Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методические аспекты использования ИКТ и подготовки учителя




Внедрение ИКТ в образовательный процесс требует освоения и во многом авторской разработки совершенно новой методики преподавания истории, которая во многом связана с исследовательскими, проектными технологиями. Молодым специалистам следует обратить внимание на то, что существует острый дефицит методической поддержки уже созданных цифровых образовательных ресурсов обучения и оценки его результатов. Методика использования электронных учебных пособий еще во многом создается.

В последнее время сформировались отдельные критерии для определения оценочных показателей для современного нетрадиционного урока.

К инновационным формам обучения, на которых наиболее приемлемо использование ЦОР в интеграции с иными новыми интерактивными технологиями относятся следующие:

1. Урок-лекция

2. Проблемный урок

3. Урок-конференция

4. Урок-диспут

5. Урок-презентация

6. Урок-защита проектов

7. Урок-исследование

На уроках разного типа объекты представленные в ЦОР можно использовать следующим образом:

Фото/Рисунок – объект может быть использован в качестве иллюстрации;

в качестве исторического источника, предназначенного для анализа (например, историческая фотография допускает вопросы по определению эпохи, социальной принадлежности запечатленных на ней людей, отношения автора к запечатленным событиям и т.п.).

Анимация – объект может быть использован в качестве фрагмента лекции (объяснения) учителя;

в качестве пособия для учащегося при отработке навыков работы с исторической картой;

при ответе учащегося (без текста диктора).

Текст – объект может быть использован для отработки навыков анализа исторического источника.

Определение – объект может быть использован для использования учителем при объяснении нового материала;

для самостоятельного изучения учащимися новых понятий;

для анализа их содержания учащимися.

Таблица/схема – объект может быть использован при объяснении учителем нового материала;

при изучении и повторении учащимися нового материала;

для анализа учащимися;

при ответе учащихся в качестве опорного конспекта.

для подготовки учащимся домашнего задания;

для быстрого повторения;

систематизации знаний учащимися.

Видео/аудио материалы – объект может быть использован как дополнительный наглядный материал при объяснении нового урока в качестве исторического источника для изучения в классе или дома.

Интерактивный тест – объект может быть использован для проверки знаний учащегося на уроке самостоятельной подготовки и проверки знаний.

В переходных условиях формирования инновационной среды наиболее адекватной формой может выступать организация творческих лабораторий учителей, в рамках которой формируются различные группы учителей с разной степенью освоения ИКТ. Так как основными компонентами ИКТ являются технический, программный, методический и информационный, то степень компетентности различных категорий учителей может существенно отличаться друг от друга.

При подготовке специалиста можно выделить три уровня освоения ИКТ - это первичный, средний и продвинутый. Уровни определяются глубиной овладения пользователем компьютерной техникой и программным обеспечением. Технико-технологический блок предполагает практическое совершенствование навыков пользователя, формирование готовности использовать ИКТ в своей профессиональной деятельности.

И здесь именно продвинутый молодой выпускник вуза может реально представить с среде более зрелых коллег свои знания и умения в технической, программной, информационной областях компьютерных технологий, навыков работы в сети Интернета. На первичном уровне освоения информационной компетентности преподавателя стоят следующее задачи:

- способности понимать суть обработки информации;

- находить информацию в различных источниках;

- пользоваться автоматизированными системами поиска и обработки информации;

- интерпретировать информацию;

- конвертировать визуальную информацию в вербальную знаковую систему;

- широко использовать моделирование для изучения различных объектов и явлений;

- производить анализ информационных моделей.

Однако в методическом плане основной целью подготовки учителя истории является формирование готовности и способности педагога использовать ИКТ в своей профессиональной деятельности на уроке и во внеучебной работе. Поэтому уровень освоения ИКТ будущим учителем как пользователем и уровень внедрения ИКТ в профессиональную деятельность учителя различаются достаточно существенно.

Уровни внедрения ИКТ в профессиональную деятельность учителя определяются тем, насколько творчески и системно педагог готов использовать ИКТ в обучении своему предмету. Здесь можно выделить следующие уровни компетентностей:

1. Уровень совершенствования и развития навыков использования ПК, периферийных устройств, локальных и глобальных сетей.

2. Уровень умений и навыков работы с электронной информацией (поиск, анализ, систематизация, конвертация и пр.).

3. Уровень ознакомления с программами общего и учебного назначения, моделирующими средами, а также с возможностями их использования в учебном процессе.

4. Уровень владения методиками преподавания истории с использованием ИКТ.

