Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Физическая культура в средних специальных и высших учебных заведениях




Формы физкультурных занятий с детьми школьного возраста.

Физическая культура детей школьного возраста осуществляется в трёх сферах:

- в учебных заведениях, составляющих систему среднего образования;

- в организациях, осуществляющих внешкольные занятия физическими упражнениями;

- в семье.

Для каждой из этих сфер характерно разнообразие конкретных форм занятий. Однако в практике физического воспитания школьников все виды занятий принято делить на две группы:

1) Урочные занятия (уроки).

2) Внеурочные занятия

а) в режиме учебного дня;

б) внеклассные занятия;

в) внешкольные занятия.

• Урочные занятия являются основной формой физического воспитания школьников. Уроки физического воспитания обеспечивают общую физическую подготовленность ко всякой деятельности и отличаются наибольшим богатством содержания. В ходе уроков учащиеся знакомятся с типичными видами спортивных упражнений, овладевают основами техники, достигают более высокого уровня развития физических качеств, приобретают начальные сведения о видах спорта. В процессе сдачи учебных нормативов накапливается опыт соревновательной борьбы, определяются интересы, возникает потребность в совершенствовании и намечается выбор спортивной специализации.

Уроки включены в школьное расписание наравне с другими учебными предметами и обязательны для всех учащихся. Они проводятся 2-3 раза в неделю, их содержание определяется программами.

Важными факторами, определяющими специфику уроков физического воспитания в школе, являются:

- основная направленность и конкретные задачи;

- возрастные особенности и возможности детей;

- многочисленность и неоднородность состава классов;

 

- предметно-пространственная среда (места занятий, оборудование, инвентарь и т.д.);

- продолжительность урока - максимум 45 мин;

- место урока в общем расписании.

• Назначение занятий физическими упражнениями в режиме учебного дня - создание предпосылок оптимальной умственной работоспособности на других уроках (повышение или восстановление). Виды:

- гимнастика до учебных занятий;

В ср спец и и высшие учебные заведения поступают юноши и девушки в возрасте 15-17 лег, окончившие 9 или 11 классов школы. Профес.-теснич образование осущ-ют ср спец уч заведения (Сузы), к числу которых относятся: колледжи, лицеи, техникумы, проф-тех училища.. Высшее образование осуществляют ВУЗы, к числу которых относятся: институты, академии. Ун-ты.

Согласно принятой в 1965 г. схеме возрастной периодизации, студенческий возраст большей частью относится к VII возрастному периоду - юноше-I кому возрасту: от 17-ти до 21-го года для юношей, от 16-ти до 20-ти лет для девушек. Далее молодые люди входят в 1-й период зрелости, который длится ДО 35-ти лет.

При поступлении в среднее или высшее учебное заведение студенты сталкиваются с новыми, более сложными по сравнению со школой видами деятельности (учебной, трудовой, общественной и т.д.), требующими от них более высокого уровня общей физической подготовки. В связи с этим особенно воз¬растает роль физической культуры как одного из важнейших средств адаптации студентов к обучению.

Физическая культура как учебная дисциплина является частью гумани¬тарного образования. Она обязательна для всех специальностей и служит целям укрепления здоровья, физического, интеллектуального и духовного совершенствования учащихся, формированию их общей и профессиональной культуры.

ЦЕЛЬ учебной дисциплины «Физическая культура» - формирование физической культуры будущего квалифицированного специалиста.

Данная цель достигается путём комплексного решения образовательных, воспитательных, оздоровительных ЗАДАЧ:

- сохранение и укрепление здоровья студентов;

- повышение уровней физической подготовленности и физического развития для улучшения умственной и физической работоспособности;

- воспитание потребности в систематических занятиях физическими упражнениями, в физическом самосовершенствовании и здоровом образе жизни;

- овладение методами оценки физического состояния и самоконтроля в процессе занятий физическими упражнениями;

- приобретение теоретических знаний, умений, навыков в области физической культуры;

- обеспечение необходимой физической подготовленности в соответствии с требованиями избранной профессии;

- совершенствование спортивного мастерства студентов-спортсменов. Основными материальными ценностями физической культуры являются необходимый объём двигательных навыков и умений, определённый уровень

развития ОСНОВНЫХ физических и специальных качеств, функциональных возможное гей рв ШИЧНЫХ органов и систем организма.

