КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Функции управления инновациями
Классификация и жизненный цикл инноваций
Инновации, имея четкую ориентацию на конечный результат и обеспечивая определенный технический или социально-экономический эффект, существенно отличаются друг от друга и обладают множеством разновидностей. Используя различные классификационные признаки, можно выделить следующие группы инноваций (табл. 10.3)
Таблица 10.3. – Классификация инноваций
Инновации охватывают новые продукты и процессы, а также их значительные технологические изменения (не только в промышленном производстве, но и в других отраслях человеческой деятельности, например, новые лекарства, новые методы лечения болезней и т.д.). По технологическим параметрам различают два типа инноваций: продуктовые и процессные. Продуктовые инновации охватывают внедрение новых или усовершенствованных продуктов (например, замена парового двигателя двигателем внутреннего сгорания, индикаторы на жидких кристаллах и т.п.). Процессная инновация - это освоение новой или значительно усовершенствованной технологии, оборудования, организации производства для выпуска продукции, обеспечивающее принципиально новый уровень качества товара. По степени радикальности, глубине вносимых изменений инновации можно подразделить на базисные (радикальные), улучшающие и модификационные. Базисные (радикальные) инновации – инновации, которые реализуют крупные изобретения, открытия, и становятся основой формирования новых поколений и направлений техники. Улучшающие инновации обычно реализуют мелкие и средние изобретения, значительно совершенствующие уже существующие продукты и процессы их производства. Модификационные инновации направлены на частичное улучшение устаревших поколений техники и технологий без заметного влияния на параметры, свойства, стоимость изделия и способы его производства. Сюда же относится расширение номенклатуры продукции и технологий за счет освоения производства не выпускавшихся ранее в стране, отрасли или на данном предприятии, но уже известных на рынке продуктов с целью удовлетворения текущего спроса, в том числе с отказом от их импорта. По типу и масштабам новизны для рынка инновации принято разделять на: • новинки мирового масштаба (новые в мире) - это первые в мире внедренные изменения, не имеющие нигде аналога; • новинки в масштабах страны (новые в стране) - инновации носят воспроизводяще-адаптационный характер: нет аналогов в стране, но они существуют за границей; • новинки в масштабе данной отрасли, региона, предприятия -инновации, имеющие аналоги в других отраслях, регионах, на других предприятиях, но не применявшиеся ранее в данной отрасли, регионе, предприятии. По месту в экономической системе предприятия выделяют: а) инновации на входе предприятия, связанные с изменениями в выборе и использовании сырья, материалов и оборудования (процессуальные инновации); б) инновации на выходе предприятия, касающиеся конечной продукции, услуг, технологий, информации (продуктовые); в) инновации системной структуры предприятия – управленческой, технологической и производственной. В зависимости от объектов инновационной деятельности можно выделить, например, следующие виды инноваций: - маркетинговые – новые рынки, способы продвижения товаров на рынок, сбытовой деятельности и т.д.; - технические – новые или более совершенные виды средств труда; - технологические – новые материалы, технологические процессы, приемы и методы работы и т.д.; - организационные – новые решения в области организации производства, управления, труда. Временный период, который начинается с выполнения теоретических и поисковых исследований и включает последующую разработку, освоение и применение новой научно-технической идеи, улучшение технико-экономических параметров выпускаемой техники, ее ремонтное и иное обслуживание, а заканчивается моментом, когда эта техника подлежит замене качественно новой, более эффективной, называется жизненным циклом. Жизненный цикл инноваций включает пять этапов и для каждого из них используется свой вариант кредитования. Первый этап – рождение. Новинка пока находится на стадии научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, которые обычно занимают весь первый год жизни новшества. Специалисты конструкторских бюро оценивают осуществимость идеи с технической и экономической точек зрения, исследуют основные технологические тенденции, планирование производства и сбыта. Из числа проектов выбраковывается примерно 70%. Основные источники финансирования на данном этапе: стартовый капитал, займы у родственников и знакомых, личные сбережения. Второй этап – начало производства и сбыта. Главное внимание уделяется налаживанию серийного выпуска и достижению минимального объема реализации, обеспечивающего прибыль. Отсеивается около 20% новаций. Финансовый источник –наращивание акционерного (паевого, уставного) капитала. Третий этап – нарастание риска. Продолжительность – до нескольких лет. Основные задачи – увеличение объема продукции, ее дифференциация. Изделие пользуется спросом на рынке, но сбытовая система не полностью отлажена, поэтому конкурентоспособность остается неустойчивой. Как правило, на четвертом году после начала массового производства и сбыта предлагается второе поколение продукта. Из-за частых банкротств фирм на данной стадии ее часто называют «долиной гибели». Несмотря на популярность товара, жесткая конкуренция заставляет идти на новые затраты на НИОКР, маркетинг, рекламу и т.д. Для покрытия издержек требуется все время увеличивать объем продаж. Своих собственных средств, как правило, не хватает; возникает нужда в кредитах для инвестиций. Однако собственный капитал, который служит банкам гарантией для возврата ссуд, невелик. Финансовое положение слишком ненадежно, чтобы удовлетворять жестким критериям платежеспособности, которые коммерческие банки применяют к заемщикам. Поэтому на данном этапе они применяют совместное финансирование с другими коммерческими банками, инвестиционными фирмами и предприятиями, чтобы распределить риск. Четвертый этап - рост. Доход от новации на единицу продукции стабильно увеличивается при одновременном расширении производства. Предприятие старается развить уже обеспечившие ему базу выпуска и сбыта товары, совершенствует их, вносит другие улучшения. Денежные источники: ссуды коммерческих банков. Возможно включение в состав более крупных предприятий. Расширяется технологическая база, совершенствуется система управления, увеличивается доля предприятия на рынке. Пятый этап – зрелость и затухание. Расширяется технологическая база, совершенствуется система управления, увеличивается доля предприятия на рынке. Однако объем спроса на товар стабилизировался и темпы роста рынка низкие. Рынок практически полностью насыщен данным товаром. Конкуренты активно реализуют подделки и товары – имитаторы. Интерес потребителей к данному товару уменьшается. Объем продаж фактически не изменяется и даже начинает снижаться. Главная задача для предприятия – защититься от давления конкурентов, активно производящих и реализующих аналогичные, похожие товары – имитаторы, начать разрабатывать новые продукты. Основные источники финансирования для предприятия на данном этапе - рынки ссудного капитала и ценных бумаг.
