Слово «эстетика» – в переводе с греч. означающее «имеющий отношение к чувственному познанию». Термин эстетика вошел в науку в сер. ХVШ в. впервые его употребил немецкий философ А. Баумгартен для обозначения нового раздела философии. Эстетику стали понимать как науку, изучающую либо «философию прекрасного», либо «философию искусства».
Эстетика рассматривает чувственное познание окружающей действительности и имеет дело с ее разными сторонами: с природой, обществом, человеком и его деятельностью в самых различных жизненный сферах, вплоть до производственной. Так, эстетически мы оцениваем красивые цветы, величественные здания, устремленные ввысь купола храмов, технические объекты (компьютеры, автомобили и…), созданные трудом человека, высокие нравственные поступки людей, прекрасные произведения искусства. О людях, чутких к красоте, говорят, что они наделены эстетическим чувством. Сам процесс подобного восприятия мы называем эстетическим восприятием, результатом которого является эстетическое переживание. Т.о. эстетические чувства, эстетические переживания, эстетические наслаждения выступают как проявление эстетического отношения к предметам или явлениям действительности. Всевозможные эстетические отношения, возникающие у человека (соц. группе, об-ва) к действительности, можно отнести к общему понятию «эстетическое». Природу эстетического изучает наука эстетика.
Исследование эстетического предполагает анализ наиболее общих характеристик, присущих прекрасному, возвышенному, трагическому и т.п. Одним из основных вопросов, входящих в круг изучения эстетики, является искусство. Эстетика исследует общие закономерности развития искусства, проявляющиеся в различных его видах. Она изучает и сам процесс художеств. творчества, а также процесс художественного восприятия искусства и т.д. Искусство существует в социально-коммуникативной системе «художник – искусство – публика».
В предмет эстетики как науки включаются такие проблемы, как «художник», «художественный язык», «художественное восприятие», «художественная оценка», «художественный вкус» и др.
Понятие «художественное» имеет отношение к искусству, деятельности художника, к восприятию искусства, к оценке произведений искусства и т.д. Существуют эстетические явления, ценности, процессы не обладающие художественным характером, например, эстетическое восприятие природы, поведения, бытовой сферы. «Художественное» следует рассматривать как прилагательное от существительного «искусство». Художественная потребность – это потребность в искусстве. Категория эстетического характеризует всю широту и многообразие прекрасного и безобразного, трагического и комического, возвышенного и низменного с их модификациями в природной и социальной среде, в искусстве и в утилитарных видах деятельности. Мы не знаем ни одного художественного явления (музкального, литературного, живописного), ко- торое бы не обладало эстетической природой, не было бы прекрасным или безобразным. Позтивно эстетическим или негативно эстетическим и др., но мы знаем эстетические явления, которые не обладают художественной пиродой (красота флоры и фауны, физического облика человека, неорганические предметы и т.д.). Эстетика изучает и ценностное тношение человека к действительности (прекрасное, безобразное, трогательное, юмористическое, трагическое, комическое, возвышенное и др.). Кроме того, эстетика исследует закономерности эстетической деятельности общества, закономерности эстетического освоения действительности человеком и т.д. Анализ эстетической деятельности позволяет понять, как человек творит, создает прекрасное в жизни и как он потребляет (воспринимает) его. Другими словами, эстетика изучает субъекты творчества и восприятия (художник, публика, соавтор, импровизатор, исполнитель, критик), объекты творчества и восприятия, средства, процессы и результаты эстетического творчества и восприятия. Эстетика – философская наука, она родилась в недрах философии и сохраняет с нею тесную связь. Если философия изучает наиболее общие законы природы, общественного развития и мышления, то эстетика изучает наиболее общие законы развития искусства, а также эстетического отношения человека к миру. Эстетика, став самостоятельной наукой (вт.пол. ХVІІІ в.) продолжает брать основные методологические положения из философии. Эстетика связана со многими общественными, философскими, гуманитарными науками. Эстетика тесно связана с этикой. Нравственный момент входит в само существо эстетического отношения человека к действительности. Взаимоотношения людей – это основа любого художественного произведения. Эстетика выступает методологической основой и для ряда новых наук, выделившихся из нее: технической эстетики, эстетики быта, эстетики поведения. Эстетика – это наука об эстетическом, о сущности и законах эстетического познания и эстетической деятельности человека, наука об общих законах развития искусства. Структура эстетического знания. Эстетика – целостная система научного знания, которой присуща стройная структура, включающая 3 основные раздела: - о природе объекта эстетической оценки и видах эстетической ценности (продукты производства, явления природы, человек, художественные ценности и т.