К духовным ценностям физической культуры относятся совокупность специальных маний в области всестороннего физического развития, идеалы физичо* КОГО ' овершенства (спортивного мастерства), к которым стремится каждый человек, представления о способах их достижения, знание особенностей того нпп ИНОГО вида спорта, его истории, перспектив развития и т.д.

Фи 1ИЧССКВЯ культура студентов выступает как интегральное качество их ЛИЧНОСТИ, КВК условие и предпосылка эффективной учебно-профессиональной деятельно) ги, показатель культуры будущего специалиста, средство его саморазвития и самосовершенствования. Многочисленными исследованиями установите что) I гудентов, включённых в систематические занятия физической культурой и спортом н проявляющих в них достаточно высокую активность, вырабатывается щоровый стереотип поведения. Эти студенты коммуникабельны, выражаюп готовность к сотрудничеству, у них наблюдается высокая эмоциональная устойчивость, выдержка, им свойственны оптимизм и энергия. Среди НИХ мною настойчивых, решительных людей, способных повести за собой коллектив, Этой труппе студентов в большей степени, чем другим, присущи ими пи. цолга, добросовестность, собранность, они успешно взаимодействую! в р.ниш гребующей постоянства и напряжения. Они свободнее вступают в котами, ооиес находчивы, среди них чаще встречаются лидеры, им легче удаетч и о< уществлять самоконтроль.

Стр-ра физической культуры студентов

И основах законодательства РФ физическая культура студенческой молодо/кн определяется в качестве одного из основополагающих направлений среднего И высшего гуманитарного образования. Содержание закона «О физи-ческой культуре и спорте в РФ» определяет программное и нормативно-правовое обеспечение физкультурного образования студентов средних и выс¬ших \ чебных (введений.

В соответствии с действующими государственными образовательными стан [Вртами ректоры вузов обязаны предусмотреть в учебных планах по всем направлениям и специальностям высшего образования 408 часов на дисципли¬ну «Фи |ическая культура» в цикле общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин.

Распределение учебной нагрузки осуществляется следующим образом:

- либо: на I и II курсах обучения 4 часа в неделю, на III и IV кур¬сах по ' часа:

- либо: по 4 часа в неделю на I, II, III курсах.

Структура физической культуры студентов включает три относи¬тельно самостоятельных блока:

• физическое воспитание;

• студенческий спорт;

• активный досуг.

физическая культура сту-

Свои развивающие и формирующие функции ФК стужентов полно реализует в с-ме Физ Воспитания.

Программа физ восп студентов предусматривает наоличие теор, методич, практич разделов, кот представлены 3 видами занятий: 1) теоретич, направл на формир-ие теоретич знаний в сфере Фк. 2) методико-практические занятия, напр на овладение методич знаниями, обеспеч достижение практич рез-тов.3) учебно-тренировочные занятия, направленные на достижение

и поддержание оптимального уровня физической подготовленности студентов.

Основной формой физического воспитания студентов являются учебные (академические) занятия.

Программой также предусмотрено увеличение двигательной активности студентов с 4-х часов в неделю до 5-6 и более за счёт введения дополнительных к основному курсу занятий какими-либо видами спорта или системами физиче¬ских упражнений.

Студенческий спорт - это деятельность студентов в форме соревнований и подготовки к ним с целью достижения высоких результатов в избранной спортивной специализации.

Занятия спортом со студентами ссузов и вузов осуществляются во внеурочное время и предполагают максимальное развитие физических качеств, двигательных умений и навыков, обеспечивающих достижение высокого уров¬ня спортивного мастерства. Зачастую, спорт выступает формой самовыражения и самоутверждения студентов, определяя их образ жизни, общекультурные и социально значимые приоритеты. Результатами совместной учебной и спортивной деятельности являются социальная активность, самостоятельность, уверенность в своих силах, честолюбие.

Активный досуг - это средство реализации биологических, социальных, духовных потребностей студентов в двигательной активности, здоровом образе жизни, получении удовольствия от занятий различными формами физической культуры.

Активный досуг студентов предполагает организацию самостоятельных занятий во внеучебное время, в том числе и в коммерческих оздоровительных группах, а также использование различных форм и средств физической культуры. На выбор формы активного досуга значительное влияние оказывают культурные и социальные ориентиры личности, однонаправлено взаимодействующие с биологическими запросами.

Внеучебные (самостоятельные) занятия могут реализовываться в форме:

- выполнения рекреационных мероприятий в режиме учебного дня;

- занятий в спортивных клубах, секциях, группах по интересам;

самодеятельных занятий физическими упражнениями, спортом, туризмом - участия в массовых оздоровительных, физкультурных, спортивных мероприятиях.

