Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Политический и экономический строй Древнерусского государства в период расцвета




ИСТОРИЯ В АФОРИЗМАХ

«Золотой век русской истории». Людям свойственно забывать плохое и вспоми­нать хорошее, связанное чаще всего со временем молодости. После двух столетий мон­гольского ига, еще двух столетий борьбы с его последствиями и еще двух столетий кре­постного права время Владимира Красное Солнышко и Ярослава Мудрого выглядело как время относительной свободы и благополучия. Не случайно период Древней Руси стали считать лучшим временем в истории страны, «золотым веком». Каждый народ мечтает о «золотом веке». Современные россияне на вопрос: «Когда же будет жить хо­рошо?» часто сами себе отвечают: «Хорошо уже было».

Наибольшее могущество Древнерусского государства приходится на время правления Владимира I (980-1015) и его сына Ярослава Мудрого (1019-1054). Территориально Русь располагалась от Балтийского (Варяжского) и Белого мо­рей, Ладожского озера на севере до Черного (Русского) моря на юге, от восточ­ных склонов Карпатских гор на западе до верховьев Волги и Оки на востоке. На огромных территориях жило около 5 млн. человек.

Верховная власть принадлежала великому князю, старшему среди Рюрикови­чей. В управлении участвовала Боярская дума, которую первоначально состав­ляли старшие дружинники. Во всех землях важную роль играло народное вече. Управление осуществляли князья, посадники из бояр, воеводы, выборные тысяц­кие в городах и др. Вооруженные силы включали в себя профессиональную кня­жескую дружину и при необходимости народное ополчение во главе с тысяцким, собираемое по решению вече.

В 988 г. при ВладимиреI вместо язычества в качестве государственной религии было принято христианство в византийском варианте.

Русская православная церковь изначально поддерживала государство и зави­села от него, так как по Уставу Владимира, провозглашенного святым, получала на свое функционирование 10% от всех доходов в государстве. Великие князья фактически назначали высшее духовенство, поощряли развитие монастырей. Прин­цип преобладания светской власти над духовной обычно называют цезарепапизмом.

В тот период страна была богата лесами, рыбой, дичью. Главным занятием на­селения было пашенное земледелие. Использовалась подсечно-огневая или пере­ложная система. В городах насчитывали до 60 ремесленных специальностей. При этом глиняную посуду, металлические изделия, украшения изготовляли на заказ и для продажи на рынках. О льга (945-969) установила размеры дани («уроки») и места их сбора («погосты»). Дань была не обременительной для населения и представляла собой предметы, продукты, подлежащие длительному храпению (меха, мед, воск и т. д.). Значительная часть дани продавалась в Византию, Венгрию, Польшу, в другие соседние страны и территории. Главной торговой трассой служил путь «из варяг в греки». По Балтийскому морю везли товары в Европу, по Волге и Каспийскому морю добирались до арабских и других государств. За границей приобретали оружие, предметы роскоши, вина и т. д. При Владимире I стали чеканить первые русские монеты — златники и серебряники.

Семья составляла двор, «дым», «десяток». Районы земледелия неуклонно рас­ширялись. Усилиями нескольких поколений славянские пахари, не уступая ста­рых мест, широко расселились и расчистили из-под леса большие площади земли. Постепенное освобождение от тяжелого труда при подсечном земледелии, работа на «старопахотных землях», расчищенных предыдущими поколениями, делала ненужной принудительную коллективность родового строя. Теперь уже отдель­ная семья могла прокормить себя сама, а это означало отмирание родового строя. На его место пришла соседская община. Хозяйственной ячейкой становилась пре­имущественно малая семья. Низшим звеном социальной организации непосред­ственных производителей, объединявшим хозяйства отдельных семей, служила соседская (территориальная) община — мир, сотня, вервь (от слова «веревка», которой измеряли землю при распределении внутри общины). Территориальная община могла состоять как из одного большого массива отдельных домохозяйств, так и из ряда разнообразных поселений, включавших в себя мелкие и крупные крестьянские хозяйства, которые совместно обрабатывали земли, были связаны круговой порукой, взаимной ответственностью за уплату долга и т. д.