п.); - о природе эстетического сознания и его формах (эстетические чувства, идеалы, вкусы, взгляды и теории); - о природе эстетической деятельности и ее видах (худож. конструирование или дизайн, худож. творчество, эстетическое воспитание..). Структура эстетического знания предполагает и наличие сложной системы эстетических категорий и понятий. Эстетические категории – узловые понятия в истории освоения человеком действительности по «законам красоты». К эстетическим категориям относятся: прекрасное, безобразное, трагическое, комическое, низменное, возвышенное, содержание и форма в искусстве, стиль, художественный метод, художественный образ и т.д. Помимо эстетических категорий, к структурным элементам эстетики как науки относятся эстетические понятия, которые не имеют столь широкого смысла и значения. В одних случаях эстетические понятия отражают определенные стороны основных эстетических категорий (например, красивое, гармоничное, со- вершенное – проявление эстетической категории «прекрасное»), в других – характеризуют оттенки эстетических свойств, эти понятия не имеют обобщающего значения (например, чудесное, прелестное, великолепное – прекрасное; печальное, скорбное, горестное – трагическое и др.). Все категории и понятия эстетики тесно между собой взаимосвязаны, между ними существует логическая связь и соподчиненность. Эстетика как система знания включает и эстетические законы. Эстетические законы- это законы эстетической деятельности, законы искусства как формы общественного сознания, законы художественного творчества, законы художественного процесса, законы художественного восприятия, законы эстетического воспитания и др. Єстетика представляет собой систему законов, категорий, понятий, исследование которых и раскрывает ее содержание. Никакая наука не возможна без своего метода познания; одним из методов эстетики является историзм. Идеи историзма пронизывают данную науку. Принцип историзма – потребность адекватно рассмотреть свой предмет, например, нынешнее состояние искусства и его современные законы понимаются как ставшие, исторически возникшие, а его будущее состояние – как образующееся в протекающем на наших глазах художественном процессе. Другой метод эстетики – структурализм. Например, структурализм дает возможность рассмотреть художественный процесс как определенную систему, состоящую из множества элементов, взаимосвязанных и взаимообусловленных. Функции эстетики. Рассмотрение предмета и структуры эстетики дает возможность раскрыть ее функции, важнейшими из которых являются мировоззренческая, познавательная, формирующая, методологическая. Эстетика нужна художнику. Она является мировоззренческой основой для его творческой деятельности. Художник может интуитивно применять законы эстетики, не постигнув их в теоретической форме, а получив из самого художественного процесса, из опыта предшественников и современников. Когда художник встречается со сложной творческой задачей, пытается найти выход из творческого кризиса, он не может руко- Водствоваться только интуицией и должен опираться на глубокие знания эстетики. Мировоззрение не только руководит талантом и мастерством, оно и само формируется под их воздействием в процессе творчества. Непосредственно влияет на творчество та сторона мировоззрения, которая выражается в эстетической системе, сознательно или стихийно реализуется в образах. Как правило, творчество и осмысление его законов идут рука об руку. Аристофан, Леонардо да Винчи, Шекспир, Мольер, Гете, Шиллер, Достоевский, Пушкин, Толстой, Франко не только великие мастера искусства, но и великие исследователи его тайн. Эстетика направляет развитие искусства, в этом ее огромное значение. Эстетика сказывается и на творчестве художника. Знание ее законов способствует сознательному отношению к художественному творчеству, в котором сочетаются дар и навык. Эстетика несет знания людям, позволяет овладеть основными свойствами и законами развития эстетического, познакомиться с различными эстетическими концепциями и др. В этом раскрывается познавтельная функция эстетики. Человек с развитым эстетическим сознанием глубже воспринимает искусство, которое доставляет людям одно из высших духовных переживаний – эстетическое наслаждение. Эстетика способствует формированию определенныхэстетических взглядов, идеалов, представлений; помогает людям ориентироваться в мире эстетических ценностей, способствует выработке ценностных представлений, которыми люди руководствуются в своей практической деятельности. Т.о. эстетика играет воспитательную роль в жизни общества. Также эстетика выполняет и методологическую функцию. Она раскрывает основные принципы познания эстетических объектов, определяет путь их исследования. Эстетика нужна не только художнику, пишущему картину, но и модельеру, проектирующему костюм, и столяру, делающему шкаф, и инженеру, создающему автомобиль, т.к. освоение и преобразование мира ими осуществляется по законам красоты. Строитель всегда должен творить и по законам сопромата. И по законам красоты; участник карнавала – по законам комического; человек, хоронящий близкого – по законам трагического; а совершающий подвиг – по законам возвышенного. Все эти формы деятельности подчиняются законам эстетики; они не могут быть ни совершены без определенной развитости эстетического начала в душе человека, ни осмыслены без эстетики и ее категорий. Эстетика входит в труд, в художественное творчество, быт, во все сферы деятельности, она формирует в человеке творческое, созидающее начало, способность воспринимать красоту и наслаждаться ею, ценить и понимать искусство.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление