КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Методические аспекты использования ИКТ и подготовки учителя
Внедрение ИКТ в образовательный процесс требует освоения и во многом авторской разработки совершенно новой методики преподавания истории, которая во многом связана с исследовательскими, проектными технологиями. Молодым специалистам следует обратить внимание на то, что существует острый дефицит методической поддержки уже созданных цифровых образовательных ресурсов обучения и оценки его результатов. Методика использования электронных учебных пособий еще во многом создается. В последнее время сформировались отдельные критерии для определения оценочных показателей для современного нетрадиционного урока. К инновационным формам обучения, на которых наиболее приемлемо использование ЦОР в интеграции с иными новыми интерактивными технологиями относятся следующие: 1. Урок-лекция 2. Проблемный урок 3. Урок-конференция 4. Урок-диспут 5. Урок-презентация 6. Урок-защита проектов 7. Урок-исследование На уроках разного типа объекты представленные в ЦОР можно использовать следующим образом: Фото/Рисунок – объект может быть использован в качестве иллюстрации; в качестве исторического источника, предназначенного для анализа (например, историческая фотография допускает вопросы по определению эпохи, социальной принадлежности запечатленных на ней людей, отношения автора к запечатленным событиям и т.п.). Анимация – объект может быть использован в качестве фрагмента лекции (объяснения) учителя; в качестве пособия для учащегося при отработке навыков работы с исторической картой; при ответе учащегося (без текста диктора). Текст – объект может быть использован для отработки навыков анализа исторического источника. Определение – объект может быть использован для использования учителем при объяснении нового материала; для самостоятельного изучения учащимися новых понятий; для анализа их содержания учащимися. Таблица/схема – объект может быть использован при объяснении учителем нового материала; при изучении и повторении учащимися нового материала; для анализа учащимися; при ответе учащихся в качестве опорного конспекта. для подготовки учащимся домашнего задания; для быстрого повторения; систематизации знаний учащимися. Видео/аудио материалы – объект может быть использован как дополнительный наглядный материал при объяснении нового урока в качестве исторического источника для изучения в классе или дома. Интерактивный тест – объект может быть использован для проверки знаний учащегося на уроке самостоятельной подготовки и проверки знаний. В переходных условиях формирования инновационной среды наиболее адекватной формой может выступать организация творческих лабораторий учителей, в рамках которой формируются различные группы учителей с разной степенью освоения ИКТ. Так как основными компонентами ИКТ являются технический, программный, методический и информационный, то степень компетентности различных категорий учителей может существенно отличаться друг от друга. При подготовке специалиста можно выделить три уровня освоения ИКТ - это первичный, средний и продвинутый. Уровни определяются глубиной овладения пользователем компьютерной техникой и программным обеспечением. Технико-технологический блок предполагает практическое совершенствование навыков пользователя, формирование готовности использовать ИКТ в своей профессиональной деятельности. И здесь именно продвинутый молодой выпускник вуза может реально представить с среде более зрелых коллег свои знания и умения в технической, программной, информационной областях компьютерных технологий, навыков работы в сети Интернета. На первичном уровне освоения информационной компетентности преподавателя стоят следующее задачи: - способности понимать суть обработки информации; - находить информацию в различных источниках; - пользоваться автоматизированными системами поиска и обработки информации; - интерпретировать информацию; - конвертировать визуальную информацию в вербальную знаковую систему; - широко использовать моделирование для изучения различных объектов и явлений; - производить анализ информационных моделей. Однако в методическом плане основной целью подготовки учителя истории является формирование готовности и способности педагога использовать ИКТ в своей профессиональной деятельности на уроке и во внеучебной работе. Поэтому уровень освоения ИКТ будущим учителем как пользователем и уровень внедрения ИКТ в профессиональную деятельность учителя различаются достаточно существенно. Уровни внедрения ИКТ в профессиональную деятельность учителя определяются тем, насколько творчески и системно педагог готов использовать ИКТ в обучении своему предмету. Здесь можно выделить следующие уровни компетентностей: 1. Уровень совершенствования и развития навыков использования ПК, периферийных устройств, локальных и глобальных сетей. 2. Уровень умений и навыков работы с электронной информацией (поиск, анализ, систематизация, конвертация и пр.). 3. Уровень ознакомления с программами общего и учебного назначения, моделирующими средами, а также с возможностями их использования в учебном процессе. 4. Уровень владения методиками преподавания истории с использованием ИКТ. 5. Уровень творческой апробации, совершенствования, индивидуальной адаптации имеющихся методик и создания собственных авторских разработок, программ, мультимедийной образовательной продукции. Компетентности программно-методического блока включают наличие умений осознанного использования современных технологий в обучении истории, знакомство с программным обеспечением, методическими приемами работы с ПК на всех этапах учебного процесса, мультимедийными учебными и справочными пособиями.