К моменту образования государства соседская (территориальная) община, сме­нившая родовую (кровную), уже играла важную роль в жизни русской деревни. Членов общины теперь объединяло уже не родство, а общность территории и хо­зяйственной жизни. Община владела конкретной территорией, на которой жили несколько семей. В общине существовали две формы собственности — личная и общественная. Дом, приусадебный участок земли, скот, инвентарь составляли личную собственность каждого общинника. В общем пользовании находились пахотная земля, лесные и промысловые угодья, водоемы. Пахотная земля и покосы подлежали разделу между семьями. Таким образом, среди сельского населения преобладали свободные общинники, которые землей владели и распоряжались коллективно, но работали и проживали семьями. Общины тяготели к погостам — торговым и административным центрам, на месте которых вырастали города. С городами были связаны понятия «полк» и «тысяча». Под такими названиями действовали ополчения, формировавшиеся в случае внешней опасности в тех или иных городах. На месте прежних племенных союзов формировались княжества («земли»).

Частными собственниками земли могли быть князья и бояре. Они получали землю за службу великому князю. Некоторые разрабатывали новые участки ру­ками своих зависимых людей, например пашенных холопов. Феодальная собст­венность на землю возникала, юридически оформлялась по-разному в разных зем­лях, с разной скоростью в результате усиления имущественного неравенства и в связи с переходом значительной части пахотной земли общинников в частную собственность крупных собственников — феодалов, князей и бояр. Земледельче­ские общины постепенно переходили под покровительство князя и его дружины. Формировалась система эксплуатации лично свободного населения военно-слу­жилой знатью (дружиной) киевских князей путем взимания дани. Другим путем подчинения соседских общин феодалам был захват их дружинниками и князья­ми. Но чаще всего в крупных собственников превращалась старая родоплеменная знать, подчинявшая себе общинников. Феодальные отношения со временем рас­ширялись за счет закабаления лично свободных общинников. Общины, не попав­шие под власть феодалов, обязаны были платить подати государству, которое по отношению к этим общинам выступало и как верховная власть, и как феодал.

В X в. возникает, а в следующем столетии укрепляется домениальное земле­владение киевских князей. Основной формой организации хозяйственной жизни становится феодальная вотчина, т. е. отцовское имение, предаваемое от отца к сы­ну. В XI в. появляется земельная собственность у представителей верхушки слу­жилой знати — бояр. Князья и их знатные дружинники начинают прибирать к рукам земельные угодья, в основном общинные. Поскольку обладание землей да­ет существенные экономические преимущества и становится важным политиче­ским фактором, активно разворачивается процесс феодализации русского обще­ства.

Рядовичами называли тех, кто попадал во временную зависимость от хозяина на основании договора («ряда»), заключенного с ним. Закупами становились те, кто потерял свое имущество и получал от хозяина небольшой участок земли и орудия труда. Закуп работал за ссуду (купу), пас скот хозяина, не мог от него уй­ти, мог подвергаться телесному наказанию, но не мог быть продан в рабство, со­храняя шанс выкупиться на свободу. В результате пленения, самопродажи, прода­жи за долги или преступления, через брак с холопом или холопкой русские люди могли стать холопами. Право господина в отношении холопа было ничем не огра­ничено. Его убийство «стоило» всего 5 гривен. Холопами были, с одной стороны, слуги феодала, входившие в состав его личной челяди и дружины, даже княже­ской или боярской администрации. С другой стороны, холопы (рабы русского об­щества) в отличие от античных рабов могли быть посажены на землю («страдные люди», «страдники»), работали в качестве ремесленников. Люмпен-пролетариями Древней Руси можно назвать изгоев. Это были люди, лишившиеся своего прежнего социального положения: крестьяне, выгнанные из общины; выкупившиеся на свободу вольноотпущенные холопы (как правило, после смерти хозяина); ра­зорившиеся купцы и даже князья «без места», т. е. не получившие территории, на которой они выполняли управленческие функции. При рассмотрении судеб­ных дел социальный статус человека играл важную роль, действовал принцип — «любо розсудити по мужу смотря». В роли хозяев зависимых людей выступали землевладельцы — князья и бояре.

