Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Принципы страхования

Классификация и виды страхования.

Если говорить по проще, то классификация такова: кто страхует и что страхует.

Кто страхует? Т.е. субъекты.

У каждого участника, транспортной цепочки — своё страхование. Представьте, что пароход записан на оффшорную компанию, отдан за­падному менеджеру, сдан им в тайм-чартер, далее — в рейсовый чартер.

Сколько на одно и то же судно в одном рейсе будет договоров страхования?

1 - владелец груза страхуется — страхование грузов.

2 - судовладелец страхует ответственность за несохранную перевозку (Страховщик - P&I).

3 - если судно под нормальным, западным менеджментом, менеджер страхует свою ответственность перед судовладельцем: что не так пароход будет использовать, приведет к моральному или конструктивному износу и т.д. Тоже Клубы — но другие.

4 - фрахтовый брокер -.....от ошибок своих страхуется, у него же всё — на те­лефоне, Сказали: срочно судно на перевозку 50,000 тонн груза, он ослышался, по­ставил пятнадцатитысячник........ претензия ему от грузовладельца. Редко такое, но

бывает. Всего один специализированный Клуб в мире есть, плюс в Ллойде от этого страхует, плюс наши некоторые.

5 - фрахтователь страхуется, тоже в P&I. Есть понятие "страхование ответственности фрахтователя" — что его стивидоры груз повредят, что судно он поставит в unsafe port и оно там на камень сядет.

6 - субфрахтователь тоже страхует свою ответственность, тоже в P&I.

7 - стивидоры страхуются, что груз или судно покалечат.

8 - портовые власти -..... что буй не в том месте поставят или глубины непра­вильные укажут.

9 - страховой брокер тоже страхуется от профессиональных ошибок: что судовладельца не так и не там и не от того застрахует.

10 - агент судовой страхуется и т.д. и т.п.

А зачем всё это нагромождение? — Во-первых, чтобы брокеру работа была. А во-вторых, если серьезно "— все эти фирмы имеют свои, отдельные интересы. Конечно, иногда бывают со­вмещения: менеджер просит судовладельцев, чтобы они но одному полису страхо­вались — тогда они становятся сострахователями. В нашей постсоветской действи­тельности пока ни порты, ни стивидоры, ни страховые, ни фрахтовые брокеры не страхуются. Но в теории, а на Западе и на практике, всё это работает.

Что страхуют? Т.е. объект страхования.

Судовладелец — или от его имени оператор, или менеджер, или бербоутный фрахтователь — все, кого мы назвали страхователями — могут заключить штук восемь договоров страхования, и всё в отношении одного и того же судна, и все с разными страховщиками.

По науке, есть два класса — страхование имущества и ответственности перед третьими лицами. Классы разбиваются на множество видов.

1 - страхование каско судна на срок или корпуса, машин и оборудования судна, Hull & Machinery Insurance (Н&М). Самый первый и классический вид стра­хования. Страховщики — это Ллойдс, страховые компании, очень редко, в основ­ном по малым судам — Клубы. Поэтому столь часто читаемое в факсах "сообщите Клубу о поломке двигателя" — неточно сказано.

2 - P&I ("Protection and Indemnity"), если напрямую на русский переводить — страхование "Защиты и Возмещения", но так никто не говорит. Научно: страхование ответственности судовладельцев пе­ред третьими лицами (Shipowners' Liability Insurance, или S.O.L.). Здесь, следова­тельно, речь идёт не о самом судне, а о вреде, который оно наносит третьим лицам — не довозит груз, загрязняет воды и делает массу других "полезных", но наказуемых­
вещей.

3 - страхование потери фрахта (Loss of Hire). He престо неплатёж ненадёжным фрахтователем имеется в виду — а если пароход сломался или повреждён, стоит в ре­монте или в его ожидании, и не получает доход. Тогда страховщик убытки возместит, рассчитав средний доход (тайм-чартерный эквивалент) за прошлые рейсы. Дорогой очень вид страхования, мало кто на него может решиться.

