Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ЛЕКЦИЯ №8




III. Базовые понятия.

 

- play

- game

- игра

- отдых

- спорт

- ФК

- фитнес

 

Темы докладов:

 

Игровая теория спорта

Фитнес

 

 

Физкультурное образование как социальный институт.

  1. Основные понятия.
  2. Возникновение университетов.
  3. Возникновение и развитие концепции Физкультурного образования. Современная модель физкультурного образования.

 

Образование понимается как процесс усвоения знаний, умений и навыков путем их целенаправленной передачи от одного поколения к другому, от одной общности к другой. Образование исследуется как социальный институт, как исторически сложившаяся устойчивая форма организации совместной деятельности людей по передаче знаний. Именно поэтому существует очень много трактовок данного понятия.

Под воспитанием понимается процесс усвоения норм и правил человеческого общения и в жизни своей группе, совместной деятельности и поведения, что часто понимается под термином «социализация».

Под обучением понимается процесс выработки умений и навыков в той или иной профессиональной, конкретной области, в которой знания присутствуют как элемент подготовки к профессиональной деятельности, как знание ее технологии.

Образование предполагает формирование особого уровня и стиля мышления, широкого взгляда на вещи и явления, самостоятельность позиции, свободы выбора и, главное, способности к творчеству – созданию нового знания.

В соответствии с этими понятиями существуют учебные заведения: школа, профессиональные училища и техникумы, университеты соответственно.

Содержание понятия «образование» меняется в зависимости от эпохи, условий, исторической ситуации и др. конкретно – исторических факторов.

Конкретными функциями образование выступают познавательная, обеспечивающая трансляцию знаний и образование нового знания; социальная, культурообразующая, обеспечивающая передачу и развитие культурного наследия; гуманистическая, культивирующая и развивающая интеллектуальные и творческие способности личности.

Как социальный институт образование характеризуется:

- концепцией

- специальными учреждениями

- социальными функциями

В различные исторические эпохи преобладают разные функции, что вероятно, обеспечивает развитие системы образования в соответствии с социальным спросом.

Многофункциональность и объемность явления порождает многообразие точек зрения при исследовании проблем образования и всего педагогического процесса. Сложилось два основных подхода при анализе проблем образования – это цивилизационный подход и формационный подход.

Формационным подходом принято считать такой взгляд на исторический процесс, где абсолютной доминантой является экономическая жизнь общества и соответствующие ей классовые взаимоотношения.

Под цивилизационным подходом понимается более широкий взгляд на вещи, предполагающий более сложные и неоднозначные соотношения факторов общественного развития.

В истории педагогического процесса названные подходы конкретизируются в понятиях инструментального и гуманистического (либерального) образования. Причем эти два направления существовали параллельно во всех системах цивилизациях, решая свои задачи.

В тех системах, где акцент делается на гуманистическую функцию образования, сложилась традиция либерального образования. В тех, где делается акцент на социализирующую функцию – сложилась инструментальная или профессионально- прикладная модель образования.

2. История возникновение университетов достаточно запутанна и сравнительно мало исследована. Университеты возникали или на основе бывших кафедральных школ.

Причины возникновения университетов разные исследователи видят в разном. Мейнер связывал появление появление университетов с мощным подъемом духовности в обществе и подчеркивал важность научного и теоретического образования по сравнению с практически утилитарным. Само изначальное стремление человека к знанию, идея просвещения, объединения независимых преподавателей и учеников были в основе возникновения университетов.

Для педагогической интерпретации понятия «образование» большое значение имеет теория Вильгельма фон Гумбольдта, оказавшая влияние на формирование университетов в России и на образовательную концепцию П.Ф.Лесгафта.

Образование по Гумбольдту неразрывно связанно со свободой личности, образование является непрерывным процессом, неразрывна его связь с окружающим миром, образование – высшая цель человека. Другими словами в основе концепции заложены гуманистические ценности (либеральная концепция образования).

