Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Электронные торговые площадки и их виды

Согласно данным исследования, проведенного компанией eMarketer, уже в 2002 году рост оборота рынка электронной B2B-коммерции в США составил более 57%, что позволило достичь совокупного объема продаж $482 млрд. [52].

Электронная торговая площадка, или B2B-площадка (Business to business marketplace) – место, где заключаются сделки купли-продажи между предприятиями - покупателями и продавцами.

Существует разные виды площадок – закупочные, сбытовые, многоотраслевые, отраслевые и продуктовые площадки. Несмотря на то, что разные категории площадок имеют свои преимущества и недостатки, их общая отличительная черта - снижение издержек предприятий. По оценке компании IBS экономия от использования схем B2B может достигать 15% со стороны закупок и 22% со стороны сбыта. В то же время затраты на интеграцию и автоматизацию бизнес-процессов предприятия с B2B-площадками согласно исследованию Gartner Research начинают окупаться только, если не менее 2,3% счетов будут выставлены и оплачены через Интернет [5].

Корпоративные закупочные и сбытовые площадки создаются одним или несколькими покупателями или продавцами и призваны перевести в Интернет связи с существующими партнерами компании. Как правило, такие площадки тесно интегрированы с внутренними бизнес-процессами предприятий и позволяют автоматизировать процесс обмена информацией с контрагентами, снизить стоимость и сократить время сбыта и закупок продукции.

В качестве примера закупочной площадки можно привести площадку сети розничной торговли «Пятерочка» - az.e5.ru. При существующей инфраструктуре сети, которая включает в себя 84 магазина, и ассортименте в 4 тыс. товарных позиций такая площадка позволит значительно упростить работу закупочных подразделений и перенести часть своей работы на сбытовые подразделения компаний-поставщиков.

Площадка Dealine.ru, созданная при компании Дилайн (поставщик компьютеров, комплектующих и т.д.), является представителем сбытовых площадок и предназначена для взаимодействия с дилерами. По словам генерального директора «Дилайн» Георгия Полихрониди, эта система сэкономила компании $1,4 млн.

Многоотраслевые, отраслевые и продуктовые площадки создаются третьими сторонами – технологическими компаниями, ассоциациями, банками, информационными агентствами, торгово-промышленными палатами или другими субъектами рынка. Представителями многоотраслевых площадок являются iTenders.ru (предоставляющая услуги по проведению конкурсных закупок или тендеров по многим отраслям промышленности, проводимым в Российской Федерации), региональная площадка Sibtorg.ru, площадка банка Менатеп СПб (созданная для клиентов банка) и др. Если на этих площадках предприятие не нашло контрагента, то всегда можно обратиться к специализированным отраслевым площадкам.

К отраслевым площадкам относятся Chemforum.ru (для участников рынка химической отрасли), Lesprom.ru (рынок лесной отрасли), Rusmet-trade.ru (торговая площадка металлургической отрасли), Conditer.ru (кондитерский рынок), Stroyteh.ru (дорожно-строительная техника), Medprom.ru (медицинское оборудование и комплектующие), Russiatele.com (телекоммуникационное оборудование), MtsZerno.ru (зерновой рынок), Platts.ru (площадка по нефтепродуктам, нефти и газу), Derrick.ru (рынок нефтегазового оборудования), Textileclub.ru (легкая и текстильная промышленность), Cislink.ru (продукты питания и другие потребительские товары), eMatrix.ru (для участников ИТ-рынка) и множество других площадок.

Площадка Chemforum.ru представляет собой разноплановый информационный центр для предприятий химической и смежных отраслей промышленности России и СНГ. На сайте представлена информация по компаниям и организациям химической отрасли, продукции и услугам, отсраслевым выставкам и конференциям, консалтинговым компаниям, основным событиям в отрасли и на рынках, а также заявки на покупку и продажу различной химической продукции, оборудования, услуг и т.п.

Портал химической промышленности (http://www.chemindustry.ru) содержит каталог химических предприятий, в котором содержатся адресные и справочные данные о производителях химической продукции из стран бывшего Советского Союза по отраслям, а также каталог химической продукции. На сайте в разделе «биржа» предоставлена возможность разместить объявление о купле-продаже химических реагентов, удобрений, оборудования, в разделе «новости» можно найти все последние новости в этой сфере, информацию о выставках, конференциях, семинарах. В разделе «аналитическая информация» находится целый ряд обзоров, результатов маркетинговых исследований и других данных по химической промышленности.