По Русской Правде за убийство обычного свободного человека полагался штраф в 40 гривен (8 килограммов серебра), за рядовича — 12 гривен (2 кило­грамма 400 граммов), за холопа — 5 гривен (один килограмм). За убийство кня­жеского тиуна (управляющего) штраф составлял 80 гривен (16 килограммов сереб­ра, или целый пуд). Серебро на Русь поступало из Чехии и с арабского Востока. Во многих случаях заплатить штраф самостоятельно, без помощи общины, чело­век не мог. Под угрозой наказания большим штрафом многие русичи старались сдерживать свои эмоции. Город, как правило, строили на холме, на месте слияния двух рек, что обеспе­чивало надежную оборону от нападения врагов. Центральная часть города, защи­щенная валом, вокруг которой воздвигалась крепостная стена, носила название кремля, крома или детинца. Там находились дворцы князей, дворы бояр, церкви, а позднее и монастыри. С двух сторон кремль обычно защищала естественная водная преграда. Со стороны основания кремлевского треугольника выкапывали ров, наполненный водой. За рвом под защитой крепостных стен располагался торг. К кремлю примыкала ремесленная часть города — посад. Отдельные рай­оны, населенные, как правило, ремесленниками определенной специальности, на­зывались слободами. В городах рядом с князьями и боярами старались распола­гаться священники. Города на Руси являлись важными административными центрами, в которых сосредоточивались богатства и продовольственные запасы, завозимые сюда фео­далами. В укрепленных дворцах накапливались запасы железных орудий труда, оружия, посуды, зерна, холста, изделий из драгоценных металлов.

В Древней Руси в городах повсеместно действовало городское самоуправле­ние. Вечевые собрания избирали десятских, сотских, тысяцких. Князья стреми­лись установить над городами жесткий контроль путем назначения своих специ­альных представителей — посадников, воевод, так называемых старцев градских.

В городах, большинство из которых насчитывали от нескольких сотен до не­скольких тысяч жителей, развивалось ремесло (более 60 специальностей), тор­говля, в то же время многие жители имели небольшие земельные участки прямо рядом с домом. Мастера одной профессии селились в городе все вместе, целой улицей. Во многих старинных русских городах сохранились древние названия та­ких ремесленных улиц: Гончарная, Колокольная, Кузнецкий мост, Кожевенная, Оружейная и т. д. Некоторые ремесленники, особенно в крупных городах, поль­зуясь их выгодным географическим расположением, производили продукцию на рынок, на экспорт.

Русское ремесло того времени по своему техническому и художественному уровню не уступало ремеслу Западной Европы. По технике и качеству изготовления эмали и тончайшего литья русские ремесленники опережали западных. Русские кузнецы делали замки, которые состояли более чем из 40 деталей. Изготавлива­лись самозатачивающиеся ножи, состоявшие из трех пластин металла. Пользова­лись известностью мастера, занимавшиеся литьем колоколов, ювелиры, стеклодувы. Развивалось производство кирпича, многоцветной керамики, предметов обработки дерева и кожи. Значительное развитие получило производство оружия — коль­чуг, колющих мечей, сабель. В XII-XIII вв. появились арбалеты и граненые стре­лы к ним. Тем не менее, готовые местные (глиняная посуда, кожаная обувь, метал­лические изделия и т. д.) и привозные (ткани, украшения, вина и т. п.) изделия в силу развитости натурального, самообеспечивающегося хозяйства пользовались ограниченным спросом. Следует учесть и ненадежность средств сообщения, что мешало постоянным связям между территориями, на которых образовывались излишки товаров.

Города становились средоточием культуры того времени, центром различных инноваций, которые постепенно проникали на другие территории. Распространи­телями передового опыта были люди интеллигентных профессий: переписчики книг, строители, иконописцы, лекари. Большинство грамотных людей также жили в городах. На землях, прилегавших к городам, вводилось трехполье, распростра­нялись новые сельскохозяйственные культуры, породы скота. Стали строиться ветряные и водяные мельницы. В городах велось в основном каменное строитель­ство, особенно храмовое. Известно более 150 памятников архитектуры, дошедших до нашего времени от домонгольского периода. Строительное искусство достигло в Древней Руси достаточно высокого уровня, наиболее квалифицированные строи­тели также сосредоточивались в городах.

В городах ремесленники и торговцы объединялись по интересам. Городская община в целом занималась благоустройством, укреплением обороноспособности. городов, число которых быстро росло. Старейшие города современной России — Старая Ладога (753), Великий Новгород (859), Смоленск (862), Ростов Великий (862), Рязань (1095). Перед монгольским нашествием в Древней Руси насчитыва­ли до 300 городов. Во всех русских землях на тот момент проживали, по утверж­дению некоторых авторов, до 12 млн. человек.

Древняя Русь представляла собой раннефеодальную монархию, в которой боролись центробежные (сепаратистские) и центростремительные, централизаторские тен­денции.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 768; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.