Баранов П.А. Актуальные проблемы методики преподавания истории в школе. М.: Русское слово, 2002. Бершадский М.Е., Гузеев В.В. Дидактические и психологические основы образовательной технологии. – М: Педагогический поиск, 2003. Букинич С.А. Деловые игры со старшеклассниками // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2002. - № 1. Гулина Е.Н. Использование ИКТ в обучении истории и обществознания // http://www.history.perm.ru/modules/smartsection/item.php?itemid=48 Дьяченко В.К. Обучение по способностям // Народное образование. – 1994. - № 4. Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии. – М., 2001. Комисаров В.И. Проблемная школьная лекция //Преподавание истории в школе. – 2000. - № 1. Короткова М.В. Методика проведения игр и дискуссий на уроках истории. – М., 2001. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Современный урок. Часть 1. – М.: Учитель, 2005. Лещинер В.Р. Компьютеры в кабинете истории // Преподавание истории в школе. – 1992. - № 6. Маткин А.А. ИКТ - компетентность учителя истории // http://schools.perm.ru/modules/wfsection/article.php?articleid=208. Полат Е.С. Типология телекоммуникационных проектов // Наука и школа. – 19997. - № 4. Сельченко Г.К. педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления УВП. – М.: НИИ школьных технологий, 2005. 7. Перечень учебных наглядных пособий и ЦОР *
СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ Тема: _ Семинар по теме: «Реализация принципов использования ИКТ в обучении истории в курсе истории России XIX - начала ХХ в.» _
Учебная и воспитательная цель: Обсудить со студентами возможности использования информационно-компьютерных технологий на различных типах и этапах учебных занятий по истории. Вопросы, выносимые на обсуждение: 1. ЦОР и программные средства, используемые в процессе обучения в курсе истории России XIX - начала ХХ в. 2. Методические аспекты использования Интернета на уроках истории. Перечень используемых технических средств
Рекомендации по использованию информационных технологий. При проведении семинара рекомендуется использование мультимедиа проектора для проецирования иллюстративного материала и презентаций студентов во время их выступлений с докладами. Перечень докладов к семинару: 1. Современные информационные и коммуникативные технологии в учебном процессе. 2. Классификация и структура ЦОР в процессе обучения истории. 3. Использование возможностей Интернета на уроках истории. 2. Вопросы, выносимые на обсуждение. 1. Какие из обсуждаемыми нами информационные и коммуникационные технологии представляются вам наиболее перспективными для использования в учебном процессе? Какие, по-вашему, менее перспективны? Почему? Приведите аргументы, доказательства. 2. Для решения каких дидактических задач вы предпочли бы использовать нетрадиционные технологии? Как они могут разрешить ваши информационные запросы в кратчайшие сроки с наибольшим эффектом? 3. Каковы пути и возможности интеграции ЦОР и коммуникативных технологий в процессе обучения истории? 4. Какие возможности для эффективного обучения несет с собой использование онлайн-технологий? Как можно включить в план урока компоненты Интернет-чатов, Интернет-форумов?
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 8949; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |