Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Предпосылки, обуславливающие необходимость инновационного развития организаций




ТЕМА 10. ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА ОРГАНИЗАЦИИ

Основные понятия

Инновации, инновационная деятельность, инновационное развитие, концепция непрерывного совершенствования организации, элементы инновационной политики, этапы инновационной политики, затратный метод оценки инноваций, рыночный метод оценки инноваций, доходный метод оценки инноваций, бизнес–процесс

 

Проблема инноваций, рассматриваемых в качестве основного фактора экономической динамики, не является новой. Само понятие «innovation» впервые появилось в научных исследованиях зарубежных культурологов в ХХ веке и означало введение некоторых элементов одной культуры в другую. Первое наиболее полное описание инновационных процессов было представлено в начале XX в. выдающимся экономистом И. Шумпетером, который анализировал «новые комбинации» изменений в развитии экономических систем. Несколько позже, в 30-е гг. XX в., И. Шумпетер и Г. Менш ввели в научный оборот и сам термин «инновация», под которым понимали воплощение научного открытия в новой технологии или продукте.

В широком смысле под инновациями понимается при­быльное (рентабельное) использование новшеств в виде новых технологий, видов продукции и услуг, организаци­онно-технических и социально-экономических решений производственного, финансового, коммерческого, адми­нистративного или иного характера.

Существует несколько фундаментальных предпосылок, которые поворачивают предприятия лицом к пониманию постоянной необходимости активизации инновационной деятельности. В первую очередь к ним относятся следующие:

– конкуренция между предприятиями. По мере роста предприятия и выхода его на новые рынки действия конкурентов становятся все более ожесточенными. Требования к продуктам, которые демонстрируют конкуренты, заставляют предприятие с большим вниманием относиться к собственному продукту, с которым оно выходит на рынок;

– изменяющийся спрос покупателей. За последнее время рост грамотности потребителя стал проявляться все больше и больше. Предпочтения покупателей меняются довольно стремительно, и необходимо прилагать большие усилия, чтобы предлагать рынку продукт, который отвечает всем требованиям потребителей;

– быстрое развитие и диверсификация новых технологий. Постоянные изменения и разработки новых технологий делают реальным появление все новых возможностей. Те продукты, которые еще недавно были невозможны, сегодня становятся вполне доступными для практического производства.

Потенциальные преимущества, которые предприятие способно извлечь из инновационной деятельности, расположены в трех плоскостях:

− позиция предприятия на рынке. Здесь есть возможность приобрести огромные преимущества перед конкурентами за счет разработки новых продуктов и наиболее полного удовлетворения потребителей, если предприятию на время удается выйти в лидеры и определить стандарты в отрасли;

− использование имеющихся ресурсов. Эффективное использование имеющихся в распоряжении предприятия ресурсов − залог успеха всей деятельности фирмы;

− способность предприятия к инновациям и организационная гибкость. Это способность позволяет предприятию вести правильную политику в области новых разработок и предвидеть дальнейшее развитие всей отрасли в целом. Она помогает предприятию направлять на разработки перспективных проектов нужный объем средств, привлекать к работам по ним лучших в данной области специалистов и организовывать работу по проекту таким образом, чтобы полученные результаты оказались наилучшими. Нередко новые проекты привносят новый образ мышления, и, впоследствии, он прочно входит в корпоративную политику и культуру предприятия.

Таким образом, инновации являются важнейшим элементом экономического развития. Они оказывают двойственное влияние на динамику экономического роста: с одной стороны, открывают новые возможности для расширения экономики, с другой − делают невозможным продолжение этого расширения в традиционных направлениях. Инновации нарушают экономическое равновесие, внося возмущение и неопределенность в экономическую динамику, а периодичность в их появлении вызывает цикличность в экономическом развитии.

Йозеф Шумпетер сформулировал закономерности технологической эволюции и роль инно­ваций на различных этапах цикла развития науки и технологий, под­робно проанализировал подходы к классификации нововведений, вы­делив пять их разновидностей:

· новое, т. е. еще неизвестное в сфере потребления благо либо но­вое потребительское качество известного блага;

· новый, более эффективный метод производства известной про­дукции;

· открытие новых рынков сбыта известной продукции;

· открытие новых источников сырья или производства полуфаб­рикатов;

· реорганизация производства, ведущая к подрыву какой-то уста­новившейся в нем монополии.