Функция управления инновациями – это конкретный вид управленческой деятельности работников, осуществляющих инновационную деятельность специальными приемами и способами, основанный на разделении и кооперации управленческого труда, характеризующийся определенной однородностью, сложностью и стабильностью воздействий на объект и субъект управления. Эти функции имеют специфический характер, особое содержание и могут осуществляться самостоятельно, быть как не связанными между собой, так и неразрывно связанными, более того, они как бы взаимопроникают друг в друга, т.е. они объединены в единый целостный процесс. В процессе инновационной деятельности осуществляются пять общих функций управления: планирование и прогнозирование, организация, координация, контроль, мотивация. Эти классические пять функций присущи любому виду управленческой деятельности. Функции управления инновациями целесообразно рассматривать также с позиции факторов инновационной деятельности. Соответственно выделяются специальные функции управления инновациями: научные, технические, экономические, организационные, социальные, которые в общем случае имеют место на всех этапах инновационного цикла предприятия: - научные функции связаны с управлением НИР и разработками, необходимыми для эффективного осуществления различных видов деятельности по созданию и реализации новшеств. - технические функции обеспечивают решение комплекса вопросов, связанных с техническим и технологическим обеспечением инновационной деятельности, в том числе основного и вспомогательных производств, сферы управления, всех хозяйств и служб предприятия, участвующих в освоении новых изделий. Основным содержанием технических функций управления продуктовыми инновациями являются конструкторская, технологическая, транспортная, складская, метрологическая и другие виды подготовки производства; - экономические функции управления инновациями, разработка планов производства предполагают: проведение маркетинговых исследований продукции, определение необходимого объема капитальных вложений, расчет затрат на производство, расчет экономических норм и нормативов, доходов и прибыли, формирование системы учета выпуска продукции (и других работ, выполняемых в инновационном цикле), решение вопросов оплаты труда, его материального стимулирования; - организационные функции предполагают решение вопросов организации производства новой продукции (организации рабочих мест, бригад, участков, цехов, производств), организации труда работников и коллективов, организации управления производством, кадрового обеспечения производства; - социальные функции предусматривают подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров, создание нормального социально-психологического климата в коллективах, улучшение условий труда и быта работников, преодоление социально-психологических барьеров к нововведениям. Инновация является реализованным на рынке результатом, полученным от вложения капитала в новый продукт или операцию (технологию, процесс). Исходя из этого, можно сказать, что сама инновация, как объект управления, выполняет следующие три функции: · воспроизводственную; · инвестиционную; · стимулирующую. Воспроизводственная функция инновации означает, что инновация представляет собой важный источник финансирования расширенного воспроизводства. Денежная выручка, полученная от продажи инновации на рынке, создает предпринимательскую прибыль, которая выступает источником финансовых ресурсов и одновременно мерой эффективности инновационного процесса и может направляться на расширение объемов производственно-торговой, инвестиционной, инновационной и финансовой деятельности, что и составляет содержание воспроизводственной функции инновации. Инвестиционная функция инновации означает, что прибыль, полученная за счет реализации инновации, может использоваться по различным направлениям, в том числе и в качестве капитала. Этот капитал может направляться на финансирование как всех инвестиций, так и конкретно новых видов инноваций, что и составляет содержание инвестиционной функции инновации. Стимулирующая функция инновации состоит в следующем. Получение предпринимателем прибыли за счет реализации инновации прямо соответствует целевой функции любого коммерческого хозяйствующего субъекта. Это совпадение служит стимулом предпринимателя к новым инновациям; побуждает его постоянно изучать спрос, совершенствовать организацию маркетинговой деятельности, применять более современные приемы управления финансами (реинжиниринг, брэнд-стратегия, бенчмаркинг и др.), что составляет содержание стимулирующей функции инновации.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 4795; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |