 1 ст. 12, п. 3 ст. 36 Закона РФ “Об авторском праве и смежных правах”). Суд может отказать в защите авторских прав тем из соавторов или наследников, которые не дают своего согласия на переиздание произведения, руководствуясь при этом исключительно желанием причинить вред другим соавторам или наследникам. При­мером злоупотребления авторским правом в иной форме, лишающим его обладателя права на защиту, может служить следующее дело.

После смерти известного музыканта и фотографа Г. остался боль­шой фотоархив, представляющий культурную ценность. Музей музы­кальной культуры предложил вдове Г. организовать персональную выставку фоторабот Г., которая дала на это свое согласие и передала музею материалы покойного мужа. К созданию экспозиции музеи привлек фотографа Р., который самовольно включил в нее часть своих собственных фотографий, выдав их за работы Г. В дальнейшем, уже после того, как выставка была показана в ряде городов, между музеем ц Р. возник конфликт и последний предъявил к музею иск о наруше­нии его авторских прав и как составителя экспозиции, и как автора ряда фотографий, включенных в экспозицию. Суд отказал Р. в иске, не усмотрев в действиях музея нарушения авторских прав истца. На наш взгляд, данное решение, которое правильно по существу, следовало бы мотивировать иным образом. Действия Р., выдавшего часть собствен­ных фотографий за произведения Г., не только представляют собой злоупотребление правом, но и грубо нарушают охраняемое законом авторство Г. Поэтому, опираясь на ст. 10 ГК РФ, суду следовало отка­зать Р. в защите его авторских прав.

Защита авторских и смежных прав и охраняемых законом интере­сов осуществляется в предусмотренном законом порядке, т. е. посред­ством применения надлежащей формы, средств и способов защиты. Под формой защиты понимается комплекс внутренне согласованных организационных мероприятий по защите субъективных прав и охра­няемых законом интересов. Различают две основные формы защиты — юрисдикционную и неюрисдикционную. Юрисдикционная форма за­щиты есть деятельность уполномоченных государством органов по защите нарушенных или оспариваемых субъективных авторских и смежных прав. Суть ее выражается в том, что лицо, права и законные интересы которого нарушены неправомерными действиями, обраща­ется за защитой к государственным или иным компетентным органам, например, в суд, в третейский суд, в вышестоящий орган и т. п., кото­рые уполномочены принять необходимые меры для восстановления нарушенного права и пресечения правонарушения.

В рамках юрисдикционной формы защиты, в свою очередь, выде­ляются общий и специальный порядки защиты нарушенных авторских и смежных прав. По общему правилу, защита авторских и смежных прав и охраняемых законом интересов осуществляется в судебном по­рядке. Основная масса авторско-правовых споров рассматривается районными, городскими, областными и иными судами общей компе­тенции. Если обоими участниками спорного правоотношения являют­ся юридические лица, возникший между ними спор относится к под­ведомственности арбитражного суда. По соглашению участников авторского правоотношения спор между ними может быть передан на разрешение третейского суда. В качестве средства судебной защиты авторских и смежных прав и охраняемых законом интересов выступа­ет иск, т. е. обращенное к суду требование об отправлении правосудия, с одной стороны, и обращенное к ответчику материально-правовое требование о выполнении лежащей на нем обязанности или о признании наличия или отсутствия правоотношения, с другой стороны. Су­дебный, или, как его еще называют, исковой порядок защиты применя­ется во всех случаях, кроме тех, которые прямо указаны в законе.

Если авторское и смежное право нарушено или оспорено, суд обя­зан принять и рассмотреть по существу исковое заявление.

По общему правилу, иск заявляется по месту нахождения ответчи­ка (ст. 117 ГПК РСФСР), однако по соглашению сторон территори­альная подсудность дела может быть изменена (ст. 120 ГПК РСФСР).

На требования, вытекающие из нарушения личных неимуществен­ных авторских прав, не распространяется действие исковой давности. Иски, связанные с нарушением имущественных прав и интересов, мо­гут быть заявлены в течение трех лет со дня, когда истец узнал или должен был узнать о нарушении своего права.

