Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Оценка интенсивности конкуренции на целевом рынке предприятия

 

В оценке конкурентоспособности предприятия важное место занимает анализ интенсивности конкуренции.

Выделяют три фактора, определяющих интенсивность конкуренции: характер распределения рыночных долей между фирмами-конкурентами; темпы роста рынка; рентабельность рынка [8].

Распределение рыночных долей между конкурентами. Для оценки характера распределения рыночных долей между конкурентами обычно пользуются показателем, отражающим степень концентрации производства в отрасли. Он позволяет оценить степень монополизации рынка и является величиной, обратной интенсивности конкуренции. В соответствии с принятой практикой расчета используется, так называемый, четырехдольный показатель концентрации – CR4 (Concentration Ratio), который представляет собой общую долю четырех первых предприятий рынка, реализующих максимальные объемы продукции в общем объеме реализа­ции продукции на рассматриваемом рынке.

 

,

 

где ОРi – объем реализации продукции i – го предприятия, млн. руб.

ОР – общий объем реализации продукции заданного ассортимента на данном рынке, млн. руб.

Показатель концентрации представляет собой общую долю четырех первых предприятий рынка, реализующих наибольшие объемы продукции в общем объеме продаж данного вида продукции на рынке, который анализирует и на котором работает данное предприятие.

Существенным недостатком показателя концентрации является его «нечувствительность» к различным вариантам распределения долей между конкурентами.

Другим известным подходом, частично лишенным этого недостатка, является оценка распределения рыночных долей с помощью суммы квадратов рыночных долей конкурентов — индекса Херфиндаля-Хиршмана.

Индекс Херфиндаля – Хиршмана служит для оценки конкурентной силы производителей на рынке:

 

 

где Ih – индекс Херфиндаля (0 < Ih < 1);

D i – рыночная доля фирмы (i -го предприятия) в общем объеме реализации продукции заданного ассортимента);

п – количество фирм, действующих на рынке.

Индекс Херфиндаля – Хиршмана (Ih) принимает значения от 0 до 1. Если считать рыночные доли в процентах, индекс будет принимать значения от 0 до 10000. Чем больше значение индекса, тем выше концентрация на рынке. Используя данный индекс, можно оценить уровень конкуренции не только производителей продукции, а также ее поставщиков и покупателей. Соответствующие оценки этих факторов конкуренции проведены в следующих таблицах:

Таблица 5.2. –- Оценка конкурентной силы производителей на рынке

Индикатор Степень концентрации фирм и характер конкуренции.
Ih < 0,4 Низкая концентрация фирм на рынке, конкуренция очень высокая (чистая конкуренция).
0,4 ≤ Ih ≤ 0,8 Средняя концентрация фирм на рынке, высокая конкуренция (монополистическая конкуренция).
Ih > 0,8 Высокая концентрация фирм на рынке, низкая конкуренция (олигополистическая конкуренция).
Ih = 1 Самая высокая концентрация фирм на рынке, конкуренции нет (чистая монополия).

 

Таблица 5.3. – Оценка конкурентной силы поставщиков.

Степень концентрации поставщиков Удельный вес в себестоимости товарной продукции затрат поставщиков Степень концентрации поставщиков и характер конкуренции
Кпщ < 0,4 Дзп < 0,25 Низкая концентрация поставщиков, влияние конкурентной силы практически отсутствует.
0,4 ≤ Кпщ ≤ 0,8 0,25 ≤ Дзп ≤ 0,5 Средняя концентрация поставщиков, низкое влияние конкурентной силы.
Кпщ > 0,8 0,5 ≤ Дзп ≤ 0,75 Высокая концентрация поставщиков, сильное влияние конкурентной силы.
Кпщ = 1 Дзп = 0,75 Самая высокая концентрация поставщиков, очень сильное влияние конкурентной силы.

 

Примечание. В таблице 5.3. Кпщ = Ih, т.е. степень концентрации поставщиков измеряется с помощью индекса Херфиндаля-Хиршмана, только в расчете этого индекса берутся рыночные доли предприятий-поставщиков.

Значение индекса Херфиндаля увеличивается по мере роста концентрации в отрасли и достигает при чистой монополии единицы.

