Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Процесс совершенствования государственного управления




Итоговым, концентрированным выражением деятельности обще­ства и государства по созданию «опережающего состояния» госу­дарственного управления в общественном развитии является про­цесс совершенствования самого государственного управления. Он представляет собой подсистему в государственном управлении с соответствующими целями, предметом, принципами и организа­цией, смысл которой заключается в придании государственному управлению как системному общественному явлению способности самопреобразования, саморазвития, самоулучшения.

Целевая ориентация совершенствования государственного управ­ления, исходя из всего сказанного, видится в том, чтобы, во-пер­вых, обеспечивать максимально достижимое соответствие содер­жания управляющих воздействий органов государственной влас­ти и местного самоуправления потребностям и закономерностям управляемых объектов — всей общественной системы; во-вторых, формировать наиболее рациональные и эффективные взаимосвязи между управляющими компонентами государства и управляе­мыми объектами, а также субъектами других видов управления; в-третьих, поддерживать в оптимальном состоянии (с обществен­ной и экономической точек зрения) организационную структуру государственного управления; в-четвертых, способствовать посто­янному относительному и абсолютному уменьшению обществен­ных затрат на управление; в-пятых, повышать эффективность форм, методов и других элементов государственно-управленческой деятельности.

Эту общую целевую ориентацию совершенствования государст­венного управления можно условно подразделить на две группы целей: внешние и внутренние. Внешние цели состоят в повышении эффективности управляющих воздействий, их упорядочении ж си­стематизации, в обеспечении адекватности объективным запросам управляемых объектов. Реализация внутренних целей предпола­гает совершенствование самой управляющей системы, улучшение ее мобильности, рациональности, внутренней жизнедеятельности.

Далее цели конкретизируются в зависимости от объекта анализа и преобразования (элементов, сторон и аспектов государственного управления). Поэтому важнейшим и исходным элементом процес­са совершенствования государственного управления выступает его научно обоснованное «древо целей», на основе которого определя­ются предмет, структура, актуальность, последовательность и дру­гие проявления совершенствования государственного управления. Должна быть ясность в том, чего же мы хотим добиться от совер­шенствования государственного управления. А то реформы вроде бы идут, о них совещаются, пишут, говорят, их утверждают, а улучшения самого субъекта государственного управления что-то не наблюдается. Не говоря уже о состоянии общества.

Наряду с целями и на их основе важным элементом процесса со­вершенствования государственного управления выступает его предмет. Ведь надо заранее и точно знать, что подлежит совершен­ствованию, какие реальные процессы следует познавать и улуч­шать. Предмет данного процесса имеет двойственный характер: гносеологический и предметно-практический, свидетельствующий о том, что подлежащие совершенствованию управленческие явле­ния представляют собой и объекты познания (теоретического по­стижения), и объекты практическою преобразования.

Если обобщить все сказанное в курсе лекции о государственном управлении, то можно обозначить следующие «блоки» предмета его совершенствования:

а) постоянное и охватывающее все уровни и направления улучшение и упрочение взаимодействий между управляющими и управляемыми компонентами системы государственного управ­ления, что предполагает совершенствование главным образом «древа целей» и функциональной структуры государственного управления;

б) непрерывное развитие общественной сущности государствен­ного управления посредством его все более глубокой демократиза­ции, расширения участия граждан в его процессах, становления и активизации самоуправляемых общественных механизмов, что

связано преимущественно с совершенствованием организационной структуры государственного управления;

в) системная рационализация государственно-управленческой деятельности с целью все большей социальной, организационной и правовой обусловленности, обоснованности и эффективности каж­дого ее элемента, умелое сочленение и полное использование чело­веческого потенциала и научно-технических средств управления;

г) создание информационных, организационных и других усло­вий, факторов и стимулов, обеспечивающих введение в управлен­ческую практику и эффективное применение в ней научных форм, методов и средств овладения человеком объективной действитель­ностью;

д) постоянно и научно прогнозируемое улучшение системы под­бора, использования, подготовки и повышения квалификации управленческих кадров всех категорий, развитие методов, средств и форм стимулирования инициативного, качественного и ответст­венного исполнения государственных должностей;

е) широкое использование социально-психологических факто­ров развития свободных, демократических, обоюдоответственных отношений между всеми участниками государственно-управленче­ских отношений.

Возможна, конечно, и дальнейшая детализация элементов и взаимосвязей предмета совершенствования государственного управ­ления, но это уже относится к специальным отраслям государст­венного управления, в которых они должны и изучаться, и практи­чески реализовываться.