Специальной формой защиты авторских и смежных прав и охраня­емых законом интересов в соответствии со ст. 11 ГК РФ следует признать административный порядок их защиты. Он применяется в виде исключения из общего правила, т. е. только в прямо указанных в зако­не случаях. В настоящее время в области авторского права таких слу­чаев не предусматривается. Однако потерпевший может по своему усмотрению обратиться за защитой своих нарушенных прав и охраня­емых законом интересов в вышестоящий орган ответчика, в творче­ский союз или в антимонопольный орган. Средством защиты в данном случае является не иск, а жалоба, порядок подачи и рассмотрения которой регламентированы административным законодательством. Так, фирма “1C” обратилась в Государственный комитет РФ по анти­монопольной политике и поддержке новых экономических структур по поводу пресечения нарушения, совершенного ИЧП “Наис”. Пово­дом для данного обращения послужила продажа фирмой “Москов­ский” (г. Москва) нелицензированных копий программ ЭВМ “1C:Бухгалтерия”. Данное нарушение нанесло ущерб как фирме “1C”, так и покупателям, которые приобретали низкие по качеству копии с ус­таревшими версиями программы, без необходимой документации, с компьютерными вирусами и т. п.

По данному факту было вынесено решение, обязавшее распростра­нителей подделок расторгнуть договоры с покупателями, возместив им не только уплаченную цену, но и моральный ущерб. Кроме того, антимонопольным органом было вынесено предписание по делу о на­рушении ИЧП “Наис” ст. 10 Закона РСФСР “О конкуренции и огра­ничении монополистической деятельности на товарных рынках”.

Неюрисдикционная форма защиты охватывает собой действия граждан и организаций по защите авторских и смежных прав и охра­няемых законом интересов, которые совершаются ими самостоятель­но, без обращения за помощью к государственным или иным компе­тентным органам. Разумеется, в данном случае имеются в виду лишь законные средства защиты, которые следует отличать от произволь­ных самоуправных действий, запрещенных законодательством. Ти­пичным примером таких допускаемых законом средств самозащиты выступают в гражданском праве действия, совершаемые в порядке необходимой обороны и крайней необходимости. В рассматриваемой области спектр неюрисдикционных мер защиты достаточно узок и, по сути дела, сводится к возможности отказа совершить определенные действия в интересах неисправного контрагента, например, отказаться от внесения в произведение изменений и дополнений, не предусмот­ренных авторским договором, либо от исполнения договора в целом, чапример в случае его недействительности.

Наибольшую практическую значимость и эффективность среди названных форм и видов защиты имеет гражданско-правовая защита авторских и смежных прав, реализуемая в рамках юрисдикционной формы. Она обеспечивается применением предусмотренных законом способов защиты.

Под способами защиты авторских и смежных прав понимаются закрепленные законом материально-правовые меры принудительного характера, посредством которых производится восстановление (при­знание) нарушенных (оспариваемых) прав и воздействие на правона­рушителя. Авторское законодательство предоставляет потерпевшим достаточно широкий спектр способов защиты, ряд из которых предус­мотрен законодательством впервые. В соответствии со ст. 49 Закона РФ “Об авторском праве и смежных правах” обладатели исключи­тельных авторских и смежных прав вправе требовать от нарушителя:

1) признания прав; 2) восстановления положения, существовавшего до нарушения права; 3) прекращения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушению; 4) возмещения убытков; 5) взыскания дохода, полученного нарушителем вследствие нарушения авторских и смежных прав; 6) выплаты компенсации в определенных законом преде­лах. Указанные способы защиты не исчерпывают собой всех возможных мер, к которым может прибегнуть потерпевший для защиты своих автор­ских и смежных прав и охраняемых законом интересов. Авторские и смежные права по своей природе являются субъективными граждански­ми правами, и поэтому их защита может осуществляться с помощью всех тех способов, которые применяются для защиты субъективных граждан­ских прав. В числе таких способов можно назвать требования о прекра­щении или изменении правоотношения, о признании недействительным не соответствующего законодательству ненормативного акта органа го­сударственного управления или местного органа государственной вла­сти, о возмещении морального вреда и некоторые другие.