5. Уровень творческой апробации, совершенствования, индивидуальной адаптации имеющихся методик и создания собственных авторских разработок, программ, мультимедийной образовательной продукции.

Компетентности программно-методического блока включают наличие умений осознанного использования современных технологий в обучении истории, знакомство с программным обеспечением, методическими приемами работы с ПК на всех этапах учебного процесса, мультимедийными учебными и справочными пособиями.

 

Баранов П.А. Актуальные проблемы методики преподавания истории в школе. М.: Русское слово, 2002.

Бершадский М.Е., Гузеев В.В. Дидактические и психологические основы образовательной технологии. – М: Педагогический поиск, 2003.

Букинич С.А. Деловые игры со старшеклассниками // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2002. - № 1.

Гулина Е.Н. Использование ИКТ в обучении истории и обществознания // http://www.history.perm.ru/modules/smartsection/item.php?itemid=48

Дьяченко В.К. Обучение по способностям // Народное образование. – 1994. - № 4.

Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии. – М., 2001.

Комисаров В.И. Проблемная школьная лекция //Преподавание истории в школе. – 2000. - № 1.

Короткова М.В. Методика проведения игр и дискуссий на уроках истории. – М., 2001.

Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Современный урок. Часть 1. – М.: Учитель, 2005.

Лещинер В.Р. Компьютеры в кабинете истории // Преподавание истории в школе. – 1992. - № 6.

Маткин А.А. ИКТ - компетентность учителя истории // http://schools.perm.ru/modules/wfsection/article.php?articleid=208.

Полат Е.С. Типология телекоммуникационных проектов // Наука и школа. – 19997. - № 4.

Сельченко Г.К. педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления УВП. – М.: НИИ школьных технологий, 2005.

7. Перечень учебных наглядных пособий и ЦОР *

№ п/п Наглядное пособие Вид наглядного пособия (рисунок, схема, карта, видеофильм и т. д.) Носитель информации (электронный, бумажный и т. д.)
  CD –История России XVIII - XIX вв Рисунок, карта, видеофильм электронный
  CD – Отечественная история до начала ХХ веках Рисунок, карта, видеофильм электронный
  CD – XIX век Отечественная история, литература и искусство Рисунок, видеофильм электронный
  CD – История 10-11 классы. Подготовка к ЕГЭ Рисунок, карта, видеофильм электронный
  История государства и народов России Рисунок, карта, видеофильм электронный

 

 

СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ

Тема: _ Семинар по теме: «Реализация принципов использования ИКТ в обучении истории в курсе истории России XIX - начала ХХ в.» _

 

Учебная и воспитательная цель: Обсудить со студентами возможности использования информационно-компьютерных технологий на различных типах и этапах учебных занятий по истории.

Вопросы, выносимые на обсуждение:

1. ЦОР и программные средства, используемые в процессе обучения в курсе истории России XIX - начала ХХ в.

2. Методические аспекты использования Интернета на уроках истории.

Перечень используемых технических средств

Наименование Назначение Характеристики Примечание
мультимедиа проектор с экраном демонстрация компьютерных моделей, видеофрагментов, анимаций; проецирование презентаций студентов - -
персональный компьютер демонстрация компьютерных моделей, видеофрагментов анимаций соответствие минимальным системным требованиям используемых ЦОР Выход в сеть Интернет

Рекомендации по использованию информационных технологий. При проведении семинара рекомендуется использование мультимедиа проектора для проецирования иллюстративного материала и презентаций студентов во время их выступлений с докладами.

Перечень докладов к семинару:

1. Современные информационные и коммуникативные технологии в учебном процессе.

2. Классификация и структура ЦОР в процессе обучения истории.

3. Использование возможностей Интернета на уроках истории.

2. Вопросы, выносимые на обсуждение.

1. Какие из обсуждаемыми нами информационные и коммуникационные технологии представляются вам наиболее перспективными для использования в учебном процессе? Какие, по-вашему, менее перспективны? Почему? Приведите аргументы, доказательства.

2. Для решения каких дидактических задач вы предпочли бы использовать нетрадиционные технологии? Как они могут разрешить ваши информационные запросы в кратчайшие сроки с наибольшим эффектом?

3. Каковы пути и возможности интеграции ЦОР и коммуникативных технологий в процессе обучения истории?

4. Какие возможности для эффективного обучения несет с собой использование онлайн-технологий? Как можно включить в план урока компоненты Интернет-чатов, Интернет-форумов?

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 8949; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.