Сложность целей и предмета совершенствования государственно­го управления обусловливает использование определенных прин­ципов при осуществлении всей этой работы. Назовем следующие основные принципы.

Прежде всего, это принцип системности, характеризующий охват данным процессом какой-либо крупной составной части функциональной и организационной структуры государственного управления, подсистемы органов государственной власти и мест­ного самоуправления.

Далее, принцип комплексности, требующий учета многообразия элементов государственного управления, их сторон, свойств, аспектов, охвата различных факторов, средств, форм, методов и т.д., которые реально и в совокупности влияют на управленческие про­цессы.

Нельзя забывать также о принципе непрерывности, исходя из ко­торого действия по совершенствованию государственного управле­ния должны вестись каждодневно, шаг за шагом, но неуклонно. Любые «радикальные» преобразования система государственного управления всегда переживает болезненно, часто теряет уже до­стигнутый уровень стабильности и упорядоченности, в то время как небольшие подвижки, осуществляемые системно, сохраняя це­лостность государственного управления, постепенно переводят его в новое качество.

Это, наконец, принцип плановости, свидетельствующий о том, что цели процесса совершенствования государственного управле­ния могут достигаться лишь путем тщательно спланированных и последовательно выполняемых действий. Ведь речь идет о совер­шенствовании системы государственного управления, а не только каких-то отдельных ее элементов. Принципы необходимо приме­нять скоординированно, во взаимосвязи друг с другом.

Процесс совершенствования государственного управления дол­жен быть, разумеется, надлежаще организован. На практике сло­жилось в основном три способа решения таких вопросов:

- осуществление рационализации тех или иных элементов управ­ления силами персонала соответствующего органа или подсистемы органов (по собственной инициативе и за счет внутренних ресур­сов);

- обоснование предложений по рационализации силами привле­ченных специализированных (проектных, экспертных и т.п.) орга­низаций, внешних по отношению к рассматриваемой структуре управления;

- разработка и реализация проектов (планов) рационализации объединенными силами представителей как соответствующего ор­гана, так и внешних специализированных организаций.

Каждый из названных способов имеет свои достоинства и слабые стороны. Полной и достоверной информацией о состоянии управ­ленческой деятельности в определенном органе (ее тайнах) владеет, конечно, его коллектив, которому, как говорится, «на месте виднее». Но специализированные организации лучше знают в боль­шинстве своем мировой и национальный опыт, имеют отработан­ные методики анализа и оценки управленческих процессов, на­строены на объективный подход; им не хватает лишь конкретной информации. Поэтому самые плодотворные результаты приносит объединение усилий, сочетание здесь типичного, что освоено спе­циализированными организациями, и уникального, носителем че­го выступает коллектив каждого отдельного органа.

В последнее время, к сожалению, получает распространение практика, при которой сверху, особенно с высшего уровня, навязы­ваются стандартные структурные преобразования, которые почти не учитывают особенностей множества местных условий и факто­ров и мнения тех, кого они касаются, не получают какой-либо на­учной экспертизы. Идет субъективистская унификация, итоги ко­торой не трудно прогнозировать.

Вместе с тем опыт и дореволюционной России, приведший к изве­стным событиям начала XX века, и советского периода, не решив­шего намеченных целей, и периода становления Российской Феде­рации, и зарубежных стран однозначно подтверждает, что в вопро­сах совершенствования государственного управления не может быть самодеятельности, субъективистских «вариаций», революци­онных «скачков» и реформаторской неопределенности. Если подобное и бывает, то оно никак не связано с совершенствованием го­сударственного управления и не ведет к нему. Нужна серьезная ор­ганизация процесса совершенствования государственного управления (да и других видов управления) на общегосударствен­ном уровне и в масштабах всего общества.

Многие страны, особенно развитые, постоянно разрабатывают и реализуют программы (планы) совершенствования своего госу­дарства, его аппарата и государственного управления, создали для этих целей различные структуры в виде министерств, комитетов, комиссий и т.д. Почти каждая политическая партия в своих про­граммных документах имеет раздел, посвященный развитию госу­дарственности. Свидетельством актуальности данной проблемы яв­ляется существование в большинстве стран, прежде всего США, Японии, Европейского Союза, значительного числа консультаци­онных структур (фирм), специализирующихся на совершенствовании управления. Имеет место по этим вопросам международное со­трудничество, где действуют соответствующие международные ор­ганизации. Пора и в демократической России организовать на со­временном уровне процесс совершенствования государственного управления.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 366; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.