Под инновацией И. Шумпетер подразумевал изменение с целью внедрения и использования новых видов потребительских това­ров, новых производственных, транспортных средств, рынков и форм организации в промышленности, созданное на основе уникальной новой комбинации имеющихся ресурсов.

Согласно И. Шумпетеру, инновация является главным источником прибыли: «...прибыль, по существу, является резуль­татом выполнения новых комбинаций», «...без развития нет при­были, без прибыли нет развития».

Идея, предложение, проект, результат исследования, изобретение и т. п. хоть и выступают в качестве нового продукта, в чистом виде не явля­ются инновацией. И только воплотившись в изде­лия, услуги, технологии, которые восприняты потребителями, они ста­новятся инновациями.

С понятием «инновация» тесно связаны понятия, «новшество», «изобрете­ние» и «открытие».

Под новшеством принято понимать новое явление, изобретение, новый способ, метод, изменяющий сферу деятельности или среду.

Для рыночной экономики характерно наличие рынка новшеств. Основные его компоненты:

а) принципиально новые научные и технические решения, обмен которых регулируется по правилам интеллектуальной собственности;

б) принципиально новая научная и техническая информация, образующаяся по правилам объектов авторского права;

в) новые научные и технические идеи.

Практическое использование новшества с момента техноло­гического освоения производства и масштабного распростране­ния в качестве новых продуктов и услуг является инновацией.

Под изобретением понимают новые приборы, механизмы, инструмент, другие приспособления, созданные человеком. Инновацией могут быть не только изобретения, но и например, новые технологии.

Открытием же является процесс получения ранее неиз­вестных данных или наблюдение ранее неизвестного явления природы.

Открытие отличается от инновации по следующим при­знакам:

1. Открытие, а также изобретение, делается, как правило, на фундаментальном уровне, а инновация производится на уровне технологического (прикладного) порядка.

2. Открытие может быть сделано изобретателем-одиночкой, а инновация разрабатывается коллективами и воплощается в форме инновационного проекта.

3. Открытие не обязательно преследует целью получить выгоду. Инно­вация же всегда ставит своей целью получить какую-либо ося­заемую выгоду за счет применения какого-то нововведения в технике и технологии.

4. Открытие может произойти случайно, а инновация всегда является результатом поиска. Инновация требует определенной четкой цели и технико-экономического обоснования.

Инновация является результатом комплексного процесса создания, распространения и использования новой идеи, изобретения для новой или улучшения удовлетворения уже известной общественной потребности, сопряженных с данным новшеством изменений в той социально-экономической среде, в которой совершаются его жизненные циклы. Инновация обычно рассматривается развивающейся во временном масштабе и имеет четко обозначенные стадии. В целом период времени от зарождения идеи, создания и распространения новшества и до его практического использования принято называть жизненным циклом инновации.

В соответствии с международными стандартами инновация оп­ределяется как конечный результат инновационной деятельнос­ти, получившей воплощение в виде нового или усовершенство­ванного продукта, внедренного на рынке, или усовершенствован­ного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к услугам.

Непременными свойствами инновации являются: научно-тех­ническая и рыночная новизна, производственная применяемость, коммерчес­кая реализуемость.

Инновации имеют две основные особенности:

· новизну применения данной потребительской стоимости для удовлетворения некоей общей потребности (рыночная новизна);

· новизну научной идеи или технического решения, лежащую в основе нововведения.

Исходя из экономической природы нововведения, главной высту­пает рыночная новизна, а научно-техническая имеет подчиненное зна­чение.

Рыночная новизна рассматривается в широком и узком смысле. Ры­ночной новизной в широком смысле, или абсолютной рыночной новизной, обладает товар, который отличается от любых других товаров, продава­емых где-либо. Рыночной новизной в узком смысле, относительной или локальной новизной, обладает товар для какой-то части своих потребите­лей. При этом несущественно, когда инновация в действительности появилась на рынке.

