Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Крещение Руси




ИСТОРИЯ В АФОРИЗМАХ

«Путята крестил Русь огнем, а Добрыня — мечом». Христианизация Древней Ру­си была длительным, сложным и противоречивым процессом. В ряде мест население оказывало крещению упорное сопротивление, возглавляемое волхвами. В Новгороде дядя Владимира Добрыня в «диспуте» с местным волхвом использовал убедительный прием. Он спросил волхва о его планах на вечер. Волхву не удалось в присутствии дру­гих новгородцев закончить рассказ, ибо Добрыня разрубил его пополам.

Владимир I оказал помощь византийскому императору в подавлении восста­ния против власти последнего и должен был получить в жены сестру императора. Император не спешил выполнять обещание, и великому князю киевскому при­шлось осадить и взять центр византийских владений в Крыму — Херсонес (Корсунь). Сюда прибыла византийская принцесса. Здесь же князь с дружиной кре­стился, сделав это после серьезных размышлений.

В западном варианте христианства Владимира не устраивал папизм, т. е. чрез­мерные политические амбиции, самостоятельность Папы Римского и Церкви в целом. В культуре и богослужении Западной Европы господствовал латинский язык, в то время как православная служба велась на языках местных народов. В западной христианской Церкви действовал принцип целибата (безбрачия) для всего духовенства, в православии же наряду с монахами (черным духовенством) служили приходские священники (белое духовенство), которые жили семейно и были призваны давать пример нравственной семейной жизни. (Разногласия по вопросам вероучения и богослужения между западным и восточным христианст­вом завершились полным расколом на католицизм и православие в 1054 г.) В исламе для русского правителя оказались неприемлемыми некоторые тра­диции и ограничения (многоженство, запреты на употребление свинины, вина и т. д.). Владимиру приписываются следующие слова: «Руси веселие жити есть пити». Следует учесть, что знакомство с теократическим исламским государст­вом было в конце Xв. еще недостаточным. Более «близким» оно станет в услови­ях монгольского ига.

Иудаизм также не понравился Владимиру. Евреи не имели собственной госу­дарственности, потеряли ее. Распался и Хазарский каганат, где иудаизм играл важную роль. Иудаизм в социально-культурном отношении представлял собой уникальную замкнутую систему с еще большими запретами и ограничениями, чем в исламе (кошерная пища, обрезание и т. д.).

Языческое многобожие, отождествлявшееся с сохранением феодально-сепа­ратистских тенденций, было для жесткого государственника Владимира совер­шенно неприемлемым.

С Византией существовали тесные торгово-экономические связи, были похо­жими многие формы экономической жизни. Русские приняли славянскую пись­менность на основе греческого алфавита. Богослужение велось на родном языке. Белое духовенство было семейным, близким к народу. Привлекали этика и эсте­тика учения и богослужения. Свою роль сыграло раннее личное знакомство рус­ских князей с византийской цивилизацией (княгиня Ольга приняла христианство от византийского императора). Привлекала и возможность династических, семей­ных, генеалогических связей с правящей династией сильной в то время Визан­тии.

Христианство в восприятии Владимира оказалось более предпочтительным благодаря развитой догматике, красивой службе, церковной организации. Пере­несение небесной иерархии на земные порядки укрепляло власть князя. С право­славием на Руси появились каменное храмовое зодчество, мозаика, иконопись, письменность, школы, искусство книжной миниатюры, хоровое пение, церковное и византийское право. Церковь играла важную социальную роль, опекала нищих, убогих, больных. Внедрение моногамного брака укрепило семью, повысило от­ветственность мужчины за материальное содержание семьи, воспитание детей, однако поставило женщину в полную зависимость от мужчины.

С принятием христианства Русь встала в один ряд с крупнейшими христиан­скими державами средневековой Европы. В то же время в связи с последовавшим в 1054 г. расколом христианства на католичество и православие православная Русь оказалась на особом положении в христианском мире.

Культура (лат. cultura — «возделывание, обрабатывание») — это все матери­альные и духовные ценности, которые созданы физическим и умственным тру­дом людей. Под материальной культурой обычно подразумевают технику, орудия труда, машины, жилища, предметы быта, т. е. совокупность средств производства и материальных благ, создаваемых человеческим трудом на каждой ступени об­щественного развития. Духовная культура включает в себя образование, науку, литературу, народное творчество, искусство.

Восточнославянские племена еще до принятия христианства обладали разви­той культурой. Материальная культура была связана с основными занятиями и включала орудия труда, обработки сырых продуктов, технологии производства и сохранения различных продуктов и изделий. Деревянное строительство (дома, городища, переходы и мосты через реки) дополнялось изготовлением множества изделий из дерева. Устное народное творчество было связано с языческой рели­гией и бытовой сферой.

Принятие христианства в 988 г. обогатило русскую культуру.

В XI-XII вв. появились: летописание (Повесть временных лет, Псковская, и другие летописи); переводные книги; оригинальная древнерусская литература, в основном жития и поучения («Слово о законе и благодати», «Слово о пол­ку Игореве», «Моление» Даниила Заточника, «Поучение» Владимира Мономаха и др.). Получила распространение письменность («кириллица»), что нашло отра­жение в надписях на посуде, ремесленных изделиях, на стенах соборов (граффи­ти), в берестяных грамотах. При княжеских дворах и монастырях появились пер­вые школы. Детей обучали также домашние учителя, дававшие частные уроки. Важными центрами культуры и образованности были монастыри. После 988 г. были построены: двадцатипятиглавая Десятинная церковь в Кие­ве, Софийские соборы в Киеве, Новгороде и Полоцке, Успенский и Дмитровский соборы во Владимире, церковь Покрова-на-Нерли и др., в большинстве своем со­хранившиеся до наших дней. При строительстве использовались крестовокупольная конструкция, алтарь, апсиды, другие новые элементы. Соборы украшались иконами, фресками, мозаикой. При богослужении появилось церковное песно­пение.

При оформлении свода русского законодательства — Русской Правды (1-я по­ловина XI в.) — широко использовались не только обычное право и княжеские решения (прецеденты), но и византийское каноническое право, и нормы между­народных договоров. Церковь имела особые статус и юрисдикцию.

Христианизация русской культуры, русского сознания продолжалась длитель­ное время. Некоторые языческие, дохристианские обычаи, обряды сохранились до наших дней. Славянское язычество и православие ориентировались на одни и те же нравственные критерии. Но религиозное содержание предполагало разные сферы деятельности. Христианство регулировало преимущественно социальные отношения, а язычество — взаимоотношения человека с природой.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1039; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.