Вильгельм фон Гумбольдт в основу своей теории положил следующую идею:

- дельнейший прогресс культуры зависит от развития отдельных личностей, а развитие личности зависит от условий ее существования, прежде всего от степени ее свободы. Для того, чтобы создать максимальные условия для развития личности, надо предоставить ей личную свободу и свободу образования. Эта особая миссия университета определяет особое место университета в обществе. Он становится центром образования, науки, культуры.

В основе его теории лежит три основных принципа:

Первый – это отрицание утилитарно – практического подхода к университетскому образованию. Второй принцип провозглашал главенство теоретических знаний над эмпирическими. Третий принцип – ответственность за формирование нравственности и духовности.

Профессор Карье, ректор Григорианского университета Ватикана, предлагает следующую классификацию современных университетов, основываясьна культурологическом анализе.

1. Прагматическая модель (модель псевдоуниверситета) при данном типе университетом управляют менеджеры. Довузовское начальство, профессура ни в чем не участвует. Учебные планы формируются в соответствии с потребностями общества. Нет поиска истины, нет образования, нет гуманистической классической традиции

Другая модель – частные университеты, которые обслуживают определенные. Здесь царит дух университетского академического сообщества. Обычно такой тип университета возникает там, где традиционные университеты по каким – то причинам не решают своих задач.

2. Модель университета развивающихся стран.

Типичная для стран третьего мира. Университеты данного типа вынуждены отдавать приоритет программам профессионального и технического образования, что связано с задачами национальной экономики. С большим трудом удается сочетать требования экономики культурные традиции. Положение неустойчивое, отношение к этим университетам в обществе неопределенное или отрицательное.

3. Революционная модель университетов.

Результат революционных режимов – СССР, Китай.

В основу управления была положена идеология, создаются идеологизированные системы образования.

4. Контр – культурная модель.

Сложилась система студенческих волнений 1968 год. В результате конфликта между «молодежной культурой» и культурой власти современных обществ.

5. Модель политизированного университета.

Возникла недавно, в основном в США, атмосфера чрезвычайно политизирована, лозунг «политкультурность, культурное разнообразие». Оспариваются традиционные взгляды. Основная идея – идея политической трансформации студентов и общества, основная функция – идеологическая власть. В целом, данный тип университета выражает протест культурных меньшинств.

6. Классическая модель ориентирована на классические ценности европейской христианской культуры, в современном обществе выражена прежде всего в идее гуманизма. Для данной модели характерно следующее:

- принципиальная ориентация на личность,

- целостный взгляд на мир в единстве природы и общества,

- приоритет научного знания над практическим, в основе лежит образование студентов, и формирование стиля мышления, при котором было возможно формирование нового знания, а затем уже получение профессии.

- классическое университетское образование обязательно включает в себя учебную работу, научные исследования и практическую деятельность.

- структура классического университета представляет собой базовое научно - философское образование, общее для всех студентов, затем – профессиональную подготовку на факультетах.

Все эти ценности и установки позволяют современному университету выполнять следующую социальную миссию или функции:

1. общекультурные (образование, формирование личности и формирование социальной элиты);

2. социальную – приобретение профессии;

3. интеллектуальную - формирование нового знания;

4. сервисную – откликаться на социальный заказ.

 

3. Категория «физическое образование» исторически связано с деятельностью П.Ф.Лесгафта. Смысл и главная задача Физического образования – управлять и владеть своими действиями, своими движениями.

Категория ФК появляется в 1910 году и включает в себя следующие компоненты: физические упражнения, гигиену и рекреацию в школе.

Категория «физкультурное образование» появляется еще позже, активно анализируется в 90 – е годы ХХ столетия. Предполагает такой уровень культуры личности, при котором человек становится становиться способным самостоятельно моделировать свой образ жизни, состояние здоровья и стиль жизни.