Как видно, индекс Хрефиндаля Ih не учитывает ранги предприятий. Для устранения этого недо­статка и наиболее полного учета значимости отдельных предприятий на рынке используется индекс Розенблюта (Ir). Индекс Розенблюта рассчитывается с учетом порядкового номера предприятий, работающих на данном целевом рынке, полученного на основе ранжирования их долей от максимума к минимуму (i):

 

 

где Ir – индекс Розенблюта;

i – порядковый номер предприятия i = 1 .. n, полученный на основе ранжирования долей всех предприятий, производящих и предлагающих рынку данный вид продукции (услуги), от максимума к минимуму;

Di – доля i -го предприятия в общем объеме реализации продукции заданного ассортимента.

Подходом, основанным на накоплении долей крупнейших предприятий (лидеров) рынка, дающим аналогичные ре­зультаты вышеуказанным коэффициентам, является расчет коэффициента Джини (G):

 

 

где i = 1... п; Аi – накопленное (кумулятивное) значение долей п крупнейших предприятий рынка.

Интенсивность конкуренции на целевом рынке предприятия исходя из распределения рыночных долей фирм, работающих на данном рынке, может быть определена исходя из отклонений их долей от среднего арифметического и рассчитывается по следующей формуле:

 

,

 

Где ИКд – коэффициент интенсивности конкуренции на целевом рынке предприятия исходя из распределения рыночных долей фирм, работающих на данном рынке;

σ(Д) – среднеквадратическое отклонение долей предприятий работающих на рынке (Дi) от среднего арифметического значения долей всей совокупности предприятий данного целевого рынка;

Дср – среднее арифметическое значение долей всей совокупности предприятий данного целевого рынка;

Дi – рыночная доля данного i-го предприятия;

n- общее число предприятий, производящих и реализующих продукцию на данном целевом рынке.

Темпы роста рынка. Показатели распределения долей рынка не в полной мере характеризуют интенсивность конкуренции, так как не отражают динамику рынка, на котором действует предприятие, например, таких важных показателей как изменение объемов спроса и предложения, изменение темпов роста прибыли и объемов продаж.

В этой связи необходимо отметить следующую тенденцию. При росте объемов спроса, продаж и прибыли на рынке конкуренция становится менее жесткой ввиду того, что растущий рынок способен поглотить, в том числе, и дополнительно произведенный и предлагаемый объем товаров и услуг. Иными словами, на растущем рынке увеличение спроса будет достаточным, чтобы реализовать предложение всех фирм, работающих на данном рынке и стимулировать их к увеличению объемов производства. При сокращении объема спроса на рынке или его стагнации (когда объем предложения фактически равен емкости рынка) дополнительное предложение товаров и услуг фирм может оказаться невостребованным рынком (излишним и нереализованным). Поэтому интенсивность конкуренции на сокращающемся рынке (или в условиях его стагнации) будет возрастать.

Практика бизнеса свидетельствует о том, что в большинстве ситуаций, динамику рынка конкретных товаров и услуг можно ограничить двумя предельными значениями годовых темпов роста объемов продаж: 70% и 140%. Отсюда формула, определяющая интенсивность конкуренции исходя из темпов роста объемов продаж на рынке, на котором действует предприятие, будет иметь следующий вид:

 

,

 

где ИКтр – коэффициент, характеризующий степень интенсивности конкуренции на целевом рынке предприятия исходя из темпов роста рынка;

Тр – годовой темп роста (снижения) объема продаж на рассматриваемом рынке, %.

При этом коэффициент, характеризующий степень интенсивности конкуренции на целевом рынке предприятия, может изменяться в пределах от 0 до 1. Если годовые темпы роста объема продаж на целевом рынке предприятия равны либо выше 140%, то интенсивность конкуренции, и, следовательно, ИКтр будет равен (близок) 0. Иными словами, в данной критической точке конкуренция будет слабой, фактически отсутствовать.

В другой критической точке, когда темпы роста целевого рынка предприятия равны 70% (т.е. имеет место снижение объемов реализации на 30%), коэффициент, характеризующий степень интенсивности конкуренции на целевом рынке предприятия (ИКтр) будет близок к 1, т.е. конкуренция будет очень жесткой и интенсивной.

Рентабельность рынка. Доходность целевого рынка, его прибыльность напрямую определяет силу и интенсивность конкуренции.