Следует учитывать, что помимо способов защиты авторских и смежных прав в их точном смысле действующее авторское законода­тельство предусматривает возможность применения к нарушителям некоторых дополнительных санкций. Так, согласно п. 2 ст. 49 Закона РФ “Об авторском праве и смежных правах” помимо возмещения убытков, взыскания незаконного дохода или выплаты компенсации в твердой сумме суд или арбитражный суд за нарушение авторских или смежных прав взыскивает штраф в размере 10% суммы, присужденной судом в пользу истца. При этом сумма штрафов направляется в уста­новленном законодательством порядке в соответствующие бюджеты. Контрафактные экземпляры произведений или фонограмм подлежат обязательной конфискации по решению суда или судьи единолично, а также по решению арбитражного суда. Конфискованные контрафактные экземпляры произведений или фонограмм подлежат уничтоже­нию, за исключением случаев их передачи обладателю авторских или смежных прав по его просьбе. Кроме того, суд или судья единолично, а также арбитражный суд могут вынести решение о конфискации мате­риалов и оборудования, используемых для изготовления и воспроизведе­ния контрафактных экземпляров произведений или фонограмм.

Указанные санкции носят административный, а не гражданско-правовой характер и гражданско-правовыми способами защиты ав­торских и смежных прав в строгом смысле не являются. Однако их введение в авторское законодательство является абсолютно оправдан­ной мерой, хотя и несколько запоздалой.

Как правило, обладатель нарушенного авторского или смежного права может воспользоваться не любым, а вполне конкретным способом защиты своего права. Зачастую способ защиты нарушенного права либо прямо определен специальной нормой закона, либо вытекает из характера совершенного правонарушения. Так, например, если при опубликовании произведения искажено имя его автора, он может тре­бовать лишь внесения соответствующих исправлений. Чаще, однако, обладателю авторского или смежного права предоставляется возмож­ность определенного выбора среди потенциальных способов защиты. Например, в случае, когда в результате нарушения авторских или смежных прав потерпевшему причинены убытки, он вправе по своему усмотрению либо потребовать их возмещения в полном объеме, либо взыскать в свою пользу доход, полученный нарушителем вследствие нарушения авторских или смежных прав, либо потребовать выплаты ему компенсации в пределах, установленных законом.

Предусмотренные законом способы защиты авторских и смежных прав неоднородны по своей юридической природе, что также оказывает существенное влияние на возможности их реализации. Наиболее рас­пространенным в литературе является их подразделение на меры за­щиты и меры ответственности, которые различаются между собой по основаниям применения, социальному назначению и выполняемым функциям, принципам реализации и некоторым другим моментам. Практическую значимость при этом имеет то обстоятельство, что, по общему правилу, меры ответственности в отличие от мер защиты при­меняются лишь к виновным нарушителям авторских и смежных прав и выражаются в дополнительных обременениях в виде лишения пра­вонарушителя определенных прав и (или) возложения на него допол­нительных обязанностей. Среди гражданско-правовых спосо­бов защиты авторских и смежных прав, предусмотренных действующим законодательством, мерами ответственности могут быть призна­ны лишь возмещение убытков, взыскание незаконно полученного до­хода, выплата компенсации, а также компенсация морального вреда - все остальные являются мерами защиты.

Наконец, завершая общую характеристику гражданско-правовых способов защиты авторских и смежных прав, нельзя не отметить, что новым законодательством прямо предусмотрены специальные меры, направленные на обеспечение исков по данной категории дел. Согласно ст. 50 Закона РФ “Об авторском праве и смежных правах” суд или судья единолично, а также арбитражный суд могут вынести определе­ние о запрещении ответчику либо лицу, в отношении которого имеют­ся достаточные основания полагать, что оно является нарушителем авторских или смежных прав, совершать определенные действия и (или) о наложении ареста и изъятии всех экземпляров произведений и фонограмм, в отношении которых предполагается, что они являются контрафактными, а также материалов и оборудования, предназначен-ных для их изготовления и воспроизведения. Перечень действий, ко­торые могут быть запрещены ответчику, включает изготовление, вос­произведение, продажу, сдачу в прокат, импорт и иное пользование, а также транспортировку, хранение или владение с целью выпуска в гражданский оборот экземпляров произведений и фонограмм, в отно­шении которых предполагается, что они являются контрафактными. Указанные меры рассматриваются в качестве дополнительных гаран­тий защиты интересов обладателей авторских и смежных прав, по­скольку они направлены на обеспечение правильного рассмотрения дела и реального исполнения будущего судебного решения.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Право на перевод и право на переработку произведения | Правовая охрана ЭВМ. Прежде всего в юридической литературе было убедительно доказано, что программы для ЭВМ отвечают всем признакам охраня­емых авторским правом объектов
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 325; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.