Органичное сочетание учебных и внеучебных форм занятий физической культурой в ссузах и вузах обеспечивает наличие оптимальной двигательной активности студентов, максимальный профессионально-прикладной эффект, удовлетворение личных пристрастий и интересов.

8.3.3. Распределение студентов по учебным отделениям

В практическом разделе программы по дисциплине «Физическая культура» традиционно реализуется стратегия дифференцированного подхода, когда на основании медицинского осмотра, с учётом физической подготовленности и физического развития, а также пола и спортивных интересов студенты для занятий физической культурой распределяются на три учебных отделения: основное, специальное, спортивное.

Учебные отделения - это самостоятельные структурные подразделения в составе кафедры физической культуры (физического воспитания). Каждое отделение имеет руководителя, преподавателей, рабочую программу, график прохождения учебного материала, контрольных занятий, экзаменов и т.д.

В основное учебное отделение зачисляются студенты, отнесённые к основной и подготовительной медицинским группам здоровья. Эти студенты распределяются в учебные группы общей физической подготовки (ОФП), профессионально-прикладной физической подготовки (ППФП), в группы по видам спорта. Студентов подготовительной медицинской группы рекомендуется объединять в отдельные группы ОФП и ППФП.

Практический раздел программы основного учебного отделения строится с учётом повышения интереса студентов к спорту и предполагает внедрение передовых спортивных технологий в процесс физического воспитания. Спортивная направленность физического воспитания обеспечивает формирование разностороннего двигательного потенциала студентов, освоение ими современной техники двигательных действий, обязательное участие в соревнованиях на первенство учебных групп, курсов, факультетов, учебных заведений, районов, городов и т.д.

В специальное учебное отделение зачисляются студенты, отнесённые по состоянию здоровья к специальной медицинской группе. Специальные медицинские группы (СМГ) комплектуются с учётом характера заболеваний (нозологии), пола, уровня функциональной тренированности.

Студенты с более серьёзными отклонениями в состоянии здоровья, отнесённые по результатам медицинского осмотра к группе лечебной физической культуры (ЛФК), направляются в кабинеты ЛФК при студенческой поликлинике или поликлиниках города по месту проживания.

Освобождение студентов от занятий физической культурой может быть временным и только по заключению врача.

Перевод студентов из групп специального учебного отделения в группы основного отделения возможен на основе медицинского заключения в начале или конце семестра.

в занятиях со студентами с нарушениями в состоянии сердечно-

I осудистой и дыхательной систем используются базовые варианты комплексов

общеразвивающих физических упражнений, дифференцированное использование упражнений аэробной направленности, а также дыхательных упражнений;

- в занятиях со студентами с заболеваниями органов пищеварения, нарушением обмена веществ и зрения приоритетной является целенаправленная работа по формированию разностороннего двигательного потенциала с использованием умеренных нагрузок аэробного воздействия;

- в занятиях со студентами с нарушениями в состоянии опорно-двигательного аппарата используются общеразвивающие упражнения локального и регионального воздействия, а также средств профессионально-прикладной физической подготовки.

В спортивное учебное отделение зачисляются студенты основной медицинской группы, которые имеют соответствующий уровень физического развития и физической подготовленности и желают углублённо заниматься одним или несколькими видами спорта, по которым проводятся учебно-тренировочные занятия в данном учебном заведении.

Студентам спортивного отделения на основании поданного ими заявления может быть предоставлено право заниматься в спортивных секциях за пределами вуза. В этом случае им разрешается не посещать только практические занятия при условии положительной динамики результатов зачётных нормативов, выполненных в сроки, установленные кафедрой.

Практический раздел программы спортивного учебного отделения оп¬ределяется рабочими программами по видам спорта и предполагает использо¬вание комплекса современных средств, методов, условий, с помощью которых обеспечивается высокая готовность спортсменов и её успешная реализация на соревнованиях в избранном виде спорта.

Студенты всех учебных отделений обязаны сдать зачёт по физической культуре, отражающий уровень их подготовленности по трём разделам:

1) теоретико-методической подготовленности;

2) общей физической и спортивно-технической подготовленности;

3) сформированности профессионально значимых умений и навыков.

Овладение практическим учебным материалом проверяется путём выполнения студентами контрольных нормативов. К выполнению нормативов допускаются студенты, регулярно посещавшие занятия.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 2692; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.