Lesprom.ru - крупнейшая в России информационно-торговая B2B система (ИТС), предоставляющая всю необходимую информацию для ведения бизнеса в лесной отрасли и ориентированная в первую очередь на российское сообщество лесного бизнеса. ИТС Lesprom.ru создана в 2000 году, принадлежит и администрируется ЗАО «Леспром Индастри Консалтинг».

Участниками Lesprom.ru являются более 10 тысяч компаний, деятельность которых связана с лесной промышленностью. Lesprom.ru объединяет Информационную и Торговую подсистемы, а так же Базу данных лесопромышленных предприятий.

Информационная подсистема Lesprom.ru включает в себя:

- ежедневную Информационную ленту, которая формируется на основе сообщений ведущих информационных агентств и газет, и позволяет быть в курсе важнейших событий лесопромышленного комплекса;

- регулярно обновляющийся Информационный Центр лесной промышленности, содержащий обзоры, интервью, консультации экспертов, аналитику, справочные данные о лесном комплексе.

В рамках Информационной подсистемы Lesprom.ru сотрудничает с региональными и центральными средства массовой информации. Партнерами Lesprom.ru являются агентство стандартизации Лесэксперт, Всемирный Фонд Дикой Природы, журнал Эксперт-Оборудование, коммерческие и ведомственные информационно-аналитические службы, научно-исследовательские институты и промышленные компании. Объективность информации обеспечивается независимостью ИТС Lesprom.ru от какого-либо из участников лесного рынка.

Торговая подсистема позволяет в режиме on-line круглосуточно торговать продукцией лесозаготовки и деревообработки, целлюлозно-бумажной продукцией (в настоящее время действуют площадки Круглый лес, Пиловочник, Пиломатериалы, Фанера и Шпон, ДСП, ДВП, Целлюлоза, Бумага и Картон, Оборудование), выставлять оферты и вести среди них сквозной поиск.

Отраслевая База данных содержит подробную информацию о более, чем 10000 предприятий. В Базе данных можно вести сквозной поиск предприятия по его бизнес-типу, по месту расположения, по товарной номенклатуре и по названию.

Проект Platts.ru посвящен интеграции ресурсов по рынку нефти и нефтепродуктов. Участники рынка нефтепродуктов могут разместить на портале заявки на покупку и продажу нефтепродуктов, информацию о своих компаниях, контактную информацию. На сайте также имеется каталог видов нефтепродуктов, который представляет собой линейный одноуровневый справочник 30 видов продукции отрасли.

Интернет-проект Textileclub.ru - это отраслевой информационный ресурс для производителей и продавцов продукции легкой, текстильной и смежных отраслей промышленности. Данный сайт содержит оперативную информацию об отраслевом рынке, объединяет заинтересованные структуры из 93 стран мира, 4 200 предприятий и организаций из более 300 городов России и 280 городов ближнего и дальнего зарубежья (промышленные компании, торговые организации, дома мод, отраслевые научные и образовательные институты и т.д.). На нем представлена актуальная информация о выставках, ярмарках, семинарах в этой сфере, а также отраслевые обзоры и публикации. [5].

Несмотря на высокую концентрацию участников рынка и возникающую отсюда конкуренцию поставщиков, на таких площадках всегда можно выделиться из общей массы путем размещения рекламы. Покупателям также выгоднее посещение отраслевого портала вместо долгих поисков необходимой продукции на сайтах отдельных поставщиков.

Стандартным сервисом площадок является предоставление клиентам возможности размещения заявок на покупку/продажу какой-либо продукции. На большинстве площадок эта услуга является бесплатной, тем не менее, уже появляются, площадки, практикующие взимание абонентской платы со своих клиентов.

Пользователи площадки «Зерно Он – Лайн» за дополнительную плату могут подключиться к системе слежения за вагонами. Система позволяет производить отслеживание продвижения вагона в пути от станции отправки до станции назначения с предоставлением информации о дислокации вагона два раза в день. Таким образом, грузополучатель может отслеживать и контролировать график и осуществление поставок грузоотправителем. Можно также осуществить поиск вагонов, не прибывших вовремя на станцию назначения, а также установить местонахождение отправленного груза.