Первое образовательное учреждение в России, включающее подготовку профессиональных учителей в сфере физического образования – Высшие курсы П.Ф.Лесгафта. Ранее имели место лишь учебные заведения, но не образовательные заведения (Гимнастические школы и т.д.), Высшие курсы были задуманы и реализованы как высшее учебное заведение университетского типа.

Курсы П.Ф.Лесгафта основаны на концепции образования В. Фон Гумбольдта и имели традиционную для университета структуру: базовый факультет, где все слушатели получали научно – философскую подготовку, а затем поступали на один из факультетов, в том числе и педагогический факультет, предусматривающий подготовку учителей по физическому воспитанию (кроме педагогического факультета были еще социальный и естественный).

Помимо структуры и содержания учебных программ на Курсах обязательным было ведение научных исследований (в биологической лаборатории) и участие в практической работе.

В справочнике слушальниц целью образования было:

«во – первых дать всестороннее и высшее образование. Во – вторых: помочь учащемуся сознательно избрать ту отрасль знания, которая возбудит в нем особый интерес и привлечет его к себе. И в – третьих подготовить учащегося к к самостоятельной деятельности в избранной отрасли знания.»

Принимались студенты из всех сословий, но при обязательном условии – после окончания гимназии. Велась речь о создании Народного отделения.

Можно сделать вывод, что до революции 1917 года Высшие Вольные Курсы представляли собой учебное заведение университетского типа, то есть курсы имели в своей основе концепцию либерального образования.

В таком виде Курсы просуществовали до 1919 года. В двадцатые годы концепция начинает меняться. Начиная с 1931 года концепция претерпевает существенные изменения. Меняется структура. Закрываются факультеты, вуз становится Институтом физического образования, где ведется подготовка «новых кадров». Образование становится профессионально – прикладным. Студенты допускаются к обучению исключительно рабоче – крестьянского происхождения. Вместе с тем сохраняется традиция сочетания обучения с научными исследованиями, прежняя структура факультетов трансформируется в основные «циклы» - медика– биологический, социально- гуманитарный, спортивно- педагогический.

Решаются важные социальные задачи – ГТО, подготовка к военному времени, возрастает важность ЛФК и т.п., очень много делается для развития спорта, открывается аспирантура, докторантура, организуется Докторский Совет.

С конца 80-х годов концепция высшего профессионального физкультурного образования вновь меняется. В обществе конца ХХ века оказалась востребованной университетская образовательная модель и причинами данной востребованности являются следующие факторы:

- увеличение значения фундаментальных знаний;

- увеличение значение универсального знания в связи с интеграцией современного знания (феминология, акмеология и т.д.)

- возрастает значение личностного фактора в обществе, а именно образование формирует личность.

В области развития концепции высшего профессиональого образования наметился поворот к либеральной модели образования.

 

В современной социологии физкультурное образование определяется как совместная деятельность людей по подготовке к занятиям физической культурой. ФК предполагает сознательное целенаправленное формирование и поддержание человеческой телесности, куда входит телосложение, двигательные качества и двигательные действия. Физкультурное образование подразделяется на профессиональное и непрофессиональное.

Непрофессиональное призвано формировать знания о физической культуре у всех членов общества, а так же обучать физическим упражнениям, приобщать к физкультурным занятиям. Непрофессиональное физкультурное образование не используется для зарабатывания денег, а существует как часть общей культуры человека и направленно на потребности и вкусы различных слоев населения.

Профессиональное физкультурное образование возникает во второй половине ХIХ - в первой половине ХХ в. В нашей стране первым таким специализированным учебным заведением была Высшая Вольная Школа П.Ф.Лесгафта. сегодня в нашей стране 9 высших специализированных учебных заведений, 28 факультетов и педвузов и 14 техникумов.

Вопрос для дискуссии: Современные проблемы. Проблема качества образования. Методы контроля.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1516; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.