4 - страхование военных и забастовочных рисков (War and Strikes). Вид дешёвый — раз в десять, как минимум, дешевле каско, но хитрый. Например, напоролось судно на мину, оставшуюся от Второй мировой, на Балтике, — пробоина будет отремонтиро­вана за счёт страховщиков военных рисков, Но если судно намеривается пойти действительно в опасную зону - в Заир, Сомали или другие зоны военных действий — плати дополнительно. Всё же большинство судовладельцев этот договор заключают.

5 - этот вид как приложение к P&I, хотя относится к классу имущественных страхований. Название — «голову сломаешь»: Freight, Demurrage and Defence, более известное в мире как FDD, иногда Defence Insurance — ЭфДиДи, так в телексах и пишут — переводится как "страхование юридические расходов", иногда обозначаем как "Страхование Дефенс". Ни фрахт, ни демередж не страху­ются. Заключается договор — и Клуб — тот же, что по P&I — помогает т судовладельцу в спорах и судебных разбирательствах, касающихся чего угодно — фрахта, страхо­вания, разборок с нерадивыми верфями. За него платят юристам и адвокатам. Но если, у судовладельца одно судно —стоит это делать, а если десять — нужно посчитать, может, «ов­чинка выделки не стоит», ведь такое страхование обойдётся под сто тысяч долларов в год — имеется в виду по всем десяти судам.

Эти пять — базисные виды, стандартные, а накруток придумано видимо-невидимо. Это и страхование интереса банка (Mortgagee's Interest), страхование в случае об­щей аварии (General Average Disbursements Insurance), страхование Increased Value

 

Морское страхование — грузов, судов, различного имущества и имущественных интересов— это один из древнейших экономических и правовых институтов. За несколько веков до нашей эры древние финикийцы заключали договор "морского займа" — прообраз современного полиса по страхованию грузов. А, совершенст­вуемая до нашего времени техника расчетов по общей аварии по свидетель­ству римского императора Юстиниана, известна, ещё на Родосе в начале первого тысячелетия до рождения Христа.

Взрыв интернациональной торговли в XV-XVI веках, формирование новых, коммерческих отношений, основанных на четкой системе законов, явились толчком к зарождению страхования, в современном виде. Процесс этот начался в Италии в XIV столетии, а наибольшей отточенности вопросы взаимоотношений сторон по договору морского страхования достигли в Великобритании. Уже в 1601 году в стране принимается: первый Закон О Страховании. А сегодняшние полисы базируются на Законе о Морском страховании 1906 года.

Параграф первый Закона гласит "Договор морского страхования – это договор, по которому страховщик обязуется возместить страхователю, в согласуемых в договоре порядке и мере, морские убытки, то есть убытки, связанные с торговым мореплаванием".

В этом и послёдующих положениях Закона закреплены разработанные веками принципы, на которых основывается любой договор страхования.

Базисных принципов в английском праве насчитывается пять

(1) наличие имущёственного интереса;

(2) наивысшая степень доверия сторон;

(3) наличие причинно-следственной связи убытка и событий, его вызвавшего;

(4) выплата возмещения в размерах реального убытка;

(5) суброгация — передача прав страхователя, страховщику, выплатившему возмещение.

Фактически эти принципы соответствуют основным этапам общения будущего страхователя и страховщика:

- без наличия интереса у страхователя переговоры и не начнутся,

- без сообщения им всей информации об объекте страхования нельзя получить конкурентоспособные условия,

- не доказав причину убытка, не получить возмещения,

- возмещение будет выплачиваться в заранее оговоренной сумме, не превышающей фактического убытка,

- выплатив возмещение, страховщик получит все права страхователя и попытается возместить убыток с виновных третьих лиц, если они есть.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Обоснование необходимости | Понятие объекта морского страхования и морской сюрвей
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 296; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.