Зависимость в данном случае между доходностью (рентабельностью) целевого рынка предприятия и интенсивностью конкуренции следующая. Чем выше уровень рентабельности рынка, тем ниже уровень (интенсивность) конкуренции, т.к. в данном случае спрос будет превышать предложение. И наоборот, чем ниже уровень рентабельности рынка, тем выше уровень (интенсивность) конкуренции, т.к. в данном случае спрос будет меньше предложения. Иными словами существует обратная зависимость между уровнем рентабельности (доходности) целевого рынка предприятия и интенсивностью конкуренции на нем.

Расчет рентабельности целевого рынка предприятия производится по следующей формуле:

 

,

 

где Рр – коэффициент рентабельности рынка;

По – общая (совокупная) прибыль от реализации продукции (услуг), полученная всеми предприятиями на данном рынке, ден. ед.;

Ор – общий объем реализации (продаж) в стоимостном выражении, ден. ед.

Определение интенсивности конкуренции на целевом рынке предприятия, исходя из рентабельности рынка, целесообразно осуществлять по следующей формуле:

 

,

 

где ИКрр – показатель интенсивности конкуренции на целевом рынке предприятия, исходя из рентабельности рынка;

По – общая (совокупная) прибыль от реализации продукции (услуг), полученная всеми предприятиями на данном рынке, ден. ед.;

Ор – общий объем реализации (продаж) в стоимостном выражении, ден. ед.

Из формулы видно, что при рентабельности рынка Рр ≥ 1, т.е 100%, уровень конкуренции на целевом рынке стремится к 0, т.е. конкуренция очень слабая, а при Рр ≤ 0, т.е. убыточного бизнеса, уровень конкуренции будет стремиться к 1, т.е. конкуренция будет жесткой.

Для того, чтобы определить общий уровень интенсивности конкуренции на целевом рынке, на котором производит и реализует свою продукцию предприятие, необходимо рассчитать общий (интегральный) коэффициент интенсивности конкуренции, определяемый как средняя геометрическая коэффициентов, учитывающих характер распределения рыночных долей между фирмами-конкурентами; темпы роста рынка и рентабельность целевого рынка предприятия. Формула общего (интегрального) коэффициента уровня конкуренции имеет следующий вид:

 

, (2.9)

 

где ИКо – общий (интегральный) коэффициент уровня конкуренции на целевом рынке предприятия;

ИК д – коэффициент интенсивности конкуренции на целевом рынке предприятия исходя из распределения рыночных долей фирм, работающих на данном рынке;

ИКтр – коэффициент, характеризующий степень интенсивности конкуренции на целевом рынке предприятия исходя из темпов роста рынка;

ИКрр – показатель интенсивности конкуренции на целевом рынке предприятия, исходя из уровня рентабельности рынка.

По степени интенсивности конкуренция может быть:

привлекательной, когда в данном сегменте субъект качественнее удовлетворяет свои потребности или получает прибыли больше, чем в предыдущем сегменте;

умеренной, когда действия субъекта конкуренции поддерживают конкурентную среду в данном сегменте рынка;

ожесточенной для объекта конкуренции, когда субъект поглоща­ет, уничтожает либо вытесняет объект из данного сегмента;

ожесточенной для субъекта конкуренции, когда объект (конку­рент) поглощает, уничтожает либо вытесняет объект из данного сегмента.

Методы конкуренции:

1) на основе критерия повышения качества товара (неценовая);

2) на основе критерия повышения качества сервиса товара;

3) на основе снижения цены (ценовая);

4) на основе снижения эксплуатационных затрат у потребителя товара;

5) на основе использования динамичных факторов, в большей мере характеризующих качество управления – факторов времени (продолжительность, скорость, ускорение), синергичность, орга­низованность, адаптивность и др.;

6) на основе использования всех (статичных и динамичных) конкурентных преимуществ объекта и субъекта (интегральная).

Конкуренция может происходить на следующих уровнях:

• местном (в группе, отделе, организации и т. п.);

• региональном (районе, городе, области и т. п.);

• национальном (в стране);

• межнациональном (в нескольких странах);

• глобальном (в мировом масштабе, без конкретно определенных стран).

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Метод, использующий для определения конкурентоспособности организации оценку товара (услуги) | Определение профиля отрасли и движущие силы развития отрасли
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 4960; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.