Научно-техническая новизна – это обязательное свойство изобре­тения, или научно-технического ноу-хау, а не нововведения. Научно-техническая новизна означает изменение физических свойств товара, применение новых материалов, компонентов, новые технические и конструкторско-технологические решения. Если ин­новация основана на одном или нескольких изобретениях или ноу-хау, то она помимо рыночной обладает и научно-технической новизной. Степень оригинальности научно-технической идеи, на которой осно­вано нововведение, не интересует потребителя. Он оценивает полез­ный эффект товара в соответствии с затратами на его приобретение, эксплуатацию и утилизацию.

В зависимости от характера концепции, на которой основано ново­введение, различают:

· инновации с технологической доминантой, изменяющие физические свойства товара на уровне производства, применения нового ком­понента или нового материала, создания принципиально новых продуктов, новых изделий, нового физического состояния или новых комплексных систем. Они возникают в результате примене­ния точных наук в производственной практике и рождаются в науч­ных организациях и подразделениях НИОКР (табл. 10.1);

 

 

Таблица 10.1. – Инновации с технологической доминантой

Инновация Пример
Изменение физических свойств продукта на уровне производства Применение нового компонента Применение нового материала Создание принципиально новых про­дуктов Создание новых изделий Создание нового физического состояния Создание новых комплексных систем Создание сплавов и припоев на основе олова Стальной корд в покрышках Пенополиуретан Композиционные материалы   Цифровой телевизор Растворимый кофе   Скоростной поезд

 

· инновации с коммерческой или маркетинговой доминантой, каса­ющиеся в основном вариантов управления сбытом и коммуника­циями как составляющих процесса коммерческой реализации товара или услуги (табл. 2).

 

 

Таблица 10.2. – Инновации с коммерческой или маркетинговой доминантой

Инновация Пример
Новое средство платежа Новая комбинация эстетических и функ­циональных свойств Новая презентация товара Новая форма торговли   Новый вид рекламы Новое применение известного товара Новый способ продаж Кредитная карточка Оригинальная зажигалка, совмещенная с открывалкой для пивных бутылок Карманное издание книги (покет) Cash & Carry (например, склад-магазин Monarch) Плакаты на автобусных остановках Шампунь «2 в 1», «3 в 1» Телемаркетинг, интернет-магазин

 

Коммерческие нововведения возникают в результате применения наук о человеке и являются организационными. Они больше нуждают­ся в творческом воображении, изобретательности и ноу-хау, чем в фи­нансовых ресурсах.

Граница между этими формами инноваций размыта, и технологи­ческие нововведения часто приводят к нововведениям коммерческим.

Коммерческий аспект определяет инновацию как экономичес­кую необходимость, осознанную через потребности рынка.

Коммерциализация научно-технической деятельности заклю­чается в «материализации» инноваций, изобретений и разработок в новые технически совершенные виды промышленной продукции, средств и предметов труда, технологии и организации производства, превращение их в источник дохода.

Таким образом, считается, что в каждом бизнесе есть три вида инноваций:

· в продуктах или услугах;

· рынках, поведении и ценностях покупателей (социальные инно­вации);

· различных изменениях деятельности организации, необходимых для создания продукции и доведения ее до рынка (менеджерская инновация).

В соответствии с международной практикой под инновационной деятельностью понимают деятельность, направленную на исполь­зование и коммерциализацию результатов научных исследований и разработок для расширения и обновления номенклатуры и улучше­ния качества выпускаемой продукции (товаров, услуг), совершенство­вания технологии их изготовления с последующим внедрением и эффективной реализацией на внутреннем и зарубежных рынках.

Согласно Закону Республики Беларусь «Об основах государствен­ной научно-технической политики» «инновационная деятель­ность - деятельность, обеспечивающая создание и реализацию инноваций, а инновации (нововведения) - создаваемые (осваивае­мые) новые или усовершенствованные технологии, виды продук­ции и услуг, а также новые организационно-технические реше­ния производственного, административного, финансового, ком­мерческого или иного характера, способствующие продвижению технологий, товарной продукции и услуг на рынок».

Таким образом, до момента распространения, т.е. серийного или массового производства нововведений результаты исследований и разработок называются «новшеством», так как «инновация» означает выведение новаций или новшеств на рынок. При этом процесс выведения новшеств на рынок называется их коммерциализацией. Коммерциализация определяет инновацию как необходимость, осознанную через потребности рынка. Период времени между появлением новшества и воплощением его в инновацию называется инновационным лагом.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 786; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.036 сек.