Удобный сервис прямого маркетинга предоставляет своим клиентам Medprom.ru - возможности email-рассылок по адресным выборкам и возможность формирования файлов почтовых этикеток для почтовых рассылок (в базе Medprom.ru около 34000 медучреждений и более 3000 специалистов).

Можно выделить две группы рисков, возникающих у клиентов B2B-площадок: технологические и бизнес-риски.

К первым относятся некачественная связь провайдера (обрыв связи во время проведения торгов), взлом средств криптозащиты, внутренняя атака баз данных B2B-площадки и утечка конфиденциальной информации, DOS-атака или отказ в обслуживании и т.д. Тем не менее, все эти проблемы имеют решение: выбор качественного провайдера, использование соответствующих средств криптозащиты, разграничение прав доступа к информации персонала оператора B2B-площадки. В конце концов, подобные риски в ближайшем времени можно будет застраховать.

В то же время наличие многоотраслевых и отраслевых площадок, как дополнительного звена в цепочке доведения продукции до конечного потребителя, для всех сторон ведет к появлению разного рода бизнес-рисков:

- риск несоответствия качества поставляемой продукции;

- риск потери покупателем предоплаченных по сделке денежных средств;

- риск неоплаты или просрочки оплаты поставленной поставщиком продукции в товарный кредит;

- риск снижения нормы прибыли для поставщиков.

Кроме того, общим недостатком многоотраслевых и отраслевых площадок является отсутствие на них адекватных расчетных сервисов для B2B-торговли, в результате которого, после того как покупатель и продавец предварительно договариваются об условиях сделки, продолжение заключения сделки происходит не на площадке, а традиционными способами ведения бизнеса - посредством телефона, факса и командировок.

По прогнозам аналитиков, мировому B2B-рынку не удастся достичь высоких плановых показателей, объявленных ведущими исследовательскими компаниями до тех пор, пока приоритетом среди поставщиков B2B сервисов не станет разработка надежных электронных технологий платежей [5].

В России расчетный сервис для участников B2B-рынка предоставляют корпорация «НИКойл» с системой «НИК-Пэй Расчеты», мультибанковская система Фактура.ру с одноименной многоотраслевой площадкой Faktura.ru, банки Менатеп СПб и Импексбанк которые предлагают расчетные услуги для участников собственных площадок и др.

В условиях тотального недоверия и отсутствия истории взаимоотношений между контрагентами выходом из ситуации может стать рейтингование предприятий самими B2B-площадками и ведение «черных» списков. Но и это не всегда эффективно, как сказал один руководитель про контрагента своего предприятия, «потому и перешли на аккредитивы, что работаем давно и хорошо их знаем». Становится ясно, что для полной ликвидации бизнес-рисков контрагентов (особенно при проведении первых сделок) необходимо использование механизмов гарантированных расчетов.

До недавнего времени B2B-площадки и B2B-расчетные сервисы развивались параллельно. На торговых площадках отлаживались технологии представления коммерческой информации, обеспечения онлайнового переговорного процесса, разрабатывались и внедрялись системы фактического заключения сделок, формировались организационно-правовые формы операторов B2B-площадок. Несколько компаний-поставщиков технологических решений для B2B-торговли в предвидении динамичного развития B2B-рынка электронной коммерции занимали плацдармы в самых разных экономически развитых отраслевых сегментах. В свою очередь, банки разрабатывали и внедряли системы электронного документооборота и технологии интерактивного банковского обслуживания. [5].

Прогнозы экспертов с некоторым опережением подтверждают практики-банкиры, которые уже сейчас практически завершили передел многоотраслевого и отраслевого B2B-рынка: банки Менатеп СП-б и Импексбанк создали собственные площадки, Фактура.ру, реализовав технологию расчетов на собственной многоотраслевой площадке приступила к внедрению своего расчетного сервиса на 2-х отраслевых площадках - Metalcom и Rossahar, корпорация «НИКойл» внедряет свой расчетный сервис «НИК-Пэй Расчеты» на 25-ти B2B-площадках.

Следующим и самым тяжелым для финансовых структур этапом «совмещения интересов» с B2B-площадками станет продвижение своих B2B-расчетных сервисов среди юридических лиц - не привыкших к тому, что электронно-цифровая подпись имеет такую же юридическую силу, что и обычная подпись с печатью, и не представляющих для себя проведение открытых торгов без «откатов».

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Модели и организационные формы бизнес-процессов | Интернет-магазины
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 553; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.