КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
К середине XV в. созрели предпосылки для восстановления суверенитета, полной самостоятельности русского государства в форме Московского княжества
ИВАН III — ГОСУДАРЬ ВСЕЯ РУСИ ИСТОРИЯ В АФОРИЗМАХ «Москва — Третий Рим, и четвертому не бывать». В этих словах сформулирована государственная идеология раннего Московского царства, которое стало складываться при Иване III. Образованные русские люди считали, что Древний Рим пал под ударами варваров (в 476 г. н. э.), потому что погряз в разврате и язычестве. Второй Рим — Константинополь — стал христианским при императоре Константине в начале IV в. Но в 1439 г. православная Византия пошла на союз с Папой Римским. Уния с католиками заключалась в расчете на помощь Западной Европы в борьбе Византии с Османской империей. Уния фактически означала подчинение Византии власти Папы Римского. Московское княжество не признало и осудило унию. Вскоре жизнь показала, что византийские греки напрасно понадеялись на западную помощь. В 1444 г. объединенные западноевропейские силы потерпели поражение от турок при Варне. В 1453 г. после осады османы взяли штурмом Константинополь. Папа Римский ничем не помог. Последний византийский император погиб в бою. Многие византийские православные священники придерживались принципа «лучше турки, чем Папа». В Москве гибель Византии, Константинополя, Второго Рима, посчитали знаком свыше. После освобождения от монгольского ига и заметного укрепления Московского государства при Иване III у руководства страны, поддержанного духовенством, появилась уверенность в своем историческом предназначении — сохранить христианство в наиболее чистом виде и освободить христианские народы от власти басурман. Рим сегодня является столицей Итальянской республики. Стамбул (бывший Константинополь) долгое время был столицей Османской империи. Сегодня это крупнейший турецкий город, важный пункт на пути из Европы в Азию. Захват Константинополя и контроль над выходом из Черного моря в Средиземное (через проливы Босфор и Дарданеллы) были хрустальной геополитической мечтой российских правителей на протяжении XVIII-XX вв. Московское княжество выполнило свое историческое предназначение. 1. Московское княжество включило в свой состав или подчинило своему влиянию огромные территории Северо-Восточной Руси, в том числе и Новгородскую землю (в 1478 г.). 2. Московское княжество располагало значительными людскими и материальными ресурсами. В нем сформировалось военно-служилое сословие — дворянство, составлявшее ядро вооруженных сил, которые ни в чем (от вооружения до стратегии и тактики) не уступали монголам. 3. Русская православная церковь, внешне лояльная к ордынской власти, на протяжении двухсот с лишним лет поддерживала в народе веру в избавление 4. В середине — второй половине XV в. Золотая Орда вступила в период феодальной раздробленности, распалась на несколько больших государств — Казанское, Крымское, Астраханское, Сибирское ханства, государство кочевых узбеков, Большую Орду, Ногайскую Орду. Правителем, который завершил усилия своих предков Даниловичей и заложил основы русского централизованного государства, стал Иван III Васильевич. Правил официально с 1462 по 1505 г. Из всех 75 российских монархов (до 1917 г.), а также последующих руководителей государства Иван III Васильевич наибольшее число лет реально руководил государством.. В правление Ивана III произошло полное и окончательное свержение монголо-татарского ига. В 1477 г. прекратилась выплата дани. В1480 г. после почти бескровного «стояния» на р. Угре Русь окончательно стала свободной от Орды. Благодаря свержению ига началось международное признание суверенного русского государства, установление дипломатических отношений, признание за Иваном III титула «Государя всея Руси» со стороны Папы Римского, Ливонского ордена, Германии, Крымского ханства и других государств. Развернулась политическая, дипломатическая и вооруженная борьба за возвращение исконно русских земель, некогда входивших в состав Древней Руси, и включение их в Московское государство как преемника древнерусского государства. При Иване III территория русского государства увеличилась в 6 раз и достигла 2,6 млн. кв. км. Население составляло 2-3 млн. человек. Возникли условия для дальнейшего экономического, политического и культурного развития страны, для расширения международных связей, укрепления безопасности страны. Последовательно осуществлялись централизация и укрепление политической власти, основание самодержавного правления. Великий князь Московский Иван III стал именоваться Государем всея Руси. Впервые в международных правовых отношениях титул «царь всея Руси» упоминается в 1474 г. (договор Новгорода и Пскова с Дерптским епископством). Были заложены основы культа личности царя: особые церемониалы выходов к народу, встреч с послами, одежды, знаки царской власти. Появился государственный герб — двуглавый орел. В 1498 г. Иван III венчал на «великое княжение Владимирское, и Московское, и Новгородское» своего внука Дмитрия, возложив на него бармы и шапку Мономаха. При этом был впервые упомянут «скипетр царства». Имя государя и его титул стали писать золотом и обводить золотыми кругами. При Иване III были созданы первые центральные государственные учреждения — Казна и Дворец. Оформляется Боярская дума. Иван III позаботился о престолонаследии, об исключении самой возможности междоусобной борьбы между сыновьями. Старший сын Ивана III (от второго брака с С.Палеолог), Василий III, стал великим князем московским, получил 60 городов, а остальные пять братьев получили небольшие уделы (30 городов). Современник Ивана III Иосиф Волоцкий (1439-1515), основатель и игумен Иосифо-Волоколамского монастыря, рассуждал о необходимых личных качествах и ответственности правителя. Если царь «имат царствующие страсти и грехи, сребролюбие, гнев, лукавство и неправду, гордость и ярость, злейши же всех неверие и хулу, таковой царь не божий слуга, но Диавол». Глава иосифлян, писатель, автор «Просветителя», многих посланий, канонизированный РПЦ, утверждал, что такому царю можно «не токмо не покоритися», но и оказывать сопротивление. Обоснование возможности сопротивления царскому всевластию было связано с попытками Государя всея Руси секуляризовать, т. е. отобрать в пользу государства, монастырские земли. После ряда Соборов, на которых Ивану III даже угрожали отлучением от Церкви, он вынужден был пойти на попятную. В соборных решениях было зафиксировано, что «от Бога дана бысть держава. Вас бо Бог в себе место избрана земли и на свой престол вознесе». В 1497 г. Иван III утвердил Судебник, общерусский свод законов, заменивший Русскую Правду и положивший начало процессу юридического закрепощения крестьянства. В Судебнике определялась компетенция должностных лиц, устанавливались процессуальные нормы, наказания, включая смертную казнь за наиболее тяжкие преступления. После захвата турками Константинополя в 1453 г. и гибели Византийской империи была оформлена первая государственная идеология, которая выражалась в формуле: «Москва — Третий Рим, Второй Царьград». Русское государство стало рассматриваться как оплот подлинного христианства — православия, как защитник всех православных, большая часть которых оказалась под властью Османской империи (греки, сербы, болгары и др.). Важное символическое и политическое значение придавалось браку (второму) Ивана III с племянницей последнего византийского императора Софьей Фоминичной Палеолог.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 492; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |